БРЯНЩИНА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1944-1959 гг.)
А.П. м СП. Ткачёвы «Лихолетье»
Отступая, гитлеровцы разрушили, сожгли и разграбили до 6 тысяч промышленных предприятий, колхозы и машинно-тракторные станции, зернохранилища и учебные заведения, больницы и дома культуры. Войной в городах и рабочих поселках было разрушено 70% жилищного фонда, сгорело 111 тысяч крестьянских домов.
► Возрождение края. Создание Брянской области.
► Возрождение сельского хозяйства
► Обновление брянской промышленности
► Культура, наука, образование Брянщины в послевоенные годы
► Послевоенный повседневный быт
Для большинства жителей
Брянщины все послевоенные
годы слились в одно высокое
понятие – работа. Жили в зем-
лянках, лачугах, не было топлива,
водопровода, но люди, несмотря
ни на что, верили в свое пред-
назначение, верили в свой труд,
благодаря которому вершилось
будущее.
Брянщина вышла из войны
израненной, истощенной, разо-
ренной. Немецкие оккупанты
взорвали и сожгли почти все
промышленные предприятия,
уничтожили основные сред-
ства производства совхозов и
колхозов, МТС. Область лиши-
лась десятков тысяч домов – 70
процентов жилого фонда в го-
родской и сельской местности.
Были разрушены учебные, куль-
турно-просветительские, лечеб-
ные учреждения. Материальный
ущерб, причиненный войной,
исчислялся громадной суммой
– 24,4 миллиарда рублей.
Жители городов и сел выхо-
дили на расчистку завалов, вос-
станавливали железнодорожные
узлы, жилые дома, промышлен-
ные сооружения. Уже к концу
1944 года удалось восстановить
65 промышленных предприятий.
Объем выпускаемой ими про-
дукции составлял всего 1 про-
цент от довоенного уровня. Но
уже через год выпуск промыш-
ленной продукции подошел к
отметке 18 процентов.
Трудно заново отстраивать
разрушенное. Особенно тяжело
пришлось селу. Не хватало ма-
шин, людей, лошадей. На себе,
на волах и коровах колхозни-
ки вспахали 100 тысяч гекта-
ров земли... Сложно проходило
восстановление колхозов. Какая
кругом была бедность! Постро-
ек почти не осталось. На район
имелось несколько стареньких
тракторов да два-три полураз-
валившихся автомобиля. Но
жизнь шла, и надо было пахать
и сеять поле, заготавливать кор-
ма, разводить скот, благоустра-
ивать быт каждой семьи. В 1944
году план по продаже хлеба го-
сударству был выполнен ценой
невероятных усилий.
Большую помощь оказывали
Брянщине жители Москвы, Ал-
ма-Аты, Караганды, Семипала-
тинска многих городов страны.
Ежедневно в область прибыва-
ли на железнодорожные станции
эшелоны с техникой, сельскохо-
зяйственными орудиями, обо-
рудованием для больниц, ком-
мунальных предприятий, школ,
учреждений культуры. Возвра-
щались на прежние места ка-
дровые рабочие, мастера, инже-
неры...
Короткие осенние дни пере-
ходили в ночные рабочие смены.
Уже в октябре 1943 года были
приняты меры по восстановле-
нию первой очереди Брянского
цементного завода, Ивотского,
Бытошского, Чернятинского
стекольных заводов, Дятьков-
ского хрустального, Жуковско-
го механического, Клинцовской
суконной и Новозыбковской
спичечной фабрик. Возникали
десятки небольших предприя-
тий по выпуску изделий шир-
потреба.
До Дня Великой Победы
брянцы дали стране и фронту
различной продукции на 111
миллионов 388 тысяч рублей.
Невероятным усилием воли, об-
щим стремлением к скорейшему
восстановлению разрушенной
области уровень производства,
равный довоенному, был достиг-
нут к началу пятидесятых годов.
За первые шесть лет со дня осво-
бождения области было возведе-
но 542 школы, в городах области
открылись специализированные
хлебобулочные, гастрономиче-
ские, галантерейные магазины.
– При мягкой природе у лю-
дей были твердые и, что греха
таить, порой резкие характеры,
– вспоминал поэт Николай Гри-
бачев. – В 1945 году... я приехал
в машине в родное село Лопушь.
Большое оно, растянулось по бе-
регу реки километра на четыре,
а осталось в нем после ухода
немцев только две лошади. Две!
И неудивительно – в селе был
крупный гарнизон немцев и по-
лицаев, а за рекой начиналась
партизанская территория, по-
следний дом – передний край.
– Как же теперь? – спросил
председателя колхоза, глядя на
его опухавших коней, которые
в паре едва тащили один плуг.
– Ничего, выгребем, – сказал
он, подумав...
И когда я приехал в 51-м,
поля были засеяны, дома отре-
монтированы, к селу проклады-
вали шоссейную дорогу от го-
рода. Отстроили разрушенную
больницу, открыли аптеку. В
55-м почти все полевые рабо-
ты были выполнены трактора-
ми,через село пошли машины,
даже автобусы и грузовые так-
си. Так и пошло одно за дру-
гим...
Еще через несколько лет мне
сказали:
– Нас подключают к государ-
ственной электростанции...
– А о радиорелейных линиях
слыхал?.. У нас тоже пойдет, че-
рез Брянск на Киев. А потом...
К концу 1950-х по всем эко-
номическим показателям Брян-
щина шагнула далеко вперед,
возрос выпуск промышленной
продукции. Электропоезда, ав-
тогрейдеры, асфальтоукладчики
с брянской маркой пользовались
спросом в самых отдаленных ча-
стях Советского Союза, а также
в Польше, Румынии, Корейской
Народной Республике. Менял-
ся как крестьянский быт, так и
условия жизни городского на-
селения. Усиленными темпа-
ми развивалось строительство,
возводились индивидуальные
дома и государственные зда-
ния, современные здания со-
циально-культурного назначе-
ния – распахнули свои двери
драматический театр, областная
библиотека, Дворцы культуры
железнодорожников и машино-
строителей, детские сады, боль-
ницы. Каждый год привносил
что-то свое, новое.
Вот так и поднималась Брян-
щина с колен. И горизонт раз-
двигался перед нею, открывая
новые просторы завтрашнего
дня.