Страницаседьмая

БРЯНЩИНА СЕДЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1961—1965  ГОДЫ)

Подъем колхозного и   совхозного    производства    —    жизненно важная задача  коммунистического строительства. На ее решение  должны быть направлены усилия всей партии, всего советского народа.

 (Из постановления мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС).

 СЕДЬМАЯ пятилетка в жизнь   тружеников  сельского хозяйства внесла важную перемену. Состоявшийся в марте 1965 года Пленум ЦК КПСС выработал новый курс развития сельского   хозяйства,    который  отличает научный подход к планированию и управлению этой   важной   отраслью народного хозяйства. Этот курс рассчитан па длительную перспективу.

 Пятилетка эта была памятной в жизни многих земледельцев. Например, звено У. Т. Карпеченко из красногорского колхоза имени Ленина получало в те годы с гектара по 230—240 центнеров картофеля, по 420—430 центнеров сахарной свеклы, по 600 центнеров зеленой массы кукурузы. За успехи в седьмой пятилетке У. Т. Карпеченко было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

 Агроном по хмелеводству из суражского колхоза «Серп и молот» Н. Я- Хомякова добилась того, что каждый гектар хмельников стал давать по 20 центнеров шишек. В 1964 году колхоз от реализации хмеля получил 145 тыс. рублей чистого дохода, За успехи в седьмой пятилетке Н. Я- Хомяковой было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 В конце 1961 года труженики новозыбковского колхоза «Коммунар» писали в адрес XXII съезда КПСС: «Наш колхоз идет в гору. За последние шесть лет производство мяса увеличилось в 11,6 раза, в том числе свинины — в 12,9 раза, производство молока — в 8,8 раза, надой на одну фуражную корову увеличился с 586 до 2549 килограммов. Продажа молока государству возросла в десять раз, мяса — в 9,6 раза...»

 За умелое руководство хозяйством по итогам седьмой пятилетки его руководителю С. Я. Халявину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 По 650—700 центнеров овощей с гектара   собирал ежегодно овощевод из севского колхоза имени Ульянова    А. А. Сиников, которому также было присвоено звание Героя Социалистическо Труда.

 Высокого звания Героя были удостоены  по итогам   седьмой пятилетки директор почепского совхоза «Баклань» И.А. Щемелинии,   свинарка    новозыбковского    колхоза    «Решительный» - Л.И. Шупикова, доярка совхоза «Брасовский»    Р.С. Чепелева,  мастер машинного доения ОПХ «Брянское» М. Я. Родичева, механизатор севского колхоза имени Куйбышева  В. В. Протасов, звеньевая трубчевского  колхоза  «Ленинец»   Е.М. Никитина, бригадир стародубского колхоза «Волна революции» В. С. Нешков, председатель  почепского    колхоза    «Заря    коммунизма» В. П. Королькевич, председатель погарского колхоза «Путь Ленина» С. И. Ковалев, звеньевая    дубровского   колхоза «Слава» Е. В. Баранова, селекционер Новозыбковской опытной станции К. И. Саввичев. 2500 сельских тружеников было награждено орденами и медалями.

 Усилиями тружеников области в те нелегкие годы удалось многого добиться.

 Впервые в 1965 году урожайность зерновых культур превысила довоенный уровень и достигла 10,2 центнера с гектара. Более чем в два раза выросла продуктивность скота, в четыре раза—яйценоскость кур-несушек.

 В 1965 году по сравнению с началом пятилетки число тракторов увеличилось более чем в полтора раза — их насчитывалось (в 15-сильном исчислении) около 17 тысяч. В сельском хозяйстве работало почти 3200 зерновых комбайнов. В среднем на колхоз приходилось в области к концу пятилетки 28 тракторов и 6 зерноуборочных комбайнов.

 Валовая продукция колхозов и совхозов области по сравнению с 1953 годом удвоилась. В 1965 году было закуплено 124,3 тысячи тонн зерна, 367 тысяч тонн картофеля. Закупки молока по сравнению с 1953 годом возросли в 3,9 раза, скота (в живом весе) — в 2,7 раза, яиц—в 3,2 раза.

 В производстве продуктов сельского хозяйства видное место стали занимать совхозы. Их насчитывалось уже около 100, причем большинство из них 1965 год, например, завершило с прибылью.

 В колхозах существенно менялась структура посевных площадей, увеличивались посевы зерновых культур, восстанавливались посевы многолетних и однолетних трав. Начинала набирать темпы мелиорация земель.

 Пришел и первый успех. По итогам социалистического соревнования автономных республик, краев и областей РСФСР за получение высоких урожаев и увеличение производства и продажи зерновых культур, картофеля и сахарной свеклы в 1965 году Совет Министров РСФСР присудил Брянской области второе, место по зоне, а животноводы завоевали первое место и были удостоены переходящего Красного знамени и первой премии Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Область была награждена дипломом ВДНХ.

 Свой вклад в укрепление индустрии страны внесла Брянщина. Объем производства машиностроения и металлообработки за седьмую пятилетку вырос в 2,4 раза, производительность труда — в 1,4 раза.

 Машиностроители области в эти годы освоили выпуск ряда сложных машин и изделий. Особенно большую работу пришлось проделать коллективу БМЗ, где осваивалось производство судовых дизелей и запасных частей к ним. По инициативе парткома и дирекции завода в 1960, 1962 и 1964 годах здесь были проведены Всесоюзные научно-технические конференции по производству и условиям эксплуатации малооборотных судовых дизелей большой мощности. В работе конференции участвовали представители научно-исследовательских учреждений, технических вузов и торгового флота, руководители и специалисты завода. На предприятии была создана широкая сеть курсов и школ по подготовке кадров дизелестроителей. В заводском университете технического прогресса создали факультет дизелестроения.

 Огромные усилия машиностроителей увенчались успехом. Накануне X областной партконференции, 19 сентября 1961 года, были завершены заводские испытания первого брянского дизеля. Эту замечательную трудовую победу машиностроители посвятили XXII съезду КПСС.

 Дизелестроители настойчиво и целеустремленно продолжали работать и в последующие годы.   В результате - появляется дизель мощностью 9000 лошадиных сил, а в ноябре 1965 года были завершены заводские испытания   дизеля  мощностью 13500  лошадиных сил.

 Много творчества и самоотверженного   труда вложили в освоение    судовых    дизелей   конструкторы     В. И.    Скорняков, П.С. Чечетова,   Л. И. Надельнев,  технологи   М.В. Сергеичев, А.П. Батраков, токари Р.А. Кротов,  С.А. Лосев, И. Корнева,  расточники  П.П. Панкратов,  Н. Мартынов,  руководители дизельного производства М.И. Зайцев, И.Г. Шиян, Л.В. Попов, Л.М. Филюков.

 Большую работу провела инженерная служба завода дорожных машин. Начиная с 1963 года, здесь перешли  на серийный выпуск грунтосмеситсля — комбайна, выполняющего  на строительстве дорог все работы по улучшению грунта. Машина оказалась производительнее и легче, чем равная ей по мощности машина американской фирмы    «Харнишвенер».   Грунтосмеситель удешевил дорожные работы в 1,5—2 раза.

 Как известно, на БМЗ впервые в СССР в вагоностроении была применена четырехроликовая машина контактной сварки. На сварке узлов дизеля внедрение механизации обеспечило рост производительности труда в три раза. К 1963 году опыт автоматической сварки на БМЗ переняли многие предприятия области. На заводе дорожных машин, например, доля механической и автоматической сварки составила 39 процентов, а на заводе ирригационных машин — 42 процента.

 Большой экономический эффект давало внедрение поточных и переменно-поточных линий обработки деталей и сборки узлов. В частности, на сталелитейном заводе конвейер по производству гусеницы трактора «ДТ-54», внедренный в производство, ежегодно давал 100 тысяч рублей экономии.

 В годы седьмой пятилетки    на предприятиях   области было начато производство винтовых конвейеров, экскаваторов, картофелеуборочных комбайнов, разбрасывателей минеральных удобрений, тракторных погрузчиков.

 Общий объем производства продукции промышленных предприятий Брянщины за седьмое пятилетие увеличился в 1,4 раза, производительность труда — в 1,1 раза. Объем производства продукции отраслей лесной и деревообрабатывающей промышленности вырос в 1,3 раза, пищевой — в 1,4 раза.  Немало сделали строители. Они сдали в эксплуатацию 26 промышленных предприятий: Брянский завод по ремонту дизельных машин, Белобережскую бумажную фабрику, Брянский домостроительный комбинат, шиноремонтный завод, Новозыбковскую швейную фабрику местной промышленности, Погарский мясокомбинат и другие. Наряду с этим были построены объекты, цехи и производственные мощности на БМЗ, заводах ирригационных и дорожных машин, автомобильном, сталелитейном, сельскохозяйственных машин, текмаше имени Калинина, Новозыбковском заводе «Волна революции», Любохонском чугунолитейном и других предприятиях. Благодаря этому вошли в строй новые мощности по выпуску различной продукции.

 В 1963 году произошло объединение Новозыбковского кожзавода и обувной фабрики с клинцовским кожзаводом «Красный гигант» и двумя обувными фабриками — образовано кожевенно-обувное объединение «Красный гигант». Объединились также клинцовские суконные фабрики имени Коминтерна, Октябрьской революции, имени Ленина и Клинцовская трикотажная фабрика в Клинцовское тонкосуконное объединение.

 Росту общего объема производства и производительности труда способствовало внедрение мероприятий новой техники. Только за 1965 год промышленность области внедрила 4251 мероприятие. 433 из них были направлены на автоматизацию и механизацию производства. Годовой экономический эффект от внедрения этих мероприятий составил 8,2 млн. рублей. 38 процентов от общего количества внедренных мероприятий и 26 процентов всей экономии получено коллективом Брянского машиностроительного завода.

 Немалую роль в росте объема производста сыграли рационализаторы. В 1965 году их в области насчитывалось около 14 тысяч. За год внедрено 9,6 тысячи их предложений. Это сэкономило государству 6,6 млн. рублей.

 Большую помощь рационализаторам в техническом оформлении их предложений оказывали общественные бюро. Они также разрабатывали проекты средств малой механизации и конструкции отдельных узлов, участвовали в работе по улучшению технико-экономических показателей производства. На промышленных предприятиях области в 1965 году действовало более 1000 различных общественных бюро. Они объединяли около 16000 энтузиастов.

 На многих наших предприятиях работали школы коммунистического труда и передовых методов труда. В 1963—1965 гг. в школах комтруда на БМЗ обучалось несколько тысяч человек, а в 50 школах на стальзаводе в 1965 году — более 1200 человек.

 Большой объем работ за седьмую пятилетку выполнен железнодорожным транспортом. Его грузооборот в конце седьмой пятилетки значительно превысил уровень 1960 года. В начале шестидесятых годов на Брянский узел на смену паровозам пришли тепловозы. Число пассажиров, отправленных железнодорожным транспортом, в 1965 году по сравнению с 1960 годом возросло более чем на 22 процента.

 До 6768 километров увеличилась протяженность автобусных линий. Автобусами, которых в последнем году седьмой пятилетки в области было 445, перевезено 78,8 млн. пассажиров. Парк легковых таксомоторов со 146 в 1960 году вырос до 204 в 1965 году.

 За успехи, достигнутые в седьмой    пятилетке, Брянский машиностроительный и Дятьковский хрустальный заводы были награждены орденами Трудового Красного Знамени. 37 передовых работников промышленности удостоены орденов Ленина, 121 человек — орденов Трудового Красного Знамени, 284 передовика — орденов «Знак Почета» и 454 человека  награждены  медалями. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено бригадиру слесарей-сборщиков БМЗ  П.П.  Козину,  фрезеровщику Брянского завода дорожных машин Н.А. Старостину и ткачихе Брянского камвольного комбината В.Н. Борисовой.

 *  *  *

 В целом по стране объем промышленного производства за пятилетие возрос в полтора раза и в 1965 году почти в 8 раз превышал уровень довоенного 1940 года. «Наша промышленность, — говорил товарищ Л. И. Брежнев в докладе на XXIII съезде КПСС, — в целом по стране и в каждой из союзных республик за прошедшие пять лет росла и совершенствовалась. Еще больше укрепились экономические связи и возросла взаимопомощь между союзными республиками.

 Можно с особым удовлетворением отметить, что в последние годы особенно много сделано для того, чтобы политическое равенство союзных республик и дружба народов СССР, завоеванные и выкованные в ходе строительства социализма, подкреплялись выравниванием уровней их экономического развития. Это очень важный фактор, товарищи. Это — яркое проявление великой жизненной силы ленинской национальной политики, которая показывает всему миру, что только социализм открывает народам надежные пути быстрого преодоления экономической и иной отсталости и превращения в передовые высокоиндустриальные нации. Это прочная основа дальнейшего сплочения всех народов нашей великой многонациональной Родины».