СтраницаСАМОУПРАВЛЕНИЯ

« ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТАРОДУБЕ С КОНЦА 9 ДО НАЧАЛА 20 ВЕКА»

Стародубское городское самоуправление в своем развитии прошло несколько этапов. Первый, а точнее предварительный, этап связан с возникновением Стародуба и его сельской округи. Стародуб появился на карте Древней Руси во второй половине 80-х годов 9 века как небольшой городок-становище состоявший из маленькой крепостицы и прилепившегося к ее стенам небольшого посада. Крепость охраняла один из участков пути полюдья по которому русская дружина совершала ежегодный обход подданных земель с целью сбора дани. Первыми жителями городка в таком случае должны были быть дружинники, составлявшие гарнизон этой крепости и ремесленники, обеспечивавшие нужды гарнизона ремесленными изделиями - вооружением, хозяйственной и бытовой утварью и пр. Обеспечение сельскохозяйственной продукцией происходило, видимо за счет труда тех же ремесленников и членов их семей. Таким образом, на начальном этапе вся жизнь становища была полностью подчинена военным задачам и управлялся городок княжеским наместником - начальником гарнизона. Собственно говоря, эта маленькая крепостица, выполнявшая чисто военные задачи, городом еще не являлась, поэтому о самоуправлении говорить применительно к данному периоду было бы преждевременно. Но, тем не менее можно предположить, что среди немногочисленных жителей становища уже начали формироваться какие-то общественные структуры для решения бытовых текущих вопросов.

Следующий, вечевой, этап развития городского самоуправления охватывает период с начала 10 века - по середину 13 века. Предположительно уже на рубеже 9-10 вв. население Стародуба начинает быстро увеличиваться. Изменяется и его структура.  Особенно быстро растет посадская часть населения состоящая из ремесленников и земледельцев. Вокруг Стародуба одно за другим появляются сельские поселения, формируется сельская округа. В связи с этими процессами усложняются и задачи, стоящие перед самим городком-становищем. В дополнение к прежним, чисто военным, становище приобретает новые функции, обусловленные необходимостью управления быстро развивающейся сельской округой. Городок постепенно приобретает черты административного и ремесленно-торгового центра округи. На протяжении всего 10 и первой половины 11 века идет интенсивный процесс превращения становища в полноценный город. Одновременно в Стародубе формируется городское самоуправление, характерное для Древней Руси. Главным институтом такого самоуправления было вече. Именно на нем принимались те или иные решения, связанные с жизнью города и его округи, и их взаимоотношением. С постепенным снижением роли княжеского наместника, значение веча усиливалось. Наивысшего расцвета вечевая система самоуправления достигает в середине - второй половине 11 века. К этому времени такая система сбора дани как полюдье, уходит в прошлое, функции становища отмирают, а Стародуб окончательно превращается в типичный древнерусский город, с характерными для такого города административно-политическими институтами самоуправления. Только результатом возросшей самостоятельности города можно объяснить такой факт, известный из летописи, как оказание в 1096 году военной поддержки опальному князю Олегу Святославичу, выступившему против Владимира Мономаха. Именно и только на вече могло быть принято такое  решение, связанное с огромным риском для города и его жителей. На этом же вече, и это очевидно, присутствовали жители (или их представители) сельской округи, без поддержки которой, 33-х дневная оборона города в условиях полной осады была бы невозможна. Судя даже по немногочисленным летописным известиям о Стародубе, роль городского самоуправления была достаточно высока. С этим связана и большая самостоятельность города на протяжении всего 12 и первой половины 13 века. Как уже говорилось, понятие города в Древней Руси включало в себя не только город в узком, современном смысле, но и сельскую округу, а так же так называемые "пригороды" - городки, находящиеся в тесной зависимости от основного города (так в Стародубскую округу помимо многочисленных сельских поселений входили городки Росусь, Синин Мост, городок у нынешнего села Рябцево и ряд других). Синонимом такого расширенного понятия "город" было понятие "городовая волость". Поэтому компетенция городского самоуправления распространялась и на сельскую округу, а на вече были представлены все поселения волости. Конечно, право голоса на вечевом собрании имели только взрослые свободные мужчины, а решения вече во многом определялось позицией "лучших мужей" - наиболее зажиточной части населения города и округи. Город посредством вечевых собраний регулировал экономические, социальные вопросы на территории волости, на вече же определялась и политическая  позиция всей волости по отношению к периодически возникавшим "внешним" проблемам.

Следующий период - с середины 13 по середину 14 века в истории Стародуба является достаточно темным. Нашествие монголов, разрушение русских городов и княжеств, гибель многих письменных источников в пожарах, привели к тому, что Стародуб надолго исчезает со страниц исторических источников. Однако, несмотря на все катаклизмы мы встречаем Стародуб в документах, второй половины - конца 14 века. Постоянная борьба за Стародуб со стороны сопредельных государств приводила к тому, что город многократно менял свою государственную принадлежность. Еще чаще менялись "державцы" Стародуба и волости (за сто лет - 13 раз!). И все это происходило отнюдь не спокойными, мирными способами. При такой чехарде властей городское хозяйство должно было бы рассыпаться, а город прекратить свое существование, однако, каждый раз находилась какая-то сила, которая всякий раз после погромов возрождала Стародуб и волость. Такой постоянно действующей силой, независимой от внешнеполитических вихрей, было городское самоуправление. Сейчас почти невозможно реконструировать систему и институты Стародубского самоуправления в 15 - 16 веках, однако, по аналогии с другими русскими городами, можно сделать предположение о продолжении существования в это время в Стародубе вечевой системы, или, во всяком случае, отдельных ее элементов.

Более уверенно можно говорить о системе управления Стародубом и его округой с 1620 года, когда польский король Сигизмунд III присвоил городу магдебургское право, подтвержденное жалованной грамотой русского царя Алексея Михайловича в 1665 году. Согласно магдебургскому праву, жизнью города управлял городовой магистрат, во главе которого стоял выборный из среды мещан войт. Однако, власть магистрата распространялась не только в пределах города, но и на всю городовую округу. Все села, не принадлежавшие монастырям и казацкой старшине, были закреплены за магистратом и стали называться "магистрацкими". "Магистрацкие села" поделены были на волости, которыми управляли назначаемые магистратом волостные сотники. Так, в начале 18 века Стародубским магистратом управлялись Малотопальская, Пятовская, Гарцевская, Андрейковичская и несколько других волостей. Крестьяне магистратских сел назывались "волоским поспольством" в отличие от "градского поспольства", т.е. мещан. Выборы происходили на собрании мещан, цеховых людей (купцов, ремесленников) и всего поспольства.  Члены магистрата - урядники (бурмистры, райцы и лавники) так же выбирались из среды поспольства - мещан и землевладельцев. В Стародубском магистрате состояло (на 1721 год) 8 бурмистров, 5 райцев и 5 лавников. На магистрате лежала забота о городском благоустройстве; он должен был регулировать цены на продовольственные товары, наблюдать за мерами и весами, заботится о поддержании в городе чистоты и пожарной безопасности. Войту принадлежала административная и судебная власти. Под юрисдикцией войта с лавниками и бурмистра с райцами находились не только местные мещане, но и все приезжие. Городской бюджет формировался из доходов от земельной собственности, от магистратских сел, из городских налогов (торговая, весовая, померная и мостовая пошлины),  из доходов от сдачи в наем городских гостиных дворов, бань, мельниц и пр. Так же в городскую казну шел налог с купцов и ремесленников. В расходовании этих средств давался ежегодный отчет перед войтом и всем поспольством.

 

Магдебургское право в Стародубе просуществовало, постепенно сходя на нет, до середины 19 века.

Конечно, на протяжении всего времени действия магдебургского права в Стародубе роль институтов городского самоуправления в городе не была неизменной - постоянное соперничество городской власти с полковой администрацией отрицательно сказывалось на жизни города. Примером тому могут стать такие факты: по переписи 1666 года - в период расцвета городского самоуправления Стародуба - в городе насчитывалось 974 хозяйства. Для сравнения - в Киеве - 684, в Нежине - 709, в Соснице 505 хозяйств, в остальных городах левобережной Малороссии - менее 500. То есть Стародуб в середине - второй половине 17 века был крупнейшим городом Левобережья. Однако к концу 18 века, когда полковая администрация фактически подмяла городские институты самоуправления Стародуба, город потерял свое значение и при административной реформе в Малороссии 1778-1783 гг., Стародуб смог закрепить за собой только статус уездного города.

В течение 19 века городское самоуправление в Стародубе постепенно заменялось так называемым "общественным управлением". Связано это было с распространением на малороссийские города действия общеимперских законов и постановлений. К концу 19 - началу 20 века система общественного управления выглядела следующим образом: Главным органом городского общественного управления стала городская дума. Гласные (депутаты) городской думы избирались на 4 года на избирательном собрании горожан, имеющих право голоса. Думой избирался ее председатель - городской голова. Присутствие гласных на заседаниях думы было обязательным. За неявку по неуважительной причины  налагалось взыскание: замечание, денежный штраф и, даже, временное исключение из думы.

Исполнительным органом городского общественного управления являлась городская управа. Председателем городской управы был так же городской голова. Члены городской управы (в количестве 2-х человек) избирались городской думой. Все должностные лица городского общественного управления подлежали утверждению губернатором.

Для непосредственного управления отдельными отраслями городского хозяйства, думой избирались "исполнительные комиссии", которые могли приступить к своим обязанностям не иначе, как с разрешения губернатора.

В компетенцию городского общественного управления входило заведывание капиталами и имуществами города, забота об его благоустройстве, обеспечении продовольствием, развитии городского здравоохранения, народного образования, местной промышленности и торговли. Кроме того, городское общественное управление должно было предпринимать действия по профилактике и защите города от пожаров и других стихийных бедствий.

Основой городской казны являлись "городские сборы" с недвижимости, с документов на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, с постоялых дворов, со съестных лавок, с извозного и перевозного промыслов, с частных лошадей и экипажей. Кроме этого взымались некоторые второстепенные сборы.

Обязательными расходами для городского общественного управления были расходы на полицию, пожарную часть, воинский постой, устройство арестантских помещений при полиции, отопление и освещение тюрем, выдача пособий государственному казначейству и разным учреждениям и ведомствам.

Действия органов городского общественного управления жестко контролировалось губернатором, который в любой момент мог приостановить то или иное действие любого городского органа общественного управления.

К концу 19 века значительно обособилась от города и его сельская округа - уезд. Несмотря на то, что уездные учреждения были сосредоточены в городе, внегородская территория уезда в хозяйственном отношении управлялась уездным земским собранием и его исполнительным органом - уездной земской управой. Уездные учреждения имели характер комиссий, собиравшихся по мере надобности под председательством уездного предводителя дворянства или исправника.

Кроме того, в сельских населенных пунктах действовали независимые от уездных учреждений крестьянские органы самоуправления.

В заключение следует, видимо, сделать вывод, что историческое развитие территориального самоуправления (городского и сельского) было не однозначным. Во-первых - отчетливо наблюдается тенденция к обособлению города от его сельской округи; во-вторых - по мере укрепления и централизации государства самоуправление территорий заменяется общественным управлением, подконтрольным вышестоящей администрации.

Столь же неоднозначным были и последствия таких изменений. Как видно, наиболее благоприятная ситуация для Стародуба и его округи складывалась в период действия магдебургского права - времени наивысшего расцвета городского самоуправления. К исходу же 19 века, когда экономическая самостоятельность города была почти полностью утрачена, Стародуб превратился в третьеразрядный уездный городок.

Н.Е.Ющенко