Страницареволюция

Брянщина. Революция 1905 - 1907 годов. Экономический кризис.

Революция 1905 - 1907 годов отразила противоречия в развитии России. Экономические кризисы, противоречия между феодальными отношениями, лежащими в основе власти в России, и нарождающимся капитализмом, а также рабочими и хозяевами предприятий стали главными причинами революции, что не способствовало росту промышленного производства.

Экономический кризис в годы первой русской революции совпал по времени с усилением политической реакции. В годы экономического кризиса каждое предприятие по-разному решало свои производственные проблемы. Вот как обстояли дела на самом крупном предприятии Брянщины - Брянском заводе.

Реконструкция Общества и перестройка всех его заводов и рудников совпала с началом революции 1905 года. При этом основной капитал Общества увеличился с 12 млн. до 41 млн. руб. путём привлечения французских капиталистов к участию в делах Брянского Общества. Завод постепенно перешел в руки зарубежных финансовых кругов.

Кризис привел к тому, что заказы на паровозы, вагоны, рельсы и другую продукцию в 1907 году сократились на 3 млн. 623 тыс. руб., в 1908 году - ещё на 1 млн. 326 тыс. руб. Это привело к массовым сокращениям рабочих.

Относительно благополучное экономическое положение рабочих завода при полной экономической и политической зависимости от администрации обернулось трагедией для многих сотен семей.

Так как вся власть в заводском посёлке принадлежала администрации, земля арендовалась рабочими у акционерного общества, дома строились на арендуемых земельных участках на заводские кредиты, снабжение осуществлялось заводскими магазинами, то у администрации предприятия были широкие полномочия по выселению рабочих из поселка, уволенных с завода.

Выход из кризиса, новое оборудование, установленное на Брянском заводе к 1909 году вывело это предприятие на уровень оснащения по «последнему слову техники».

Пути стабилизации и дальнейшего развития производства в условиях отсутствия стабильности в экономической и политической ситуации заставляли руководство предприятия искать различные неординарные пути преодоления кризиса.

Брянский завод всё больше переходил на выпуск не свойственной ему продукции: сельскохозяйственных машин, мостов, насосов, турбин, приводов, баков, артиллерийских снарядов, различных труб и кузнечных поковок.

Правление Акционерного общества берёт заказы, начиная от изготовления корпусов стальных судов до канализационных систем в различных городах России. Некоторые из этих видов продукции позднее станут для завода традиционными.

Мостовые краны.

Мостовые краны завод выпускает все в больших масштабах. За 4 года он изготовил 450 кранов грузоподъемностью 7 тыс. тонн. Интересно, что были, например, изготовлены краны для Гамбургского порта в Германии грузоподъемностью до 100 тонн каждый. Котлы и скаты. Всего за 1906-1911 годы по России Обществом, объединяющим паровозостроительные заводы страны, было получено заказов на котлы и скаты на 2 млн. 720 тыс. руб. Из них Брянский завод получил заказы на 545 тыс. руб., то есть он выпустил за эти годы 20% этой продукции в стране. Ас 1912 года он начал производство стационарных паровых котлов.

Чугунные трубы

Чугунные трубы завод производит самых разнообразных типов. Как говорится в договоре между «Обществом для продажи изделий Русских Металлургических заводов и Акционерным обществом рельсопрокатного, железоделательного и механического завода», в 1905 году завод производит в большом количестве чугунные трубы: «водопроводные, водоотводные, канализационные и паропроводные, как вертикальной, так и горизонтальной отливки, всех диаметров, толщины и длины, в сыром виде, асфальтированные или крашеные с раструбами или же точёными фланцами или сверлёными дырами или без оных». Трубы продавались в основном через это Общество и во многих городах России строились водопроводы, канализация и других сооружения из брянских труб.

Паровозостроение

Паровозостроение на Брянском заводе выходит на новый качественный

Первый танк-паровоз 0-2-0 который завод выпустил в 1912 году (ними проявил себя в эксплуатации на Кадиевских рудниках.

И Совет представителей паровозостроительных заводов входили: Акционерное общество Брянского завода

»        Акционерное общество заводов Гартмана

  • Акционерное общество Коломенского завода «        Товарищество Невского завода
  • Акционерное общество Путиловских заводов
  • Акционерное общество «Сормово»
  • Акционерное общество Харьковского завода
  • Вагоностроение стало традиционным. В 1914 году в соответствии с перечнем заказов Общества для торговли изделиями Русских вагоностроительных заводов в России на 15 заводах (Брянский, «Двигатель», Коломенский, Лильпоп-Рау и Лев, Мальцовский, Мытищенский, Николаевский, Путиловский, Русско-Балтийский, Сормовский, Санкт-Петербургский, Тверской, «Феникс», Южно-Уральский, Киевский) выпускались вагоны (пассажирские, товарные и специальные) почти 20 типов.
  • На первое полугодие 1914 года было заказано на этих заводах 9 757 различных вагонов. В соответствии с этими заказами Брянский завод выпускал почти половину типов вагонов, выпускаемых в России. Так, например, в 1913 году из заводских ворот ежемесячно выходило до 300 вагонов.
  • Большой удельный вес имела и другая продукция: стрелочные переводы, тендерные и колесные пары, запасные части.
  • По железнодорожному направлению производства было построено до 1917 года 2850 паровозов и более 50 тысяч вагонов.
  • Брянский завод выпускал пассажирские вагоны II, III и IV классов, крытые товарные вагоны, вагоны для мелкого скота, для живой птицы, платформы, то есть почти половину типов вагонов, выпускаемых в России. Например, в 1913 году он ежемесячно выпускал до 300 вагонов.
  • В эти же годы завод выпускает арестантские и переселенческие вагоны на 166 тыс. руб. по специальному заказу. В стране идёт аграрная реформа Столыпина и массовое переселение крестьян из центральной России в Сибирь. Усиливается революционный процесс, сопровождающийся репрессиями.
  • Промышленность по-своему реагирует на это. Брянские вагоны используются для перевозки арестантов, крестьян и их скарба, животных.
  • Литье
  • Литье завод производил с самого первого дня  своего существования. По договору от 12 января 1912 года право продажи всех сортов железа, то есть пяти категорий: «обручные стали, шинное, сортовое и калиброванное, рельсы, обрезки, также катаная и тянутая проволока, заготовки, кровельное железо и т.п., всех сортов, названий, качеств, размеров и профилей» передавалось Брянским Акционерным обществом Обществу для продажи изделий Русских металлургических заводов

На Омской - высшие награды за лобогрейки и плуги, а за сеялки -Малая золотая медаль, на Ростовской-на-Дону, Ставропольской, Новохоперской, Томской, Усманской, Миллеровской, Тамбовской, Смоленской, Новочеркасской также удостоены золотых и серебряных медалей.

На выставке Приамурского края в Хабаровске в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых плуги типа «Сакка» и другие изделия Брянского завода удостоены золотой медали Главного управления землеустройства и земледелия.

Всего в 1914 году брянские орудия земледелия получили более тридцати золотых и серебряных наград. Брянские сельскохозяйственные машины и орудия земледелия, заняв первое место на рынке, потеснили спрос на орудия заграничных заводов.

В целом, на промышленных выставках 1911-1914 годов плуги, сделанные на заводе, получили целый урожай золотых медалей -14 больших и 49 малых. 4 больших золотых медали получили дисковые бороны, 6 малых - сеялки, 2 больших и две малых золотых медали достались лобогрейки.

Поселок, который возник возле заводского хутора расширялся. Были построены дома заведующего и служащих, дом десятника с квартирой для огородника, дом мясника, дома для рабочих, плотников и кузнеца.

Появились конюшня, сенные сараи, воловня, бойня скота, молотильный сарай, баня, сарай для санитарного обоза, ледник и другие сооружения.

Сейчас бывшая территория испытательного полигона полностью застроена многоквартирными домами Нового Городка.

Новая сельско-хозяйсивенная техника, выпускаемая заводом и представленная на тринадцати сельскохозяйственных выставках от Ростова-на-Дону до Хабаровска, получила 13 больших золотых медалей (высшая награда), 8 малых золотых медалей, 5 больших и 2 малых серебряных медали.

В 1906 году сельскохозяйственные мастерские начали массовое производство сельскохозяйственной техники самого современного типа по доступной цене. Выпускаемая продукция приобрела в кратчайший срок большую популярность у крестьян России, особенно после начавшейся столыпинской земельной реформы Пик сельскохозяйственного производства пришелся на 1911-1914 годы.

Брянский завод в 1913 году выпустил 80 тыс. однолемешных плугов, 30 тыс. борон, 5 тыс. рядовых сеялок, 5 тыс. жней-лобогреек. Только плугов выпускалось 27 типов: Лингарта, Эккерта, Аксая, Флеттера, Головина, англо­болгарские и другие с различными к ним приспособлениями. При оптовой покупке устанавливалась скидка. При продаже, например, не менее 50 сеялок она составляла 28%.