Страницаполяна

Мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Брянская область

К истории создания и реконструкции мемориального комплекса «Партизанская поляна» близ Брянска

Самостоятельной творческой ветвью для заслуженного архитек-тора России В.Н. Городкова (1914-1997) стала работа в области уве-ковечения подвигов советских воинов и партизан на Брянской земле. Масштаб этих работ очень разнообразный: от скромных обелисков в местах захоронений павших защитников Родины до крупных, компо-зиционно сложных мемориальных комплексов, символизирующих величие народного подвига в военные годы. Это творческое направ-ление для В.Н. Городкова оставалось всегда особым. Память о по-гибших для архитектора, очевидца страшных разрушений городов, была священной. В разных уголках Брянского края, овеянного славой партизанской борьбы, и сегодня можно видеть скромные мемориалы, созданные им в малых городах и селах области: памятник павшим воинам в Дятькове, Гарцеве, Крутоберезке, Клетнянских лесах, Ко-маричах…

Одной из первых значительных работ в этом творческом направлении стал мемориальный комплекс «Круглое озеро» – место формирования партизанского отряда под командованием А.И. Виноградова. В пригородном лесу был построен обелиск на братской могиле героев-партизан, павильон-музей с реликвиями борьбы и жизни партизан, восстановлены подлинные землянки. Ле-гендарный лес окружает эти сооружения, объединяя их в памятный ансамбль.

Недалеко от Брянска, в Белобережском лесу, В.Н. Городковым создается мемориальный комплекс на месте формирования Брянского городского и районного партизанских отрядов. По мысли архитекто-ра огонь партизанского костра озаряет на подпорной стене холма вы-сеченные имена павших, высокий обелиск на его вершине – компози-ционный центр всего комплекса. Обелиск представляет собой полу-развернутое знамя. За обелиском памятная стела с рельефным тек-стом и картой, рассказывающая о партизанском движении на территории Брянской области. Несколько поодаль, под купами вековых деревьев, восстановленные землянки. Композицию мемори-ального комплекса дополняет искусственный водоем свободной фор-мы очертания. Торжественно открытый 17 сентября 1969 года вели-чественный памятник на долгие годы стал символом героического подвига брянских партизан.

Мемориальный комплекс «Партизанская поляна».

Общий вид. Рисунок В.Н. Городкова. 1969 г.

Мемориальный комплекс «Партизанская поляна» хорошо изве-стен не только жителям Брянской области. Общероссийскую извест-ность это место приобрело еще в 1970-е гг., благодаря многочислен-ным публикациям прошлых лет, включением этого объекта во все ту-ристические маршруты, начиная с 1970-х гг. С тех пор прошло нема-ло лет, произошли изменения и в планировке памятника. Комплекс дополнился «Стеной памяти», музеем боевой военной техники... Се-годня уместно, на наш взгляд, вспомнить историю создания этого уникального памятника, попытаться проследить этапы творческой работы архитектора.

Для этого вернемся в 1963 г., на торжественное открытие перво-го величественного памятника Брянским партизанам «Круглое озе-ро», авторство которого принадлежит В.Н. Городкову. Мне посчаст-ливилось запомнить фрагменты того далекого дня. На открытие па-мятника приехали бывшие воины и, конечно, наши брянские парти-заны. Когда уже отзвучали торжественные речи и памятник был от-крыт, я стал свидетелем разговора воинов-партизан из Брянского го-родского партизанского отряда с первым секретарем ОК КПСС М.К. Крахмалевым. Ветераны попросили главу области помочь им с сооружением памятника в местах первых боев с фашистскими за-хватчиками в Белобережском лесу. На что М.К. Крахмалев сразу же ответил: «Вот вам и архитектор, уверен, он справится с таким задани-ем...» – и подвел партизан к В.Н. Городкову. Очевидно, что партиза-ны восприняли ответ Крахмалева как некое полуразрешение на нача-ло подготовительных работ. Однако прошло еще 4 года, пока были приняты необходимые постановления и разрешения.

Место для памятника выбирать не пришлось – Партизанская по-ляна – место достаточно известное, именно здесь прошли первые бо-евые операции партизан.

Арх. В.Н. Городков. Мемориальный комплекс

«Круглое озеро». 1963 г.

Природа и история – подсказали великолепное место – откры-тую поляну, живописного очертания, с сосновыми опушками. К по-ляне подходила грунтовая дорога, совсем рядом р. Снежеть, туристическая база, санаторий. Еще далее – пионерские лагеря, обкомовские дачи... Место удобное во всех отношениях.

С начала 1968 г. В.Н. Городков начал проектные работы. Образ памятника определился как то сразу. Главный монумент – стилизо-ванный фрагмент полуразвернутого знамени. Размер монумента был задуман значительным. Это потребовало организации пространства вокруг него. Постепенно замысел принял окончательный вид. Компо-зиция памятника включала главный монумент, несколько возвыша-ющийся над уровнем поляны, систему дорожек и заднюю стелу с изображением карты партизанских боев на Брянской земле. Перед главным монументом была расположена стена с высеченными фами-лиями павших в годы войны. Перед ними на площадке значительных размеров – вечный огонь в форме партизанского костра. Идея созда-ния водоема свободного очертания с посадкой деревьев вблизи бере-говой линии была реализована в проекте несколько позднее, уже в 1969 году, когда работы по сооружению памятники были начаты. И надо сказать, что эта идея архитектора оказалась удачной. Живопис-ный ландшафт стал более привлекательным и эстетически вырази-тельным. 17 сентября 1969 г. мемориальный комплекс был торже-ственно открыт.

Представляет определенный историко-архитектурный интерес проследить за дальнейшими планами архитектора, касающимися расширения памятника и его реконструкции. Решение о реконструк-ции было принято уже в начале 1980-х гг., когда было выяснено, что фамилии вновь установленных погибших воинов уже не могут разме-ститься на каменной стеле подножия главного монумента. В конце 1980-х гг. проект строительства новой памятной стены был одобрен.

В творческом архиве архитектора хранятся эскизные решения к проведению конкурсов по реконструкции. В связи с этим в 1980-х гг. создаются эскизные проекты тематически обозначенные как «Рельсо-вая война», «Аллея славы», еще ранее, в 1969 году появляется эскиз-ный проект ресторана-кафе, эскиз оформления фасада музея парти-занской славы. Интересен вариант решения композиции достаточно больших размеров, показывающей в решительном броске воина со-ветской армии, защищающего огневую точку на переднем участке обороны. Фигуре бойца придано движение, решительность, бесстра-шие. Композиционно представлена выразительная и тематическая комбинация «Слава героям», где в вариантном решении представлен обелиск с показом военных действий партизан на фоне гигантского огненного смерча. Рельсовой войне посвящено несколько эскизов. Представленные решения очень различны как по масштабам и компо-зиции, так и по содержанию.

Подход автора к проектированию малых архитектурных форм также отличался продуманностью. В этом смысле интересно пред-ставлено решение надписи-указателя в форме протяженной стелы не-большой высоты, которая планировалась к размещению на шоссе «Брянск-Орел», в начале дороги к мемориальному комплексу. Реше-ние кафе-ресторана хорошо вписывалось в окружающий лесной ландшафт, а его форма напоминала традиционные русские избы. Не-обходимые скамьи – исключительно из «лесного» материала – про-дольные распилы широких стволов длиной до 3-х метров. Такой под-ход был тогда еще малоизвестен и почти не применялся.

Эскизные проекты к реконструкции мемориального комплекса. 1980-е гг.

Всего к реконструкции архитектором было разработано около двадцати эскизных решений. Разные причины помешали воплотить их в жизнь.

Не украсили мемориал более поздние непродуманные решения: въезд на мемориал и кафе – в форме обычной городской «забегалов-ки», неблагоустроенная автостоянка, отсутствуют до сих пор и въезд-ные знаки, обозначающие направление движения к комплексу.

Анализируя современное состояние памятника, все же хочется с сожалением отметить, что рассмотренные предложения так и оста-лись на бумаге. Со временем эти работы могут исчезнуть и вовсе. Вот почему необходимо обратить на них внимание, показать их ориги-нальность, манеру графического исполнения, свойственную выдаю-щемуся архитектору-художнику.

А.В. Городков,

доктор сельскохозяйственных наук,

профессор Брянского государственного

инженерно-технологического университета

(г. Брянск)