Страницапрогимназия

1881 год, в Брянске открыта женская трехклассная прогимназия

   

В среду, 1го сего ноября, в женской гимназии состоялся торжественный акт. Праздник заведения начался молебствием, пред окончанием коего законоучитель гимназии о. В. Попов сказал следующее слово:

«1го ноября 1881 года в Брянске открыта женская трехклассная прогимназия, которая в настоящее время преобразована в гимназию, поэтому 1е ноября, как день основания нашей гимназии, будет для нас навсегда днем знаменательным и торжественным; сохранить также брянская гимназия вечную память и о в Бозе почившем Государе Императоре Александре Александровиче, в благополучное и мирное царствование которого она получила свое начало и преобразование. Быстрый рост брянской женской гимназии, в истории учебных заведений очень редкий, главным образом обязан тому, что брянская гимназия в своей великой и ответственной деятельности всегда руководствуется великими и святыми началами евангельскими, где для всякой человеческой деятельности, а следовательно и для педагогической деятельности начертаны основные и руководящие начала. Глаголы, яже Аз глаголах вам, говорит Господь, дух суть и живот суть (Иоанн. VI, 63). Но кроме сего для педагогической деятельности в св. евангелии достоподражаем самый способ, которым пользовался Господь наш Иисус Христос для преподавания уроков Божественной мудрости, способ этот до того прост, понятен и доступен всем, что его с одинаковым наслаждением слушают и понимают и ученые книжники и простые рыбари галилейские и земледельцы – и эти слушатели до того привязаны к своему Учителю, до того увлечены Его учением, что оставляют и забывают дом и работу, сон и пищу, а многие покидают совсем и домы и семейства. И последующее время нам показывает, что образование на началах св. евангелия всегда и везде творило великих героев добродетели. Могли ли быть где, вне области православия, в семействах лучшие супруги, отцы и дети, владеющие и подвластные? В жизни общественной св. православие воспитало великих владык и правителей, лучших воевод и гражданских начальников. И мы искренно веруем, что дорогая наша женская гимназия на святых началах евангельского православия совершит свое великое дело во славу Божию, церкви и Отечеству на пользу. С великой благодарностью гимназия всегда будет вспоминать постоянную, искреннюю заботливость о ее нуждах и достойных членов попечительного совета, и в особенности достопочтенного председателя сего совета г. городского голову, который всеми силами содействуя городскому благосостоянию – очень много заботится и о процветании гимназии.

Любезные дети! Каждый учебный день в гимназии вы начинаете молитвою и чтением св. евангелия. Прекрасное обыкновение! Постарайтесь приучить себя к этому. Всегда начинайте свой день молитвой и чтением св. евангелия. Божественные слова осветят благодатным советом вам ум, ваше сердце, всю вашу внутреннюю природу, и в этом вы найдете ваше благополучие и вечное спасение».

После обычного многолетия начался самый акт, причем секретарем А. Н. Алымовою прочитан был отчет, из которого берем наиболее существенные данные.

Начав свое существование в составе двух классов, приготовительного и первого, брянская женская прогимназия, в тринадцатилетний период времени при постепенном увеличении числа классов, благодаря постоянным заботам о нуждах гимназии членов попечительного совета, преобразована в гимназию и в настоящее время имеет восемь классов, от первого по восьмой включительно.

Источниками содержания гимназии в 1894 году были следующие суммы: от государственного казначейства 300 р., сбора за учение 5.555 р., от городского общества 2.233 р. 34 к., процентов со специальных средств 38 р. 33 к., пожертвований 12 р. 90 к., всего 8.139 р. 57 к.

Личный состав служащих в гимназии в 1894 учебном году был следующий: попечительница гимназии, жена полковника Е. И. Дебогорий-Мокриевич; председатель попечительного совета брянский городской голова В. И. Сафонов; члены попечительного совета гласные брянской городской думы: священник В. И. Попов, купец Н. С. Могилевцев, купец А. П. Комаров; председатель педагогического совета директор брянского низшего механико-технического училища статский советник А. П. Докторов, начальница гимназии Е. Л. Шабанова; надзирательницы: М. В. Шабанова и М. Н. Вышелесская; законоучитель священник В. И. Попов; преподаватели преподавательницы: географии и немецкого языка Е. Н. Кашинская, русского языка и истории Э. Р. Яковицкий, математики, русского языка и естественной истории М. П. Виноградова, французского языка А. Н. Алымова, математики (из платы по найму) П. А. Жиров, географии и физики В. В. Михайлов, рукоделия М. Ф. Пальцева, искусств Т. Н. Сысонин, музыки М. М. Рахальская, пения (из платы по найму) П. Я. Кудрявцев.

Врач надворный советник Н. Н. Денисенко.

К началу текущего учебного года в личном составе служащих лиц произошли следующие перемены:

Вследствие выбытия из Брянска, отказалась от должности попечительницы и уволена Е. И. Дебогорий-Мокриевич и на должности попечительницы избрана и утверждена княгиня М. К. Тенишева.

Уволены согласно прошениям: надзирательница М. В. Шабанова, учительница географии и истории Е. Н. Бабаева, учительница музыки М. М. Рахальская.

На место уволенной М. В. Шабановой вновь назначена К. В. Сафонова, а уроки истории и географии распределены между наличным составом служащих. На место уволенной учительницы музыки вновь назначена А. К. Шульцы.

Общее число воспитанниц, обучавшихся в отчетном академическом году, во всех семи классах было 191. В отдельности по классам: в I – 43, во II – 43, в III – 34, в IV – 32, в V – 16, в VI – 14, в VII – 9.

Обучение одной воспитанницы в отчетном году обошлось в 44 р. 8 к.

Постановлением попечительного совета в отчетном учебном году освобождена от платы за учение 21 ученица. Кроме того, бывшей попечительницей Е. И. Дебогорий – Мокриевич было пожертвовано из собранных ею сумм при помощи спектакля 393 р. 82 к., которые согласно, желанию бывшей попечительницы, были употреблены большей частью на взнос платы за учение бедных учениц, а также на другие нужды их. Членом попечительного совета Н. С. Могилевцевым, весьма сердечно относящимся к нуждам бедных учениц, внесена была за учение 9 бедных учениц.

Заботясь о нуждах бедных учениц, попечительный совет брянской женской гимназии в 1894 году в начале 1895 года сделал весьма многое и в увеличении вознаграждения начальнице, а также учителям за уроки, благодаря чему явилась полная возможность в настоящее время иметь в числе учителей опытных лиц со специальным образованием, что без сомнения весьма благотворно отозвалось на успешности преподавания в гимназии. Так, по предложению председателя попечительного совета В. И.Сафонова жалованье начальнице гимназии увеличено на 180 рублей в год. По предложению председателя педагогического совета А. П. Докторова, попечительный совет постановил: 1. Учителю истории и русского языка г. Яковицкому сверх жалованья выдавать из средств гимназии дополнительных по 25 р. в месяц. 2. Увеличить плату учителям за уроки в V, VI и VII классах с 25 р. до 35 рублей за годовой урок. 3. Дать жалованье библиотекарю в количестве 60 рублей в год. 4. Во вновь открывшемся VIII классе выдавать учителям плату по 50 рублей за один годовой урок, и 5. Выдавать учительнице немецкого языка г-же Кашинской дополнительных 120 р. в год, впредь до увеличения числа обучающихся немецкому языку.

По прочтении отчета удостоены были наград следующие ученицы: Первого класса. Первой степени: Андреева Ольга, Рюинова Иулиана, Масленкова Евдокия, Щербова Антонина. Второй степени: Голенкова Анна, Путилина Мария. Третьей степени: Аверьянова Павла, Григорьева Анна, Климова Елена, Маркина Наталия, Мицкая Вера, Поварнина Варвара, Чурбакова Вера.

Второго класса. Первой степени: Матвеева Аполлинария. Второй степени: Белевич Мария, Ястребова Феодосия. Третьей степени: Ильина Анна, Каганова Ита, Недзельская Анна, Остроумова Вера, Пересветовая Мария, Феодорова Мария, Ширманова Сара.

Третьего класса. Первой степени: Добычина Павла. Третьей степени: Данилова Мария. Лебедева Евгения, Петрова Ольга, Пугачева Елизавета, Шавырина Любовь.

Четвертого класса. Второй степени: Дмитриева Наталья, Добычина Анна, Козловская Ольга, Панкина Анисья, Халютина Наталья. Третьей степени: Добычина Серафима, Зверева Вера, Картеникова Любовь, Плотникова Мария, Салова Софья, Смирнова Матрена.

Пятого класса. Первой степени: Азбукина Екатерина, Иванова Лидия. Второй степени: Доброгаева Мария, Хрипкова Мария, Щербова Анна. Третьей степени: Александрова Анна, Гридина Екатерина, Преображенская Мария.

Шестого класса. Второй степени: Дмитриева Феодосия, Дончакова Татьяна, Огнева Надежда, Салова Александра, Щербова Ираида. Третьей степени: Кватницкая Анна, Сафонова Ольга.

Седьмого класса. Будникова Мария золотая медаль, Чернова Пелагея золотая медаль, Шабанова Вера серебряная медаль. Награждены книгами: Азарова Александра, Гильтебрандт Александра, Лифанова Анна, Тарловская Лидия.

Награды по музыке. Первого класса: Григорьева Анна, Мицкая Вера, Чурбакова Вера. Третьего класса: Пряжевская Надежда. Чутвертого класса: Мацкевич Евгения, Зискинд Раиса. Пятого класса: Иванова Лидия. Седьмого класса: Дудина Екатерина, Шабанова Вера.

Награды розданы были при звуках музыки, затем воспитанницы пропели народный гимн, повторенный оркестром, после чего следовало величание («Слава»), исполненное хором учениц. На акте присутствовали: командир 36й бригады генерал-майор А. Ф. Коробка, командир Дорогобужского полка Г. Г. Лейдениус, городской голова В. И. Сафонова, член окружного суда В. П. Апальков, член попечительного совета известный фабрикант А. П. Комаров и многие представители разных ведомств. После акта всем ученицам предложены были разные сласти, фрукты, торты (все это в изрядных размерах расставлено было в одной из классных комнат), гостям же в покоях начальницы заведения, Е. Л. Шабановой, любезно предложен был роскошный завтрак, за коим следовали танцы. Как всегда у молодежи, был отличался необыкновенным одушевлением. В одном из антрактов между танцами воспитанница шестого класса Иванова (Лидия) прекрасно сыграла чSouvenir de Varsovie, известную мазурку Шульгофа, играло еще ученицы две, и только этими нумерами (в коих, правда, уже отразилось хорошее влияние новой преподавательницы) представлена была одна отрасль искусства, затем не было выставлено ни дамских работ, чем могли бы щегольнуть будущие хозяйки, ни каких бы то ни было рисунков, по которым можно было бы судить об успехах преподавания художества в гимназии. Обычно принято в учебных заведениях, что при окончании курса некоторые из абитуриентов произносят речи кроме русского – еще и на каких-либо иностранных языках: в данном случае воспитанницы могли бы выступить также с чем-либо, между тем ни в прошлом году, ни теперь ничего подобного не было*. Хоровое пение прошло значительно лучше чем в минувшем году, но тем не менее на него следовало бы привлечь и отнестись к нему посерьезнее, причем не так важно пение-соло, как хоровое, и каких эффектов можно тут достигнуть с дисциплинированным женским молодым голосом! Говорим о сем мимоходом и кстати, не отрицая сравнительно сделанных уже успехов. В общем, посетители вынесли отрадное впечатление о рассаднике у нас женского просвещения, которому нельзя не пожелать искренно еще большего процветания.

Брянский Вестник за 1895 г.

***************

По поводу отказа 30м очередным земским собранием 1.525 рублей на содержание четвертого класса в нашем городском училище и преподавание там некоторых дополнительных предметов, сначала в Смоленском Вестнике и затем в Орловском появилось две корреспонденции как иллюстрация и комментарий к факту, сообщенному у нас в 48м нумере. Оставляем в стороне несколько страстную и фактически не совсем верную статью смоленской газеты и передадим подробности дела как они изложены в Орловском Вестнике.

Брянское городское училище преобразовано из уездного в 1879 году первоначально в составе трехклассного. В 1882 году при первом классе было открыто параллельное отделение на средства города, который отпускает ежегодно на жалованье учительскому помощнику по 375 р. После закрытия мужской прогимназии, вследствие переполнения училища явилась необходимость в параллельном отделении при втором классе, и инспектор городского училища вошел в городскую думу с ходатайством об увеличении ассигновании еще на 375 рублей ежегодно на жалованье новому учительскому помощнику, но при новом городском голове, г. Сафонове, на это представление даже не получено было ответа. Тогда на помощь городскому училищу пришло брянское земство, которое с 1890 года ежегодно отпускается на вышеупомянутый предмет по 375 рублей. Брянское земство, после закрытия прогимназии, на которую оно отпускало ежегодно по 5.000 р., в своей поддержке городскому училищу пошло дальше: принимая во внимание, что в городском училище оканчивает курс много уездных мальчиков, по прохождении ими земской народной школы (теперь таковых 50), 26е очередное земское собрание постановило ежегодно ассигновать по 1.525 рублей на содержание четвертого класса при городском училище и введение дополнительных предметов: черчения и рисования, бухгалтерии немецкого языка (925 р. на содержание четвертого класса, 300 р. на жалованье специальному преподавателю искусств и по 150 р. на жалованье преподавателям бухгалтерии и немецкого языка). Так как 26е земское собрание не указало срока отпуска денег, то таковое постановление считается постоянно обязательным. Постановление 26го собрания было утверждено губернатором Евреиновым, и с 1892 года при брянском городском училище был открыт четвертый класс и введены дополнительные предметы (черчение и рисование с младшего отделения второго класса, а бухгалтерия и немецкий язык с третьего класса). Благодаря преобразованию, городское училище сделало значительные успехи, что можно видеть из следующих данных. С 1882 года, когда был первый выпуск, окончило курс в 14 выпусков – 130 человек, из них в первые 11 выпусков окончило 79 человек, т. е. по 7 с небольшим в выпуске, а в последние 3 года, после преобразования училища, окончило 51 человек, или по 17 в выпуске, т. е. число оканчивающих увеличилось на 149%. По годам последние выпуски распределяются так: в 1893 году окончило 13 учеников, в 1894 – 15 учеников и в 1895 – 23 ученика. Из окончивших курс городского училища продолжали и продолжают образование в других учебных заведениях 56 учеников, т. е. более 43%. По учебным заведениям они распределяются так: в учительских институтах 10 человек, в с.-петербургском техническом артиллерийском училище 8, в вышневолоцком училище кондукторов путей сообщения – 6, в железнодорожных училищах – 8, в карачевской учительской семинарии – 6, в брянском механико-техническом училище – 5, в с.-петербургской пиротехнической школе – 3, в юнкерских училищах – 3, в штейгерской школе – 2, в земледельческой горыгорецкой школе – 2, в реальном училище – 1 (поступил в 3й класс), в хреновской лесной школе – 1 и в ремесленном училище на бежицком рельсопрокатном заводе – 1. Из последних трех выпусков продолжают образование 18 человек, т. е. по 6 человек на каждый выпуск, да кроме того, двое прикомандировано к городскому училище, чтобы по достижении шестнадцатилетнего возраста поступить в учительский институт. Кроме окончивших курс городского училища, продолжали и продолжают образование в других учебных заведениях 10 человек, неокончивших полного курса училища, именно: 1 окончил курс в учительском институте, 1 – в юнкерском училище и 8 – в брянском механико-техническом училище; сверх этого, один из окончивших курс городского училища получил по экзамену звание сельского учителя.

Приведенные цифры красноречиво говорят, что расход брянского земства на городское училище не был бесполезен, но некоторые брянские земские гласные иначе об этом рассуждали. 27е очередное собрание по предложению гласного В. Э. Ромера ограничило отпуск 1.525 р. трехгодичным сроком. Хотя это постановление было впоследствии опротестовано губернатором Неклюдовым и вопрос этот перенесен на обсуждение губернского по городски и земским делам присутствия и ответа оттуда земской управой не получалось, однако на 30м очередном собрании гласный Ромер, в виду окончания трехгодичного срока ассигнования пособия городскому училищу, предложил собранию, если оно найдет бесполезным этот расход, раз навсегда прекратить ассигнование 1.525 р. Гласный г. Савин предложил по этому вопросу высказаться гласным от города, как наиболее заинтересованным в этом в этом деле. Тогда гласный В. И. Сафонов, брянский городской голова, сказал, что четвертый класс особенных лишних прав не дает, что немецкий язык для городских мальчиков бесполезен (как будто 1.525 р. тратится только на немецкий язык!), а  потому расход в 1.525 р. на это учебное заведение он, Сафонов, находит бесполезным, и собрание большинством 19 против 5 постановило прекратить ассигнование вышеозначенной суммы.*

Результатом этого постановления, если только оно войдет в силу, будет соединение третьего и четвертого классов в один; уменьшение штата преподавателей в городском училище на 2 (учитель четвертого класса и специалист-преподаватель искусств); исключение из программы училища черчения и рисования, как отдельных предметов, а также бухгалтерии, немецкого языка и алгебры, которая преподавалась в четвертом классе; понижение успешности и познаний учеников старших классов, так как при соединении третьего и четвертого классов в один, учителю в течение каждого урока придется заниматься сразу с двумя отделениями по двум совершенно различным программам; наконец, результатом этого же постановления будет сокращение числа учеников в третьем и четвертом классах, а следовательно, еще большее число окончивших курс в приходских и земских школах будет лишено возможности продолжать образование в городском училище (в настоящем году за недостатком вакансий 37ми лицам было отказано в поступлении в городское училище).

Вот над этими-то результатами следовало подумать гласным от города, и господину городскому голове, как властителю городских интересов, особенно следовало подумать раньше, чем высказать свое мнение о бесполезности четвертого класса.

Что-то думают теперь жители города Брянска, особенно родители учеников?