Страница РЕБЁНКА

БРЯНСК НЕ РУГАЙТЕ РЕБЁНКА ЗА «ДВОЙКИ» В СЕНТЯБРЕ

Школьные будни после летних каникул даются детям непро­сто. Погрузившись в активную учебу без «переходного пери­ода», ребенок может заполучить не только стресс, но и нерв­ное расстройство, что негативно скажется на его здоровье.

Первого сентября де­сятилетний Миша пошел в четвертый класс. Разумеется, ребенок был рад встрече со школь­ными товарищами, которые за лето выросли и окрепли. На то, чтобы вдоволь наго­вориться с одноклассника­ми, ему хватило всего не­дели. Обмен впечатлениями закончился, зато начались суровые учебные будни - повторение предыдущего материала и объемные до­машние задания. Родители считали, что Миша недоста­точно хорошо вспоминает ранее пройденный матери­ал, и старались заниматься с ним дома дополнительно. Кончились все эти благие начинания затяжной бо­лезнью мальчика, из-за ко­торой он пропустил почти месяц учебы.

Сначала у Миши от переу­томления наступила апатия к учебе, наблюдалась посто­янная усталость и снизился иммунитет. Осенний сезон, богатый на вирусы, сделал свое дело. Миша подхватил ОРВИ, а затем осложнение в виде бронхита. С ним-то школьник и пролежал ме­сяц дома. Психолог, к кото­рому отвели ребенка после выздоровления, поставил свой диагноз и посоветовал родителям снизить «заботу» в части образования школь­ника. Специалист отметил, что подобными благими ро­дительскими намерениями можно совершенно отбить у ребенка охоту к учебе.

По словам кандидата психологических наук Та­тьяны БОРИСОВОЙ, за­ставлять ребенка активно учиться с первых школьных дней после трехмесячных каникул категорически нельзя. Взрослые люди втя­гиваются в работу после от­дыха тоже не моментально, на это им требуется до не­дели времени. Что уж туг говорить о детях, которые три месяца отдыхали, а по­том с первого дня занятий под контролем взрослых на­чинают вгрызаться в новый материал...

ПРОБЛЕМА. Как правиль­но распланировать первый месяц обучения, чтобы не переутомить ученика?

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИ­АЛИСТА. «Хорошо, конечно, начать «тренировки» перед школьной учебой с двух по­следних недель августа, - говорит Татьяна БОРИ­СОВА. - Если вам этого не удалось, не страшно. Самое главное, с первых дней сен­тября не «брать высоту», давая ребенку возможность постепенно адаптировать­ся к рабочим будням, кото­рые продлятся несколько месяцев. Совет первый - не заниматься дома допол­нительно, вполне доста­точно домашних заданий. Кстати, если ваш учитель будет давать детям ща­дящие задания на дом, то можете быть уверены, что вам повезло с педагогом. После продол­жительного каникулярно­го отдыха школьник будет быстро утомляться, будто с непривычки, поэтому луч­ше всего делать перерывы в процессе самоподготовки.

Совет второй - боль­ше прогулок. Свежий воз­дух поможет быстро вос­становиться и прибавит энергии. Поэтому в первый школьный месяц необходимо уделять прогулкам доста­точно внимания и времени.

Совет третий - лучше подождать с дополнитель­ными нагрузками, будь то кружки или спорт. Конечно, между игрой в футбол и му­зыкальной школой разница существует, но и то и другое лучше отложить на середи­ну или конец сентября. Как только школьник войдет в учебный ритм и адапти­руется, можно будет по­думать о дополнительных секциях.

Совет четвертый - сба­лансированное питание. Этот вопрос очень важен, учитывая, что завтрака­ет (а зачастую и обедает) ребенок в школе. Необходимо следить, чтобы школьник в достаточном количестве получал важные для его жиз­недеятельности витамины и микроэлементы благодаря правильно подобранному ра­циону. Поэтому старайтесь чаще есть фрукты и овощи, не забывать про белки и углеводы.

ПРОБЛЕМА. Учащийся по­лучает плохие оценки. Его адаптация к школе после летних каникул проходит с трудом.

КОММЕНТАРИЙ СПЕ­ЦИАЛИСТА. «Ситуация поправимая и никакого кри­минала в ней нет, - считает Татьяна БОРИСОВА. - Постарайтесь не ругать и не наказывать, иначе, наоборот, все еще больше усугубится. Сдерживайте себя и весь сентябрь не про­износите такие фразы, как: «Ну, какие у нас сегодня оцен­ки?», «Почему ты так слабо учишься?», «Сколько можно получать двойки?» и т.д.

Помните, что наказы­вать школьника за плохую отметку необходимо сразу после ее получения, но, как правило, родители такой возможности не имеют. Если же закатить истери­ку уже «постфактум», то в голове у малыша автома­тически отложится не вина за «неуд», а то, что предше­ствовало скандалу, - про­смотр дневника, честный ответ на заданный вопрос и т.д. Толку от такого на­казания не будет, а эффект получите обратный. На фо­не всех переживаний, связан­ных с начавшимся учебным годом, ребенок может на­чать скрывать оценки, врать и прогуливать. Во­обще, школьнику на «разо­грев» дается целая первая четверть, к концу которой как раз и можно проверить его знания. И если многое из того, что необходимо было запомнить, не удержалось в его памяти, возобновляйте дополнительные занятия». ПРОБЛЕМА. После начала учебы ребенок плохо спит, стал нервным и раздражи­тельным.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИ­АЛИСТА. «Это значит, что переутомление все-таки имеет место, - говорит Татьяна БОРИСОВА. - Срочно принимайте меры. Если ситуация тревожная, лучше оставьте школьника на неделю дома и постарай­тесь самостоятельно до­гнать программу. Еще один важный момент - реакция учителя на неуспеваемость вашего ребенка. Она вполне может быть неадекватной, что, в свою очередь, вызовет у него нервное потрясение. Уточните, все ли хорошо в школе, и только тогда принимайте меры.