Потребительская кооперация на Брянщине
Потребительская кооперация на Брянщине существует уже 118 лет. Первое потребительское общество было создано на Брянском заводе по инициативе княгини М.К.Тенишевой — известной меценатки и благотворительницы. Но основой его — пайщиками — стали простые рабочие. Кооперация стала их защитой и опорой. Менялись политические системы, исчезали с карты мира целые государства, а кооперация живёт и успешно развивается, отвечая на вызовы времени, но оставляя неизменным свой главный принцип — служить людям.
Сегодня в системе потребительской кооперации области трудятся около пяти тысяч человек, более 70 тысяч являются её пайщиками. Нынешний год для кооператоров стал знаковым — в потребительских обществах прошли отчётно-выборные собрания, на которых были подведены итоги пятилетней работы и определены планы на будущее. Итоги можно назвать весомыми — по совокупному объёму деятельности Брянский облпотребсоюз за пятилетку поднялся с 20-го на 14-е место в России. За прошедший период в развитие материально-технической базы потребительской кооперации вложено 601,4 млн. рублей. За счет этих средств осуществлялись реконструкция, строительство, техническое перевооружение объектов торговли, общественного питания, производства.
Основным направлением развития розничной торговли стала работа по переводу продовольственных магазинов на прогрессивный метод торговли — самообслуживание. Помимо внушительного роста объемов товарооборота это позволило повысить авторитет кооперации у жителей, конкурентоспособность среди предприятий других форм собственности. За пятилетку было переведено на самообслуживание 288 торговых предприятий, в том числе 52 в 2012 году, и сегодня в системе по этой форме работает 385 магазинов, в том числе на селе 217.
Сегодня наш магазин на селе ни по внешнему виду, ни по технической оснащённости, ни по уровню обслуживания ничем не отличается от городского супермаркета. Но существенное отличие всё же есть — это большое количество товаров собственного кооперативного производства. Собственная продукция сегодня составляет предмет законной гордости кооператоров. Товарам с маркой КООП из натурального сырья покупатель отдаёт постоянное предпочтение перед перемороженной продукцией главных конкурентов — сетевых супермаркетов. Совет облпотребсоюза разработал и активно внедрял программу технологического и инновационного перевооружения. Сегодня предприятия оснащены многофункциональными энергосберегающими печами и дополнительным технологическим оборудованием. На базе лучших потребительских обществ, таких как Жуковское, Карачевс- кое, Брасовское, Климовское, Унечское райпо, облпотребсоюз организовал научно-практические конференции, способствовавшие распространению передового опыта,
В декабре 2012 года состоялось 140-е общее отчетно-выборное собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации, на котором приняты приоритетные направления развития потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации . на 2013-2017 годы. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо по новому подходить ко многим привычным и традиционным видам деятельности, внедрять инновации. Это должны быть проекты не только экономически эффективные, но и социальные, общественно значимые Среди инновационных программ, намеченных на ближайшее время облпотреб- союзом, — формирование ООО «Суземская ярмарка» новой современной структуры, автоматизация торговых объектов кооперативных организаций, введение компьютерных технологий учёта, продвижения и реализации товаров. Свою инновационную программу разработало и внедряет каждое потребительское общество. Открываются магазины, в том числе специализированные, по продаже промышленных товаров, аптечные пункты и пункты бытовых услуг, приобретается новое технологическое оборудование, активно внедряется автоматизация торговых процессов.
В основе всех программ развития лежат решения, принятые на собраниях представителей пайщиков, и их наказы. Кооперация стоит на защите прав пайщиков, предоставляет им целую систему льгот при реализации товаров, обслуживает отдалённые и малонаселённые пункты. В весенний разлив на лодках, по бездорожью на гужевом транспорте везут кооператоры необходимый людям товар. Нередко приходится слышать, что, реализуя социальную миссию, кооперация несет убытки. Как это укладывается в принципы рыночных отношений? Потребительская кооперация создана людьми, чтобы обеспечить себе нормальные условия жизни и быта. И поэтому кооператоры должны быть там, где живут пайщики, где они в ней нуждаются, в том числе в малонаселенных, отдаленных деревнях, где магазины доходов не приносят.
У кооперации с властью одна задача — забота о людях. И власть это ценит. Долгосрочное соглашение с администрацией области определяет стратегические обоюдные обязательства сторон по экономическому и социальному повышению уровня благосостояния жителей области. Подобные соглашения заключены и в районах области.
Мы будем и дальше развивать торговлю на селе, увеличивать перечень все возможных дополнительных услуг, в том числе бытовых и социальных. Это людям необходимо. Другой важнейший аспект нашей миссии — закупка излишков выращенной населением сельхозпродукции, помощь в ведении домашних хозяйств — продажа семян, удобрений, кормов для скота, помощь во вспашке огородов, уборке урожая. Помогаем мы и школам, и детским садам, отпускаем товары в долг малоимущим. Кооперация всегда подставит плечо сельскому жителю. И закончить этот рассказ хочу призывом вступать в пайщики потребительской кооперации, увеличивать и крепить наши ряды. Вместе мы сила!