СтраницаСлобод Клинцы

Слобода Клинцы, Брянская земля.

Существует исторический документ: слободу Клинцы осаживали у реки Туросна преодолевшие 900 верст крестьяне-старообрядцы братья Клинцы в 1707 году. Уже в 1729 году, по данным переписи, произведенной капитаном Брянчаниновым, на слободе Клинцова находилось 17 дворов.

Как известно, царь Петр I стремился вырвать Россию из тисков хозяйственной и культурной отсталости путем проведения государственных и социальных реформ. Консервативная часть боярства и духовенства неодобрительно встретила эти преобразования. Они пытались плести паутину заговоров против государя, не останавливали их даже жестокие расправы над участниками стрелецкого бунта. Пожалуй, самыми ярыми противниками петровских реформ были раскольники, движение которых Петр поначалу поддерживал. Но когда он узнал, что раскольники состоят в заговоре, чтобы совершить дворцовый переворот путем убийства Петра, сразу изменил свое отношение к приверженцам «древлего благочестия». Духовные вожаки старой веры призывали раскольников: «Уходите, братцы, в леса, в болота топкие, подальше от антихриста и карающей руки новообрядцев, молитесь отцу и сыну от избавления Руси от ереси, блюдите старую веру». Жесточайшие карательные меры вынудили раскольников спасаться в Сибири, Запорожье и Стародубье. Предпочтение отдавалось последнему, расположенному возле западных границ Русского государства. К тому же здешние природные условия позволяли надежно скрываться от преследований. Кроме того, юго-западные районы Брянщины славились процветающими староверческими монастырями, где были сосредоточены духовные силы церкви и где имелась возможность совершать духовные дела. Духовных центров в истории старообрядчества было несколько. Наиболее прославились Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Из исторических документов известно, что в начале 18-го столетия переселенцы-староверы из ярославских земель и Костромского уезда массово селились в местности, расположенной вокруг города Стародуба на Брянщине и в местечке Ветка, у реки Сож, где образовалось около 20 старообрядческих слобод (ныне г. Ветка Ветковского района Гомельской области Республики Беларусь). Петр Великий обращал внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не мог поделать, так как тот находился за границей. Но как только Польское королевство ослабело, русское правительство с императрицей Анной Иоанновной решило разорить Ветку. Это было в 1735 году. С 1680-х годов на Ветке, в слободе Елеонка, обитало несколько костромских семей староверов. В одной из них был войтом (что-то вроде старосты – ред.) старик Мелентий Панов. Может, он и посоветовал весточкой своим землякам, братьям Василию и Павлу Афанасьевичу Клинец из приселка Николы дворцовой государевой Даниловской волости Костромского уезда (ныне г. Данилов Даниловского района Ярославской области) переселиться к польской границе от преследования костромских церковных и светских властей. Возможно, он и подсказал землякам, где подобрать более удобное место, на котором можно осесть, - чтобы оно было ближе к Польше, богато дарами природы: рыбой, дичью, бортьевыми пчелами, ягодами и грибами, да чтобы рядом была река и питьевые источники. А может, самостоятельно братья Клинцы и их спутники отыскали нужное место для своего будущего поселения. Но существует исторический документ: слободу Клинцы осаживали у реки Туросна преодолевшие 900 верст крестьяне-старообрядцы братья Клинцы в 1707 году. Уже в 1729 году, по данным переписи, произведенной капитаном Брянчаниновым, на слободе Клинцова находилось 17 дворов. Население занималось исключительно промыслами (восемь дворов, в том числе и 62-летнего холостяка Василия Клинца, торговали конопляным маслом, три двора выделывали деревянные ложки и прочие предметы из дерева, два двора шили рукавицы, один - столярничал). Может, и не расти бы Клинцовской слободе далее, если бы через шесть лет после этой переписи не случилось в 100 верстах в торговой слободе Ветка, принадлежавшей польскому пану Халецкому, одно важное событие - так называемая «Ветковская выгонка». Царица Анна предложила всем старообрядцам вернуться в Российскую империю, но ветковцы отказались. В 1735-1736 годах последовал жесточайший разгром слободы с сожжением всех построек, что дало слободе Клинцова новых переселенцев. Особенно выросла слобода после второй «Ветковской выгонки», предпринятой Екатериной II в 1763 году. В слободе тогда проживало уже 1200 душ… Такова история появления этого города. В настоящее время Клинцы являются вторым (после Брянска) по величине промышленным и культурным центром Брянской области, здесь проживает около 65000 жителей. На географической карте России - это единственный крупный город, носящий свое имя по фамилии крестьянина, его основавшего. В 2007 году, во время празднования 300-летнего юбилея основания Клинцов даниловскими крестьянами, благодарными клинчанами был открыт величественный бронзовый памятник первопоселенцам в виде колокола с крестом и тремя фигурами: мужчины, женщины и ребенка (главный спонсор проекта АО «Клинцовский автокрановый завод»). …Близится дата четырех юбилеев. В 2022 году город будет отмечать: 315- летие основания Клинцов даниловскими крестьянами; 240-летие обретения слободой Клинцы статуса посада, полученного по Указу Екатерины II в 1782 году; 100-летие обретения статуса уездного города; 245-летие обретения городского статуса селом Даниловским (ныне г. Данилов Ярославской области) на основании Указа Екатерины II 1777 года. Именно отсюда в 1707 году вышли основатели поселения у польского рубежа. Самое время узнать чуть больше друг о друге и наладить культурные и торговые связи между тремя родственными, побратимскими старинными городами ЦФО: Клинцами, Даниловом и Костромой, которых навсегда связала между собой наша общая история.

 Валерий СОКОЛОВ, бывший житель г. Клинцы, с 1990 года проживающий в Костроме.