Страница Продуктовые

Брянск. Продуктовые карточки.

В октябре 1935 года были отменены продуктовые карточки для городского населения Советского Союза, ведение талонов в Советском Союзе в начале 30-х годов XX века было обусловлено безжалостным сломом преж­него крестьянского уклада, созданием колхозов, массо­вым голодом и нехваткой продовольствия. Надо напомнить, что талоны ввели в городах, где тогда жило только 30 процентов населения, а остальным власть предложила спасаться, кто как сможет. Смогли не все, — сегодня знают только по книжкам, зато талоны на продукты конца 80-х и пустые прилавки помнят многие. И опять в мирное время огромная страна не смогла накормить своих жителей.

В век нынешнего пищевого изо­билия раз за разом предлагаемое энтузиастами введение карточек для малоимущих на еду повергает в шок. Есть идея (в первую очередь ее про­двигают Зерновой союз и произво­дители курятины) выделять из феде­рального бюджета средства на закупку родуктов для бедных слоев населе­ния. Заведовать талонами на продукы предлагается органам социального обеспечения.

В России ввести такую систему обеспечения населения хотят уже давно. Но кто от нее выиграет и во что она выльется государству? Если оворить о других странах, то, например, в Америке уже есть подобная система. И тратят там на это 27 лрд. долларов в год, а льготой пользуются 26 млн. американцев.

Все эти разговоры о продуктовых талонах, которые пока, акк уверяет Правительство, являются только разговорами,  наводят на мысль, что социальным магазинам в этом случае будет отведена роль точек для продажи продуктов He первой свежести по бросовой цене или «выброшенного» из америки импорта. А кому будут продавать такие продукты? пенсионерам, безработным, многодетным матерям, у которых пособия не хватает и на оплату коммуналки, и на одежду, и на........

Авторы идеи уверяют, что продовольственные карточки ни в коем случае не будут являться аналогом «талонов на питание» или продуктовых карточек военных лет. План: люди с минималь­ным доходом (одинокие, неработающие пенсионеры, инвали­ды I и II групп, многодетные и неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами) получат на руки обычные пластиковые кар­ты, которые будут привязаны к их специальному лицевому счету. Имея на руках такой «пла­стик», можно будет приобрести любые необходимые продукты (за исключением, разумеется, табачных изделий и алкого­ля) по льготной цене в любой торговой точке. Ответственным за распространение карточек собираются назначить Пенси­онный фонд России. Но где те магазины в селах, к примеру, которые считывают пластико­вые карты? Кто будет контро­лировать огромные, в десятки миллиардов средства? А осна­щение торговых точек подоб­ными устройствами, пусть даже выборочное, окажется очень накладным для бюджета.

— Не стоит делать введение продуктовых карточек феде­ральной акцией, — высказывает свое мнение доктор экономиче­ских наук, руквводитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. — Сегодня российские регио­ны имеют право самостоятельно вводить любые меры социаль­ной поддержки, и ряд продви­нутых областей уже успешно ре­ализуют подобные схемы сами.

Но главное — опыт примене­ния талонов в других странах показал, что большинство их получателей годами так и не меняли своих привычек, не стре­мились изменить свою жизнь. Так помогла ли им продуктовая помощь?