Сказка об Александре Пересвете
Это произведение - вторая часть трилогии, состоящей из трех частей, Сказка об основании Могилева (masheka.by/art_mogilev/1027-skazka-ob-osnovanii-mogileva.html), Сказка об Александре Пересвете и Сказка о Вольге и Елене Премудрой, написанные Сергеем Осиповым с иллюстрациями алтайского художника Дмитрия Курбатова по мотивам славянских былое и легенд.
Предисловие:
Александр Пересвет, брянский боярин, инок, принял славную смерть 8 сентября 1380 года на Куликовом поле в поединке с Челубеем.
Пересвет состоял на службе у князя Дмитрия Ольгердовича. По нашей версии, прежде чем отправиться к Сергию Радонежскому, он должен был сослужить князю три службы, отправиться в три путешествия.
Первое - в замок Карлув Тын (Карлштайн) на территории современной Чехии, в сопровождении вещего Бояна, где они спасают от смерти норманнского принца.
Второе - на Беломорье к святым старцам с племянником Яковом, сыном Родиона Осляби, где они принимают участие в Камском побоище.
Третье - на Кавказ в ущелье реки Азат с проводником Драганом за Копьём Судьбы.
В каждом путешествии он совершал героические поступки, а в последнем - нашёл невесту, освободив её от циклопа, потомка Полифема.
Одновременно за копьем по поручению Мамая отправляется Челубей, но опаздывает. В качестве трофея он желает взять себе в гарем невесту Пересвета, но она выбрасывается со скалы.
Сослужив три службы князю и узнав о гибели невесты, Александр Пересвет принимает монашеский сан и получает благословение от Сергия Радонежского на битву с Челубеем.
Сергий вручает Пересвету все три атрибута, которые были добыты Александром в трёх походах: Копье Судьбы, схиму с вышитыми городами Руси и вшитую в неё частичку гвоздя с Креста Святого. Но в последний момент Пересвет меняет Копье Судьбы на простое, не желая жить без своей нареченной невесты..
Основные даты:
1288 - князем Романом Брянским основан Свенский монастырь
1252 - Римский Папа Климент VI объявил крестовый поход против татар и сзизматиков
1235-1380 - годы жизни беклярбека крымского Мамая
1360-1380 - годы жизни
Мухаммеда Булака Гияс-ад-Дина, хана Золотой Орды
1356 - Брянское княжество вошло в состав Великого княжества литовского
1368 - поход великого князя литовского Ольгерда на Московское княжество
1372 - первое упоминание о г. Любутске на Оке (ныне с. Троицкое Калужской обо.), родовое имение Осляби.
1379 - переход князя Дмитрия Ольгердовича на службу к Дмитрию Московскому, переезд из Брянска в Переславль -Залесский
1385 - между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Кревская Уния. Соглашения предусматривали брак польской королевны Ядвиги и Ягайло, коронацию Ягайло королём Польши
XIII век - армянский князь Прош Прошьян взял на себя покровительство над монастырем Айриванк (в последствии Гехардаванк)
XIV век - возле Праги императором Карлом IV воведен замок Карлув Тын (Карлштайн)
XIII век - написана Галицко-Волынская летопись
XIV век - написана "Задонщина", летопись о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским)
XVI век - написана "Хроника Быховца", свод белорусско-литовских летописей
IX век до н. э. - Гомером написана поэма Илиада
1185 - написано "Слово о полку Игореве"
XIV век - впервые упоминается произведение "Камское побоище" (или "Гибель богатырей"; "Как перевелись богатыри на Руси")
1073 - основан тибетской монастырь Сакья в районе Шигадзе
1402 - создана "Ипатьевская летопись", один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории Древней Руси
* * *
Солнце раннею весной
Наслаждается собой
С ним и разная букашка
Чувствует себя милашкой
Только Александр юный
В настроении угрюмом
Созерцал, как ледоход
По реке Десне идёт
Нынче сон ему приснился:
В поединке он сразился,
И холодное копье
Прервало его житье
Вдруг на реку глянул он
И от дум был отвлечен:
Посреди огромной льдины
Зайчика несло быстриной
Александр разбежался
И на льдину перебрался
Зайца за уши схватил
И обратно поспешил
Но в конце не удержался
И немного искупался
Зайчик - скок, и был таков,
Не сказав прощальных слов..
Помахав ему вдогонку,
Наш спаситель потихоньку
Ясень стал сухой ломать,
Веток для костра собрать
Но уже через мгновенье
Испытал он огорченье
Нечем-знать огонь добыть,
Трут искрою подпалить
Вот сидит он на пригорке,
Весь озябший, как Егорка
И подходит старичок,
Крепкий как боровичок
Александр:
- Здравствуй, отче! Добрый день!
Отдохни, присядь на пень!
Погляди, Десна какая,
Вся в разливе утопает!
Кудеяр:
- И тебе здоровья, воин!
Вижу, чем-то ты расстроен
Что не радуется глаз?
Ты ж живую душу спас!
И добавлю без сомненья,
В том твоё предназначенье:
От напастей и врага
Уберечь родны луга!
Александр:
Добрые слова, отец!
Да какой уж я боец,
Вот, отправился к разливу
Без меча и без огнива..
Кудеяр:
Так за чем же дело стало?
Вот и кремень и кресало
Хлебушка черна краюха
И чудная медовуха
Зайчик твой меня просил,
Чтоб тебя я угостил
Этот зайчик непростой,
Диверкизов (1) вестовой!
Александр:
Благодарствуйте за снедь!
Кто ты, дедушка, ответь,
Что зверей ты понимаешь
И о будущем вещаешь?
Кудеяр:
Подпали огнивом трут!
Кудеяр меня зовут
Флягу медовухи этой
Я ношу с собой по свету
Тот, кто этой влаги выпьет,
Мира мудрости постигнет
И узнает наперед,
Как ему прославить род
- - -
Лёгкий холодок на миг
В душу витязя проник
Флягу взяв у старика,
Разом сделал три глотка
- - -
Александр:
Что за музыка звучит,
Словно ручеек звенит?
Слышу гусли и рожки,
Будто пенье девушки
Солнце с месяцем на небе
Утопают в звездной неге
Что за чудо из чудес,
Как попал я в этот лес?
Что с тобою, Кудеяр?
Только был ты сух и стар,
А сейчас - могучий воин,
Поля бранного достоин!
Кудеяр:
Явный мир покинут нами,
Долго здесь гулять не станем
Посмотри, что видишь там,
Где сгущается туман?
Александр:
Что за чудо-наважденье,
Что за странное виденье?
Вижу я, как сам несу
В этом призрачном лесу
Трёх красивых гордых птиц
С дальних рубежей-границ
Первый сокол - медный стан
Будто из закатных стран
А второй - о серебре
С полночи попал ко мне
Третий - золотом сияет
Полдень будто представляет
Далее - течёт родник
И печальный женский крик
Будто слышен над скалою
С необъятной вышиною
Дальше там пастух гуляет
И овец оберегает
Мне даёт испить он квасу
И монашескую рясу
А затем благословляет,
На коня с копьем сажает
А навстречу - всадник тёмный,
Лютой злобой ослепленный
Что я вижу? Тот мой сон
Вновь туманом принесен,
Как холодное копье
Прервало моё житье!
Кудеяр:
Эти тайные виденья
Привели тебя в волненье
Вот он, хлебушек ржаной
Съешь, отправимся домой
Видишь - сразу помогает
Вот костёр наш догорает
Ты подкинь ещё сушняк
Потолкуем, что и как!
Александр:
Медовуха та без хмеля
Крутит мысли, в самом деле!
Разъясни мне, что к чему
Смысл видений не пойму!
Кудеяр:
Те виденья, молодец,
Ниспослал тебе Творец
То судьбы твоей стезя
Избежать её нельзя
Можно только изменить
И по лесу не ходить
Дома сядь, паси коней,
Будешь сед к закату дней
Если же по ней пойдёшь,
То бессмертье обретешь
Твоего деянья слава
Воссияет над державой!..
Я - обычный человече
И хранитель правды вечной
Вижу, что ты выбрал путь,
Помолиться не забудь
Чтобы князь тебе позволил
Выбирать дороги вольно,
Трижды службу сослужи
И усердье приложи
После к пастуху ступай
И в смиреньи пребывай
Скромен, мудр и милосерден
Тот пастух из лавры, Сергий (2)
* * *
Край Дебрянский - парадиз,
Словно чудный организм!
Лёгкие - его леса
Города - его душа
И Трубчевск и Стародуб
Радость сердцу принесут
Но волшебный алатырь -
Это Свенский монастырь
Там прохладною водицей
Свинь-река в лесах ютится
и Роман Михалыч Старый (3)
Слепотой своей усталый
Враз обрел иконы образ
И, омолодив свой возраст,
Снова зря, молится стал,
Монастырь обосновал
С той поры пошла стезя:
Все удельные князья,
Что над Брянском правь держали,
Монастырь оберегали..
В этот день и Дмитрий сильный (4),
Хоть и сам был из литвинов,
Прибыл в монастырский храм,
Божью службу справить там
После, как обряд свершился,
Александр обратился
К князю со своей нуждой,
Озадаченный судьбой..
Дмитрий-князь женился рано
На княжне прекрасной Анне (5),
Князя стольного сестре,
Так блиставшей при дворе
Он - литвин, она - русинка,
То не пара, а картинка:
Рождено союзом их
Все колено Трубецких
Анна:
Служба радость нам приносит!
Что твой лучший витязь просит?
Ты его не отдаляй,
Свой оплот не ослабляй!
В деле ратном он умелый,
В поединке - сердцем смелый
Просто так не отпускай,
Пусть послужит, так и знай!
Дмитрий Брянский:
Друг мой, так тому и быть!
И три службы сослужить
Мы ему повелеваем
После - с миром отпускаем
Богу явим послушанье
Вот начальное заданье:
На закате, средь долин -
Замок крепкий, Карлув Тын (6),
На горе высокой ставлен,
Неприступностью прославлен
За дубовыми дверями
С девятнадцатью замками
Медный гвоздь Креста Святого
Охраняется там строго
Часть мощей Святейшей Анны (7)
Бережется непрестанно
Покажи свою ты прыть,
Хоть частичку их добыть
Благодатью той святыни
Веры укрепим твердыню!
- - -
Александр тужить не стал
И к походу все собрал
Вот Трубчевск он проезжает
И попутчика встречает
Это вещий был Боян (8),
Родом из болгарских стран,
Без препятствий и границ
Знал язык зверей и птиц
Да не сложно в то поверить:
Деда, будто, звали Велес
Был с Бояном верный пес
Белы уши, черен хвост
Говорил Боян собаке:
"У иных душа во мраке!
Тот хитер, а тот горазд,
Им судом Творец воздаст! (9)
А иные спорят смерды:
Мысль была первее тверди?
Собирают каганаты,
Издают мудры трактаты..
Им в лесу бы погулять
Да природу бы познать!
Дурням невдомек, поверьте,
Что сознанье - свойство тверди..
Каждый хрупкий мотылек
Враз душою наделен,
Да и в каждом малом камне
Признаки живут сознанья
И бессмертьем хороша
Человека свет-душа,
В нас себя вложил Создатель,
Понял, песий мой приятель?"
Что ответил пес Бояну
Мы угадывать не станем,
Потому что в тот момент
Карлув Тын возник во тьме
Чтоб с собакою впустили
В замок, путники решили
Что Боян, стуча клюкой,
Станет будто бы слепой (10)
* * *
Принц норманнский в эти дни
Был представлен как жених
Дочке здешнего владыки,
Златокудрой Анжелике
Но свою любовь она
Тайно троллю отдала (11)
Он был князем-под-горою,
Правил нечистью лесною
Чтоб испортить то венчанье,
Тролль прибегнул к заклинанью
Отравил вино в кувшине,
То, что принцу приносили
Яд смертельный подмешал,
Тот, что в камень обращал
А у девушки седа
Появилась борода (12)..
- - -
А пока наш витязь брянский
С окружением норманнским
В зал гостиный направлялись
И подарками менялись
Только принц поднял бокал,
Тост приветственный сказал,
Как боянов верный пес
Сбросил с яствами поднос,
Тот кувшин на пол упал
И вино наш пес слизал
После, черными глазами,
Враз исполненных слезами,
На Бояна поглядел,
Вечным сном окаменел (13)..
Принц разбил о пол бокал
И из ножен меч достал
Как та драма завершилась,
Вам в кошмарном сне не снилось!
Анжелика с бородою
Попрощалась с головою
Александр, витязь русский,
Расставаясь с принцем в чувствах,
Вез на родину святыни,
Будучи в расстройстве сильном..
* * *
Вот дорога позади
Княжий терем впереди
Александру брянский край
Показался, словно рай
Верно службу сослужив,
Поручений ждал других
И Димитрий за обедом
О беде своей поведал
Дмитрий Брянский:
- Московитский князя, мой тесть,
Чрез посла отправил весть
Моему отцу, Ольгерду,
Как языческому смерду (14)
Он послал огонь и меч
И на свитке гневну речь:
"Как весна-красна пройдет,
Лето красное придёт,
Буду я в земле литовской.
Пограничный столб московский
В центре Витебска вкопаю:
Разгоню я вашу стаю!"
Мой отец, Ольгерд, в ответ
С жженой паклей стал привет,
Говорил: "Огня хватает
Пресловутой нашей "стае",
Только ты Аника-воин,
Чести нашей недостоин
Коль удобную седмицу
Выбираешь, чтоб сразиться!
Жди, в пасхальный день прекрасный
Сам приду с яичком красным,
Поцелую через щит
Так, что шкура затрещит!
Накажи тебя скорей
Телявель и Нонадей!" (15)
С Анной мы пришли в смятенье
Разузнавши, что сраженье
Было должно разразиться,
Но князь Дмитрий откупиться
На Поклонной на горе
Смог мешком о серебре!
Гедиминас, дед мой славный,
В русских видел себе равных,
Но усилилось с годами
Римских пап дурно влиянье
И задумали они
С Польшей нас объединить
Стало княжество Литвы
Булавою для Москвы
Первая из их идей -
Перессорить всех князей!
Мы ж хотим их примирить,
Крепкий мир установить
Анна:
- В старину у Беломорья
Было русское раздолье
Создавали мастера
Много разного добра
Дед мой, Калита Иван,
Тайное поведал нам:
Есть там схима-покрывало,
Над которым неустанно
Десять схимников корпели
И в молитве преуспели:
Благородным серебром
Обозначена на нем
Вся Гардарика (16) родная,
Вышитая как живая!
Если имя града вшито,
Богородица защиту
На тот город налагает
И его оберегает!
Только нет средь этих слов
Наших отчих городов
Эту службу сослужить
Мы тебя хотим просить:
Коль они б там появились,
То князья бы примирились!
* * *
Александр-свет собрался,
На Дебрянск полюбовался
И поехал налегке
В город Любутск на Оке
Родион Ослябя, брат,
Угостить был очень рад
Родственника дорогого,
Дворянина молодого
Ночь разбавилась зарею
Над калужскою землею
И на заливных лугах
Рос блеснули жемчуга
А под месяцем-возницей
Не могли наговориться
Два богатыря былинных
О сражениях старинных
Ослябя:
- Сын мой, Яков, пристает,
Просится с тобой в поход
Он прошёл всю подготовку
И оруженосец ловкий
Ты возьми его с собой,
Покажи наш край родной
Он характер закалит
И здоровье укрепит
* * *
Вот с торговыми купцами
Прибыли к студеной Каме
Оба молодца лихих
В поиске ткачей святых
Вражья сила той порою
В те края пришла с войною
Был нечистый сброд племён
Грабежами увлечен
В упреждение набега
Здешний князь решил разведать
Скорость их передвиженья
И дороги наступленья
Вылазки лихой отряд
Был поморами богат:
Знали здешние края
Вплоть до малого ручья
И стреляли очень метко,
Но без опыта разведки
Александр предложил
Им помочь по мере сил
Вспомнить опыт боевой,
Взяв племянника с собой
И железну булаву,
Да подзорную трубу
Воевода Китоврас
Александру дал наказ:
"Ты на гору поскачи,
Да врагов пересмечи!
Что за дерзкие чухонцы
Наступают против солнца?
Кто у них за главаря
Верховодит, зло творя?"
- - -
Над разведкою начальник
Александр да племянник
От отряда оторвались
И на холм крутой поднялись
Что ж приметили они?
Что чухонцы не одни!
Скрыта в зелени ручья
Польских рыцарей ладья,
А за нею три ушкуя
На речной волне гарцуют
У шатра собравшись, планы
Строят, словно тараканы..
Китоврас:
- Ай и ловок Пересмёт,
Дал чухонцам точный счёт!
А за тайную ладью
Чарку я тебе налью!
Будет битва непростая
За освобожденье края
Беломорского народа
От разбойничьего сброда!
- - -
Битва та встряхнула Русь!
Воцарились боль и грусть
После сечи окаянной,
Столь жестокой и нежданной
Потеряли разом в ней
Лучших из богатырей! (17)
В сердце матерей и жён
Поселились плач и стон!
И в награду за бесстрашье
Наших витязей прекрасных
Князь велел благодарить
В скит к монахам проводить
* * *
На речном обрыве ставлен
Терем о фигурных ставнях,
Без единого гвоздя,
На ветру крестом гудя
Папство затаило злобу
На "схизматиков" (18) свободу,
С древним знанием в устах
Верующих во Христа
Через Польшу и Литву
Косят глазом на Москву
Через Крымскую Орду
Затевают чехарду
Генуэзских пехотинцев
Наняли служить ордынцам:
По указке Ватикана
Те захватов строят планы
Но пока отцы святые
Молятся за нас в пустыне,
Русь оберегать готов
Богородицы покров!
Монах:
- Здравствуй, славный Пересмёт!
Слава о тебе идёт
Раньше твоего коня,
По окрестностям звеня!
Помыслы твои чисты,
Как хрустальные мосты
В пересвете ярких звёзд!
Твой удел совсем непрост..
Взглядом, чистым как слеза,
Темно-синие глаза
Старца в одеяньи светлом
Оглядели Пересвета
И торжественною тризной
Вспомнили отдавших жизни,
Помолясь, отцы святые,
Слёзы уронив скупые..
Вот и утро наступило,
Солнце терем осветило,
Провожая Пересвета,
Старцы мудрые советы
Двум товарищам давали
И на схиме вышивали
Имена градов, что дал им
Поединщик Александр..
* * *
Лесом тёмным проезжая,
О земле родной скучая,
Яков получал уроки,
Чтобы скоротать дороги
Александр ему поведал
Об устройстве бела света,
Об общественном укладе
И о роли вече в граде
Александр:
- Равны в обществе любом
Три сословия меж собой (19)
Каждое из них - священно,
Люди в каждом - равноценны
Первое - честны трудяги,
Думают об общем благе
Пашут, сеют и куют,
Украшенья создают
А второе - управленцы,
Защищать от иноземцев
Призваны народ простой,
Враз рискуя головой
Третье сословье бдит
И традиции хранит
Старцы верою сильны
И бесценны для страны
Если ж общество больно,
Из сословий трёх - одно
Возвышают по незнанью,
Людям принося страдание!
- - -
Яков головой кивал,
Те слова на ус мотал
Прежде, чем домой добрался,
Уму-разуму набрался!
* * *
Дмитрий Брянский:
Александр Пересвет!
Дай мне дружеский совет,
Как мне сыновей растить?
На тебя б им походить!
Тут сорока принесла
Слухи про твои дела:
"Одержимый жаждой мести,
Гнал перед собою двести (20),
Словно разьяренный лев
Вымещал на них свой гнев"
А на вид - смирен и тих
В чтении молитв святых
Мы с княгиней дорогою
Бьем челом перед тобою
И осмелимся просить
Третью службу сослужить:
За аланскою землей,
Чистою бурля водой,
Горная река Азат
Совершает перекат
И в молчании холодном
Над рекою полноводной
По-над пропастью стоят
Скалы о шести краях
Там лежит в пещере тайной,
Позолотою блистая,
Как гусляр Боян поёт,
Староримское копье (21)
Тем, кто овладеть им сможет,
Сила чудная поможет
Государством управлять
И в сраженьях побеждать
Коль война идёт грозою
Над славянскою землею,
То копье поможет здесь
Сохранить и жизнь и честь
С этой службой непростой
Толмача пошлем с тобой:
Драган знает путь-дорогу
И наречье тех народов
И приём тебе хороший
Дальний родственник наш, Проша (22)
Должен будет оказать,
С почестью тебя принять
* * *
Много ль времени прошло,
Вот и солнышко зашло
Два посланца в лоне гор
Вдруг заметили костёр
Ночь была совсем близка,
А дорога далека,
Время самое настало
Расседлать коней усталых
Александр тихим шагом,
Полускрывшись за оврагом,
Подобрался близко к свету,
Чтоб произвести разведку
У костра сидел спиной
Со слона величиной
Одноглазый голиаф,
Чью-то тушу разодрав
И, обгладывая мясо,
Он косил зелёным глазом
На девицу, что украл
И веревками связал
Зазвеневши тетивою,
Лук расстался со стрелою
Цель свою она нашла,
Великану в глаз вошла
И доныне не слыхали
Воплей жутких эти скалы,
А похищенной девице
Удалось освободится
И, прикрывшись покрывалом,
С благодетелем бежала
Девушка, не веря счастью
И исчезнувшей напасти
* * *
Как с восторгом удивленья
Утром, после пробужденья,
Первый снег мы обнаружим,
Так негаданно обрушит
Свой поток на нас любовь,
Во блаженстве стынет кровь,
И земного притяженья
Мы не чувствуем давленье
Хороша была Наташа,
Белоснежной розы краше,
Сердцем женским угадала:
Жениха себе поймала
И с рассвета появленьем
Пересвет оцепененьем
Непонятным был распят,
Скован с головы до пят..
Спрятав в бороду улыбку,
Распознавши без ошибки
Молодых людей влеченье
И понятное волненье,
Драган вызнал у Наташи,
Как циклоп, обличьем страшный,
С лошадью её схватил
И в пещеру утащил
Драган:
- Великан, что ты сразил,
Есть творенье тёмных сил,
Приносящих людям страх.
Руки о шести перстах
Голову быку свернут,
Камень в порошок сотрут.
Полифема (23) сын злосчастный,
Колдовством своим опасный,
Лихорук (24) теперь слепой,
Как его отец родной!
Вся история народов
Словно старая колода:
Обрастая новым мхом ,
Хранит память о былом
Все уже когда-то было,
Все уже происходило
Так и Одиссей премудрый,
Странствуя в земле безлюдной
Полифемом был захвачен!
Что ж, оставлен был незрячим
Слабоумный тот циклоп,
Залил кровью узкий лоб!
А потомок Одиссея
И божественной Цирцеи (25)
Лихорука победил,
Кровью лоб его залил!
Благодарна будь, девица,
За тебя пришёл сразиться
Правнук греческих героев,
Сохранивший их устои!
Мы домой тебе доставим
И коней своих направим
В поднебесные пределы,
Выполнить святое дело
Службу к осени закончил
После, коли ты захочешь,
Александр к тебе вернётся
И руки твоей добьётся..
* * *
С юга Индии доставлен,
Златом-серебром отправлен,
Из слоновой кости трон,
Хану в дар преподнесен
Сам Гияс-ад-дин Булак (26)
Был подарку крайне рад,
Выражал восторги шумно
Баловень Аллаха юный
В тот момент два мужа сильных
Подле кушаний обильных
Совмещались в тишине,
Строя планы о войне
Мамай:
Время самое приходит
Сесть в седло, и, взяв поводья,
Отправляться на Москву,
Натянувши тетиву
Хитрая Рязань с Литвой (27)
Вместе с нами рвутся в бой
Ждут от нас сигнал специальный,
Чтоб отправить войско втайне
На Московию набегом
Мы одержим две победы:
Землю русскую пограбим,
Синюю Орду (28) ослабим..
Челубей:
Монастырь Сакья (29) в Тибете
Я покинул на рассвете
Прошлой осенью, где сам
Посвящен был культу Цзал (30)
Там поведали мне тайно,
Что пастух необычайный
Русь пришел обьединить,
Меж собой людей сплотить
Их сейчас мы не побьем
Ни огнем и ни мечом
И обычное оружье
Нам успех не удосужит
Мамай:
Знаем мы про пастуха!
И победа нелегка
Обернется, коль начнк
Я обычную войну
Завтра раннею порою
Ты джагун (31) возьми с собою
И в поход отправься тайно
Во владения Прошьяна
Должен ты Копье Судьбы
На Кавказе раздобыть
Мы весь мир поймаем в снасти
Этим атрибутом власти!
- - -
Челубей, батыр могучий,
В совершенстве был обучен
Всей науке воевать,
В поединке побеждать
Призывал при схватке он
Темных духов пантеон
И такое ремесло
Умножало вдов число
Предсказание гласило:
Через тайну темной силы,
Что подвластна Челубею,
Триста воев одолеет (32)
И, в победах преуспев,
Завоюет триста дев,
Красотой своей прекрасных,
Для утех гаремных страстных..
Но расплата неизбежна
И, прельстившись девой нежной,
Будет в триста первый раз
Он лишен прекрасных глаз
Непокорностью горящих
И презрением разящих..
После, утренней порою,
Будет он сражен рукою
Триста первого батыра
И покинет лоно мира,
С животом своим простясь,
К духам тёмным возвратясь..
* * *
Пролетели две седмицы,
И Азат своей водицей
Челубеева коня
Напоил к закату дня
Бешенством своим ужасный,
Челубея гнев напрасно
Сотрясал ущелья гор,
Ведь печальный приговор
Был приказу приготовлен,
Что Мамай велел исполнить:
Александр копье забрал
И до Брянска поскакал
На мякине проведённый
И погоней ослеплённый
К Доугаб-реке (33) скорей
Ветром несся Челубей
Долетели ему вести
О томящейся невесте:
Там решил скорее быть,
Чтоб копье перехватить
Но, к несчастью для Наташи,
Прямо через степь бесстрашно
Направлялся Александр,
Выбрав путь короткий самый
Челубей:
- Твой жених забрал моё
Староримское копье
Значит, должен он взамен
Равный продолжить обмен
Ты как роза белоснежна,
Я б желал, чтоб голос нежный
Твой будил меня под утро
Средь моих перин уютных
Если ты судьбы не примешь
И слова мои отринешь,
То окрестная земля
Будет выжжена с комля!
Наташа:
- Я судьбу свою приму,
И в гаремную тюрьму
Молодость свою бросаю..
Напоследок умоляю
Дать проститься мне с зарею
И своей родной землею
Времени совсем немного
Нужно мне перед дорогой
Помолюсь я над скалою
С необъятной вышиною,
Брошу свой провальный взгляд,
После возвернусь назад..
- - -
Два нукера (34) не спускали
Взгляда с пленницы Натальи,
Ведь за волосок простой
Отвечали головой
Но когда она взошла
На скалу и вознесла
Руки к небу, призывая
С ней молиться, то склонялись
Два нукера до земли,
А иначе не могли!
И печальный женский крик
Над скалою той возник!
- - -
В ужасе два оболдуя,
Головой своей рискуя,
Со скалы спустились оба,
Тело обнаружить чтобы
Что ж увидели они?
Что проклюнулся родник
В месте, где исчезла дева,
Что в гарем не захотела..
С той поры прохожий знал,
Где устраивать привал
В крае этом нету краше
Места, чем родник "Наташа" (35)..
* * *
По прибытии домой
Александр как герой
Принят был среди дружины.
Дмитрий говорил княгине:
Дмитрий:
- Брянский край мы покидаем,
В Переяславль переезжаем
Полным княжеским двором, (36)
Будем править там вдвоём
Наш коварный брат Ягайло
С Крымскою Ордою тайно
Заключил союз нечестно,
И поэтому совместно
С князем Дмитрием великим
Мы помолимся пред ликом
Богородицы святой,
Так как неизбежен бой,
Битва будет непростая
Против воинства Мамая,
И о том наверняка
Сказ пойдёт через века!
* * *
Отец Сергий:
- Покорись своей судьбе,
Слёзы не держи в себе
С Богом нужно жизнь прожить,
Ближнему добро творить!
Наступать с Ордой мечтает
Лучший богатырь Мамая,
Пресловутый тот злодей,
Поединщик Челубей
Князь Димитрий это знает,
Лучших воев собирает,
Коли с ним пойти желаешь,
То злодея повстречаешь!
Александр:
Жизнь моя теперь черна,
Как в затмении луна!
Я прошу меня простить
И в монахи посвятить (37)
Душу облегчив молитвой,
Я желаю в смертной битве
С Челубеем повстречаться,
За невесту поквитаться!
* * *
Пересвету вскоре дан
Был простой духовный сан
И, на бой благословляя
С дикою ордынской стаей,
Сергий дал чудно оружье,
То, что в поединке нужно
Будет с честью применить,
Чтобы ворога сразить
В схиму чёрную с градами,
Вышитыми меж морями,
Часть гвоздя Креста Святого
Была вшита нитью новой
Александр должен был
Взять с собой Копье Судьбы
И, накрывшись чёрной схимой,
Сделаться неодолимым..
* * *
Утром осени младой
Пар клубился над водой
Лязг железа тут и там
Раздавался сквозь туман
И увидел Челубей
Через ровный строй коней
Что за всадник с ним сразится
И на копьях будет биться
И решил он быть хитрее,
В сажень взял копье длиннее
И в джунгарском куяке (38)
Сел в седло он налегке..
Александр угадал,
Что за тюркский феодал,
Душегуб невесты милой
С ним поменяется силой
Напоследок помолился,
Неспеша перекрестился
И Копье Судьбы отдал,
На простое поменял..
* * *
Александр (после битвы):
- Ой вы, божии пичужки,
Лучшие мои подружки,
Разнесите вы по свету
Грустную балладу эту
Про невесту молодую,
Про судьбинушку лихую,
Как холодное копье
Прервало моё житье
Вы меня с собой возьмите
И к невесте унесите
Подарите два крыла,
Чтобы волюшка была..
* * *
И пичужки улетали,
Скрою собравшись стаей,
А средь родниковых скал
Сокол обретаться стал..
* * *
Комментарии:
(1) Диверкиз - заячий бог славян, упомянут в Галицко-Волынской летописи XIIIв.
(2) Сергий Радонежский (1314-1392) - игумен земли Русской, всея России чудотворец
(3) Роман Михайлович Старый (ум. 1401г.) - князь Брянский и великий князь Черниговский. В 1288 г. князь Роман ослеп, но вновь обрел зрение благодаря молитвам перед чудотворной Свенской (Печерской) иконой Божией Матери. Тогда же по обету князь основал Свенский Успенский монастырь.
(4) Князь Дмитрий Ольгердович - (ум. в 1399г.) — удельный князь брянский, стародубский и трубчевский из династии Гедиминовичей. В Куликовской битве выступал союзником Дмитрия Ивановича (Донского).
(5) Княгиня Анна - сестра Дмитрия Ивановича (Донского), супруга Дмитрия Ольгердовича. Их брак основал династию князей Трубецких.
(6) Карлув Тын (Karlstein) - замок, возведённый императором Карлом IV в XIVв. юго-западнее Праги, где за девятнадцатью замками он хранил святые мощи: плечо Св. Анны, зуб Св. Иоанна Крестителя, гвозь, которым был прибит Иисус к Кресту, меч Карла Великого.
(7) Святая Анна (1 в. до н.э. - 1в. н.э.) - мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.
(8) Вещий Боян - древнерусский певец и сказитель, персонаж Слова о полку Игореве, упомянут в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». Характерен эпитет Боян — "Велесов внук".
(9) «Ни хитру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути» — присказка Бояна в «Слове о полку Игореве».
(10) Во многих упоминаниях Боян представлен как вещий слепой песнетворец.
(11) Сказка Г.Х. Андерсена "Дорожный товарищ" (Reisekammeraten, 1835), в которой принцесса полюбила тролля.
(12) Легенды замка Karlstein: дочь короля, не желая выйти замуж за норманнского принца, молилась всю ночь, к утру у неё выросла борода, за это была обезглавлена.
(13) Легенды замка Karlstein: слепой музыкант Бенеш играл на лютне в замке, и его везде сопровождала преданная собака. В те дни некий князь гостил в замке и его попытались отравить во время пира. Князю передали бокал с ядом, а князь предложил его музыканту, желая отблагодарить за прекрасную музыку. Когда музыкант поднял бокал к своим губам, собака запрыгнула к нему на колени и вылакала все вино. Через несколько минут она умерла. Слепец в последний раз погладил свою собаку и сказал: «Благородный господин, вино было отравлено и должно было принести вам смерть».
(14) Дмитрий московский решил отнять у Литвы Киевское, Витебское и Полоцкое княжества. Он отправил к Ольгерду послов с обнажённым мечом и огнём и со словами: " На велик день Пасху приду поздравить тебя с красным яйцом, а Литву завоюю всю огнём и мечом". После этого Ольгерд в кратчайший срок подошёл с войском к Москве и Дмитрий должен был откупиться на Поклонной горе деньгами.
(15) Телявель и Нонадей - упоминаются в Галицко-Волынской летописи (XIII век), где о великом князе Миндовге говорится, будто бы «он приносил втайне жертвы своим богам: Нонадею и Телявелю.
(16) Гарда́рика (др.-сканд.Garðaríki) — норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин переводится как «страна городов».
(17) «Камское побоище» (или «Гибель богатырей»)— русская былина о том, как перевелись богатыри на Руси.
(18) Папа Иннокентий IV в XIII веке объявил крестовый поход против схизматиков и татар, то есть против славянства, православия и Орды.
(19) Три сословия общества - три высших сословия людей Золотого века в отношении между собой не делились на более высокое и низкое. Каждое сословие было по-своему очень уважаемым, первое сословие - тружеников. Ещё выше стоят управленцы, а над ними - жрецы или философы
(20) Александр Пересвет и Андрей Ослябя известны были как великие наездники в ратные времена: "Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались».
(21) Копье Судьбы - одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса. Эта реликвия находится в монастыре в Армении, куда была принесена, как считается, апостолом Фаддеем.Копьё Лонгина стали называть Копьем Всевластия, так как тот, в чьих руках оно находилось, мог влиять на судьбы всего мира. Уникальность этого орудия состоит в том, что оно сочетает в себе концентрат зла и добра. И какая сила возобладает зависеть будет лишь от хозяина.
(22) Прошьяны - династия армянских князей. В XIII в. ими был приобретен монастырь, где хранилось Копье Судьбы в долине реки Азат. Именно при Прошьянах в XIII в. строятся основные сооружения монастыря, он превращается в их княжескую усыпальницу.
(23) Полифем - в древнегреческой мифологии жестокий великан-циклоп, сын бога Посейдона.
(24) Лихорук - одноглазый великан, в мифологии восточных славян - воплощение зла и бедствий, по одной из легенд, потомок Полифема.
(25) Цирцея - в греческой мифологии дочь Гелиоса. На её остров был занесён во время своих блужданий по морю Одиссей, у них родились сыновья Агрий, Латин, Телегон.
(26) Гияс-ад-дин Булак, Мохаммед-хан (1360-1380) - был посажен в детском возрасте на золотоордынский престол, а затем на престол Мамаевой Орды беклярбеком Мамаем.
(27) В 1380 году Мамай заключил союз с князем Олегом рязанским и великим князем литовским Ягайло против Дмитрия московского, которые не успели на Куликовскую битву.
(28) Синяя Орда - восточная часть или левое крыло Золотой Орды (улуса Джучи), располагавшаяся на территории Западной Сибири и Казахстана.
(29) Монастырь Сакья в Тибете, был основан в 1073 году. Настоятели монастыря руководили Тибетом в составе и под патронажем Монгольской империи в течение XIII века и позже.
(30) Маг-цзал - воинское искусство Тибета, не жесткие схемы приемов, не диктат того или иного стиля, а овладение универсальными тактическими принципами боя, позволяющими побеждать независимо от физических и технических данных противника.
(31)/Джагун - сотня воинов-кочевников. Ордынское войско было организовано по азиатской десятичной системе. Армия делилась на десятки (арбаны), сотни (джагуны), тысячи (минганы, кюганы) и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники.
(32) Челубею воинские навыки позволили одержать неслыханное количество побед — примерно в трехстах поединках. «Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трех сажен ширина его». Взамен он должен был быть повержен триста первым воином.
(33) Река Догуаб - правый приток реки Пшада, расположен в нижней части северного склона горы Тхачехочук (Северо-Западный Кавказ).
(34) Нукер - дружинник на службе знати в период становления феодализма в Орде. Во время войны нукеры выступали ратниками в войске своего сюзерена.
(35) Родник "Наташа" - достопримечательность Михайловского перевала, находится в долине реки Догуаб, что берет свое начало на склонах горы Тхачегочук. По легенде, девушка, верная жениху, не желая попасть в гарем тюркского владыки, сбросилась со скалы, где потом забил родник.
(36) Князь Дмитрий Ольгердович, бывший примерно с 1370 года князем брянским и стародубским и утратил свои владения вследствие перехода на службу к московскому князю зимой 1379—1380 г. После княжил в Переславле-Залесском.
(37) Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Краевед А. А. Титов ссылаясь на «Предания о ростовских князьях» сообщает о том, что сведений об Александре Пересвете нет. Но Житие Пересвета и Осляби сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского.
(38) Куяк - тип восточного корпусного доспеха с пластинчато-нашивной системой бронирования, в целом аналогичный по конструкции европейской бригантине, то есть, состоящий из матерчатой основы с наклёпанными на (или под) неё с перехлёстом прямоугольными металлическими пластинами.
Сергей Осипов, доцент Финансового Университета при Правительства РФ, иллюстрации Дмитрий Курбатов