СтраницаРасположение Брянска

История Брянска

   
      Административный, промышленный и культурный центр области, крупный железнодорожный узел. Расположен Брянск в верхнем течении Десны, которая в городских границах резко меняет направление, широкой излучиной с трех сторон охватывая старое ядро Брянска, и делит город на две части - правобережную и левобережную. На высоком правом берегу, круто обрывающемся к пойме и рассеченном глубокими оврагами (в самых крупных, Верхнем и Нижнем Судке, протекают речки), находится наиболее древняя часть города - ныне Советский район. Левые притоки Десны, Болва и Снежеть, являются естественными границами трех расположенных на низменной равнине левобережных районов: Бежицкого, Володарского и Фокинского. Общая территория Брянска 23 тысячи гектаров. Население 444 тысячи человек (на 1989 год).
      На правом берегу Десны в пределах городской черты обнаружены остатки нескольких разновременных стоянок, селищ и городищ. Самая ранняя стоянка Карачиж, расположенная на южной окраине современного города, датируется археологами концом палеолита. Селище Белокаменка (ранний железный век, 9-10, 11-13 вв.) на северо-западной окраине города находится на второй надпойменной террасе (высота 9 метров). Здесь обнаружены остатки древнерусских (11-13 вв.) четырехугольных жилищ с заглубленным основанием. Полы в одном из них были выложены деревом. Неподалеку, на мысу береговой террасы (к северу от Делегатской улицы и к востоку от улицы Каманина), на территории бывшего села Бежичи расположено городище, относящееся к раннему железному веку. Овальная площадка, поднятая от подошвы на высоту 6-8 метров, с напольной стороны была защищена валом и рвом (почти не сохранились). В урочище Чашин курган, недалеко от современного кладбища, находятся городище (на мысу коренного берега напротив устья Болвы) и три селища, одно из которых начинается сразу за валом и рвом городища, а два других, отделенные оврагом, расположены к востоку от него. Городище (11-15 вв.) и селища (10-12, 9—13 и 11-13 вв.), по мнению археологов, являются местом первоначального Дебрянска (Брянска), упоминаемого в Ипатьевской летописи под 1146 году в связи с тем, что здесь укрывался новгород-северский князь Святослав Ольгович во время междоусобиц с черниговскими князьями. Детинец Дебрянска состоял из двух частей. К большей округлой территории, ограниченной с напольной стороны полукольцевым валом (высота 3 метра, ширина 14 метров) и рвом (глубина 3 метра, ширина 12 метров), примыкала с востока меньшая, пониженная на 1 метр относительно первой и ограниченная от стрелки двумя дуговыми валами (внешний - 2 метра высоты, внутренний - 4 метра, глубина рва до 2 метров, ширина от 8 до 10 метров).
      Укрепленное поселение на Покровской горе возникло позднее, его самые ранние слои датируются 2-й половиной 12 века. Расположенное в центре нынешнего Советского района, между улицами Калинина, Пятницкой и Верхний Судок, городище Покровская гора, по мнению археологов, явилось местом, куда был перенесен древнерусский Дебрянск. Городище занимает часть мыса правобережной террасы Десны, вытянутого с севера на юг и ограниченного поймой реки и оврагом Верхний Судок; оно состоит из двух частей: меньшая, близкая по форме к треугольнику, занимает оконечность мыса и поднимается над рекой на высоту 30 метров; большая, трапециевидная территория примыкает к меньшей с северо-востока и в своей верхней точке поднята на высоту 45 метров. С напольной стороны детинец был укреплен рвом (до 5 метров глубины) и подковообразным валом (почти полностью утрачен). Склоны Покровской горы и продолжающего ее берегового отрога - Петровской горы - до сих пор сохранили значительную крутизну, являясь в древности естественной защитой. На территориии Советского района, в 1 км к северо-востоку от городища Покровская гора, на склоне северного ответвления оврага Верхний Судок, находится селище Княжий Клин, также относящееся к древнерусскому периоду (11-13 вв.).
      Первоначальное наименование Дебрянск (Дъбрянск) связывают с дремучими, труднопроходимыми лесами - дебрями, окружавшими город в древности. Его развитию способствовало расположение на судоходной реке, которая связывала его с Черниговом, Киевом, Новгород-Северским. Через Брянск проходил Смоленский тракт. Возникшая на Покровской горе крепость имела ворота, ведущие на Смоленскую дорогу и к Десне. К раннему периоду, видимо, относится строительство здесь первого храма Покрова, давшего название горе. За крепостью вверх по течению вдоль бровки верхней береговой террасы уже в 12-13 вв. находился посад, протянувшийся узкой (не более 200 метров) полосой. Его северной границей стал Петропавловский монастырь, основанный во 2-й половине 13 века князем Олегом Романовичем. Недалеко от монастыря на посаде стояла церковь Спаса, а рядом с крепостью - церковь Николая (Горне-Никольская, самые ранние упоминания о которой датируются 1310 и 1340 гг.).
      В период монголо-татарского нашествия Брянск пострадал значительно меньше других древнерусских городов. После разгрома Батыем Черниговского княжества в 1246 году сюда, под защиту лесов и городских укреплений, были перенесены из Чернигова дворы князя и епископа. В летописи под 1256 году Дебрянск упоминается как переданный во владение черниговскому князю Роману Михайловичу, при котором он становится стольным городом удельного княжества. Укрепления на Покровской горе были усилены: углублен ров, на валу установлена деревянная стена. Форпостами города служили монастыри: Свенский, основанный в 1288 году на высоком крутом берегу ниже по течению реки, и Петропавловский. Церковь Спаса Преображения, получившая впоследствии название "на владычных гробах", являлась, вероятно, соборным храмом в период существования в Брянске епископии (1246-1465).
      В конце 13 - начале 14 веков Брянск распологался как - компактный город, расположенный на высоком плато правого берега Десны. Ныне существующие церкви - Покровская, Горне-Никольская, Спасо-Гробовская и Введенская Петропавловского монастыря - закрепляют места древних архитектурных доминант, определявших вместе с крепостью объемно-пространственную композицию города и формировавших его силуэт в начальный период развития.
      В 1356 году Брянское княжество было завоевано Великим княжеством Литовским, под властью которого находилось почти полтора века. С 1503 года, после возвращения северной части Брянского княжества в состав Московского государства, Брянск (так его называют с конца 15 века) становится важным городом-крепостью на юго-западных рубежах Руси. Его оборонительные сооружения в это время представляли собой систему укреплений, в которую входили высокие валы с двойным рядом деревянных стен, 15 боевыми башнями и глубоким рвом. На северо-востоке, со стороны поля, крепость была усилена еще одним земляным валом и рвом, а с юга и запада дополнительной преградой служили крутые береговые склоны Десны и Верхнего Судка.
      К 16 веку в основном сформировался посад Брянска, образованный многочисленными слободами. Как и в других приречных поселениях, его планировочная структура, несмотря на стихийность формирования, была вполне определенной. Многочисленные улицы и переулки, следующие сложному изрезанному рельефу, были ориентированы на реку, игравшую большую роль в жизни города. Все мелкие улочки вливались в одну общую "проезжую" улицу, тянувшуюся вдоль берега и объединявшую все части посадской территории. В этот период создаются новые монастырские комплексы, имевшие важное значение в панораме города. Таковы основанные в начале 16 века первоначально деревянные монастыри: Предтечев-Песоцкий за Десной, Спасо-Поликарпов в районе современной набережной и Воскресенский - севернее крепости.
      Жилая и гражданская застройка в крепости и на посаде, в монастырях и их слободах также была деревянной. Городскую панораму формировали вертикали приходских и монастырских церквей, поставленных вдоль высокой бровки берега над Десной. На востоке возвышались церкви Введения Петропавловского монастыря и Спаса Преображения "на владычных гробах"; в центре, на Покровской горе, выделялся мощный и выразительный силуэт крепости с многочисленными башнями, церковью Покрова и Горне-Никольской церковью. У подножия Покровской горы, под самой крепостью находился "житный город" - своеобразное укрепление для хранения продовольственных запасов. Каменных сооружений в городе не было. Первый каменный храм был возведен в середине 16 века по заказу Ивана Грозного в ближнем форпосте города - Свенском монастыре, а в 1580-х гг. здесь же была построена каменная трапезная палата с одноглавой церковью.
      В начале 17 века Брянск становится ареной борьбы русских войск с польскими интервентами. Пожары уничтожили многие строения, в частности Покровскую церковь, которая в 1626 году была возобновлена в камне уже как городской собор. Расположенный внутри крепости, он служил главной градообразующей доминантой, на которую ориентировались многие улицы посада. После Смутного времени на прибрежной террасе у подножия Покровской горы, на месте древнего "житного города" вновь выросло поселение, получившее название Затинная слобода. На плато между оврагами Верхний и Нижний Судок разместились дворы Стрелецкой слободы. За линией посадских укреплений вдоль дороги на Москву расположилась Ямская слобода, формирование которой относится к 16-17 вв., около Предтечев-Песоцкого монастыря - Зарецкая слобода.
      В 1654 году Брянск вновь сильно пострадал в боях с войсками польского короля Казимира. В 1660 году по указу царя Алексея Михайловича укрепления были восстановлены. К древней части с северо-запада примкнула новая крепость с окружностью стен 850 метров, расположенная на месте бывшего острога. После Андрусовского перемирия, заключенного с Польшей в 1667 году, граница Московского государства отодвинулась на запад, и крепость фактически утратила свое значение.
      В 1678 году впервые упомянуты дворы собственно посадских людей (41 двор - 161 человек мужского пола), а также отмечены два двора брянских горододелов. В крепости и на посаде "на дворничестве" (во дворах монастырей и дворян) жили 42 человека. "Приборные люди" (стрельцы, пушкари и другие) в переписи учтены не были. Лишь перепись 1682 года впервые охватила почти все население Брянска - 325 стрельцов, 135 пушкарей, 74 посадских ("с детьми и братией"), 45 ямщиков, 7 ремесленников и 550 крестьян дворцовых слобод.
      Согласно подробному описанию крепости 1685 году, крытые тесом дубовые рубленые стены высотой 8-10 метров имели по периметру 1 тысячу метров. Из девяти башен высотой от 12 до 22 метров две были проездными: Никольская, обращенная к верхнему посаду, и Судковская - к реке. Вторая линия укреплений (земляной вал, ров и деревянные стены с семью башнями) включила первоначальный посад с Горне-Никольской и Троицкой (Пятницкой) церквами. Рядом с Троицкой церковью находился торг, известно также о существовании гостиного двора. В самой крепости размещались военно-административные сооружения, жилые дома для служилых; небольшая часть зданий принадлежала посадским людям.
      На рубеже 17-18 вв. в Брянске активизируется церковное и монастырское строительство, что было связано с крупными денежными вкладами разбогатевших купцов и промышленников. По их заказам сооружаются четыре каменных храма: Спасо-Преображенский собор с шатровой колокольней (конец 17 века) и церковь Рождества Богородицы (1694-1698) в Спасо-Поликарпове монастыре, церковь Воскресения (1701-1703) в Заречной слободе, церковь Введения (1702-1705) в Петропавловском монастыре. На территории Брянской цитадели в самом начале 18 века прежний Покровский собор заменяется каменным двухэтажным бесстолпным пятиглавым храмом того же названия. В характерной для своего времени архитектуре храма переплелись традиции зодчества 17 веке и приемы "нарышкинского" барокко рубежа 17-18 вв.
      В петровскую эпоху были изданы указы, направленные на подъем промышленности и торговли в городе. Идущий через Брянск оживленный товарообмен с западом повлек за собой учреждение в городе таможни. Двухэтажное здание (улица К. Маркса, 1), расположенное в центре и фиксирующее местоположение первоначального, построено уже во 2-й половине 18 века в стиле раннего классицизма и является наиболее древним памятником гражданской архитектуры в городе.
      Во время азовских походов Петра I, войн со Швецией и Турцией город стал базой снабжения русских войск. В период Северной войны по указу Петра крепость в последний раз привели в боевую готовность, при этом была разобрана на кирпич только что построенная церковь Воскресения. Вся территория Петровской горы была обнесена валами, образовавшими третью линию укреплений. У подножия Покровской горы, на участке вдоль Московской дороги, на территории бывшей Затинной слободы были сооружены первые здания основанного здесь в 1707 году Арсенала. На Покровской горе по традиции разместились сооружения военного ведомства, склады оружия и боеприпасов. Некоторые из этих зданий, перестроенные в последней четверти 18 века, сохранились: дом генерал-директора Арсенала (улица Покровская гора, 3) и казармы Дорогобужского полка (улица Покровская гора, 5), выполненные в стиле раннего классицизма.
      В 1708 году Брянск был приписан к Белгородской провинции Киевской губернии, а в 1719 году к Севской провинции Белгородской губернии. Перепись 1718 года отметила в Брянске 44 двора священнослужителей и монастырских слуг (139 человек мужского и 152 человека женского пола), 20 дворов подьячих, 140 дворов посадских людей (390 человек мужского и 380 человек женского пола), 32 двора пушкарей, 126 солдатских дворов, 43 двора ямщиков. Ближнему стольнику А.М. Апраксину в Подгороднем стане принадлежали Верхняя и Нижняя слободы (115 крестьянских дворов). В 1718 году царским указом было разрешено восстановить Воскресенский монастырь (каменный храм был возведен в 1741 году - это один из лучших брянских памятников стиля барокко).
      На плане города 1727 года, самом раннем из сохранившихся, зафиксированы три линии укреплений Брянска и показана главная улица посада, которая начинается от ворот в восточной стене крепости и идет вдоль стены по довольно крутому спуску (ныне Февральская улица) к Десне в направлении Смоленской дороги. Более подробно дорегулярная планировка показана на планах 1743 и 1744 гг. Кварталы произвольной конфигурации формировали четыре района (три нагорных и один прибрежный), расположенные на правом берегу Десны. Самый древний, северный район включал крепость - композиционный и общественный центр города, посад, ограниченный двумя линиями уже почти утраченных укреплений, и Ямскую слободу, отличавшуюся некоторым подобием регулярной планировки. Вместе они образовывали своеобразный вариант радиально-кольцевой системы, на формирование которой большое влияние оказал рельеф местности. На ровном плато, ограниченном с трех сторон естественными склонами, вдоль двух линий искусственных укреплений в форме полукольца сложились улицы. Из радиальных улиц лишь Смоленская дорога выражена более четко, остальные сильно изломаны на своем протяжении.
      Второй район - территория между оврагами Нижний и Верхний Судок, занятая Стрелецкой слободой с характерной для подобных образований регулярностью плана (современная центральная часть города). Южный район на пониженном плато между оврагами Нижний Судок и Подар (или Подарь) составил третью часть города, которая начала застраиваться в начале 18 века в связи с со зданием здесь по указу Петра I адмиралтейской верфи. Вскоре рядом с ней выросла Апраксина ("дворцовая") слобода, застроенная без какой-либо системы. Четвертый район, вытянувшийся вдоль берега Десны, планировочно и композиционно соединял три нагорных района. Этот прибрежный участок имел возможность роста на север, где вдоль Московской дороги возникла Новая слобода, и на юг, от Спасо-Поликарпова монастыря до Галерного двора. Вдоль реки сложилась классическая планировочная структура линейного типа с одной протяженной улицей, пересеченной многочисленными короткими тупиковыми улочками.
      В 1751 году каменная Горне-Никольская церковь заменила одноименный обветшавший деревянный храм, усилив выразительность ансамбля центра. В селе Бежичи, оставшемся вне городской черты, на валах старого городища в 1-й половине - середине 18 века была сооружена каменная Троицкая церковь - небольшой храм типа восьмерик на четверике, представляющий местную трактовку московского барокко. Во 2-й трети 18 века город сильно пострадал от огня: сгорели "все дома обывателей", Спасо-Гробовская церковь, Спасо-Поликарпов монастырь, церковь Афанасия и Кирилла в Новой слободе. Вместо сгоревшего храма в Новой слободе в 1755-69 гг. на пологом склоне холма над Десной поднялась каменная Тихвинская церковь (улица Верхняя Лубянка) типа восьмерик на четверике, выполненная в формах барокко. Вертикальная устремленность и нарядность форм и поныне эффектно выделяют ее среди окружающей застройки. Новая каменная Спасо-Гробовская церковь была сооружена на месте прежней деревянной в 1778 году.
      В 1779 году Брянск становится уездным городом Орловской губернии со своим гербом, отмечающим заслуги в производстве оружия и в защите государства: "В золотом щите, на красном поле, золотая мортира, с положенными по сторонам пирамидами бомб". В это время составляется план города, согласно которому вытянутое вдоль правого берега Десны городское поселение было ограничено на юге рекой Подар, а на севере - слободой Петропавловского монастыря (этой границе древнего города соответствует современная Октябрьская дамба). Планировка свободная, приспособленная к сложному рельефу местности; большая часть улиц ориентирована на реку, набережная служила главной транспортной артерией города. В юго-западной части уже в это время четко определилась промышленная зона. На противоположном, левом берегу расположился Предтечев-Песоцкий монастырь со своей слободой. Жилые дома попрежнему были деревянные, в основном одноэтажные. Каменные храмы высотой и формами выделялись на достаточно однообразном фоне застройки усадебного типа.
      Регулярный план, "высочайше" утвержденный в 1780 году, был построен на основе геометрической планировочной структуры. Три основных, самых крупных района города объединились ориентацией сети улиц, разделяющих городскую застройку на ряд различных по величине квадратных и прямоугольных кварталов. Прибрежная часть, включая Новую слободу, фактически повторила прежнюю планировочную структуру. Нововведения здесь выразились лишь в спрямлении улиц и более упорядоченном начертании кварталов. Центр города, где предполагалось расположить главные административные здания, был определен планом в районе набережной, под склонами Покровской горы, вносящей иррегулярный акцент в общую структуру. Проектировались три площади: Соборная в нижнем районе, главная - Красная (общественно-торговый центр города, застроенный зданиями магистрата, торговых учреждений и присутственных мест) и Сенная - на въезде в город с запада. Изрезанность территории речками в оврагах с покрытыми лесом склонами в значительной степени помогла сохранить прежнюю живописность пространственной организации города.
      В 1783 году в распологался Брянск по указанию императрицы Екатерины II было начато строительство литейного двора, который разместился на территории Арсенала у подножия Покровской горы, на прямоугольном участке, вытянутом вдоль Десны. Здесь были сооружены литейный дом с двумя печами, механическая мастерская, столярно-дужный и орудийный цеха, склады.
      Пожар 1792 года вновь уничтожил центральную часть города, включая Спасо-Поликарпов монастырь. Привязка нового плана, произведенная с учетом сохранившихся зданий и комплексов, осуществлялась в 1802 и 1808 гг. В течение 19 века этот план был воплощен в жизнь почти полностью. В соответствии с ним главной магистралью, соединившей нагорную часть с прибрежной, стала Смоленская улица (в обиходе называвшаяся Рождественская гора, ныне улица Советская - бульвар Гагарина). На нее нанизаны три площади: Соборная (на прибрежной Большой Московской улице, бывшей Московской дороге, ныне улица Калинина), Красная (в центре верхнего плато, современная площадь К. Маркса) и Сенная (Ярмарочная, Щепная - на западной границе города, ныне территория стадиона "Динамо" и городского парка). Параллельная Большой Московской Петропавловско-Воскресенская улица (в нагорной части, ныне проспект Ленина) при пересечении с Трубчевской улицей (ныне Красноармейская) заканчивалась Хлебной площадью (ныне площадь Партизан), от которой шли дороги на Трубчевск и Карачев. Все площади имели квадратную форму.
      С начала 19 века активизировалось каменное строительство. В 1802 году каменных домов в городе было около 30, а в 1851 году уже вдвое больше. Две усадьбы в стиле раннего классицизма на Большой Московской улице (улица Калинина, 88-92а и 93-95) и расположенный неподалеку жилой дом на улице Мясные ряды (улица Энергетическая, 7) характеризуют застройку прибрежной части города конца 18 - начала 19 века. Стоящее во дворе здание (улица Калинина, 93а) сохранило сводчатые перекрытия и остатки барочного декора (возможно, это один из древнейших домов Брянска). Примером застройки 1-й половины 19 века может служить одна из немногих сохранившихся городских усадеб (Красноармейская улица, 30), выполненная в стиле позднего классицизма. В это время значительно обогатился городской силуэт, возникли новые доминанты. В 1827-31 гг. на Сенной площади был сооружен бесстолпный купольный храм Рождества Богородицы - единственный в Брянске памятник культовой архитектуры в стиле позднего классицизма. Архитектура колоколен церквей Воскресения (1843) и Горне-Никольской (примерно того же времени) следовала тем же канонам классицизма. В этом же стиле выполнены здания госпиталя (улица Красноармейская, 1) и целый ряд жилых домов (Горького, 3; Калинина, 195; Репина, 9; Красноармейская, 29 и др.). Многие сооружения позднее изменили свой облик, сохранив от прежней архитектуры лишь характерное объемное построение. Некоторые из домов выполнены в смешанной каменно-деревянной технике, что типично для застройки Брянска этого времени.
      2-я половина 19 века характеризуется высокими темпами экономического развития, ростом торговли и производства. Брянск становится центром металлообрабатывающей промышленности, в нем строятся также текстильные и канатные фабрики. Возникают промышленные пригороды - современные Володарский и Фокинский районы. Со строительством в 1868 году Орловско-Витебской железной дороги город включается в транспортную сеть России. По данным 1881 года, протяженность Брянска с севера на юг равна 4 верстам; в городе 81 квартал, 4 площади (три торговые, одна превращена в сквер), один монастырь, 13 церквей (одна в Зарецкой слободе). Ориентация улиц широтно-меридиональная; в основном они широкие и прямые, хотя по оврагам и косогорам много узких и извилистых дорегулярных улочек.
      Во 2-й половине 19 - начала 20 веков все более значительную роль в застройке играют каменные здания. Расположенные в разных районах города, они близки по архитектуре, что вносит элемент единообразия в облик городской среды. Ориентация на классицистические традиции способствует их органичному включению в более раннюю застройку. Таковы большинство построек в районе современной Набережной площади, которая представляет собой расширение улицы Калинина, и на самой улице Калинина (жилые дома №№ 42, 99, 130, административное здание № 84, гимназия мужская № 86), на улице Горького (жилой дом № 3) и другие, где стилизованные формы классицизма иногда сочетаются с характерными для Брянска элементами народного зодчества. Часто встречаются также деревянные или сооруженные в смешанной технике постройки: низ кирпичный, верх деревянный (улица Гагарина, №№ 3, 6, 26; улица Красноармейская, 27; улица Репина, 9; улица Фокина, 14, 53 и другие), облик которых во многом близок народной архитектуре. В их убранстве обильно использована пропильная и накладная резьба. Жилые дома по улице Урицкого, 35 и улице Калинина, 83 - с магазинами в первом этаже - принадлежат к немногим зданиям, в фасадном декоре которых оригинально использованы мотивы барокко. Элементы этого стиля присутствуют и в архитектуре здания канатной фабрики (улица Крапивницкого, 17а), сооруженной купцами Гридниными на бывшей окраине города и представляющей собой образец небольшой промышленной постройки периода эклектики. Во 2-й половине 19 века рядом с Горне-Никольской церковью на склоне горы было возведено редкое для брянской архитектуры здание, выполненное в духе подражания средневековому (готическому) зодчеству, - дом Авраамова (улица Февральская, 6). В архитектуре купеческого подворья (улица Калинина, 111, на северной стороне Набережной площади) нет преобладания какого-либо стиля, это - типичный памятник эклектики.
      Русский и так называемый кирпичный стили представлены в архитектуре Брянска немногими постройками, однако эти здания отличаются крупными объемами и монументальностью облика. Образцами кирпичного стиля являются административное здание по улице К. Маркса, 10, а также значительный памятник промышленной архитектуры - спиртозавод в одном из центральных кварталов города (улица Гагарина, 14). Типичны для этого направления корпуса торгового училища (улица Калинина, 221, 223) с подчеркнуто выделенными побелкой деталями декора на фоне красных стен. Корпуса училища вместе с соседними зданиями (жилой дом рубежа 18-19 вв. на улице Калинина, 219 и больница на улице Калинина, 177, выполненная в последней четверти 19 века в русском стиле) и расположенной выше по рельефу Тихвинской церковью (середина 18 века, улица Верхняя Лубянка) представляют один из немногих уцелевших фрагментов прежней городской застройки.
      Сохранившиеся памятники русского стиля немногочисленны, но достаточно выразительны и самобытны. К ним относятся: канатная фабрика (улица Красноармейская, 61), сооруженная во 2-й половине 19 века на бывшей окраине города купцом Мартыновым; городская больница (улица Калинина, 177), возведенная в последней четверти 19 века; одно из крупнейших зданий города - женская гимназия, начала 20 века, занимающая важное место в застройке площади К. Маркса и одноименной улицы. В этом же стиле выполнена Спасо-Гробовская церковь (проспект Ленина, 98) - своеобразный по композиции шатровый храм без трапезной, заменивший в 1904 году прежнюю каменную постройку 1778 года.
      Постройки в стиле модерн встречаются в Брянске относительно редко (исключение составляет Бежицкий район), чаще в эклектичное декоративное убранство зданий включаются отдельные элементы этого стиля (как, например, в жилом доме № 9 по улице Горького). К немногим памятникам подлинного модерна относятся особняк на улице Фокина, 73, отличающийся своеобразием объемной композиции и фасадного декора, и один из немногих сохранившихся в Брянске деревянных жилых домов (улица Ромашина, 20), возведенный, возможно, по типовому проекту.
      К 1917 году в городе с населением 30 тысяч человек насчитывалось 100 каменных домов, 17 церквей, свыше 50 промышленных предприятий. Застройка состояла в основном из одно- и двухэтажных зданий усадебного типа. Более 40 каменных зданий располагались на набережной Десны - Московской улице (ныне улица Калинина), а остальные - на четырех перпендикулярных ей: Трубчевской (ныне Красноармейская), Комаровской, или Комарёвской (Фокина), Смоленской (Советская - бульвар Гагарина) и Авиловской (Горького), большей частью эти улицы были застроены купеческими жилыми домами, среди которых встречались отдельные общественные сооружения. Наиболее значительными из промышленных комплексов были Арсенал и спиртзавод, частную промышленность города представляли канатные фабрики купцов Мартынова и Гридниных.
      В период с 1917 по 1941 годы Брянск значительно вырос, превратился в крупный промышленный центр. Изменилась и его объемно-пространственная структура. Уже в 1924 году началась реконструкция центральной части города. В проектировании наиболее значительных общественных и жилых зданий принимал участие архитектор А.З. Гринберг. По его проектам возведены здание поликлиники (бульвар Гагарина, 16, 1924-27 гг.) и первый в республике Дом Советов с залом на 2500 мест (проспект Ленина, 33, 1925-26 гг.). В 1927-28 гг. между улицами Фокина, Луначарского и К. Маркса был сооружен жилой комплекс из трех четырехэтажных корпусов секционной планировки (ул. Фокина, 18, 20, 22), а в 1930-31 гг. на угловом участке был возведен Дом связи (ул. К. Маркса, 9). Его объемная композиция сформирована тремя контрастно противопоставленными прямоугольными объемами, а главный фасад обращен к площади К. Маркса. Все эти здания, расположенные в центральной части Брянска и отличающиеся четкостью и ясностью объемнопланировочного решения, лаконизмом форм, типичными для конструктивизма, определили не только новый, более крупный масштаб, но и качественно новую художественную характеристику городской застройки. Многие памятники архитектуры конструктивизма 1920-30-х гг. сохранились почти в неизменном виде.
      В 1929 году после упразднения Орловской губернии Брянск был причислен к Западной области, а с 1937 года включен в состав вновь образованной Орловской области. Начиная с 1929 года строительство осуществлялось в соответствии с генеральным планом Брянска, разработанным в московском институте "Гипрогор" под руководством известного советского архитектора В. Семенова. По данным 1940 года, жилых домов в городе 6900 (по сравнению с 1926 годом жилой фонд увеличился вдвое), население 100 тысяч человек.
      В Великую Отечественную войну Брянск сильно пострадал, в период оккупации (с 1941 по 1943 год) многие здания были превращены в руины. В 1944 году город становится областным центром и специальным Постановлением Правительства от 1 ноября 1945 года включается в число 15 исторических городов, подлежащих восстановлению. Уже в 1946 году утвержден новый генеральный план Брянска (группа архитекторов во главе с В. Пашковым, участником разработки плана 1929 года). Это во многом определило общий подход к планировочной структуре, опирающийся на историческую преемственность развития города. Особое внимание было обращено на архитектурное решение одной из главных городских осей - бывшей Смоленской улице (Советская улица - бульвар Гагарина), с системой площадей на ней, и на соединение центра с приречной частью. В 1950-х гг. план подвергся корректировке, а в 1958 году был заново переработан (архитекторы В. Пашков и Ф.И. Янсон, "Гипрогор") в связи с быстрым ростом промышленного потенциала города, необходимостью расширения территории, а также с включением в 1956 году в его состав города Бежица (ныне Бежицкий район), сохранившего интересный градостроительный комплекс конца 19 - начала 20 века.
      Город Бежица возник около одноименной станции Орловско-Витебской железной дороги как поселок при Брянском рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом, заводе (ныне Брянский машиностроительный завод - БМЗ). Завод был заложен в начале 1870-х гг. в 10 верстах от Брянска на равнинной территории, ограниченной с севера железной дорогой, с востока Десной, а с юга впадающей в нее Болвой. Основателями акционерного общества были московские купцы П.И. Губонин и В.Ф. Голубев. Наиболее активным его руководителем стал третий компаньон - талантливый коммерсант князь В.Н. Тенишев. В 1873 г. возводятся первые корпуса фахверковой конструкции: чугунолитейная, механическая и прокатная мастерские, а к востоку от завода возникает рабочий поселок, состоявший первоначально из бараков и землянок. Завод в Бежице быстро становится одним из крупнейших в стране: уже в 1878 году здесь выпускалась треть всей выплавляемой в России стали. В 1884 году отпускная стоимость его продукции составила 6,5 миллионов рублей, а число рабочих достигло 4200.
      К этому времени на месте первоначальной беспорядочной застройки складывается большой поселок на 10 тысяч человек с регулярной сетью улиц. Он занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый в меридиональном направлении и ограниченный с востока Базарной улицей (ныне Ульянова), проходящей вдоль заводской территории, а с запада - Церковной (3-го Интернационала), ориентированной на станцию Бежица (позднее Орджоникидзеград). Их соединяют несколько коротких поперечных улиц, параллельных железной дороге. В начале Базарной улицы, при въезде в поселок со стороны Брянска, располагалась обширная площадь Старого Базара. В северной части поселка у железной дороги был разбит обширный парк, а вокруг него возведены рубленые одно-двухэтажные общественные сооружения: больница, училище, детский сад. На Церковной улице стояли большой деревянный храм и железная с деревянной обшивкой церковь Преображения (1822, не сохранилась). Вблизи завода находились продовольственный магазин, пожарное депо, паровая мельница, пекарня и собственная ферма. Жилая застройка состояла из небольших домов усадебного типа, двухэтажных рубленых казарм и одноэтажных бараков.
      В 1880-90-х гг. на территории Брянского завода возводится ряд крупных корпусов, до настоящего времени определяющих своеобразие облика заводского комплекса. Внушительные, выразительные по формам краснокирпичные здания, архитектура которых выполнена в духе эклектики, принадлежат к хорошим образцам промышленного зодчества конца 19 века. Архитектура механической мастерской выдержана в стиле неоготики. Протяженные фасады здания отмечены четким ритмом ступенчатых контрфорсов, между которыми помещены вертикальные витражные окна с мелкой расстекловкой. Симметричный по композиции торцовый фасад с высоким средним и пониженными боковыми ризалитами, завершенными зубчатыми башнями, прорезан тремя высокими проемами окон-витражей с арочными перемычками. Близки по стилистике корпуса паровозостроительного и вагонного цехов, котельной, электростанции, мастерской огнеупорных изделий.
      Параллельно с расширением завода осуществлялось большое строительство в рабочем поселке; при этом формировались цельные градостроительные структуры, играющие существенную роль в облике современного Бежицкого района. Преимущественно деревянная застройка дополняется капитальными каменными зданиями, развивается сеть благотворительных и общественных учреждений. В парке, в скромном здании 1880-х гг. (улица Клубная, 5), княгиней М.К. Тенишевой основывается Бежицкое заводское общественное собрание (1894) близкое по составу помещений народному дому. Здесь функционировали зал для лекций и концертов, читальня, библиотека, а в парке были устроены теннисные корты, летняя эстрада, детские площадки, кегельбан.
      Беспрецедентна для промышленных центров деятельность по развитию народного образования. С 1895 по 1909 год в Бежице возводится 11 специальных зданий для учебных заведений; в 1910-11 гг. общее число учеников в них составляет 2000, расходы на содержание - 50 тысяч рублей в год. Представляют интерес кирпичное здание ремесленного училища (улица Ульянова, 396), построенное в 1895 году попечительством княгини М.К. Тенишевой в формах подражания позднему классицизму, а также комплекс репрезентативных корпусов (1900-е гг.) в центральной части поселка, включавший женскую гимназию и начальную школу (ныне Брянский институт транспортного машиностроения). Оригинальна архитектура сиротского приюта, возведенного на южной границе парка в 1905 году в духе необарокко и отличавшегося сложной конфигурацией плана и интересной объемной композицией. В Бежице находится также монументальное здание в кирпичном стиле мужская гимназия (улица Институтская, 16), занимающая важное градостроительное положение на углу двух улиц.
      В южной части поселка в 1900-е гг. появляется участок, застроенный индивидуальными домами (не сохранился), частично выполненными из кирпича. При каждом доме, сдававшемся в аренду, имелся огородный участок. В 1900-10-х гг. интересный комплекс зданий возникает на границе заводской территории вдоль улицы Базарной. Протяженные двухэтажные кирпичные корпуса, поставленные по красной линии с небольшими разрывами, образуют единый фасадный фронт застройки. Доминирует в ней внушительное двухэтажное здание бань с трехэтажной угловой башней (улица Ульянова, 10) - оригинальное произведение русского стиля с эффектным объемным построением, навеянным мотивами крепостного и теремного зодчества. Соседние дома - магазины (улица Ульянова, 8, 28), пожарное депо (улица Ульянова, 16), техническое училище (улица Ульянова, 18), типография (улица Ульянова, 24) и другие - выдержаны в духе эклектики с использованием элементов позднего барокко. В целом застройка этого участка обладает определенным стилистическим и композиционным единством.
      Несколько меньший по размерам комплекс сложился в начале 20 века вблизи станции на Церковной улице, где располагались владения купцов и духовенства. В этой части поселка доминировало крупное краснокирпичное здание Преображенской церкви (не сохранилась), возведенное на рубеже 19-20 вв. в формах эклектики. Ядром крестообразного в плане сооружения являлся двусветный четверик, несущий массивный световой восьмерик с высоким граненым шатром и удлиненной луковичной главкой. В декоре фасадов были использованы элементы ренессансной, готической и древнерусской архитектуры. Здания, поставленные по красной линии улицы, демонстрируют стилистическое многообразие архитектуры начале 20 века. Дом с магазином купца Денисова (улица 3-го Интернационала, 7) выдержан в формах неоренессанса, соседний жилой дом (улица 3-го Интернационала, 9) выполнен в стиле модерн с использованием готических мотивов, угловой жилой дом с аптекой (улица 3-го Интернационала, 21) образец раннего этапа застройки рубежа 19-20 вв. - характерен для русского стиля.
      К 1910 году завод в Бежице превращается в один из промышленных гигантов России. Основной капитал акционерного общества достигает 24,175 миллионов рублей, число рабочих - 8800. Население Бежицы возрастает до 25 тысяч человек, 900 рабочих являются арендаторами земли и живут в собственных домах, остальные - в принадлежащих заводу. Бежица этого времени - хорошо озелененный поселок с обширным парком, широкими улицами и многочисленными добротными зданиями. Сложившаяся пространственная структура близка композиционным принципам городов-садов, получившим в начале 20 века достаточно широкое распространение в индустриальных регионах страны. В начале 1910-х гг. в связи с общим экономическим подъемом начинается третий этап расширения завода и одновременно приобретает новый размах жилое и общественное строительство в рабочем поселке.
      Украшением Бежицы стал ряд сооружений, отличающихся яркой индивидуальностью архитектуры и размещенных в узловых градостроительных точках, что способствовало их роли как важных композиционных доминант застройки. Большинство зданий сосредоточено в парковой зоне или рядом с ней. Существовавший ранее недалеко от сиротского дома больничный комплекс, в котором осуществлялась массовая медицинская помощь, в начале 1910-х гг. дополняется двумя кирпичными корпусами хирургического и терапевтического отделений (современные больница и поликлиника - ул. Ульянова, 33/2 и 35а). Двухэтажные оштукатуренные здания с изящным фасадным декором относятся к лучшим образцам модерна в области. Крупный жилой дом в стиле необарокко (1911-12 гг., улице Комсомольская, 1) отличается своеобразной стилистической трактовкой. Особенно выразительны портики большого ордера, завершенные массивными треугольными и лучковыми фронтонами.
      В этот период в поселке был построен ряд особняков для высшего инженерного персонала завода. Здания поставлены в ключевых в градостроительном отношении местах: почти все они располагаются на пересечении улиц и фиксируют углы кварталов (улица Ухтомского, 1; улица Ульянова, 31/1 и 40; улица Куйбышева, 2). Особняки эти выполнены в стиле модерн, причем характерные для него асимметричные композиции фасадов и утонченные по рисунку детали декора отличаются высоким художественным качеством и свидетельствуют о работе опытного мастера. Большое внимание уделено фактуре и цветовому решению, разработанным очень разнообразно, что является важным средством создания выразительности фасадов.
      Строительство 1920-х гг. в Бежице продолжило тенденцию формирования города-сада. Продолжается и сооружение здесь жилых зданий в стиле модерн. В эти годы были созданы два небольших комплекса: на одной из главных улиц поселка (ныне улица 3-го Интернационала) и на внутреннем бульваре. Первый состоит из возведенных по типовому проекту двухэтажных кирпичных домов с мансардами на несколько квартир. В стилистическом отношении интересно соединение в их архитектуре традиций модерна и приемов фахверкового строительства. Второй комплекс сформирован тремя большими особняками для руководителей завода (бульвар 50-летия Октября, 2,4, 6) и отличается выразительными композициями одноэтажных объемов и изысканным декоративным убранством фасадов.
      В начале 1930-х гг. общественные сооружения поселка были дополнены конструктивистским зданием почты (улица 3-го Интернационала, 17), выполненным по проекту архитектора А. Новикова, и зданием кинотеатра "Победа" (улица Майской стачки, 5), поставленным между двумя парками (городским и имени Пушкина). В архитектуре кинотеатра, как и в корпусах так называемых Домов стахановцев, многоэтажных и благоустроенных (1936 год, бульвар 50-летия Октября, 3, 5), ощущается отход от конструктивистских принципов и обращение к классическому наследию. К сожалению, преемственное развитие поселка было нарушено при осуществлении невыразительной жилой застройки в послевоенные годы, хотя и до настоящего времени Бежицкий район сохранил многие черты благоустроенного промышленного поселка конца 19 - 1-й четверти 20 века.
      В настоящее время строительство Брянска с включенной в него Бежицей осуществляется по плану 1968 года (руководитель проекта - архитектор Ф.И. Янсон). Основное внимание в нем уделено благоустройству территории, оздоровлению городского пространства. Исходя из поставленных задач, многие промышленные предприятия выведены из центральной части города. Основная идея планировочной структуры - ориентация жилых районов города на пойму Десны, максимальное приближение их к зеленой зоне - в значительной степени осуществлена. Путем строительства жилых домов повышенной этажности (5, 9 и более этажей) увеличилась квартальная плотность населения, в то же время создана единая система озеленения, в которую кроме городских бульваров, парков и скверов вошли лесолуговые территории по берегам Десны и ее притоков. Почти в геометрическом центре Брянска оказалась старинная роща "Соловьи" с группами 300-летних дубов, название которой связывают с легендой о Соловье-разбойнике. Главной улицей города является проспект Ленина, а главный административный центр (площадь Ленина) сформировался на пересечении проспекта с бульваром Гагарина, который стал парадно-пешеходной улицей. Генпланом была намечена прокладка общегородской скоростной магистрали по оврагу Верхний Судок с выходом на Фокинский и Володарский районы.
      В 1973 году в результате конкурса на проект детальной планировки центра города первая премия была присуждена проекту института "Брянскгражданпроект", который предусматривал реконструкцию центра с незначительным изменением его сложившейся структуры. В 1977 году институтом "Росреставрация" (архитектор И. Ульянова) разработан проект охранных зон и зон регулирования застройки для памятников истории и культуры Брянска. Проектом выявлены характерные для города особенности. К древнейшим улицам, сохранившим свою первоначальную трассировку, отнесены улицы Покровская гора и Февральская, огибавшая ранее крепость и спускавшаяся к "житному городу", и улицы в районе Верхней Лубянки. Расположенные на крутом береговом склоне, эти улицы остались в основе своей нерегулярными. Улица Калинина (бывшая Московская), объединяющая все части старого Брянска, еще по плану конца 18 века была лишь незначительно спрямлена, и фактически также является дорегулярной, играя важную роль в истории развития планировки города. Район между оврагами Верхний и Нижний Судок выделен как памятник градостроительства периода классицизма. Улица Красноармейская (бывшая Трубчевская) на участке между оврагами Подар и Нижний Судок также является памятником периода регулярного градостроительства. Проектом определены естественные природные зоны, повлиявшие на формирование панорамы города, которая складывалась на протяжении столетий и всегда отличалась особой выразительностью и многоярусностью композиции, образуемой наиболее важными доминантами.
      Зона регулирования застройки установлена для главной улицы исторического Брянска — Большой Московской, которая представляет собой архитектурный комплекс главным образом 2-й половины 19 века с включением памятника промышленной архитектуры 18-20 вв. - завода "Арсенал" (ныне "Дормаш"). В эту зону включена также застройка прилегающих отрезков улиц Пионерской, Фокина, Горького и бульвар Гагарина.
      Благодаря изрезанности береговой территории в пределах старого города сохранилась живописность прежней дорегулярной планировки. Улицы здесь следуют изгибам берега или расположены на склонах, наиболее крутые участки которых снабжены лестничными сходами. Сохранившаяся застройка - невысокая, усадебная, поэтому большую роль в панораме старой части города по-прежнему играют вертикали сохранившихся культовых зданий - церквей Воскресенской, Введенской и Спасо-Гробовской в районе проспекта Ленина; Покровской и Горне-Никольской в районе улиц Покровская гора и Февральская; Тихвинской в районе улиц Калинина. Монумент, сооруженный на кургане Бессмертия, завершил и поддержал с севера ряд исторических доминант. Поставленные вдоль бровки и на склонах крутого берега, они представляют в настоящее время как бы первый план расположенного за ними города.
      Панорама старого Брянска особенно хорошо воспринимается с левого равнинного берега. Значительные искажения в силуэт верхнего яруса центра города внесли постройки 1970-х гг.: гостиница на месте Петропавловского монастыря и четырехэтажные дома на бровке коренного берега. Нижний ярус также потерял прежнюю выразительность в результате утраты в центральной части, у подножия Покровской горы, группы церквей (Успенской, Христорождественской, Смоленской), а также Спасо-Поликарпова монастыря. Закрепляя планировочную структуру эпохи классицизма, облик общегородского центра формирует четырех-, пятиэтажная застройка 1920-30-х, 1950-х гг. и последних лет. В архитектурно-художественном облике города и общей характеристике городского пространства значительное место занимают памятники и памятные знаки, увековечивающие прошлое Брянщины - центра партизанского края в годы Великой Отечественной войны.
 

Расположение Брянска