СтраницаСело Кветунь

 Кветунь Трубчевского района Брянской области

Село Кветунь стоит на высоком берегу реки Десна, откуда открываются красивейшие виды

 В 10 километрах южнее Трубчевска на крутом мысу возвышается Кветунское городище.
      Слово "кветень", от которого произошло название Кветунь, на языке древнеславянского земледельческого календаря означает апрель - время весеннего пробуждения земли, цветения фиалок, появления на лесных опушках золотисто-желтых мать-и-мачех, начала земледельческих работ (квет - цветок).
      В древности мыс омывала Десна. Но теперь она изменила свое русло. На прежнем месте темнеют пятнами старицы Десенки, окаймленные лозняками, тростником и осокой. Вверху, над меловыми отрогами, укутанными кудрями орешника, маячат руины древнего Чолнского монастыря. Видно, не раз разбивались вражеские атаки о кветунские укрепления. Один из высоченных деснянских мысов облюбовал человек еще в доисторическое время, когда кремневые и бронзовые топоры, ножи и наконечники стрел только что сменили на железные, когда возникли военные столкновения из-за скота и появилась потребность в укрепленных убежищах. Люди выровняли на мысе площадки, с напольной стороны насыпали высокий земляной вал и выкопали глубокий ров, а по краям площадки поставили из заостренных кольев изгородь.
      На мысу поселились славяне. Они подправили валы, сделали покруче склоны, обнесли поселок мощными деревянными стенами. С развитием производительных сил, ростом общественного разделения труда начинается интенсивное отделение ремесла от сельского хозяйства, из сельского населения выделяются ремесленники и купцы для продажи ремесленных изделий и селятся здесь. Так произошел Трубчевск.
      В начале Трубчевск состоял из крепости – "детинца". С двух сторон "детинец" граничил с глубокими и широкими оврагами, крутые склоны которых люди подправляли, делали непреступными. С третьей стороны был крутой склон к Десне, а с четвертой – мощный земляной вал и глубокий ров, над которым повисал мост. Детинец служил крепостью для князя и его слуг-дружинников. Он был княжеским замком, под защитой и прикрытием которого шло формирование города. А рядом с княжеским замком раскинулось предгородье или посад, где проживал ремесленный и торговый люд.
      Близ Кветунского городища - курганное поле. До самого горизонта тянулись загадочные холмы, привлекавшие внимание археологов. В послевоенное время Трубчевский музей исследовал около двухсот курганов. Раскопки раскрыли историю этого замечательного археологического комплекса. Могильник оказался кладбищем Трубчевска X-XII вв. Ранние курганы - огромных размеров. Он является по своим размерам вторым в нашей стране после Гнездовского под Смоленском. В них найдены большие скопления золы и угля, лепные погребальные урны, останки сожженных покойников, а с ними - ожерелья, перстни, ножи, боевые топоры, поясные наборы. В некоторых курганах погребения окружались кольцевыми ровиками или оградками, сделанными из глины, связанными с культом солнца. Один из курганов напоминал огромную шапку древнего витязя. Его наши предки насыпали над местом языческого святилища, где веками горел ненасытный огонь, пожирая принесенные человеком жертвы. Тогда у костра стояли закоптевшие деревянные идолы - безмолвные свидетели обильных жертвоприношений. С принятием христианства святилище опустело, на его месте насыпали гигантский курган, чтобы люди приходили сюда для тайного общения с запрещенной религией. Трубчане познакомились с христианством задолго до его официального принятия Русью в 988 году, о чем свидетельствуют курганные материалы. Например, в одном из захоронений, совершенных по - христиански (трупоположение), найдена монета Константина VII Багрянородного, царствовавшего в Византии с 913 по 959 годы. Монета не изношена, указывает самое позднее на третью четверть Х в., когда было совершено это погребение. Найдены курганы с мозаичными бусами, датирующиеся второй половиной Х в. С погребениями, совершенными по христиански.

Дальше городище упирается в измелевший ручей. Он носит имя Трубеч или Трубеж. От деревни Кветуни древний Трубечк отделяют глубокий овраг и огромные холмы, подозрительно похожие на насыпные курганы.

Высота обрыва – поч-
ти сто метров. Огромные
холмы городища на ме-
сте старого города осо-
бенно красивы в лу чах
заката. С высокого хол-
ма открывается восхити-
тельный вид на долину
Десны. Предстающая па-
норама поистине необъят-
на, на десятки километров
вперед нет ничего: ни де-
ревень, ни людей, только
непуганые птицы. Видно,
как тенями от облаков
движется солнце…...
История главного ар-
хитектурного памятника
города Трубчевска – Тро-
ицкого собора – настоль-
ко необычна, что его на-
зывают каменной книгой,
главы которой расписа-
ны в разное время. Этот
собор, по сути, строился
на протяжении восьми
веков, с конца XII века,
и представ л яет собой
не один, а несколько хра-
мов, построенных практи-
чески друг над другом.

Кветунь (Древнерусский Трубчевск)

В 12 веке н.э. город Трубчевск был перенесен на нынешнее свое место, в район Соборной горы и Покровской площади из за ряда причин, среди которых изменение русла Десны, отошедшего от старого города, малая площадь, ограниченная могильником, а так же стремление окончательно подавить, подчинить Киеву старую северскую родовую знать. Ранее на Соборной горе уже существовали небольшие крепости-городища юхновской (1-7 вв.до н.э.) и роменской (8-10 вв.н.э.) культур.

Кветунь

Племенные города. Типичный пример – Кветунь под Трубчевском: небольшая крепость с сильными естественными укреплениями, святилищем и языческим курганным некрополем. Выявлены следы ремесленников, работающих на заказ, административного управления, военной племенной элиты. Между крепостью и некрополем лежит небольшое неукрепленное поселение, где обитало население, занимавшееся ремеслом и сельским хозяйством. Это – центр одного из северянских княжеств. Позднее, после включения в состав Древней Руси, размеры поселения увеличиваются: здесь жили ремесленники, воины, слуги. Кветунь стала опорным пунктом государственной власти, позднее подгородним селом с укрепленной усадьбой трубчевских князей. Языческое кладбище превратилось в христианский погост. Кветунь не стала городом: центр княжества, образованного в 1164 г., был перенесен на 12 км в соседний Трубчевск, напротив устья реки Неруссы, что связала две части княжества – трубчевскую и курскую.