Страницашагами

БРЯНСК 1950 год СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ

За свою почти тысячелетнюю историю Брянск знавал всякое: и опустошительные набеги врагов, когда город по существу стирался с лица земли, и периоды бурного роста. Но никогда он не знал таких темпов развития, как в советское время, причем темпов, неуклонно ускоряющихся. Достаточно оказать, что за первую послевоенную пятилетку в городе был выполнен такой объем работ, который до войны потребовал двух пятилеток. А за три года шестой пятилетки удалось сделать больше, чем за предшествующие пять лет. Но еще более поразительным, и по масштабам и по глубине, стал процесс преобразований в годы семилетки. Причем дело тут не только в количественной стороне, а в тех огромных качественных сдвигах, происшедших в экономике, культуре, быте города и горожан. В производственной жизни эти сдвиги характеризовались стремительным техническим совершенствованием предприятий, освоением выпуска самых современных машин, механизмов, материалов. В культуре — активизацией всей духовной жизни, широким распространением телевидения, ростом сил местных писателей, художников, композиторов, артистов профессиональных и самодеятельных. В быту — резким повышением комфортабельности жилья, широким распространением облегчающих домашний труд машин — холодильников, стиральных машин, пылесосов, расширением сети домовых кухонь, столовых, магазинов, повышением благосостояния за счет роста заработной платы рабочих и служащих.

XXI съезд КПСС, утвердив контрольные цифры семилетки, указал, что задача нового плана состоит в том, чтобы обеспечить дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства на базе опережающего роста тяжелой индустрии, значительно усилить экономическую мощь страны, повысить жизненный уровень народа.

Трудящиеся Брянска с огромной энергией взялись за осуществление разработанного партией плана. В дни, предшествовавшие семилетке, в стране зародилось движение бригад и ударников коммунистического труда. В Брянске зачинателями его стали бригады с БМЗ А. Карачуна, с камвольного комбината — В. Афанасенко, Я. Фельцмана, Р. Журавлевой, со сталелитейного завода — Г. Карпеко. Их примеру вскоре последовали десятки тысяч рабочих и служащих. Развивая и углубляя это патриотическое движение, коллектив локомотивного депо Брянск-II решил дополнить заповеди бригад и ударников коммунистического труда научной организацией производства и рядом других мер, которые способствовали бы приданию депо черт предприятия коммунистического общества, охарактеризованных в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС. Начинание железнодорожников нашло широкий отклик на предприятиях города. На многих из них были разработаны планы перестройки производства на коммунистический лад и приняты соответствующие обязательства. В этих обязательствах ставилась задача — в сроки более сжатые, чем это определено Программой КПСС, завершить комплексную механизацию и автоматизацию производства, внедрить научную организацию и высокую культуру труда, резко поднять культурно-технический уровень работающих, развить общественные формы управления производством, укрепить связи с наукой. Такая перестройка на производстве создавала материальную основу для выработки коммунистического отношения к труду и окружающему, способствовала подъему производства и производительности труда.

На предприятиях города рождались и другие начинания. Активно был поддержан почин прокатчиков БМЗ, разработавших план ускоренной комплексной механизации производственных процессов. Текстильщики боролись за то, чтобы уже в первые годы семилетки достигнуть производительности оборудования, намеченной на последний год. Широкий размах получило соревнование за «брянский час», в ходе которого тысячи рабочих боролись за то, чтобы выполнять семичасовое задание за шесть часов. Сотни бригадиров, начальников смен, цехов переходили на отстающие участки и выводили их в число передовых. Станочник дизельно-мехаиического цеха БМЗ П. Панкратов разработал личный план повышения производительности труда. Вскоре у него появились тысячи последователей. Примеров такого творческого отношения к делу было множество.

Одна из характерных особенностей этого периода — быстрый технический прогресс на предприятиях. В Брянске создается филиал проектного института «Гипростройдормаш», межотраслевое проектно-конструкторское бюро по механизации и автоматизации производственных процессов. Стремительно росли технические службы на предприятиях, создавались экспериментальные базы. Одним из главных направлений в работе коллективов стало совершенствование выпускаемой продукции, резкое повышение ее качества, создание таких изделий, которые бы отвечали современным требованиям.

Ежегодно на предприятиях города создавалось по нескольку десятков новых видов изделий. Те из них, которые успешно выдерживали испытания, внедрялись в производство. По сути дела за семилетку произошло полное обновление продукции брянских заводов и фабрик. На машиностроительном заводе взамен энергопоездов и турбин наладили выпуск мощных малооборотных дизелей для океанского флота. До этого времени наша страна покупала аналогичные двигатели у зарубежных фирм. В 1959 году на заводе началась организация нового производства на основе лицензии датской фирмы «Бурмайстер и Вайн». В короткий срок был выполнен колоссальный объем работ: построен крупнейший в городе дизельно-испытательный цех, переработана техническая документация, обучены кадры, установлено необходимое оборудование и т.д. В сентябре 1961 года заводское испытание первого двигателя мощностью 9 тысяч лошадиных сил было завершено. И в это же время началась работа над будущей конструкцией отечественного двигателя. Уже через год изготовление дизелей было поставлено на поток. Первые двигатели установили на теплоходы «Брянский рабочий» и «Бежица». А к концу семилетки дизели уже начали продавать за границу.

В 1955—58 гг. на заводе спроектировали и изготовила опытную партию тяжелых маневровых тепловозов ТЭМ-1. С начала семилетки эту экономичную и надежную машину запустили в серию. Позже разработали модификацию ТЭМ-1 в тропическом исполнении для Кубы, а также тепловозы с двигателем повышенной мощности и с гидравлической передачей.

В первые годы семилетки завод выпускал изотермический вагон В-51. Однако позже взамен вагонов наладили производство пятивагонных рефрижераторных секций с машинным охлаждением.

Коллектив завода в годы семилетки очень многое сделал для упорядочения производства, его специализации, технического оснащения. Широко внедрялась прогрессивная система внутризаводского планирования, была создана единая заготовительная служба взамен многочисленных цеховых заготовительных участков и единый для всего завода цех средств механизации, реконструировались литейные цехи, внедрялась научная организация труда. Душою и организатором многих этих и других нововведений стал Л. М. Филюков (1), бывший в те годы главным инженером, а затем директором, начинавший здесь свой трудовой путь подростком-слесарем в первые послевоенные годы.

Ведущим изделием завода дорожных машин в семилетке являлся автогрейдер. Производство этих машин здесь довели до двух с лишним тысяч в год. Одновременно совершенствовались другие виды дорожных машин — фрезы, погрузчики, грунтосмесители, осваивались новые — скреперы, бульдозеры, рыхлители, лебедки для прокладки кабеля связи по дну рак и болотам.

Автомобилестроители длительное время выпускали промышленный трактор мощностью 140 лошадиных сил. К концу семилетки перешли на новую модель 180-сильного трактора. Здесь же было организовано производство мощного автомобиля-тягача с двумя двигателями и четырьмя ведущими осями, который предназначался для работы в особо тяжелых условиях бездорожья.

Разнообразный набор оборудования для промышленности строительных материалов выпускал завод «Строммашина»: тарельчатые грануляторы для цементной промышленности, керамзитовые печи, цементные печи длиною 150 и 60 метров, нестандартное оборудование. В конце семилетки завод стал специализироваться на производстве ирригационного оборудования. В 1965 году выпустили первый роторный экскаватор ЭТР-122 производительностью 700 кубометров грунта в час, предназначенный для рытья каналов.

Завод сельскохозяйственных машин в 1961 году начал делать

зерносушилки нового типа — барабанные взамен малопроизводительных и громоздких шахтных. В этом году он их дал 1000 штук, а в последнем году семилетки увеличил производство почти вчетверо. Выпускались установки для приготовления хвойно-витаминной муки.

Очень больших успехов добился в семилетке коллектив сталелитейного завода. Модернизация мартеновских печей, конвейеризация литейных цехов, внедрение новейшей технологии позволили более чем в два раза увеличить выпуск литья, резко снизить его себестоимость и сделать предприятие рентабельным.

Молодой коллектив камвольного комбината уже в 1960 году достиг проектной мощности предприятия — 6,2 миллиона метров ткани в год, разработал и организовал изготовление сотен новых видов тканей, пользовавшихся хорошим спросом не только внутри страны, но и за рубежом, в том числе в стране, издавна славившейся своими шерстяными тканями,— в Англии. Выдающуюся роль в становлении комбината сыграл его директор, прекрасный организатор, знаток текстильного дела Н. А. Ильин (1).

Крупные перемены произошли на железнодорожном узле. Реконструировалось путевое хозяйство, связь. А самое главное — была ликвидирована паровая тяга. Вначале паровозы заменили тепловозами, а к концу семилетки пошли первые электровозы на участке Брянск — Москва.

В 1962 году вошел в строй продуктопровод Куйбышев — Брянск. Три года спустя возле города пролегли трубы трансевропейского нефтепровода «Дружба». Отныне Брянск становился узлом не только железнодорожных и газовых, но и нефтяных магистралей.

Росло, совершенствовалось производство и на других предприятиях города. Входили в строй десятки новых предприятий, в их числе завод по ремонту дизельных машин, шиноремонтный завод, домостроительный комбинат. Промышленный потенциал города увеличивался стремительно. В 1965 году Брянск давал продукции в 80 раз больше, чем в 1913 году, и в пять с лишним раз больше, чем в 1940 или в 1950 году. За семилетку было израсходовано 268 миллионов рублей на капитальные вложения — в два с половиной раза больше, чем за предыдущие семь лет. Значительная часть этих средств пошла на строительство жилья и объектов городского хозяйства.

Никогда прежде Брянск не знал такого размаха жилищного строительства. Если за предыдущие семь лет (1952—1958 гг.)город получил 202 тысячи квадратных метров в домах государственной застройки, то за 1959—1965 гг. было построено 489 тысяч квадратных метров — почти в два с половиной раза больше. Коренным образом изменилось качество жилья, его комфортабельность. В 1959 году Брянск имел жилищ, оборудованных водопроводом, 370 тыс. кв. м, канализацией 300 тыс. кв. м, центральным отоплением 260 тыс. кв. м и газом 240 тыс. кв. метров. А к концу 1965 года было оборудовано водопроводом 982 тыс. кв. м, канализацией 868 тыс. кв. м, центральным отоплением 912 тыс. кв. м и газом 907 тыс. кв. метров жилья.

За семь лет водопроводная сеть увеличилась со 152 до 203 км, канализационная с 60 до 191 км, электрическая с 709 до 1424, удвоилась площадь заасфальтированных улиц, а количество светильников на улицах возросло почти в четыре раза. За эти же годы город получил четыре железобетонных моста через реки, две дамбы через овраги, почти 37 километров троллейбусных линий, 14 школ и несколько пристроек к существовавшим на 12900 мест, 35 детских садов на 7200 мест, пять больниц, три поликлиники, четыре кинотеатра и ряд других культурно-просветительных учреждений, 142 магазина, более 60 столовых, кафе и ресторанов.

Значительно повысилось благосостояние жителей Брянска. Почти на одну треть (на 63 миллиона рублей) вырос товарооборот городской торговли. В два с лишним раза увеличилась продажа молочных, мясных продуктов и сахара, телевизоров — в три раза, стиральных машин — в девять и холодильников — в 18 раз.

За успехи, достигнутые в ходе выполнения семилетнего плана, около двух тысяч горожан были награждены правительством орденами и медалями, а бригадир слесарей-сборщиков машиностроительного завода П. Козин, фрезеровщик завода дорожных машин Н. Старостин и ткачиха камвольного комбината В. Борисова стали Героями Социалистического Труда. Брянский машиностроительный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Новая пятилетка (1966—1970 гг.) дала еще больший толчок развитию города. В первые два ее года прирост выпуска промышленной продукции составлял по двенадцать процентов. Продолжалось совершенствование производства на основе новой техники и технологии, ширилось, развивалось социалистическое соревнование, движение за коммунистический труд, за перестройку производства на коммунистический лад в соответствии с положениями Программы КПСС.

Особенно крупных успехов добились трудящиеся Брянска в юбилейном 50-м году Советской власти. Осуществляя экономическую реформу, промышленность города перевыполнила задание по реализации продукции и получению прибылей. Сверх плана изготовлено необходимых стране изделий на несколько десятков миллионов рублей.

Громадный объем работ выполнен по строительству и благоустройству. Строители дали горожанам рекордное количество жилья — 110 тыс. кв. метров, больше, чем за всю вторую послевоенную пятилетку. Вошли в строй спортивный манеж БМЗ, городской плавательный бассейн, крытый рынок, вокзал станции Брянск-II, поликлиника в Володарском районе, Дом политического просвещения, магазины, школы, началась сооружение цирка, общегородского парка и многих других объектов.

Брянск! Город древний, уходящий своими корнями в глубокую старину. И он же город молодой, город новостроек, город современный.

По нынешним масштабам он не очень большой: всего около трети миллиона жителей. Но он очень бурно растет. Когда в 1958 году утверждался генеральный план Брянска, рассчитанный на 25 лет, проектировщики полагали, что к концу этого срока в нем будет 300 тысяч жителей. Ведь во время разработки проекта в городе не было еще и 200 тысяч человек. Недавно специалисты института «Гипрогор» скорректировали первоначальный генеральный план из расчета 400 тысяч жителей. Но, судя по всему, придется им в ближайшие годы снова пересматривать план Брянска.

По числу жителей Брянск — пока город средний. А вот по занимаемой площади — уже один из крупнейших в стране. На 22 тысячи гектаров раскинулся он.

Брянск — город своеобразный. Прежде всего потому, что с трех сторон к конечным маршрутам городского транспорта и кварталам многоэтажных домов вплотную подходит лес, воспетый в былинах и песнях, богатый ягодами и грибами, птицей и зверем, а больше того, — целебным сосновым воздухом и неповторимой красотой. Впрочем, любителю природы и свежего воздуха не надо ехать даже троллейбусом. Из самой отдаленной точки любого района города достаточно тридцати минут неспешной ходьбы — и вот она, река Десна ли, Болва, Снежеть или Свинь и поймы этих рек, режущих город на четыре района: Бежицкий, Советский, Фокинский и Володарский. Весной, в разлив, недалеко от центра города, целое море, а летом здесь на сотни гектаров цветущий луг и тенистая дубовая роща «Соловьи», создающие особый микроклимат в городе, очищающие его «легкие». Глубокие древние овраги — тоже особенность Брянска. Летним вечером тянет из них прохлада, а вместе с летним туманом поднимается и льется на улицы луговой аромат. Многие жалуются на овраги, говорят, что они — помеха застройке. А другие утверждают, что овраги дают прекрасную возможность создать неповторимое лицо города.

Неповторимое лицо. Хорошо, когда город имеет его, не похож на другие. У Брянска есть возможность быть неповторимым. Пока эта возможность не реализована. Кварталы новой застройки такие же, как в Туле, Орле или Владивостоке. На то есть свои причины. Но не за горами время и оно, собственно, уже начинается, когда градостроители, заботясь об экономии сегодня, думают и о завтрашнем дне города, о его лице.

Брянск сегодня — растущий, процветающий город с хорошо развитой экономикой и культурой.

Крупнейший его район — Бежицкий. Большая часть продукции, которую Брянск производит, выпускается на предприятиях этого района: машиностроительном, автомобильном, сталелитейном, силикатном, шиноремонтном заводах, камвольном, домостроительном комбинатах, бисквитной фабрике и некоторых других.

К Бежицкому району примыкает Володарский. Жители его — это, в основном, рабочие и служащие заводов ирригационных машин, фосфоритного, солодового, обувной фабрики, железнодорожного узла и центрального вокзала.

Фокинский район — преимущественно железнодорожный. Здесь находится один из важных железнодорожных узлов страны — Брянск-II, перерабатывающий в своих сортировочных парках поезда, которые прибывают с семи направлений: Московского, Орловского, Харьковского, Киевского, Гомельского, Смоленского, Вяземского. В этом же районе располагаются такие предприятия, как Брянская электростанция, завод сельскохозяйственных машин, завод по ремонту дизельных машин, мясокомбинат, птицекомбинат, мелькомбинат, мебельная и бумажная фабрики, торговые оптовые базы.

Центральный район города — Советский. Тут сосредоточены городские и областные учреждения, заводы дорожных машин и металлоизделий, молококомбинат, фабрика клавишных инструментов «Десна», мебельная фабрика и другие предприятия.

Характеристика современного Брянска и его районов начата с перечисления предприятий не случайно. Брянск — это город-труженик. Каждый четвертый его житель работает на одном из заводов и каждый из них в среднем вырабатывает продукции почти на девять тысяч рублей в год, а все вместе более чем на 700 миллионов рублей. А ведь кроме тех, кто занят в промышленности, в городе насчитывается 18 тысяч железнодорожников, 12 тысяч строителей, девять тысяч работников торговли, шесть тысяч автомобилистов, две тысячи связистов.

Знания, опыт, мастерство, трудолюбие брянцев — гордость и слава города.

Едва ли найдется в нашей стране такой уголок, где бы сегодня не встретил машин, оборудования и других изделий с брянской маркой. Почти в три десятка зарубежных стран шлет город продукцию своих предприятий. Брянск производит судовые дизели и тепловозы, рефрижераторные секции и прокат, стальное литье, дорожные ирригационные машины, автомобили, тракторы, зерносушилки, пианино, обувь, мебель, шерстяные ткани, одежду, солод, консервы, масло, мясные продукты и многое,многое другое.

Брянск — непременный участник всех выставок внутри страны и международных, в том числе двух последних всемирных — в Брюсселе и Монреале. На международной выставке строительных и дорожных машин 1964 года завод дорожных машин был удостоен диплома второй степени за автогрейдер, бульдозер и универсальный погрузчик. Брянская зерносушилка на международной выставке сельхозмашин 1966 года удостоена золотой медали.

Вторая по численности категория жителей Брянска после рабочих — учащиеся. Их почти 90 тысяч. В городе 69 общеобразовательных школ, два института, одиннадцать техникумов, 16 спецучилищ и учебных заведений системы профтехобразования.

Вузы Брянска — институт транспортного машиностроения и технологический готовят специалистов по дизелестроению, деревобработке, строительству, лесному хозяйству. Почти восемь тысяч студентов в институтах, а в ближайшие годы число их значительно возрастет, т. к. вузы расширяются, строятся новые учебные и жилые корпуса. Оба института ведут исследовательскую работу по договорам с предприятиями. Здесь работает большой отряд ученых, среди которых немало докторов наук.

 Брянск город развитой социалистической культуры. Более сорока лет действует здесь драматический театр. В нем сложился сильный творческий коллектив. Показателем его зрелости является разнообразный, содержательный репертуар. За последние годы театр поставил десятки пьес русских и зарубежных классиков, современных советских и иностранных авторов. Каждый сезон на сцене театра идут пьесы местных авторов. Особым успехом пользуется пьеса С. Шарова «Эхо Брянского леса», повествующая о периоде партизанской войны с оккупантами. Этот спектакль театр ставил на сцене Кремлевского театра в Москве.

У областной филармонии пока нет своего зала. Но к услугам местных эстрадных артистов и гастролеров прекрасно оборудованный концертный зал музыкального училища, на 1200 мест театральный зал Дворца культуры машиностроителей, залыДворцов культуры и клубов в Советском, Фокинском, Володарском районах. Почти все крупнейшие исполнители и выдающиеся коллективы страны побывали за последние годы в Брянске. Все они единодушно отмечают большой интерес брянцев к искусству.

Впрочем, об этом можно судить и по уровню развития художественной самодеятельности в городе. Десятки тысяч горожан участвуют в ней. Самодеятельные артисты из Брянска непременные участники и, как правило, победители последних всероссийских смотров. Коллективы самодеятельности Брянского машиностроительного завода, Дома культуры местной промышленности и профтехучилищ неоднократно приглашались для выступлений в Москву, выезжали в гастрольные поездки по стране и за границу.

Никогда не пустует Брянская картинная галерея. Выставки картин из хранилищ Москвы, Ленинграда, выставки местных художников, мастеров прикладного искусства привлекают внимание брянцев и гостей города.

Столь же популярен областной краеведческий музей, в котором показана богатая история и сегодняшний день Брянщины. Хорошим дополнением областному музею стали народные музеи машиностроительного завода и железодорожников.

В городе сегодня 67 библиотек с фондами в полтора миллиона книг. Из них самой крупной и наилучшим образом оборудованной является областная библиотека. Новое трехэтажное здание для нее было построено несколько лет назад в самом центре города. Ежедневно несколько сот горожан пользуются ее услугами. Здесь регулярно организуются выставки литературы, тематические вечера. Никогда не пустуют просторные читальные залы библиотеки.

Горожане получают более 100 тысяч экземпляров местных изданий: областные газеты «Брянский рабочий» и «Брянский комсомолец», «Блокнот агитатора», многотиражные газеты. В их квартирах установлено более 50 тысяч телевизоров, в каждой квартире радиоточка.

В духовной жизни города немаловажную роль играют отделения союзов творческой интеллигенции: журналистов, писателей, художников, артистов, архитекторов. Члены этих союзов регулярно выступают перед трудящимися, организуют концерты, выставки, издание книг.

С каждым годом в городе все шире развертывается физкультура и спорт. Ныне городские спортобщества объединяют почти 60 тысяч человек. Среди них 350 мастеров и кандидатов в мастера. Пока немногие брянские спортсмены успешно выступают во всесоюзных и международных соревнованиях. Тому были свои причины: Брянск не имел материальной базы для развития многих видов спорта. Но в последние годы он получил новый Дом спорта, физкультурный техникум, легкоатлетический манеж, плавательный бассейн, реконструированный стадион в Бежицком районе, спортзалы в нескольких учебных заведениях. Теперь в Брянске систематически проводятся крупные соревнования, в которых наши спортсмены показывают все лучшие результаты. В ближайшие годы город получит еще целый ряд спортивных сооружений, которые позволят вовлечь в занятия спортом новые тысячи горожан.

У брянцев всегда были хорошие условия для отдыха. Их создала природа. Во все времена года десятки тысяч горожан в свободное время едут за город — к рекам, озерам, в леса: кто купаться и загорать, кто на сбор ягод, грибов, кто на рыбалку, на охоту. Но и те, кто остается в городе,— не скучают.! С утра до позднего вечера открыты двери восьми кинотеатров, двух Дворцов культуры, многочисленных клубов и красных уголков. В каждом районе города оборудованы свои зоны отдыха, имеются парки культуры и отдыха. Ныне идет строительство общегородского парка. Он раскинулся на берегу Десны у рощи «Соловьи». На территории парка горожанами сооружен Курган бессмертия, в котором собрана земля со всех памятных мест времен Великой Отечественной войны. В Кургане зарыт орудийный ствол, а в нем лежит письмо к потомкам. На вершине Кургана будет оборудован музей воинской славы.

Брянцы свято чтят память тех, кто оборонял Брянск в 1941 году, кто принес ему свободу в 1943 году. В честь воинов и партизан сооружен величественный ансамбль на площади Партизан, в разных районах города установлены памятники воинам различных родов войск.

В нынешней пятилетке Брянск будет быстро развиваться. Производство промышленной продукции возрастет примерно на 80 процентов. Будут построены новые и реконструированы некоторые из действующих предприятий. Предусматривается возвести еще 14 школ, 46 детских садов, пять кинотеатров, две гостиницы, цирк, две библиотеки, два Дома культуры, две больницы, детскую поликлинику, три техникума, музей, планетарий, стадион на 15 тысяч мест, аэровокзал, пять училищ профтехобразования и многое другое.

Жилой фонд города сейчас составляет около двух миллионов квадратных метров против 355 тысяч в 1917 и 750 тысяч квадратных метров в 1940 году. К концу пятилетки он вырастет до 2,5 миллиона квадратных метров.

То, что предстоит построить в нынешней пятилетке,— это начало осуществления перспективного 25-летнего плана развития и реконструкции Брянска. За этот период он превратится в город высокой социалистической культуры. Все районы будут реконструированы. Объездные дороги и скоростные магистрали освободят улицы от потоков грузовых автомашин, город поднимется вверх благодаря сооружению 9, 12 и 16-этажных зданий, преобразится набережная, город получит громадный крытый стадион, новые плавательные бассейны, 16-этажные гостиницы, новые учебные городки и многое другое.

Древний город с каждым годом будет молодеть.