СтраницаСелище

Селище. Стародубский район. Брянская область.

В этом селе встречались известный русский композитор С. И. Танеев с замечательным художником В. Е. Маковским. Изумительно живописные места в округе вдохновили их на создание целого ряда интересных произведений.
В Селище приезжала жена Льва Николаевича Толстого — Софья Андреевна.
Почему же ничем не примечательное село оказалось связанным с именами людей, которых хорошо знали во всей России?
Дело в том, что в XIX веке Селище было имением братьев Масловых, образованных, либерально настроенных чиновников. Один из них являлся председателем первого гражданского департамента Московской судебной палаты, второй — товарищем председателя окружного суда в Рязани. Большую часть года братья жили в Москве, а летом на отдых обязательно приезжали в Селище. Композитор С. И. Танеев был их частым гостем. Это подтверждается в книге «Очерки былого», принадлежащей перу С. Л. Толстого — старшего сына Л. Н. Толстого. Вот что в ней сказано: «Танеев часто бывал у них (Масловых) в Москве и почти каждый год летом гостил в их имении Селище Орловской губернии».
Более подробные сведения о пребывании композитора в масловском имении содержит монография Г. Бернадта «С. И. Танеев». В ней, в частности, говорится, что с 1876 по 1889 год близкие и знакомые Масловых, съезжавшиеся на лето в Селище, издавали рукописный журнал «Захолустье». В качестве премий и приложений к журналу давались музыкальные произведения Танеева, как правило, на селищенские темы. Здесь композитор создал музыку песен «Сосна» на слова М. Ю. Лермонтова, «С озера веет прохлада и нега» па слова Ф. И. Тютчева и «Не ветер вея с высоты» на слова А. К. Толстого. Здесь же в 1882 году у Танеева родился замысел оперы «Орестея». Композитор создал в Селище несколько десятков камерных произведений. Некоторые из них оп посвятил известному русскому художнику В. Е. Маковскому, который, навещая Масловых, делал этюды с селищенской природы и жителей села.
Многим известна картина Маковского «За лекарством» (1884). Но мало кто знает, что создана опа па сюжет из жизни селищенских крестьян. Однажды художник был свидетелем того, как к родственнице Масловых — А. Юрасовой — обратились за медицинской помощью местные жители. Впечатления от этого посещения и заставили Маковского взяться за кисть, отобразить увиденное на полотне.
Работа над картинами «Ночное», «Крестьянские дети», «Крестьянка с детьми» и некоторыми другими, очевидно, также связана с пребыванием художника в Селище.
О приезде в это село жены Л. И. Толстого — Софьи Андреевны — в книге В. Шкловского «Лев Толстой» говорится так: «Приехала в Селище к Масловым. Место красивое — брянские леса, сосновые с дубом. Течет речка Навля. Здесь в гостях жил Танеев. Он сыграл Шуберта, Генделя. На другой день ездили в лес, фотографировали Софью Андреевну в дупле одной из вековых лип...»
В имении Масловых в Селище находилось пианино, принадлежавшее композитору Сергею Ивановичу Танееву. После его смерти (1915) инструмент предполагалось передать в музей Московской государственной консерватории. Однако осуществить это сразу не удалось. В 1917 году пианино было реквизировано Бутерским волисполкомом. Племянник композитора П. В. Танеев и консерватория в 1923 году обратились в правительственные учреждения с просьбой передать инструмент по назначению. Вскоре просьба была удовлетворена — ценная реликвия, принадлежавшая известному русскому композитору, заняла почетное место в музее.
Коль речь зашла о композиторе С. И. Танееве, уместно сказать несколько слов о его старшем брате Владимире Ивановиче Танееве (1840—1921). Он был непримиримым противником царского самодержавия. Его революционную, общественную деятельность высоко ценил Карл Маркс. В 1871 году вождь немецкого рабочего класса прислал ему фотографию с дружественной надписью, а в 1877 году в письме М. М. Ковалевскому назвал В. И. Танеева «преданным другом дела освобождения народа».
На основании указания Советского правительства Владимиру Ивановичу была выдана охранная грамота. Этот документ обеспечивал ему доступ в библиотеку СНК и другие библиотеки, предоставлял (возможности для плодотворной работы.
Судьба Селища в советское время очень сходна с судьбой многих наших сел. В начале тридцатых годов здесь был создан колхоз.
Огненным смерчем обернулась для Селища война, развязанная гитлеровцами. Опи разграбили, сожгли и разрушили почти все дома и хозяйственные постройки. На пепелищах и развалинах советские люди возродили родное село. Сейчас в нем около ста дворов, начальная школа, магазин, много добротных домов. Построены типовые животноводческие помещения. Селище и прилегающие земли входят ныне в совхоз «Искра».
О тяжелой крестьянской доле рассказывали картины, созданные в прошлом веке в Селище художником В. Е. Маковским. В наши дни живописец нашел бы здесь иные сюжеты для своих полотен.