СтраницаРождественско

Никольско-Рождественская церковь Новозыбковский район Брянской области

Церковь Рождественско-Никольская. Новозыбков. 1782 г.

Церковь Рождественско-Никольская (староверческая) С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.

В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.

В «Истории русского искусства» ИЗ. Грабаря Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры ста­рообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Воз­несения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского дере­вянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.

На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная компо­зиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляю­щее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).

Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рож­дество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.

Клинцовскйе церкви поверх четверика - основания (собственно церковь) имеют по три ряда уменьшающихся восьмериков. Диаго­нальные грани нижнего из них продолжаются врезанными в купол трехъярусными башнями угловых глав. Форма куполов Вознесенской церкви, как считает Павлуцкий, послужила прообразом куполов церквей Левобережной Украины конца XVI!) века.

Рождественско-Никольский

Церковь Рождественско-Никольская. Новозыбков. 1782 г.

В Новозыбковской Рождество-Никольской церкви более развит по вертикали двухъярусный четверик, а вместо трех восьмериков над ним установлены три цилиндрических барабана, с сильно сокращённой вы­сотой нижнего и верхнего. Куполам придана полусферическая форма, отличная от куполов Вознесенской церкви. Таким образом, решительно подчёркнут вертикальный массив четверика основания.

Хотя образная трактовка и родство архитектурных элементов (округлые крыши, ступенчатые, двухъярусные объемы, соединяющие собственно церковь с колокольней, профили и детали карнизов) при­дают общность характеру архитектуры Клинцовскихи Новозыбковского храмов, но отмеченное различие завершающих пятиглавии вносит черты своеобразия в архитектурные облики этих памятников.

В отличие от Клинцовских храмов в Рождество-Никольской церкви более законченной и выразительной предстаёт колокольня. Если в Троицкой церкви архитектура четырехъярусной колокольни выглядит схематизированной с робким применением элементов классицизма, как, например, не очень умело трансформированные декоративные портики третьего яруса, то в Новозыбковском храме классицистические элементы применены с вполне зрелым мастерством критической пере­работки их на согласный общему решению архитектуры лад.

Самая большая из сохранявшихся деревянных церквей области, Рождество-Никольская церковь осталась единственным образцом са­мобытной ветви культового строительства старообрядцев.

Церковь Рождество-Никольская построена на средства злынковского купца Осипова. Это выполнено с большим размахом и с желанием сде­лать церковь доминирующим элементом в застройке города. Раньше, когда город был в основном одно-, двухэтажным, Рождество-Никольская церковь властно подчинила себе городское пространство.Теперь, с по­явлением крупных зданий, ее градостроительное значение несколько сократилось, но не утрачено полностью. Высокая ярусная колокольня и вознесённое вверх пятиглавие церкви видны издалека и служат ком­позиционным ориентиром центра города.

Внушительны размеры церкви: по поперечнику - 13 и по длиннику 42 метра. План церкви имеет оригинальную композицию: вместо тра­пезной здесь расположен второй зал церкви, которому предшествует со стороны главного входа небольшое помещение и паперть с внутренней лестницей. По сторонам паперти расположены слева служебное поме­щение, справа - лестница на колокольню. Алтарь почти во всю ширину открыт в главный подкупольный зал. По поперечной оси последнего расположены боковые входы - северный и южный. На фасадах они выделена портиками. Все помещения церкви вписаны в прямоугольник, сторона квадратного плана колокольни несколько уже ширины церкви.

Стены церкви и колокольни рубленные, обшитые тесом снаружи и внутри. Колонны наружных портиков выполнены из цельных стволов дерева. Перекрытия основных помещений различные: над папертью полого-цилиндрический свод, над вторым церковным залом - сомкну­тый шестнадцатилопастный свод, над главным залом - купол. Кровли - железные.

В объемно-пространственной композиции при высотном превос­ходстве пятиярусной колокольни достигнуто равновесие основных масс. Высокий лаконичный четверик главного храмового зала с куполом и изящным пятиглавием, соединённый с двухсветным вторым залом и алтарём, с сильно выступающими боковыми портиками представляет собой пластически богатый основной объём композиции.

Две темы, два ведущих архитектурных мотива сочетаются во внешнем облике храма: мотив купольных завершений и мотив четырёхколонных портиков. Если первый придаёт объёмную завершенность всей компо­зиции, то второй определяет расчленённость основных элементов, их организацию в единое целое, обогащает образное содержание архи­тектуры здания.

Стройным аккордом воспринимается завершение главного четве­рика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения - его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедеста­лах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами.

Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухсту­пенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм.

Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни - ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а воз­вышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведе­ния деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае.

Второй ведущий мотив архитектуры памятника - мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй - придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу - дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фаса­дах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.

По вертикали портики являются основным элементом членений и декора колокольни. По ширине и высоте в соответствии с уступчатой формой колокольни они усиливают эффект перспективных сокращений, зрительно увеличивают её высоту.

Ритм карнизов и треугольных фронтонов портиков динамично на­правляет взор зрителя вверх, где он после небольшой паузы - глухого восьмерика пятого яруса - переносится на купол и его завершение. Так же как и в купольных завершениях ритм портиков - подобных собою архитектурных форм - создаёт многообразие и единство композиции. Портики придают большое богатство облику памятника, своими раз­мерами связывают большое сооружение с масштабом окружающей застройки. Цельный художественный строй логически расчленённых портиками фасадов в полном созвучии с логически построенными купольными завершениями создаёт архитектурное произведение впе­чатляющей художественной силы.

Внутреннее пространство памятника организовано в нарастающем по продольной оси ритме изменений размеров его помещений: от узкой паперти с лестницей, через небольшое скромное по отделке помещение и более богатый двухсветный сводчатый зал к развитому по вертикали подкупольному залу- композиционному центру всего интерьера. Купол внутри оклеен холстом с изображением Спасителя. Интерьер насыщен иконами. Многие из них «от старых людей» - надо думать это произведе­ния весьма древнего письма. Иконостас подкупольного, главного зала современен построению церкви. Иконостас второго зала привезён из Злынки, где он находился в одной из церквей. В церкви хранится боль­шая библиотека с книгами на русском, латинском и других языках, есть книги с крюковым шрифтом записей молитв. Среди утвари старинные предметы большой художественной и исторической ценности.

Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове - оригиналь­ный памятник деревянной архитекторы XVIII века. Он имеет непрехо­дящую художественную и историческую ценность, как единственный великолепный образец почти исчезнувшей и малоисследованной самобытной ветви русской архитектуры, связанной со строительством старообрядцев на Брянской земле

Никольско-Рождественская церковь расположенная у р. Зыбкая в глубине участка на углу Набережной и Первомайской улиц, строилась с 1774 то 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в конце 60-х годов XX в. в результате пожара завершение изменено.

Никольско-Рождественская церковь

 Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры.

Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике.

Росписи на сводах и парусах выпол нены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв.

Брянская область, город Новозыбков, церковь Никольско-Рождественская.

Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние — XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претер­певали большие изменения, то в деревянном — эта эво­люция совершалась гораздо медленнее. Порою деревян­ные постройки XIX века были такими же, как и лет три­ста назад.

Одним из таких удивительных творений народных дре­водельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обиль­ного применения элементов ордера. Как и Троицкая цер­ковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует обще­принятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Види­мо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официаль­ному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов цер­ковного строительства. Они хотели создать свой тип хра­ма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).

В то же время старообрядцы были людьми практиче­скими и не зря преуспевали в торговле и промышлен­ности. И поэтому дух времени — а это была эпоха клас­сицизма — им также порою был не чужд. Огромная че­тырехъярусная   деревянная   колокольня,     сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каж­дом ярусе, та же соразмерность.

Кроме главного входа в храм с запада подкулоль-ный объем с севера и юга оформлен упрощенными пор­тиками со спаренными колоннами. Точно такими же де­ревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь иет. Таким образом, приемы ордер­ной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (па­мятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой).

В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушитель­ным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.

Еще один деревянный старообрядческий храм находится на Набережной – это Никольская церковь. Она принадлежит к Белокриницкому согласию. Храму уже более 200 лет.

Никольско-Рождественская церковь

Картина. А. Мысливченко. Никольско-Рождественская церковь

Одна из старейших церквей Новозыбкова - деревянная Никольско-Рождественская церковь. На открытке видны не сохранившиеся ограда и часы на колокольне.

Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Это один из своеобразных деревянных храмов Брянской области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры, с кружной величественной четырехъярусной колокольней, с оригинальной двухъярусной композицией, имитирующей базиликальную структуру.

Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный, и Рожества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа.

Сотрудники краеведческого отдела библиотеки провели обзорную экскурсию по городу, рассказали историю его основания, поведали о знаменитых земляках, историческом, культурном и архитектурном наследии города. Новозыбков до сих пор остается центром старообрядчества на Брянщине, а потому, познакомившись с главными достопримечательностями города, участники поездки направились в древнейший старообрядческий храм Новозыбкова — Рождественско-Никольский, построенный в 1782 г. на средства купца Осипова. Храм является памятником деревянного зодчества, выполнен в стиле позднего классицизма, однако, в настоящее время нуждается в помощи.

Никольско-Рождественская церковь
Расположена в центральной части города, у реки Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской улицей
Года постройки: 1774-1782. Затем заново перестроена в 1818 году.
Храм относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Рядом с храмом - каменная часовня-каплица, где до 1941 года находилась икона Одигитрия.
Церковь двупрестольная: Николая-Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы