Страницапосле

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ БРЯНЩИНЫ (после Великой Октябрьской социалистической революции )

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории, ныне занимаемой Брянской областью, высших учебных заведений совершенно не было, а средних школ насчитывалось всего лишь 17, в которых обучалось 5300 человек. Их двери открывались только для детей буржуазии, помещиков, духовенства и чиновников. Совершенно недостаточное количество начальных школ не позволяло городской и сельской бедноте получать даже минимальное образование. Охват начальным обучением в 1914/15 учебном году не превышал 40—42 процентов всех детей школьного возраста. Большинство населения Брянщины было неграмотным.

После Великой Октябрьской социалистической революции все трудящиеся нашей страны получили право на образование. Обучение детей стало общедоступным и бесплатным. Быстро росла сеть школ, организовывались пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных, техникумы и школы профессионального образования.

Так, например, в 1927 году в Брянской губернии уже насчитывалось 1346 начальных, 55 семилетних и средних школ, 9 техникумов, 12 школ крестьянской молодежи, 27 школ профессионального образования и 1026 ликбезов и школ для малограмотных.

В 1930—1931 годах на Брянщине открываются Бежицкий институт транспортного машиностроения, Брянский лесохозяйственный и Новозыбковакий педагогический институты. В это же время в Брянске, Бежице, Клинщах и Новозыбкове создаются рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения.

В 1930 году в решении XVI съезда партии указывалось на то, что «проведение всеобщего обязательного обучения должно стать боевой задачей партии в ближайший период». В соответствии с этим решением 14 августа 1930 года Совнарком СССР принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении».

Партийные и советские организации Брянщины активно взялись за выполнение этого исторического решения. В 1930/40 годах была проведена огромная работа по строительству и благоустройству школьных зданий, по снабжению детей обувью и одеждой. Во всех городах и районах Брянщины было развернуто всеобщее семилетнее обучение, а в Брянске, Бежице, Клинцах и Новозыбкове были созданы необходимые условия для перехода на всеобщее среднее обучение. В 1940/41 учебном году на территории нашей области было 1811 школ, из которых 1204 начальных, 472 семилетних и 122 средних. В этом же учебном году училось в начальных, семилетних и средних школах 390 тысяч человек, а в 1914/15 учебном году было всего лишь 132 тысячи учащихся.

В период немецко-фашистской оккупации были уничтожены или частично разрушены почти все здания школ, техникумов и вузов, разграблено все их имущество и оборудование, сожжена литература.

Воодушевленные историческими победами Советской Армии, трудящиеся Брянщины с сентября 1943 года с большой энергией взялись за восстановление школ, техникумов и вузов, детских яслей и садов, домов для сирот. С 1949/1950 учебного года на Брянщине осуществляется всеобщее среднее образование в крупных промышленных городах и всеобщее семилетнее образование в остальных городах и сельокой местности. В связи с этим стала расширяться сеть семилетних и средних школ. Для работающей молодежи с 1945 года начали создаваться вечерние школы рабочей и сельской молодежи.

В 1956/57 учебном году на территории нашей области насчитывалось 1740 школ, из них 1004 начальных, 556 семилетних, 174 средних, в которых обучалось 234 тысячи человек. В школах рабочей и сельской молодежи сейчас учится 11,8 тысячи человек. В общеобразовательных школах области работает более 15 тысяч учителей.

На народное образование области ежегодно расходуется более двухсот миллионов рублей. Только за последние пять лет построено 104 школы иа 23 тысячи мест. Заметно улучшается политехническое обучение. Ежегодно на приобретение учебно-наглядных пособий, приборов, аппаратуры расходуется более 3 миллионов рублей.

В трех высших учебных заведениях области в 1940 году училось всего лишь 2,5 тысячи человек, а в 1957 году насчитывается уже 7,4 тыс. студентов.

В 1931 гаду основан Брянский лесохозяйственный институт, в котором сейчас учится 1300 человек. Институт готовит инженеров лесного хозяйства и инженеров-технологов лесозаготовительной промышленности. За 25 лет институт выпустил 2400 инженеров лесного хозяйства.

При вузе имеется хорошее учебно-опытное хозяйство, которое организовано в 1906 году профессором Г.Ф. Морозовым как опытное лесничество. Работы многих крупнейших деятелей лесного хозяйства были начаты в Брянском опытном лесничестве. Здесь в разные годы работали академик В.Н. Сукачев, профессор В.П. Тимофеев, профессор А.В. Тюрин и другие. Научные работники, аспиранты и студенты Брянского лесохозяйственного института заложили много опытов и написали ряд трудов по различным вопросам лесоводства и лесовыращивания, особенно по вопросам повышения продуктивности лесов Брянской и соседних областей.

В 1930 году начались занятия в Бежицком институте транспортного машиностроения. Сейчас этот институт называется Брянским машиностроительным и в нем имеет ся механико-технологический факультет и факультет транспортного машиностроения.

Институт готовит специалистов по турбиностроению, вагоностроению, локомотивостроению, по оборудованию и технологии сварочного производства, машиностроения, технологии литейного производства. В институте учится 2006 юношей и девушек.

За 26 лет своего существования институт дал стране 2683 инженера разных специальностей, которые работают сейчас во всех районах Советского Союза.

В 1930 году был организован Новозыбковский учительский институт, затем преобразованный в педагогический институт, который в настоящее время готовит для школ учителей русского языка и литературы, математики, физики, географии, химии, биологии. Сейчас в этом институте учится очно 1200 и заочно около трех тысяч студентов. Заочное отделение готовит учителей по тем же специальностям. За четверть века институт подготовил более 10 тысяч учителей.

На территории области имеется 12 техникумов, 2 педагогических, одно медицинское училище, в которых учится более 11 тысяч юношей и девушек. Только за последние шесть лет средними специальными учебными заведениями области было выпущено более 13 тыс. человек.

За последнее время у нас в области создано 5 технических училищ, которые принимают юношей и девушек, оканчивающих средние школы. Кроме того, в городах и районах области имеется 9 училищ механизации сель­ского хозяйства, 7 ремесленных и железнодорожных училищ, 7 строительных школ. В учебных заведениях трудовых резервов учатся более 8 тысяч человек. Училища и школы трудовых резервов являются базой для подготовки высококвалифицированных рабочих не только для промышленных   предприятий  и строек  Брянского Совета  народного хозяйства, но и других экономических, административных районов страны, а также базой  подготовки квалифицированных механизаторов для сельского хозяйства. Всеми учебными  заведениями  трудовых  резервов области в послевоенные годы подготовлено более 60 тысяч человек.

В институтах области в настоящее время работает 334 преподавателя, из них 9 докторов наук, профессоров, 125 кандидатов наук, доцентов. Труды брянских ученых обогащают советскую науку. Имеют свои крупные научные работы в области биологических наук доктора профессора Брянского лесохозяйственного института Б.В. Гроздов, Н. В. Лобанов. Много ценного внесено в область технических наук крупнейшими учеными Брянского машиностроительнаго института докторами технических наук профессорами И.И. Кирилловым, Л.Н. Никольским, Н.А. Шевченко, заслуженным деятелем науки профессором М.Т. Мержановым.

В 1901 году в городе Севске Брянской области родился Иван Григорьевич Петровский, крупный математик, академик, с 1951 года ректор Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Его труды по теории обыкновенных дифференциальных уравнений, по теории интегральных уравнений, об уравнениях с частными производными неоднократно переиздавались в Советском Союзе и переводились на многие иностранные языки. За исследования по теории уравнений с частными производными Ивану Григорьевичу Петровскому присуждена Ленинская премия.

В Брянске родились и учились крупнейший художник преподаватель московских вузов профессор Невежин, доктор философских наук профессор В.П. Чертков и многие другие.

На территории области имеются две опытные научные сельскохозяйственные станции. С 1916 года существует одна из старейших в нашей стране Новозыбковская селекционная сельскохозяйственная станция. Она размещена в шести километрах от города Новозыбкова. За сорок один год своей научной и опытно-селекционной работы станция внесла много ценного в агробиологическую науку и в практику развития социалистического сельского хозяйства.

Размещаясь на песчаных почвах полесья, Новозыбковская опытная сельскохозяйственная станция неустанно занимается повышением урожайности сельскохозяйственных культур на песках я подзолах. Одним из важнейших разделов ее научной работы являются удобрения и, прежде всего, посевы люпина на удобрение. По люпинам станцией выпущено несколько научных работ, опубликовано большое количество статей в журналах и газетах. Все это дало свои положительные результаты. Сейчас Брянская область занимает заметное место в стране по разведению различных сортов люпина и снабжению семенами этой культуры многих районов Советского Союза.

Колхозы и совхозы Брянщины накопили богатый опыт по выращиванию кормовых люпинов и люпинов на зеленое удобрение. Научные работники станции постоянно оказывают помощь колхозам и совхозам, изучают, обобщают и распространяют опыт выращивания высоких урожаев передовиками сельского хозяйства области.

До 1956 года Новозыбковская сельскохозяйственная опытная станция была единственной на Брянщине, занималась всеми вопросами развития сельского хозяйства, всеми культурами, выращиваемыми в колхозах и совхозах нашей области.

В 1956 году на базе совхоза «Красный кооператор», расположенного около города Брянска, постановлением правительства организована Брянская областная селекционная сельскохозяйственная опытная станция, которая призвана заниматься полеводством и животноводством.