СтраницаРЯБОВКА

РЯБОВКА БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

РЯБОВКА, д., Унеч. р-на, Березинского с.п., в 6 км к Ю.-В. от Унечи (52°4847" с.ш., 32°44'30" в.д.). 0,17 тж.; макс. 0,28 т.ж. (1901). Осн. в 1712 Маш-кевичем (отсюда первонач. назв. - Машковка); с 1731 - владение Гр. Скорупы, позднее перешла к Сулимам и др.; в XIX в. действовал винокуренный з-д. Состояла в приходе села Рюхова. До 1781 входила в Новоместскую сотню Стародуб. пол­ка; с 1782 относилась к Стародуб. уезду; с нач. XIX в. до 1922 в Мглин. уезде (с 1861 - в составе Павловской вол.), с 1922 в Клинц. уезде (Павлов­ская, с 1924 Унечская вол.); с 1929 в Унеч. р-не. В сер. XX в. - колхоз "Красная звезда". С 1920-х гг. по 2005 в Алёновском с/с (в 1954-1960 врем, в Рюховском с/с). До 2010 действовала начальная школа. Инд. 243333.

Адрес: Россия, Брянская областьУнечский район, деревня Рябовка. Код ОКАТО: 15258806005. Код ОКТМО: 15658404141. Индекс: 243302.

РЯБОВКА (Машковка), деревня Березинского сельского поселения Унечского района Брянской области. Расположено в 6 км к юго-востоку от Унечи. Численность населения по состоянию на 1 января 2010 года – 0,171 тыс. жителей. Максимальное число жителей отмечено в 1901 году – 0,277 тыс. жителей. Число жителей деревни  в разные годы: 1859 – 92,  1901 – 277, 1926 – 250, 1979 – 254, 1989 – 206, 2002 – 177, 2010 - 171. Основана в 1712 году  Машкевичем (отсюда первоначальное название - Машковка). С 1731 года – владение Гр. Скорупы, позднее перешла к Сулимам и др. В XIX веке действовал винокуренный завод. Состояла в приходе села Рюхов.  До 1781 года входила в Новоместскую сотню Стародубского полка.  С 1782 по 1922 год в Мглинском уезде (с 1861 в составе Павловской волости), с 1922 года – в Клинцовском уезде (Павловская, с 1924 – Унечская волости). С 1929 в составе Унечского района. С 1920-х годов по 2005 год в Аленовском с/с (в 1954-1960 временно в Рюховском с/с). Начальная школа.

Рябовка была основана как маленький хутор на реке Милуше в первой трети 18 века значковым товарищем Стародубского полка Демьяном Машкевичем и называлась сначала по фамилии своего основателя Машковкой. В 1731 году Машкевич продал хутор за 1000 золотых Стародубскому полковому писарю Григорию Скорупе, от которого Машковка перешла к его дочери Марии. В деревне в то время было всего-навсего четыре двора.

В 1712 году значковый Машкевич основал деревню Рябовка на реке Милуша. Впоследствии Машкевич продал ее Григорию Скорупе. В деревне в то время было всего четыре двора.

 

РЯБЦЕВО (Рябцово, Рябцов), с, Стародуб. р-на, Мохоновского с.п., в 5 км к С.-З. от с.Мохоновка (52°39'06" с.ш., 32°35'20" в.д.). Макс. 0,55 т.ж. (1901); с 2010 - без населения. Осн. предполо­жит, в 1 пол. XVII в.; упом. с 1674 как хут. Рябцов-щина, где в 1693 был основан Рябцовский Успен­ский мужской монастырь, в ведение которого перешло и само село с 1717 (до этого - маги­стратское владение). По упразднении монастыря приходское село с Успенской церк. (последнее здание храма 1753, деревян., упом. до нач. XX в.; не сохр.). В XVII-XVIII вв. входило в полковую (1-ю) сотню Стародуб. полка; с 1782 по 1929 в Стародуб. уезде (с 1861 в составе Стародубской вол.). С 1919 до 1930-х гг. - ц. Рябцевского с/с, затем до 1954 в Дареевичском с/с. В сер. XX в. -колхоз "14-й год Октября". На зап. окраине села городище юхновской культуры (V-III вв. до н.э.), верхний культурный слой которого датируется эпохой Древней Руси (XI-XIII вв.); также близ села - два селища, курганные могильники. Инд. 243281.

Основано предположительно в первой половине XVII века; упоминается с 1674 как хутор Рябцовщина, где в 1693 был основан Рябцовский Успенский мужской монастырь.

 "село Рябцов (Рябцово) при рч.Берестянке располагалось по правую сторону проселочной дороги из посада Клинцов в г.Стородуб и входило в состав 1-го стана Стародубского уезда Черниговской губернии". Село Рябцов (Рябцово) было частично казачьим, частично казенным.

Рябцево (Рябцово, Рябцов) — село Стародубского района Брянской области, Мохоновского сельского поселения, в 5 км к северо-западу от села Мохоновка. Основано предположительно в первой половине XVII века; упоминается с 1674 года как хутор Рябцовщина, где в 1693 году был основан Рябцовский Успенский мужской монастырь, в ведение которого перешло и само село с 1717 (до этого — магистратское владение). ... В XVII—XVIII века входило в полковую (1-ю) сотню Стародубского полка; с 1782 по 1929 в Стародубском уезде (с 1861 в составе Стародубской волости). С 1919 до 1930-х годов — центр Рябцевского сельсовета, затем до 1954 в Дареевичском сельсовете.

РЯБЦЕВО

Село расположено в 14 км. к северо- западу от г.Стародуба, на р.Берестянке - левобережном притоке р.Титвы.

Благоприятные природные и ландшафтные условия местности, на которой впоследствии появилось Рябцево, привлекали к себе людей ещё в I –м тыс. лет. до н.э. Об этом свидетельствуют находки на рябцевском городище - археологическом памятнике, содержащем слои как раннего железного века (8 – 7 вв. до н.э. – 2 в. н.э.), так и древнерусского времени (11 – 13 вв.). Само же городище было известно в науке ещё в 19 веке, а позднее, в 1950-х – начале 1980-х годов, оно активно исследовалось московскими и брянскими археологами. Также, в рябцевской округе были обнаружены и другие археологические памятники: древнерусские селища и курганные могильники.

Современное село появилось не позднее первой половины 17 века.

Во время польского владения Северщиной, Рябцево уже существовало, а в период Освободительной войны против поляков, почти половина рябцевских жителей записалась в казаки. К 1723 году казацкое население села насчитывало 11 дворов. Это количество не изменилось и к концу 18 века, а в начале 19 века рябцевские казаки были причислены к Лыщичской казацкой волости.

Крестьянское население села с середины 17 века обязано было нести повинности в пользу Стародубского магистрата. Однако, в 1717 году гетман Иван Скоропадский вывел крестьян из ведения магистрата, пожаловав их Рябцевскому монастырю.

Рябцевский мужской Успенский монастырь был основан в 1693 году монахом Арсением Грушевским, по благословению Черниговского архиепископа Феодосия Углицкого. За недостатком средств, монастырь отстраивался около 30 лет и к 1720 году назывался еще «новоначинающимся». К 1723 году в его владении числилось 14 рябцевских крестьянских дворов. Но, несмотря на это, монастырь так и не смог укрепиться  и к 1781 году состоял лишь из церкви и деревянного игуменского дома с пристройкой для монахов. На протяжении 18 века обитель возглавляли игумены Гавриил Твардиевич, Илья Дешкевич, Савва Шпаковский, Товий Сморжевский. Последним настоятелем храма был некий Емельян, упоминаемый в 1786 году. Просуществовав около ста лет, монастырь был упразднен, а причисленные к нему крестьяне получили статус казенных или государственных крестьян. Их количество на протяжении первой половины 19 века не изменялось, составляя от 14 до 17 дворов.

После отмены крепостного права село вошло в состав Стародубской волости.

В 1753 году, на средства помещицы Татьяны Лашкевич, в Рябцево была возведена  Успенская церковь. В 1860-х годах в селе работала школа, а в 1897 году при церкви открылась школа грамоты, в которой дареевичский священник  Феодор Доброленский преподавал Закон Божий, а казак Яков Кондратович Мацкевич – все остальные предметы.

С середины 17 века Рябцево формировалось как небольшое село с крестьянско-казацким населением, численность которого к 1897 году достигла 444 жителей (76 дв.).

В процессе складывания территории села, здесь оформились т.н. «концы»: «Пугачёвка», «Гусинцы», «Заречье», «Собачий хутор», «Круг».

Рябцево, село Брянской области. На сев.-зап. окраине села, на мысу — останце лев. бер. безымянного ручья (правый приток реки Титвы), городище. Неправильно-овальное в плане поселение (0,5 га) укреплено 2 валами и рвом. Культурный слой содержит отложения эпохи железного века (юхновская культура) и древнерусского времени. Найдены шиферные пряслица, бусы, обломки стеклянных браслетов, различные украшения и бытовые предметы. Городище окружено селищами-посадами (общая площадь свыше 7 га). По мнению О. Н. Мельниковской здесь находился древнерусский Стародуб, упомянутый в летописи под 1096 г.

Село Рябцов при р. Берестянке, поселено не позже перв. полов. XVII в. и после поляков входил в состав магистратских сел до 1717 г., когда Лукьяном Жоравкой рябцовские крестьяне (6 двор тяглых и 3 Х. огородников) отданы были Рябцовскому монастырю. Кз. А. 11 двор Б. 11 двор, 16 Х. Кр. А. монаст. Рябцовского, грунт. 14 двор и боб. 2 Х. Б. монастырских, 14 двор, 15 Х. и поде. 5 двор, 6 Х.

Монастырь Рябцовский мужеский Успенский благословил строить святитель Феодосий Углицкий в 1693 г., монаху Арсению Грушевскому, который перед тем был священником стародубской Рождество-Богородицкой церкви. Монастырь был устроен на земле, подаренной этой церкви в 1674 г. Полонией Есимонтовной Щуцкой 303); в акте последней значилось, что подарен «Х. рекомый Рябцовщина, между селами Дареевичами, Пестриковым, Халеевичами, Смолевичами и Кус- тичами, яко предки наши заживали того Х.у по привилиям короля польского». Устройство Рябцовского монастыря подвигалось настолько медленно, что в 1720 г. он называется еще новоначинающимся. Кажется, что Арсений Грушевский, получив позволение устраивать монастырь, ничего не сделал, может быть, за скорой своей смертью. Действительным основателем монастыря был, кажется, игумен Гавриил Твардиевич, при котором в 1717 г. полковник Жоравко отдал монастырю в послушание, сначала крестьян Село Рябцова, а потом - «Х. Гасковский», т.е. тех двух тяглых крестьян Деревня Гаскова, о которых говорено выше (см. Деревня Гасков). Гетман утвердил эту «надачу» и потому считался ктитором и фундатором Рябцовского монастыря. Игумен Илия Дешкевич в одном своем письме к Скоропадскому (1720 г.), ходатайствуя об утверждении за монастырем какой-то кистерской мельницы, пишет: «Удиви милость свою добродейскую и нас убогих, якую на прочил обители изобилно изливаешь; остави в убогом том монастырци нашом новоначинающемся в честь преблагословенныя Девы, память вечную имени своего рейментарского! Да будет в нем в основание яко камень краеуголний, ваше рейментарское ктиторство, патронство и фундация!» Из имеющихся у нас нескольких писем этого игумена к Скоропадскому и Полуботку, видно, что Дешкевич ревностно заботился о приобретении для монастыря земельных угодий. По- видимому, он особенно рассчитывал при этом на вдову Ивана Тимошенка, которая, кажется, обещала отдать Рябцевскому монастырю одну из мужниных маетностей. Когда слух об этом дошел до Скоропадского, последний поспешил предупредить Дешкевича, что пожертвование маетностей на монастыри может состояться лишь с гетманского утверждения, добавив, что вдова Тимошенка не имеет права располагать мужниными маетностями. Получив это предварение, рябдевский игумен оправдывался: «Неслушне мя удано до ясневелможности вашой строни Тимошенковой Спиридоновной, якобим я оную до того приводил, чтоб в Мироновце монастырь фундовати и Тарасовку и прочий неякии добра на оний лекговати и деле на том горливе засажался. Будучи я при боку архипастырском, ведал укази монарший, чтоб внов а не монастырей, а не дерквей не строити, а ежели строити, то певнии на тое строение положени кондидии. Еднак желанию Тимошенковой Спиридоновной не спречалем; тилко ж предлагаем оним: до сего вашего намеренна надобно изволениа рейментарского и согласия детей и покревних ваших. А того отчасти и не ведалем, же по статуту правному, жена имеючи позосталий в наследие дети, не может по своей воле дедизними и отчистими добрами, як хотя диспоновати и куда колвек оборочати. Я еднак любо и привязалемся был оному Тимошенковой Спиридоновной намерению, на их же самих не мовлю килкакротное, але килкадесяткротное и листовное, и устное прилежное моление, толко ж як оним предлагалем, же тое их намерение без благоволения вашего рейментарского и без согласия детей, не может прийти до скутку, так и сам в сем деле описалемся до ясневелможности вашей, по которого преноважному указу, тепер не втручаюся в диспозидию добр Тимошенковой. Уже подобно пришли з собою в согласие мати з дочками, и прежднее свое намерение ревокует: на чтири части Мироновку и Тарасовку и все свои добра в духовници дочкам повелела подобно записовати, як хотят собе. Я отселе научуся в такових оказиях христовими словеси ответовати: человече, кто мя постави судию или делателя над вами, не от избитка имений его живот кому есть; еднак же любо збитнего и лишнего не желает, тилко ж по словеси аностолскому - имеюще бо пищу и одеяние, сими били доволни. До стоп добродейских ясневелможности вашой упадаю и молю всесмиренно имети милостивий респект на убогую обитель нашу Рябцевскую, в которой як и в прочих обителех, за щасливое ясневелможности вашой и всего дому рейментарского поведение, при повседневних бескровних оферах, молитви совершаются. Ставши черницей, Тимошенковая Спиридоновна леговала ясно, явно при всех своих детех, на обитель нашу, грунт в Мишковце и пожню, якой легации един п. Стефан Ширай пречит; прошу в том милостивого рейментарского призрения: ми на волю рейментарскую и в сем полагаемся; благодар- нейши б ми били, ежели би який небудь млинок люб о едном камени, оферовали Богови, хочай часточку от всего того своего намеренна, что хотели монастирь в Мироновце заводити на честь Богу, отложили би...» Несмотря на этот ответ игумена, говор о том, что вдова Тимошенка хочет отписать какую-то маетность на Рябцевский монастырь, - продолжался. Через три года после приведенного ответа гетману, рябцевскому игумену вновь пришлось оправдваться в его исканиях Тимошен- ковых маетностей; в апреле 1723 г. тот же Дешкевич пишет Полуботку: «Неслушне и неправедно п. Василь Романович доносил лицу нашему рейментарскому, будто госпожа Тимошенкова Спиридоновна Шираевна учинила легацию на слободу Тарасовку монастиреви нашему Рябцевскому; неправедное то его п. Василя покойному п. гетману, гак тепер велможности вашой доношение: Богом засвидетельствую, что она г-жа Тимошенкова жадной на Тарасовку не чинила монастиреви нашему легации, кроме леговала нам грунт мишковский зовомий, которому цена як в купчих виражает, талярей сто тридцать и пить золотих; айв том грунте обиду чинит убогой обители нашой п. Стефан Ширай и грунтик оний от нас отнимает, не ведаю з якой причини... О намерении г-жи Тимошенковой доношу велможности нашой: мела она прежде намерение в Мироновце монастирец состроити, тилко ж под такою кондициею: аще бы было рейментарское позволение и архиерейское благословение, до якого оной намерения поистинне я не билем побудкою; тилко когда она писала о том своем намерении до покойного пана гетмана, просила и мене, чтоб и я от с ебе написал; и як отписано от его велможности, на том она и перепала и тое свое намерение отставила. Если теди для пресечения того г- жи Тимошенковой намеренна, албо для того, жеби не завела в пенале жние руки до монастира Рябцевского, в свою область слободу Тарасовку от матки своей п. Василь отбирает, то неслушную в том претен- сию имеет, бо оная г-жа Тимошенкова понеже невозможно тому событися, намеренна своего попрестала, и до монастира нашего як прежде, так и тепер, оной слободы не заводила...» 305). Сведений о дальнейшей истории Рябцовского монастыря мы не имеем; видно, что, не успев разбогатеть, он остался малозаметным в ряду других обителей. Из игуменов его, кроме Твардиевича и Дешковича, известны: Савва Шпа- ковский (предместник Дешкевича), Товий Сморжевский, который в 1743 г. был переведен в Костянский монастырь, и Емелиан, упоминаемый в 1786 г. Бедность Рябцевского монастыря видна из его описания в 1781 г.: «монастырь Рябцевский с трапезною церковью; дом игуменской о 4-х покоях, да для монахов в одной связи 4-ре покоя, деревяные».