Страницашаги

Брянск «ПЯТИЛЕТОК ШАГИ САЖЕНЬИ...» МАРК ПОГОДИН

В Бежице ветераны труда вспоминают случай. Написали сталевары в Мариуполь письмо и позвали в гости знаменитого металлурга Макара Мазая. Так и так, мол, много слышали о твоих делах, но одно дело услышать, хотелось бы посмотреть своими глазами, как работаешь... Приезжай, поделись опытом. У нас точно такие же мартены, как в Донбассе.

Послали, пождали немного и стали забывать об этом. Другие успокаивают авторов письма: не одни мы такие, желающие постоять рядом с героем нашего дола; недавно Мазай на Урал ездил, а тут от нас приглашение.

И вдруг появляется Макар в Бежице! Встречать знаменитого человека вышли наши сталевары: Акимушкин, Егоров, Донское, Пехман. Гость чуть ли не в первый день спецовку на себя и к печи. У соседнего мартена стала наша бригада. Так между собою договорились: делай все, как Мазай, поглядывай да запоминай! Все точь-в-точь спроворили, не упустили и малости. Только металл в нашей печи готовым оказался на целых полчаса раньше, чем у Мазая.

Каждый понимал: дело здесь не в скорости плавки. У нашей бригады все под рукой, привычно. Гостю пришлось и обвыкнуться в незнакомом цехе и приноровиться к подручным. Никто из бежичан и не подумал трунить над приезжим металлургом. Много нового увидели и в его приемах плавки. Только успех бежичан тоже не случаен. Сталь варить здесь издавна умели. Специальная комиссия отвергла в свое время французскую сталь, а рекомендовала брянскую, когда речь шла о палубном покрытии для броненосца «Потемкин» и других кораблей Черноморского флота.

Встреча с Мазаем произошла за полтора года до Великой Отечественной. К той поре промышленность и сельское хозяйство Брянщины располагали немалым своим опытом. Первые пятилетки вывели область в разряд наиболее развитых в промышленном отношении краев и областей страны. Вот несколько эпизодов из истории тех лет.

В начале 1929 года на ленинградском заводе «Красный выборжец» возникло движение за снижение себестоимости изделий. Этот почин ленинградцев первыми подхватили труженики брянского завода «Красный Профинтерн». В своем обращении к рабочим города на Неве они сообщили: «Заверяем вас, вызвавших наш завод на соревнование, что себестоимость на девять и два десятых процента снизим... Никому не дадим снизить темп индустриализации нашей страны, ни перед какими трудностями не остановимся».

На этом заводе уже к концу года было сто пятьдесят бригад, постоянно перекрывавших привычные нормы труда. То же самое наблюдалось на других предприятиях: на клинцовских суконных фабриках, на заводах имени Урицкого и Брянском механическом. В Клинцах, например, в конце первого года пятилетки был проведен по решению бюро горкома партии слет ударных бригад. Такие же слеты прошли затем во всех крупных городах на территории области.

Усилия новаторов тут же сказывались на итогах работы коллектива в целом. За три года первой пятилетки наши труженики дали железной дороге страны около полутора тысяч вагонов, а в одном только 1932 году этих изделий насчитывалось уже две тысячи триста пятьдесят. Невиданная цифра для одного завода! Нужно заметить, что многие вспомогательные работы в то время выполнялись еще вручную. Для любой прибавки в достаток на родный требовались энтузиазм и напряжение физических сил каждого заводчанина. Местные газеты тех лет пестрят сообщениями о все более значительном вкладе в общее дело В. М. Дятлова, К. С. Сергеева, Ф. Е. Козлова. Это рядовые металлисты, станочники, слесари-сборщики, недавно вступившие в партию.

К исходу первой пятилетки общее производство на заводе «Красный Профинтерн» выросло в три с половиной раза, выработка на каждого рабочего повысилась вдвое. Сорок процентов вагонов и шестую часть паровозов давал теперь ежегодно стране город на Десне.

Однако уже на очередную пятилетку планировалось выпускать пятнадцать тысяч вагонов, шесть тысяч цистерн, три — хопперов... Всему этому положено было сбыться.

Брянщина уже имела своих героев труда, истинных рыцарей борения за высокопроизводительный труд, но равнялась на людей, достигших всесоюзного призвания. Осенью 1935 года один из токарей завода имени Урицкого, Г. И. Лихорадов, перекрыл дневную норму на пятьсот пятьдесят процентов. Он положил начало соревнованию металлистов в системе транспортного машиностроения. Достижением этого брянского стахановца интересовался М. И. Калинин. При подведении итогов год Георгий Лихорадов был награжден орденом Ленина.

Все чаще проявляют себя в ударном труде женщины. Во второй пятилетке брянцы хорошо узнали имя работницы швейной фабрики Майской. Она ежедневно выполняла свою норму по изготовлению изделий в два раза. Строгальщик с машиностроительного завода М. Халютин изыскал способ обслуживания сразу двух станков. Коллега по профессии, металлист Орлов, тут же последовал его примеру. К концу года на их предприятии насчитывалось уже триста семьдесят шесть новаторов. А к началу 1936 года практически весь завод был охвачен соревнованием.

18 декабря в Брянске была получена телеграмма из Москвы. Ее прислал нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Адресуясь к руководителю предприятия, нарком отмечал:

«Поздравляю Вас и всех рабочих, инженерно-технический персонал завода с досрочным выполнением годовой программы. Сердечный привет стахановцам «Профинтерна», сумевшим своей преданной, культурной работой обеспечить победу и передовое место «Профинтерну» в ряду машиностроительных заводов».

Нарком напомнил об имеющихся резервах. Дальнейшие события подтвердили его надежды. Во второй пятилетке заводы и фабрики на Брянщине дали прирост изделий в 1,9 раза по сравнению с первой пятилеткой. А если сравнить общий итог работы трудящихся, скажем, с довоенным, 1913 годом, рост был еще более разительным: в одиннадцать раз.

Год от года трудящиеся Брянщины прибавляли свой вклад в общенациональный добыток державы.