СтраницаПокровский

Климовский Покровский монастырь Климовский район Брянской области

Климовский Покровский женский монастырь

Климовский Покровский женский монастырь

Покровское. Климовский Покровский монастырь

Брянская область, Климовский район, село Покровское, монастырь Климовский Покровский. Основан в 1765 г.

Официально Климовский Покровский монастырь получил свой статус 22
апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер.
Историки 19 века писали о монастырях Климова: «Покровский,
основанный на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек.
Девичий (имеется в виду Казанский) с 177д. монахинь и белиц». «Около
Климовой в 1781 году находились следующие раскольничьи монастыри:
1)при небольшой роще девичий Казанский, … в нем часовня деревянная одна
и прочее строение коего начисляется келий до ста…и 2)монастырь мужской
Покровский, в нем церковь деревянная одна, а друга теплая часовня…келий
для монахов сего монастыря до 50-ти».

КЛИМОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Брянская область, Климовский район, с. Покровское. Год постройки: 1765.

Покровский собор климовского Покровского монастыря

Отреставрированная зимняя церковь климовского Покровского монастыря

Климовский Покровский монастырь, единоверческий, 1 класса, в 20 верстах от города Новозыбкова. Обращен в единоверие в 1847 году.

Характерный для периода эклектики храм в русско-византийском стиле, кирпичный и неоштукатуренный. Основной кубический объем имеет пониженную закругленную апсиду и маленькую в плане трапезную, к которой примыкает низкая паперть с полуцилиндрической кровлей, пристроенная несколько позже. Декор фасадов, выполненный в кирпиче с расшивкой швов, отличается сухостью стилизованных под XXVII в. форм. Стены куба расчленены лопатками на три прясла с узкими окнами внизу, в арочных нишах, и впадинами типа ширинок над ними. Широкие декоративные арки с двумя рядами зубцов в архивольтах занимают средние прясла, обрамляя расположенные в них пары окон. Прясла имеют городчатые завершения, над которыми помещены ширинчатый фриз и карниз с плоскими сухариками. Алтарь, трапезная и паперть украшены под карнизами аркатурными поясами. Над входом в паперть, оформленным лучковым козырьком, в полукруглом фронтоне расположено круглое окно, обрамленное архивольтом на консолях.

Купольное , первоначально пятиглавое здание в стиле позднего классицизма. Основа композиции – кубический двусветный объем, завершенный большим световым барабаном с полусферой купола. От четырех глав над углами куба сохранились лишь нижние части глухих цилиндрических барабанов. Прямоугольный алтарь равен по ширине удлиненной трапезной, к которой с запада примыкает нижний ярус колокольни.
Главным элементом убранства фасадов является тосканский ордер с хорошей прорисовкой деталей. Алтарный выступ украшает портик с четырьмя пилястрами и фронтоном; он повторен на боковых сторонах куба, где первоначально также находились сильно вынесенные четырехколонные портики. Стены с тягой на уровне двух третей высоты увенчаны антаблементом с плоскими модульонами и лепными розетками в карнизе. Плоскости стен в нижней части прорезаны большими прямоугольными проемами в простых обрамлениях; в верхней, над тягой, размещены окна второго света и ниши. В барабане купола восемь арочных окон с уступом по краю и с плоскими прямоугольными нишами между ними, разделенными тягой на две части. Нижний ярус колокольни выделен на боковых фасадах двумя парами крупных пилястр и мощным портиком в антах на западном фасаде и двумя парами колонн.

Чернец Покровского монастыря

После вторичного падения Ветки (старообрядческого
центра) и возвышения Стародубья в Климову слободу из
Ветки была перевезена Покровская церковь. Это было сдела-
но по предложению Климовского бурмистра Алексея Василь-
евича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских сло-
бод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому
войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ
(ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно
выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять до-
мов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с
лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь.
В двух верстах от Митьковки и в четырех от Климовой сло-
боды, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12
декабря 1765 г.

Покровский монастырь. Фото 2007 г.

Историки 19 века писали о монастырях
Климова: «Покровский, основанный на Митковских грунтах,
в нем было 103 монаха и служек. Девичий (имеется в виду
Казанский) с 177 д. монахинь и белиц»

При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен По-
кровский собор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772
году построен теплый придел к Покровской церкви во имя св.
Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял свое влияние
до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь вла-
дел 600 десятинами земли.

Климовский Покровский мужской монастырь

Покровский монастырь
После вторичного падения Ветки (старообрядческого
центра) и возвышения Стародубья в Климову слободу из
Ветки была перевезена Покровская церковь. Это было сдела-
но по предложению Климовского бурмистра Алексея Василь-
евича Хрущева. На собрании войтов всех стародубских сло-
бод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому
войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ
(ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно
выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять до-
мов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с
лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь.
В двух верстах от Митьковки и в четырех от Климовой сло-
боды, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12
декабря 1765 г. При освящении присутствовали: Михайло
Калмык, Петр Черный, Григорий и Иоаким Ветковские,
Алексей Митьковский, Никифор Воронковский, Семен Кли-
мовский и диакон Павел.
В Климову слободу из Ветки бежало множество мона-
хов. Местом жительства для них стала территория возведен-
ной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней ке-
лий сложился монастырь.
Устроителем Климовского Покровского монастыря
сделался Михаил Калмык, а Климова слобода стала столицей
старообрядчества. Ее влияние распространялось на расколь-
ников Дона, Урала, Москвы, Поволжья, Сибири и многих
других мест России, где господствовал старообрядческий по-
повщинский раскол.
До того, как Покровский монастырь получил офици-
альный статус, слобожане не имели легального права на уст-
ройство таких монастырей. Организатором многих старооб-
рядческих учреждений был в то время климовский житель и
волостной бурмистр Алексей Васильевич Хрущов. Он поль-
зовался большим почетом и уважением у жителей Климовой
слободы. Благодаря Алексею Хрущову и Михаилу Калмыку
Климова слобода стала всероссийским старообрядческим
центром.

Покровский монастырь в короткое время не-
сказанно обогатился. Историки 19 века писали о монастырях
Климова: «Покровский, основанный на Митковских грунтах,
в нем было 103 монаха и служек.