Торговля и ремесло. Брянщина.
ХОТЯ долгое время в пограничных городах казаков и стрельцов было гораздо больше, чем крестьян и ремесленников, торгово-ремесленное посадское население неуклонно росло. Привилегированную прослойку посадского населения составляли богатые купцы. Несущие налоги и повинности «чёрные» люди (среди которых были и ремесленники), делились на «сильных» (зажиточных), «середних» и малоимущих.
В 1632 году, в грамоте патриарха Филарета о предоставлении священникам Свенского монастыря права собирать церковную дань с торговых людей, впервые упоминается Свенская ярмарка. Она собиралась у стен одноименного монастыря ежегодно 15 августа по старому стилю, в день Успения Пресвятой Богородицы (престольный праздник монастыря) и длилась десять дней.
Вскоре Свенская ярмарка стала крупнейшим центром торговли Московского государства с западными странами. Сюда съезжались русские, украинские, польские, литовские, шведские и немецкие купцы. К середине XVII века брянские купцы торговали здесь поташем, воском, хлебом, мёдом, льном, пенькой, деревянной посудой, конопляным маслом и железными изделиями, а также собольими мехами, привозившимися из Сольвычегодска. Польские и украинские купцы привозили на продажу дорогое платье, ткани, драгоценные металлы.
Торговали на ярмарке люди из разных слоев общества. Документы сохранили имена некоторых из них: купцы Кирилл Климов, Томила Пен-чуков, Федос Кольцов, стрелец Федька Ломакин, крестьяне Софронка Ры-чалов и Васька Шелханов, и Павлик Вяхирев (люди из «низов» в те времена официально не могли использовать полную форму своего имени). Их предприимчивость и нелегкий труд по-своему помогали возрождению не раз и не два подвергавшейся вражеским набегам Брянской земли. Во второй половине XVII века Брянск стал одним из главных торговых городов Московского Царства.
В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ: не пускать на ярмарку и высылать из страны купцов, торгующих вином и табаком (на продажу вина, как мы помним, была введена государственная монополия, а табак считался бесовским зельем). На западе Брянского края, на территории Речи Посполитой, король пожаловал жителям Стародуба ряд привилегий, которые горожане сумели сохранить за собой вплоть до XIX века: в день святого Юрия Римского также позволялась ярмарка; всем горожанам разрешалось заниматься винокурением и торговать вином за небольшую пошлину.
Печь богатых людей, покрытая муравлеными изразцами. XVII век
Монета «Севский чех»
Важным слоем городского населения были ремесленники. Но если в Москве или Новгороде их насчитывалось более 2000, в центральных уездных городах (например, в Туле) - по нескольку сот, то в пограничном Брянске счет шел лишь на десятки. Так, по переписи 1622 года в Брянске работали всего 4 кузнеца. Преобладающей ремесленной группой были производители съестного: пекари, рыбники, квасники, винокуры. За ними следовали производители одежды: суконники, портные, кожевники, башмачники. Были и ремесленники по производству предметов домашнего обихода. Гончары делали изразцы для покрытия и украшения печей и домашнюю посуду по технологии «томленой» керамики - глиняная вещь имитировала черную металлическую.
По пришедшей из Речи Посполитой моде в первой половине XVII века делали и лощеную столовую посуду с металлическим блеском. Тогда же распространились «муравленые» посуда и изразцы, покрытые блестящей зеленой глазурью. В Московской Руси отсутствовала цеховая организация ремесленников. В отличие от Западной Европы, где ремесленник был влиятельным горожанином, у нас ремесленный люд относился к низшему сословию, городской бедноте: жили в курных избах, на окраине города.
Для выплаты жалования войскам правительство стало делать местную серебряную монету. Для этого в Севске в 1686 году открыли монетный двор, чеканивший «севские чехи». Денежный двор - это уже мануфактура с разделением труда (тут были литейщики, волочильщики, чеканщики), что свидетельствовало о зарождении в регионе промышленности.
Развивались и кустарные промыслы. Гутный промысел - изготовление стекла и изделий из него - появился во второй половине XVII века. Гуты строили в лесу с песчаной почвой близ воды. Дерево и песок давали сырье для стеклянной массы. Распространёнными изделиями были стаканчики, пляшки (бутылки), бокалы, графины.