СтраницаСело Городище

Село Городище Брянщина.

деревня Городище 1-е

Вообще сообщаемые Павлом Алеппским данные достаточно достоверны. К примеру, он

сообщает, что в селе Городище (сейчас - на востоке Брасовского района) имелась церковь Космы и

Дамиана, а по церковным документам известно, что в 1699 г. было «велено вместо ветхой

Космодемьянской церкви, что в селе Городище ... построить церковь в деревне Овчухах»[3].

Подробны и интересны сведения П. Алеппского о хозяйственных занятиях крестьян

Комарицкой волости. Им перечислены основные выращивавшиеся здесь сельскохозяйственные

культуры: пшеница озимая и яровая, рожь ("хлеб из нее бывает черный и его любят больше

белого"), ячмень, овес, ("он очень изобилен"), горох, просо, гречиха ("плод ее ... идет в начинку

взамен риса"), капуста, конопля ("ее много"), лен ("которого очень много, ... он прекрасного

качества"). Описывает он и еще одно посевное растение: "посев имеет синий цветок, плод его -

черное зерно, которое примешивают к пшенице при печении: оно придает хлебу сладкий вкус...;

он называется ...по гречески гонгили"[4]. Этим качествам соответствует лишь чернушка посевная

(нигелла), которая в средние века выращивалась как пищевое растение. Ее черные зерна

использовались для ароматизации булочных изделий, а также при засолке огурцов и квашении

капусты. В настоящее время нигелла лишь изредка встречается у цветоводов-любителей.

Перечисляет Павел Алеппский и орудия труда крестьян: соху с двумя колесиками и

железным сошником, борону (названия этого нет, но есть описание: "плетеная четырехугольная

клетка, на одной стороне которой вставлены длинные деревянные гвозди; она употребляется для

уравнивания земли"), серпы, грабли; сообщает о широком применении липовой коры (лыка) для

изготовления различных изделий. По его словам, комаричане обычно молотили прошлогодний

хлеб, а только что сжатые снопы отвозили на телегах домой, складывали "рядами друг к другу,

составляя нечто вроде изб с горбообразною крышей - при этом колосья бывают обращены внутрь

и прикрываются досками, и оставляют в таком виде всю зиму и лето"[5]. Словом, сочинение Павла

Алеппского, свидетельствующее о несомненной наблюдательности автора, является одним из

ценнейших источников по истории Брянского края XVII в.

(июля 1655 г. Макарий и сопровождающие его лица )