Страницарисунок

Детский рисунок  - ключ к его восприятию мира.  Брянск.

По настроению ребенка легко до­гадаться, доволен ли он жизнью или испытывает дис­комфорт. Но вот с причинами по­явления плохого настроения у ма­лыша разобраться гораздо сложнее, ведь дети зачастую не могут расска­зать о том, что чувствуют. Понять состояние малыша можно по его ри­сунку, проанали­зировав цветовую гамму и размеры предметов.

Родители четырехлет­ней Анечки замети­ли, что за последние несколько месяцев поведе­ние ребенка изменилось не в лучшую сторону. Аня стала бояться темноты (это родители связывали с взрослением), плакала и капризничала при отсут­ствии очевидной причины. Сначала пытались справ­ляться самостоятельно, од­нако долгие разговоры не давали никакого результата: девочка не понимала, чего от нее хотят, и если поток вопросов превышал «кри­тическую массу», начинала плакать. По ночам Аня тоже спала плохо, часто просыпа­лась от собственного крика и плакала. Успокаивалась девочка не сразу, родите­лям приходилось забирать ее в свою постель. «Это все последствия воспитания в детском саду», - утверж­дала мама. «Не говори глупо­стей, - возражал ей муж, - в детском саду ни с кем тако­го не случилось».

Аню перестали водить в детский сад по ее личному желанию. Дело в том, что де­вочка очень не любила есть, а воспитатели постоянно старались «вложить» в нее хотя бы пару ложечек. Тра­пеза в детском саду всегда заканчивалась рыданиями, поэтому родители нашли няню, и Аня стала оставать­ся дома.

«Нарисуй свою семью», - попросила маленькую Аню психолог, к которому наконец-то привели девоч­ку. Анечка старательно вы­водила большую фигуру, отдаленно напоминающую человека, коково же было удивление взрос­лых, когда на вопрос, кто же это - мама или папа, девоч­ка ответила: «Няня».

Когда у нее интересова­лись, как они проводят вре­мя с няней, Аня всегда отве­чала: «Хорошо». И родители не сомневались в том, что ребенку с ней комфортно. Истина оказалась несколь­ко иной: няне было сложно уследить за ребенком, по­этому она всячески его за­пугивала. Разумеется, семья быстро рассталась с такой «домомучительницей», а Анечку какое-то время при­шлось поводить к психологу.

По словам кандидата психологических наук Та­тьяны БОРИСОВОЙ, дет­ский рисунок часто очень точно передает «внутрен­нюю картину мира» ребен­ка. Понему  сможете по­нять, что малыша тяготят страхи и он испытывает дискомфорт. Или, наобо­рот, проанализировав то, что изображено на рисун­ке, специалист сможет убе­диться в том, что ребенок спокоен и счастлив. Роль цвета в детском рисунке. Каждый оттенок, который выбирает ребенок для изображения того или иного персонажа, имеет свое объяснение. КОММЕНТАРИЙ СПЕ­ЦИАЛИСТА: «Цвет очень важен, - уверена Татьяна БОРИСОВА. - С помощью палитры он передает свое отношение к тому или ино­му человек.

Образ, нарисованный яр­ким цветом, ближе ребен­ку. А бледные оттеночные цвета, наоборот, говорят о равнодушии. Значение имеет и выбор цвета: чер­ный - страх и повиновение, яркие светлые тона мож­но определить как искрен­нюю дружбу и понимание. Есть еще один нюанс: если ребенок рисует одним цве­том себя и кого-то из роди­телей, это означает, что он больше всего доверяет именно ему».

Формат детского рисун­ка. Значение имеет про­странство, использованное ребенком, и размеры изо­бражаемых им п]эедметов. КОММЕНТАРИИ СПЕЦИ­АЛИСТА: «Посмотрите внимательно, сколько ме­ста на листе понадобилось ребенку, чтобы нарисовать свою семью, - советует Та­тьяна БОРИСОВА. -Если фигуры расположены в центре и сами по себе крупные, это значит, что ребенку комфортно в семье и отношения между ним и родителями теплые и дру­жественные. О понимании и доверии говорит и то, что фигуры связаны между собой (держатся за руки или занимаются одним и тем же делом). Совершенно другое значение у рисунка, на котором все члены семьи изображены на половине листа (в одном из углов) друг от друга. Это, прежде всего, указывает на то, что ребенок неуверен в себе и ду­ховно одинок. В этом случае между родителями и деть­ми нет понимания, доверия и нежных чувств. Ребенку, который нарисовал именно так, не хватает внимания, из-за чего вн может стать замкнутым и агрессивным.

Немаловажно и то, кого первым изобразил малыш. Если себя, то в семье ему комфортно и весело, ему уде­ляют внимание и заботят­ся о нем. Он имеет право на собственное мнение, к кото­рому прислушиваются все взрослые. Ребенок сначала нарисовал папу? Значит, этот родитель имеет для него больший авторитет, его он слушает, его просьбы выполняет беспрекословно.

Важно, чтобы фигуры отца, матери и самого ре­бенка на рисунке не очень отличались размерами. Когда родители слишком большие, а се^я малыш видит крохотным, это означает, что в семье ав­торитарный стиль управ­ления, то есть ребенок лишь выполняет приказы, не имея возможности быть услышанным. Такие взаимо­отношения нередко ведут к полному разобщению роди­телей и ребенка, вследствие чего они становятся прак­тически чужими людьми.