Река Десна в середине XIX века Брянский край
Брянские байдаки в Киеве. Фото 2-й половины XIX века
ДЕСНА-МАТУШКА
Главной транспортной артерией уездного города Ор-
ловской губернии Брянска и ближайших к нему местно-
стей была в середине XIX века река Десна. Как записал
командированный в Брянск в 1834 г. капитан-инженер
Константин Карлович Жерве: «Река Десна здесь доволь-
но широка и глубока, судоходна, и по ней во всё время
навигации тянется очень много барок и плотов. Это зна-
чительно способствует процветанию торговли в городе,
около которого очень много больших фабрик, как в Жиз-
дренском, так и в Карачевском уездах». Действительно,
Десна была тогда судоходной рекой на значительном от-
резке от места впадения в неё реки Болвы (напротив села
Городище, которое сейчас находится в городской черте
Брянска) — и до впадения самой Десны в Днепр. В 1853 г.
Десна вскрылась ото льда 13 марта, а стала на зиму — в се-
редине ноября. В этот временной отрезок и укладывалась
деснянская навигация.
В Брянске для плавания по Десне строилось в год око-
ло 200 так называемых байдаков, или, как их именова-
ли ещё по месту происхождения, брянок, — больших ло-
док, длиной от 24 до 30 метров, шириной около 8 метров
и высотой около 1,8 метра. Такая лодка могла перевезти
до 6 000 пудов (96 тонн) полезного груза. Стоил байдак
в 1853 г. около 400 рублей. Для управления этой лодкой
требовался экипаж в 9 человек. Перевозили на байдаках
лес, пеньковые канаты и верёвки, конопляное и льняное
масло. Доставившие товар байдаки продавали в пункте
назначения.
Кроме того, от верховьев Десны сплавляли лес, связан-
ный в плоты. Знаменитый наш заводчик Сергей Ивано-
вич Мальцов (1810–1893) для транспортировки произво-
димых на его заводах и фабриках (в Дятькове, Любохне,
Радице и т. д.) стеклянных и чугунных изделий строил на
реке Болве так называемые берлинки — лодки поменьше
байдаков. Чтобы сэкономить на бурлаках, Мальцов соо-
рудил единственный на Десне пароход, который и тянул
караваны берлинок к местам назначения. Ещё в 1845 г.
власти Черниговской губернии, ожидавшие с визитом
в свой губернский город Императора Николая Павловича,
упросили Мальцова предоставить это чудо техники для
переправы через Десну Государя. Очевидец вспоминал:
«Так как пароход был буксирный, то его задумали пере-
делать, украсить коврами и парчой, поставить неболь-
шую мачту с флагом и доставить его ко времени приезда
Императора в Чернигов. Решено было также для боль-
шей торжественности поставить около парохода шесть
паромов, украсив их также флагами. Пароход должен был
стоять наготове под парами у так называемого Красного
моста в Чернигове, откуда, по особо устроенному трапу,
должен был сойти на пароход Император». Этот мальцов-
ский пароход — знаменитая «Капитолина» — ещё в 1930-х
годах ходил по Людиновскому озеру.
Итак, ежегодно по Десне из Брянска в Киев, Кремен-
чуг, Екатеринослав и Херсон отправлялись до 223 разных
судов и до 156 плотов с лесом. Сопровождать эти карава-
ны, помимо сплавщиков и судовых команд, должны были
бурлаки, тянувшие на верёвках суда и плоты в тяжёлых
для плавания местах. В 1853 г. бурлак за восьминедельный
сплав судна от Брянска до Херсона получал 20 рублей,
а, скажем, за пятинедельный сплав до Киева — 12 рублей.
Интересно, что за сплав плота бурлак получал на три ру-
бля больше, чем за сплав судна. При этом руководивший
походом лоцман за путь до Херсона получал соответст-
венно 50, а до Киева — 25 рублей. В год брянским карава-
нам требовалось около 2 600 бурлаков. Бурлачеством за-
нимались в 1853 г. в Брянском уезде 686 государственных
крестьян и 1 914 крепостных. Когда они доставляли суда
по месту назначения, то оставались там, на юге, до осе-
ни, нанимаясь по сёлам и деревням в батраки, а к осени
пешком возвращались домой — но, как правило, не все…
Река Десна весной разливалась на три версты. При
этом переправа через реку в районе Брянска произво-
дилась при помощи одного единственного парома. Вес-
ной переправа замедлялась, а при сильном ветре дела-
лась опасной и даже невозможной. Наконец, в 1854 г.
под руководством брянского городничего штабс-капи-
тана Якова Степановича Минина был выстроен первый
стационарный мост через Десну — известный и теперь
всем горожанам Чёрный мост. В менее значимых мес-
тах к 1853 г. в Брянске действовали ещё 10 деревянных
мостов и два перевоза.
Впрочем, в середине XIX века Десну ценили не толь-
ко как транспортную магистраль. Брянские жители для
своих хозяйственных нужд пользовались деснянской
водой, а также водой из протекавших по городу речек
Судка, Белого Колодезя и Подаря. Кроме того, при до-
мах брянцев к 1853 г. было вырыто 124 колодца. В Дес-
не водились тогда плотва, окуни, караси, щуки, песка-
ри, налимы, язи, а изредка попадались даже стерляди,
осетры и сомы. «Но, — как писал в 1853 г. посетивший
Брянск путешественник, — рыбная ловля не составля-
ет здесь значительной отрасли промышленности при-
брежных жителей». Зато в 1853 г. 88 хозяев в Брянском
уезде занимались бортевым пчеловодством, обслужи-
вая 205 сосновых, в основном, деревьев, в которых обо-
сновались пчелиные семьи. Для таких семей бортник
специально выдалбливал в сосне дупло на высоте более
двух метров, прибивал под дуплом для охраны его от
медведей так называемую «кровать» — и ждал урожая.
Борть сдавалась обычно на трехгодичную аренду, за ко-
торую взимался оброк в сумме от 45 до 60 копеек сереб-
ром. Кроме того, на каждые 20 крестьянских дворов здесь
приходилось по одной пасеке примерно в 12 ульев.
Юрий Соловьёв