1872 год Привокзальная слобода. Брянск.
Слово «вокзал» пришло в Россию из Англии. В конце XVII века в одном из лондонских пригородов построили увеселительное заведение для развлечения «приличной» публики. Окрестили его Воксхоллом, что в переводе на русский язык означает «людное место». Постепенно слово «воксхолл» стало синонимом любого бурлящего людским потоком места. Постройки, предназначенные для обслуживания пассажиров первых железных дорог, также стали именоваться воксхоллами. Позже это название трансформировалось в «воксал», а затем в более удобную для произношения форму — вокзал...
Поскольку с проведением Риго-Орловской железной дороги и сооружением вокзала на станции первые поселенцы разместились в районе железнодорожного вокзала, поселок стал называться Привокзальной слободой. Заселение шло не так быстро — земли продавались. В Брянском областном архиве хранятся объявления о торгах, напечатанные в «Прибавлении к Орловским губернским ведомостям 1872 года»: «В Брянской городской управе в 1872 году назначены торги с узаконенною через три дня переторжкою: 1 торг 25 сентября — на отдачу в потомственное арендное содержание при Брянской станции Орловско-Ви-тебской железной дороги городского места мерою в ширину 10 саж. и в длину по обе стороны по 30 саж., просимого мещанином Иваном Максимовым Богдановым; 2 торг 10 октября — на отдачу в потомственное арендное содержание при Брянской станции Орловско-Витебской железной дороги городского места мерою в ширину 20 саж. и в длину по обе стороны по 60 саж., просимого мещанином Федором Николаевым Сухановым...»
На составленном в августе 1873 года плане невдалеке от переезда и железнодорожной будки показаны земли, арендуемые брянским второй гильдии купцом Афанасием Ивановичем Климовым, места потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Неустроева и жиздринского мещанина Ивана Максимовича Богданова и место, просимое вновь им же, Богдановым...
В государственном архиве Брянской области есть интересный документ, свидетельствующий о том, как шло заселение Привокзальной слободы, освоение новой территории. Он гласил: «Проектируемая местность под распространение города находится на левом берегу р. Десны около станции Брянск и полотна ОВЖД (Орловско-Витебской железной дороги. — Я.С.). Предполагаемое пространство под проектируемый город около 75 десятин. Правильных кварталов 12 и полукварталов 5, всего количеством 17, что составит правильных участков для поселений 300, при них две площади, лавки, церковь, кладбище с часовней и кузней. Вся местность окружена с северной части низменной полостью с зарослями, по которой протекает ручей Змеинка. Восточнее — возвышенная часть с зарослями, с южной — низменная часть с лиственной зарослью и ручьем Глубочко и с западной стороны полотном ОВЖД».
«Желаю взять в потомственное пользование участок городской земли шириною 450 квадратных сажень, находящихся в местности, показанной на предоставленном при сем плане под лит. «А», близ станции Брянск Орловско-Витебской железной дороги, за который и предлагаю ежегодную плату двадцать рублей», — пишет в 1881 году брянский купец Николай Михайлович Михайлов.
В 1881 году на плане городской земли близ железнодорожной станции показаны участки земли под поселением: Ефимова, Цетельмана, Климова, Комарова, Игнатова, Богданова, Михайлова... На некотором расстоянии от поселенцев помечена контора Чибисовых. За домами четко выведено: «Сосновые заросли».
В думу шли одно за другим заявления. Все они аккуратно хранятся в областном архиве. Просят выделить участки земли в 1882 году мещанин В.Н. Андронов, безземельный крестьянин Смоленской губернии Рославльского уезда Т.Я. Селезнев, отпускной рядовой И.Н. Николаев, живущий в Брянске на Московской улице в доме Лялиной. Он хочет построить кузницу.
«Желаю взять участок под застройку на Брянском вокзале во вновь распланированных кварталах, в квартале № 9 участок № 1 в количестве 360 кв. сажен...» — просит в 1882 году крестьянин Мосальского уезда Калужской губернии Ф.Ф. Степанов. Здесь же подшиты заявления разных лет от жиздрин-ского купеческого сына И.М. Козеня, унтер-офицеров интендантского управления М.Д. Данилова и Т.Д. Межевого, крестьянина села Супонева Брянского уезда СМ. Волкова, крестьянина Карачевского уезда И.В. Марченкова...
Девяностые годы девятнадцатого столетия стали годами бурного развития Привокзальной слободы. В августе 1891 года на восточной стороне железнодорожных путей (в районе нынешнего рынка), где тогда находился вокзал, заложили церковь. Через два года она была освящена в честь Николая-чудотворца.
Газета «Брянский вестник» 7 июля 1896 года сообщала, что в Привокзальной слободе состоялась закладка Сухарного завода военного ведомства. Вел строительство барон, тайный советник Николай Карлович фон Дершау — сын известного русского генерал-лейтенанта немецкого происхождения Карла фон Дершау, коменданта крепости Або (ныне финляндский город Турку).
«Привокзальная слобода при станции Брянск Риго-Орловской и Полесской железных дорог» — так озаглавлен один из документов государственного архива Брянской области. В нем дается краткая характеристика, что представляла собой слобода в 1897 году.
«Поселок этот возник лет десять тому назад, — сообщается в справке, — ив настоящее время представляет довольно значительный поселок. Стоит от города он в четырех верстах. Местность между городом и станцией с поселком находится в низменности и не заселяется по причине больших весенних разливов. Возникновение и расширение поселка вызвано отчасти тем, что Брянская станция есть центральное место местных операций, где совершаются почти все местные сделки. Вблизи поселков имеются пять паровых лесопилок. Увеличению различных операций и торговли способствует узел железных дорог: Риго-Орловской, Полесской и Льгово-Брянской.
Поселок расположен в городской черте и платит городу арендную плату с правом пользования землей в течение десяти лет, а по истечении этого срока возобновляется контракт с добавлением десятипроцентной арендной платы по усмотрению города. Кроме сего, поселяне платят государственный, городской и земский налоги.
Согласно плану, в поселке имеются улицы, переулки, площадь и выгоны, которыми пользуются поселяне. За выгон для пастьбы скота платят городу в летние месяцы по два рубля за каждую корову в месяц...»
В поселке проживало около четырех тысяч человек. В документе подчеркивается, что жители большей частью состоят из крестьян, служащих на железных дорогах и ближайших заводах. Остальное население — из разночинцев: купцов, мещан, местных и иногородних, занимающихся торговлей, подрядными и разными промыслами. Одними из первых возникли улицы: Орловская, называлась также Транспортная (ныне ул. Володарского), Витебская (сталаулицей Димитрова), Жиз-дринская (ныне носит имя Пушкина). Все они шли параллельно железной дороге. И конечно же, выглядели они совсем иначе. В основном дома были деревянные. Каменные двухэтажные принадлежали купцам Морозову, Ермолову... Несколько домов было и таких: нижний этаж — каменный, а верхний — деревянный.
Базарная площадь, торговые ряды, школы, клуб, парк добровольного пожарного общества с летним театром, Николаевская церковь — все это сгруппировалось как бы на одном полукружии с центром у железнодорожной станции. В слободе действовали небольшие кустарные предприятия — фабрика по пошиву брезентовых башмаков на плетеной веревочной подошве. Фабрика носила название «Эсподроль» и принадлежала бельгийцу Арку. Работали в большинстве здесь женщины. Заводик «Надежда» принадлежал Певзнерам. На нем изготовляли свинцовые пломбы для железных дорог и различные скобяные изделия для продажи жителям. Слобода росла, расширялась...
Я. Соколов