СтраницаПотребительская

Потребительская кооперация на Брянщине

Потребительская кооперация на Брянщине существует уже 118 лет. Первое потребительское общество было со­здано на Брянском заводе по инициа­тиве княгини М.К.Тенишевой — изве­стной меценатки и благотворительни­цы. Но основой его — пайщиками — стали простые рабочие. Кооперация стала их защитой и опорой. Менялись политические системы, исчезали с карты мира целые государства, а коо­перация живёт и успешно развивает­ся, отвечая на вызовы времени, но ос­тавляя неизменным свой главный принцип — служить людям.

Сегодня в системе потребительской ко­операции области трудятся около пяти ты­сяч человек, более 70 тысяч являются её пайщиками. Нынешний год для коопера­торов стал знаковым — в потребительс­ких обществах прошли отчётно-выборные собрания, на которых были подведе­ны итоги пятилетней работы и определе­ны планы на будущее. Итоги можно на­звать весомыми — по совокупному объё­му деятельности Брянский облпотребсоюз за пятилетку поднялся с 20-го на 14-е место в России. За прошедший период в развитие материально-технической базы потребительской кооперации вложено 601,4 млн. рублей. За счет этих средств осуществлялись реконструкция, строи­тельство, техническое перевооружение объектов торговли, общественного пита­ния, производства.

Основным направлением развития розничной торговли стала работа по пе­реводу продовольственных магазинов на прогрессивный метод торговли — само­обслуживание. Помимо внушительного роста объемов товарооборота это позво­лило повысить авторитет кооперации у жителей, конкурентоспособность среди предприятий других форм собственности. За пятилетку было переведено на само­обслуживание 288 торговых предприятий, в том числе 52 в 2012 году, и сегодня в системе по этой форме работает 385 ма­газинов, в том числе на селе 217.

Сегодня наш магазин на селе ни по внешнему виду, ни по технической осна­щённости, ни по уровню обслуживания ничем не отличается от городского супер­маркета. Но существенное отличие всё же есть — это большое количество товаров собственного кооперативного производ­ства. Собственная продукция сегодня со­ставляет предмет законной гордости коо­ператоров. Товарам с маркой КООП из на­турального сырья покупатель отдаёт по­стоянное предпочтение перед переморо­женной продукцией главных конкурентов — сетевых супермаркетов. Совет облпотребсоюза разработал и активно внедрял программу технологического и инноваци­онного перевооружения. Сегодня пред­приятия оснащены многофункциональны­ми энергосберегающими печами и допол­нительным технологическим оборудова­нием. На базе лучших потребительских обществ, таких как Жуковское, Карачевс- кое, Брасовское, Климовское, Унечское райпо, облпотребсоюз организовал науч­но-практические конференции, способ­ствовавшие распространению передово­го опыта,

В декабре 2012 года состоялось 140-е общее отчетно-выборное собрание пред­ставителей потребительских обществ Российской Федерации, на котором при­няты приоритетные направления разви­тия потребительской кооперации систе­мы Центросоюза Российской Федерации . на 2013-2017 годы. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо по новому под­ходить ко многим привычным и традици­онным видам деятельности, внедрять ин­новации. Это должны быть проекты не только экономически эффективные, но и социальные, общественно значимые Среди инновационных программ, наме­ченных на ближайшее время облпотреб- союзом, — формирование ООО «Суземская ярмарка» новой современной струк­туры, автоматизация торговых объектов кооперативных организаций, введение компьютерных технологий учёта, продви­жения и реализации товаров. Свою ин­новационную программу разработало и внедряет каждое потребительское обще­ство. Открываются магазины, в том чис­ле специализированные, по продаже промышленных товаров, аптечные пун­кты и пункты бытовых услуг, приобрета­ется новое технологическое оборудова­ние, активно внедряется автоматизация торговых процессов.

В основе всех программ развития ле­жат решения, принятые на собраниях представителей пайщиков, и их наказы. Кооперация стоит на защите прав пайщи­ков, предоставляет им целую систему льгот при реализации товаров, обслужи­вает отдалённые и малонаселённые пун­кты. В весенний разлив на лодках, по без­дорожью на гужевом транспорте везут кооператоры необходимый людям товар. Нередко приходится слышать, что, реали­зуя социальную миссию, кооперация не­сет убытки. Как это укладывается в прин­ципы рыночных отношений?  Потребительская коопера­ция создана людьми, чтобы обеспечить себе нормальные условия жизни и быта. И поэтому кооператоры должны быть там, где живут пайщики, где они в ней нужда­ются, в том числе в малонаселенных, от­даленных деревнях, где магазины дохо­дов не приносят.

У кооперации с властью одна задача — забота о людях. И власть это ценит. Дол­госрочное соглашение с администрацией области определяет стратегические обо­юдные обязательства сторон по экономи­ческому и социальному повышению уров­ня благосостояния жителей области. По­добные соглашения заключены и в райо­нах области.

Мы будем и дальше развивать торгов­лю на селе, увеличивать перечень все­ возможных дополнительных услуг, в том числе бытовых и социальных. Это людям необходимо. Другой важнейший аспект нашей миссии — закупка излишков вы­ращенной населением сельхозпродук­ции, помощь в ведении домашних хо­зяйств — продажа семян, удобрений, кормов для скота, помощь во вспашке огородов, уборке урожая. Помогаем мы и школам, и детским садам, отпускаем товары в долг малоимущим. Кооперация всегда подставит плечо сельскому жите­лю. И закончить этот рассказ хочу призы­вом вступать в пайщики потребительской кооперации, увеличивать и крепить наши ряды. Вместе мы сила!