СтраницаШАТОХИН

Брянск. Аркадий ШАТОХИН: Храмы меня притягивают.

Аркадий Вадимович Шатохин, инженер, москвич, соавтор (вместе с Вязьмитиным) книги «Храмы Трубчевского уезда», для написания которой на велосипеде, рейсовым автобусом, пешком посетил и произвел натурные обследования в более 70 сел в нескольких районах Брянской области.

Я считаю себя церковным краеведом. И, как вижу, все мы делимся на две группы. Одна подходит к ис­следуемой теме с точки зрения религии, а другая — с точки зрения истории. Я — из второй группы. Кстати, священ­ники, люди проницательные, мгновенно понимают, к какой группе принадлежит краевед, пришедший на встречу. И порой возникает некоторое недопонимание.

Я москвич, но корни нашей семьи трубчевские. Своего будущего соавтора, Олега Вязьмитина, я через интернет нашел. Так и договорились: Вязьмитин работал по архивам, а я два года ездил по селам бывшего Трубчев­ского уезда, он ведь был огромный.

Действовал так: снимал в Брянске, а затем в Суземке комнату за четыре тысячи рублей в месяц и два теплых сезона — 2012-2013 — оттуда, а также из Трубчевска, где живут мои родственники, совершал свои путешествия, или на автобусе, или на электричке. Пенсии мне на расходы хватало. Ехал, производил на месте натурное обследо­вание: обследование храма, фотофиксация, опрос старожилов. Я даже в Зноби-Трубчевской на Украине побывал. Не пробрался только на место спрятанного в глухом брянском лесу скита Нила Сорского. На спутниковой карте его не нашел, а искать скит, не зная места его былого расположения, счел рискованным.

Благодаря моим занятиям разыскал в Трубчевске родственницу Татьяну Тихонову, которую пятьдесят лет не видел. Встретились, обнялись, пять часов проговорили.

Мне интересны эти занятия. История церквей — история нашего Отечества, раньше вся общественная жизнь в селе вокруг храма происходила. Я ведь принял участие в подготовке еще одной книги (вместе с калужским краеведом Виталием Легостаевым) — «Храмы Жиздринского уезда», там есть, кстати, фрагменты по истории церк­вей нынешних Дятьковского и Рогнединского районов.

Только однажды, в селе Выгоничи к моим вопросам и моим интересам недружелюбно отнеслись, а в остальных случаях старики и старушки беседовали со мной с охотой, с ними вообще почему-то проще, чем с дедами разгова­ривать. Вот только что было с церквами до войны, почти ничего не помнят: ушло время. Но было и одно исключение. В селе Фомчино живет бывший председатель сельсовета Николай Петрович Кучин. Ну и память у него! Человеку уже за 80, а он мне сходу по годам изложил всю происходившую перед войной на его глазах историю разборки церкви. Места вокруг Трубчевска красоты невероятной —перелески, горочки. Больно видеть, как обезлюдели эти древнейшие места, — где один житель остался, где — не больше десятка. И все — старики. Меня не раз спрашивали: зачем я фотографирую пустое место, где храм некогда стоял, но был порушен. Ответ мой такой: для памяти.

Наблюдение. Сейчас многие храмы возводят кто во что горазд, иные, как в Алтухове, получаются непонятно что. А прежде процесс проектирования, строительства храмов жестко контролировал Синод. И результат - не было не­удачных. Случайные люди к строительству в старые времена не допускались, и это правильно. От моих поездок у меня осталось впечатление, что Господь мне помогал. Чудесным образом мне раз за разом в практически умерших деревнях мне встречались люди, которые помнили истории про местные храмы, с радостью рассказывали. С радостью, как понимаю, оттого, что их воспоминания, наконец, кому-то понадобились Мое увлечение историей началось давно, когда мой отец купил карту «Архитектурные памятники Мо­сковской области». Я стал по карте объезжать и фотографировать — как церкви, так и гражданские здания. А по­чему позже, уже в предпенсионном возрасте я сделал упор на церкви, я и сам себе объяснить не могу. Одно скажу: Храмы меня притягивают.

Все-таки я — фотолюбитель, а не фотограф, и краевед, а не историк. Нет соответствующего образования. В книге «Храмы Трубчевского уезда» описано 78 монастырей и храмов: действующих, полуразрушенных и тех, от которых осталось просто пустое место. Полностью разрушены 44, сохраняются, но не действуют — 8, не за­крывались, восстановлены или действуют в приспособленных зданиях, а также заново выстроены — 23. Причем, восстанавливают храмы там, где прихожане остались. И только в трех случаях новые храмы и скит появились там, где прежде их не было.

Работа над книгой «Храмы Трубчевского уезда» была сугубо частным предприятием ее авторов — Вязьмитина и Шатохина. Впрочем, нам посчастливилось найти благотворителей, при поддержке которых удалось издать книгу даже с цветными фотографиями.

Из увиденного сильнее других в памяти — руины Преображенской церкви Трубчевска, где была крещена моя бабушка, и остатки храма в селе Тишино, на горе. Невероятной красоты место!

Записал Ю.Ф.