СтраницаРомановых

Усадьба Романовых 

Брасовское имение Романовых

Брасовское имение Великого князя Михаила Александровича в фонде заслуженного архитектора России Василия Николаевича Городкова

Брасовское имение князей Апраксиных, а затем, Великого князя Михаила Александровича оказалось в центре внимания архитектора Василия Николаевича Городкова в начале 1970-х годов. Усадебные комплексы последней четверти XVIII - начала XX вв. в селе Брасово и поселке Локоть к этому времени уже нуждались в системном обследовании и описании. В.Н.Городков провел большую исследовательскую работу, материалы по которой и представлены на настоящей выставке, а именно:

- историко-архитектурная справка по основным постройкам усадьбы Апраксиных в селе Брасово и усадьбы Великого князя Михаила Александровича в поселке Локоть (рукопись);
- общий план усадьбы Апраксиных в селе Брасово;
- фотографии и планы построек в селе Брасово и поселке Локоть, сделанные с 1970 по 1972 гг., и планы к ним;
- рукопись статьи В.Н.Городкова о художнике Станиславе Юлиановиче Жуковском, создавшем серию картин с интерьерами Локотской усадьбы и окрестными пейзажами в период с 1908 по 1912 гг. На выставке представлены некоторые из его произведений.

Усадьба Романовых (п. Локоть)

Брасово впервые упоминается в 1496 г. История усадьбы уходит в далекий XVII век. Петром I брасовские земли, и в их числе Локоть, были подарены А.И. Ушакову, от которого это огромное комарицкое поместье перешло к П.Г. Чернышеву, а от последнего - к В.Б.Голицыну. С приданым дочери Екатерины Голицыной поместье получил сын генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина смоленский генерал-губернатор С.С.Апраксин. С тех пор брасовское поместье стало родовой вотчиной Апраксиных и носило название "Апраксино".

Красота Локотского парка нашла своего живописца. Лучшие годы творчества художника-пейзажиста, академика живописи Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) связаны с Локтем и его окрестностями. В 1908-1912 годах художник неоднократно посещал Локоть, подолгу жил в нем в разные времена года. Им написан ряд картин, вошедших в золотой фонд русской пейзажной живописи начала XX века. Среди них картины, навеянные красотой парка и окружающей брасовской природой. Некоторые картины написаны непосредственно в Локте, иные на этюдном материале, собранном здесь, и по впечатлениям, оставшимся от общения с природой этих мест.

Расположена в центре села, которое в настоящее время является районным центром; занимает холмистый участок по соседству с лесом, с которым смыкается ее парк. Возникла на рубеже 18-19 веков, перенесена сюда владельцем С.С. Апраксиным из соседнего села Брасова после крестьянского восстания 1796-97 годов. В середине 19 века продана орловским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником В.В. Апраксиным в Департамент уделов; с 1882 года находилась во владении великих князей Романовых.

*********************

ЛОКОТЬ

УСАДЬБА РОМАНОВЫХ, поел. треть 19 в.

Расположена в центре села, которое в настоящее время является районным центром; занимает холмистый участок по соседству с лесом, с которым смыка­ется ее парк. Возникла на рубеже 18-19 вв., перенесена сюда владельцем ОС. Апраксиным из соседнего с. Брасо-ва после крестьянского восстания 1796-97 гг. В сер. 19 в. продана орловским гу­бернским предводителем дворянства, действительным статским советником В.В. Апраксиным в Департамент уделов; с 1870-х гг. находилась во владении вели­ких князей Романовых: сначала Георгия Александровича, а затем его брата Ми­хаила Александровича.

В 1870-90-х гг. создается большой усадебный комплекс, превращенный в образцовое по хозяйственному устрой­ству имение. Он состоял из огромного террасного парка с несколькими пруда­ми и системой аллей, а также двух де­ревянных построек — большого усадеб­ного дома-дворца и т.н. дома архитек­тора. Обширная хозяйственная часть включала конный завод с двором, мас­лобойню, два винокуренных завода, во­семь мельниц, лесопильню и льнообде-лочную мастерскую. В нач. 20 в. соору­жены еще несколько зданий конного завода. К настоящему времени сохра­нились дом архитектора, ряд построек конного и винокуренного заводов, а также отдельные аллеи парка. Несмот­ря на утрату ряда сооружений, это один из немногих сохранившихся на Брян-щине усадебных комплексов периода эклектики поел, трети 19 в., включаю­щий характерную для имений этого времени развитую хозяйственную часть.

Основу планировки усадьбы состав­лял обширный парк с геометрическичеткой системой построения, опреде­лявшейся двумя взаимно перпендику­лярными парковыми аллеями. Глав­ная, длинная березовая аллея (ныне улица села) шла от дома-дворца к же­лезнодорожной станции Брасово. Дру­гая, липовая аллея вела в юго-запад­ную часть парка к конному заводу и далее к винокуренному. Ведущую роль в комплексе играл двухэтажный дворец с двумя полукруглыми панду­сами, охватывающими площадку пе­ред ним с круглым фонтаном в центре (здание сгорело во время Великой Отечественной войны). От дома сту­пенями террас территория спускалась к нижнему парку с развитой системой прудов, ныне в основном заросших. На большой поляне стоит дом архитек­тора. обращенный фасадом к одному из прудов. В парке, состоявшем- из ме­стных пород деревьев и кустарника, выделялись немногочисленные экзо­тические растения; в его состав были включены также отдельные участки естественного леса.

Усадьба связана с именем художника Станислава Юлиановича Жуковского (1875-1944), видного пейзажиста, уче­ника И.И. Левитана. Сюда в середине августа 1916 г. художник приехал по приглашению графини Н.С. Брасовой, с которой он познакомился в 1913 г.

Среди полотен Жуковского видное место занимают интерьеры имения Брасово. В усадьбе написаны картины "Большая гостиная в Брасове", "Гости­ная в Брасове", "Комната в имении Брасово", "Малая гостиная в имении Брасово".

Дом архитектора. Построен из бре­вен на кирпичном цоколе и обшит те­сом. Характерная для кон. 19 в. усадеб­ная жилая постройка, в архитектуре ко­торой сочетаются влияния классицизма и народного зодчества. Небольшое од­ноэтажное здание, прямоугольное в плане, с вальмовои кровлей. В центре главного фасада расположена открытая терраса с входной лестницей и двумя столбиками по краям, поддерживающи­ми фронтон.


Фасады дома имеют различную тесо­вую обшивку: вертикальную внизу, над цоколем, и горизонтальную в осталь­ных частях. Накладные резные пиляст­ры расположены по углам и в местах перерубов. Столбы террасы имеют ка­пители, в завершении стен и фронтона -сильно вынесенный карниз с резными деталями. Большие прямоугольные ок­на заключены в рамочные наличники с сандриками.

Внутри дома шесть комнат, соеди­ненных коридором. Стены всюду ошту­катурены.

Конный завод. Возведен в поел, тре­ти 19 - нач. 20 в., состоит из конного двора, двух служебных построек и заво­доуправления. Здания кирпичные, час­тично оштукатуренные и побеленные или побеленные непосредственно по кладке. Во время Великой Отечествен­ной войны пострадали; при восстанов­лении конного двора угловые объемы и завершения ворот понижены. Единст­венный сохранившийся в области уса­дебный хозяйственный комплекс этого времени, выполненный в духе раннего классицизма.

Главным сооружением завода явля­ется конный двор, построенный в 1870-х гг. и дополненный в 1890-х гг. внутренним поперечным корпусом, ко­торый разделил его на две равные час­ти. Обширная по размерам постройка образует в плане вытянутое каре с дву­мя большими прямоугольными внут­ренними дворами и со скругленными внешними углами. Поставленные по пе­риметру одноэтажные низкие корпуса имеют двускатные кровли, над которы­ми возвышаются скругленные угловые объемы в два этажа.

Гладкие стены одноэтажных корпу­сов расчленены лишь часто располо­женными оконными проемами в рамоч­ных наличниках. В центре протяжен­ных сторон двора устроены въездные ворота, в центре коротких - сквозные проезды с арочной перемычкой на фа­садах,. фланкированные пилястрами. Фасады угловых частей украшены узки­ми лопатками по сторонам окон.

Внутри корпусов проходит коридор со стойлами для лошадей по обе сто­роны. Во втором этаже угловых кор­пусов находятся конторские помеще­ния.

Два служебных здания сооружены в 1903 г., как указывает дата во фронто­не одного из корпусов. Это одноэтаж­ные постройки, имеющие вторые эта­жи только над одной из частей. У бо­лее протяженного прямоугольного в плане здания с двужкатной кровлей надстройка в виде сдвинутого с центра трехоконного мезонина, перекрытого также на два ската с фронтонами. Второе здание в плане П-образное, с неодинаковыми крыльями и двускат­ными крышами: более крупное левое крыло в три оконных оси двухэтаж­ное, меньшее правое с одним окном одноэтажное.

Оба здания имеют цоколь, углы ох­вачены широкими лопатками, в завер­шении этажей упрощенный антабле­мент. В тимпанах фронтонов надстроек помещены круглые проемы с рамкой по краю. Окна с лучковыми перемычками (большинство переделано в прямо­угольные или растесано) частично со­хранили рамочные наличники.

К рубежу 19-20 вв. относится заводо­управление, в отличие от остальных по­строек выполненное в нарядном кир­пичном стиле. Его двухэтажный прямо­угольный в плане объем в семь окон по продольным фасадам и в два по торцам завершен вальмовои кровлей. На углах и в межоконных простенках размещены рустованные пилястры, наложенные на выступы стен. Нижний этаж завершен упрощенным антаблементом, верхний -простым карнизом, раскрепованным над пилястрами.

Винокуренный завод. Сооружен в 1894 г. (дата на фасаде одного из корпу­сов) из кирпича и побелен по кладке. В настоящее время его здания сильно пе­рестроены; лучше других сохранились три основных корпуса, стоящие вдоль внутреннего проезда. Это характерные для кон. 19 в. промышленные построй­ки в кирпичном стиле, отличающиеся своеобразной объемной композицией.

Крупный протяженный главный кор­пус в два этажа, в плане прямоуголь­ный. имеет пересекающие его поперек две повышенные части, перекрытые на два ската. 

Россия, 1902, с. 554; Материалы... 1977, с. 35-37; Горелов, с. 148-150, 253-254; Городков. 1983, с. 88-95