Результаты обнадёживают. Брянская область.
Председатель Брянской областной Думы Владимир Ильич Гайдуков
— Возможно, вопрос прозвучит немного наивно. И все-таки. Как формируется повестка вопросов, рассматриваемых в областной Думе?
— План законотворческой деятельности Думы формируется из предложений комитетов и Совета областной Думы. Комитеты готовят вопросы и вносят на Совет Думы, который и формирует проект повестки очередного заседания законодательного органа. Эта повестка может быть дополнена непосредственно на заседании Думы.
При этом основная часть законопроектов и прочих материалов, требующих рассмотрения законодательным органом, поступает в Думу от Губернатора Брянской области, из структур областной администрации. Плюс — федеральная власть (в частности, Государственная Дума Федерального Собрания РФ), чьи проекты федеральных законов, а также законодательные инициативы субъектов Российской Федерации наши депутаты рассматривают с принятием соответствующих заключений ежемесячно. Кстати, Брянская областная Дума и сама выступает с законодательными инициативами на федеральном уровне. Напомню, в качестве примера, что новая памятная дата России — День партизан и подпольщиков, который наша страна недавно отметила, учреждена по инициативе депутатов Брянской областной Думы.
Впрочем, в Думе рассматривают не только проекты законов и прочие официальные материалы. Так, на июньской сессии было решено направить обращение Думы в адрес Министра обороны Российской Федерации. А ситуация такова. В поселке Сеща Дубровского района длительное время не вводится в строй новая школа, начальные классы ютятся вовсе в солдатской казарме. В нашем обращении к Министру содержится просьба срочно передать незавершенный объект на баланс Брянской области, чтобы к сентябрю ввести школу в эксплуатацию.
— Пановы, на ваш взгляд, самые главные и важные направления законотворчества депутатов областной Думы?
— В первую очередь, это развитие реальных секторов экономики, решение широкого спектра вопросов социального характера, поддержка здравоохранения, образования, семьи, материнства и детства, инвалидов и ветеранов, «чернобыльских» районов. Серьезное внимание уделяется вопросам жизнедеятельности муниципальных образований.
Важнейшее звено в этой цепи — работа над законопроектами об областном бюджете и межбюджетных отношениях. В минувшем году, работая над бюджетом-2012, мы впервые применили перспективное новшество: до проведения публичных слушаний в Брянской областной Думе организовали в муниципальных районах области так называемые предну- левые чтения проекта бюджета. Это помогло лучше изучить ситуацию на местах, сформировать более сбалансированный бюджет с учетом мнения населения.
— Большинство в областной Думе составляют представители «Единой России». Как вы находите общий язык с представителями оппозиции? Каково значение дискуссий в Думе при выработке решений брянского законодательного органа?
— Дискуссии очень важны! Без них есть риск «заплесневеть» или «забронзоветь», что неминуемо скажется на качестве принимаемых решений. Дебаты в Думе происходят достаточно жаркие. Путь здесь один: поиск разумного компромисса.
Свежий пример. На прошедшем в июне заседании областной Думы рассматривался проект областного закона «О выборах Губернатора Брянской области», внесенный Избирательной комиссией Брянской области. В нем для кандидатов на высшую региональную должность устанавливалась правовая норма, предполагавшая обязательный сбор в свою поддержку подписей 10 процентов местных депутатов. Такая норма принята в ряде регионов страны.
Депутаты из фракций «КП РФ» и «Справедливая Росия» высказались решительно против этой цифры, считая, что 10-процентный барьер слишком высок, настаивали на снижении «порога» до 5 процентов. Заместитель председателя областной Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Михаил Подобедов предложил другую цифру — 7 процентов, которая в результате и была поддержана подавляющим большинством депутатов.
— Как изменилась за последние три года доходная часть областного бюджета, который ежегодно утверждают депутаты? По информации СМИ, идет постоянный рост социальной нагрузки на бюджет. В вашем понимании, это благо или недостаток? Ведь одновременно уменьшается и инвестиционная составляющая бюджета.
— Бюджет является зеркалом экономики. Если заглянуть в это зеркало, то можно сделать вывод: Брянщина на правильном пути. В 2009 году доходы областной казны составили 26,2 млрд. рублей, бюджет был профицитным. В 2010 году — уже 26,6, в 2011
— почти 32 млрд. Если за точку отсчета взять 2005 год, то рост доходов областного бюджета за прошедший период составляет 280 процентов!
Кстати, хочу заметить: доходную часть увеличивают не депутаты, а растущий реальный сектор экономики Брян-
_ -нь. Реальные расходы об-
"астного бюджета в 2011 году составили 31,8 млрд. Уверен, -тс в текущем году расходы не .«еньшатся, так как основные экономические показателя за первый квартал обнаде- «лодаст.
Финансирование соци- сферы для депутатов Брянской областной Думы
— ".'соитетно. Все должно -.=:отэтъ на человека, на за- читу его жизненных интересе. В прошлом году на ре-
-е социальных вопросов
было израсходовано более 60 процентов финансовых ресурсов бюджета. Уровень запланированных расходов на «социалку» в текущем году — около 70 процентов. Деньги идут на строительство и ремонт больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов, на модернизацию и развитие системы здравоохранения, а значит, на повышение качества медицинского обслуживания жителей Брянщины, на оказание социальной поддержки малоимущим гражданам и другие первоочередные задачи.
Что касается инвестиционной составляющей бюджета, то она не снижается. Но здесь нужно иметь в виду следующее: основным двигателем экономики являются все же негосударственные инвестиции в производство. Положительные сдвиги здесь налицо.
— Об изменении качества жизни человека в регионе, среди прочего, можно судить по уменьшению или росту доходов бюджета в расчете на одного жителя. Как мы тут выглядим?
— Давайте вновь обратимся к статистике. В 2009 году доходы консолидированного бюджета в расчете на одного жителя Брянской области составили 24,1 тысячи рублей, в 2010 — 25,А, в 2011— 30,2 тысячи рублей. Область не стоит на месте, развивается, а значит, пусть и не такими темпами, как хотелось бы, жизнь наших людей меняется в лучшую сторону.
— Что предпринимает областная власть, чтобы поправить негативные демографические тенденции в области? В частности, чтобы молодежь не уезжала, а, напротив, приезжала в наш регион?
— На Брянщине реализуется ряд соответствующих областных целевых программ, направленных на укрепление здоровья населения, в том числе — детского, на сокращение детской смертности, повышение качества жизни людей. Программным методом решается проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях. В первую очередь, путем строительства новых детсадов и яслей и возврата зданий бывших дошкольных учреждений к первоначальному назначению. Депутаты областной Думы активно участвуют в этом процессе.
Брянщина одной из первых в Российской Федерации приняла региональный закон «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков в Брянской области». Работа в этом направлении уже проводится, но, как показал анализ, результаты могли бы быть более заметными. На последнем заседании Думы в закон были внесены корректировки, направленные на максимально оперативное рассмотрение заявлений семей о предоставлении земельных участков и принятие по ним решений.
Надежды на улучшение демографической ситуации мы связываем и с другими законами, принятыми Думой: «О родовых усадьбах», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». Но очень важно (и тут вы правы), чтобы брянская молодежь не уезжала в другие регионы, оставалась жить и трудиться на родной земле. А для этого необходимы, как минимум, два условия: стабильная работа с достойной зарплатой и жилье. В области идет модернизация начального профессионального образования, «привязка» его к потребностям рынка труда. Это позволит готовить более востребованные кадры. В рамках областной целевой программы «Жилище» решается проблема обеспечения жильем молодых семей. В прошлом году на ее реализацию израсходовано более 2U млн рублей (в том числе из областного бюджета — 1Д,5 млн). На текущий год областной бюджет выделяет на эти цели уже 45 млн рублей, причем, финансирование увеличено по инициативе депутатов областной Думы.
Принят ряд решений по закреплению в области молодых учителей. Для них предусмотрены различные социальные гарантии. Учитывая кадровую ситуацию в здравоохранении, депутаты поддержали изменения в областной закон «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Брянской области». Оно направлено на обеспечение служебным жильем врачей из других территорий.
— Как вы считаете, изменилась ли за последние годы инвестиционная привлекательность региона?
— Инвесторы все активнее приходят в брянскую экономику. Многие крупные бизнес- структуры, производственные холдинги стали реально оценивать выгодные особенности географического и, так сказать, «логистического» положения области.
Яркий пример — компания «Мираторг», реализующая на брянской земле многообещающий животноводческий проект всероссийского масштаба. С участием руководства «Роснано» открыто высокотехнологичное производство в Карачеве.
Растет объем иностранных инвестиций. Способствует росту инвестиционной активности региональное законодательство. Например, организации, реализующие на территории региона значимые инвестиционные проекты, освобождаются от налога на имущество на срок до семи лет, для них установлена ставка налога на прибыль в размере 13,5 процента. В промышленности области превышен докризисный уровень, и роль инвестиций в этом значительн