Страница Покрова

Церковь Покрова  (с. Высокоселище) (село Великоселище) Суражский район Брянской области

Село Великоселище Суражского района Церковь Покрова Богородицы

Окруженная деревьями на живописном пригорке окраины села встречает путника Покровская церковь. Еще издалека она указывала путь в село своими возвышающимися над старыми деревьями куполами завершений.

Такую службу - маяка и ориентира - церковь несет с 1761 года, когда по заказу «бунчукового товарища» Стефана Есимонтовского она была руками безвестных мастеров закончена строением. В 1822 году с западной стороны пристроены вторая часть трапезной и пятиярусная колокольня. Существенная «добавка», однако, не испортила древнего храма, а зодчий, ее осуществивший, достиг стилистического единства композиции - церковь приобрела еще большее значение в застройке села: она стала его архитектурной доминантой, властно подчинила себе окружающий ландшафт.

Планировочное решение памятника - крестовидное, составленное из прямоугольных помещений одинаковой ширины. Все они соединены широкими, почти во всю стену проемами друг с другом - внутреннее пространство «переливается» с четырёх сторон и свободно устрем­ляется вверх под высокий купол навстречу свету, падающему из окон восьмерика.

Хотя декоративное убранство интерьера не сохранилось, но оста­лось главное - величавое и торжественное внутреннее пространство, которое не оставляет равнодушным зрителя.

Снаружи объемно-пространственная композиция образуется двумя мощными вертикальными объёмами - колокольни и церкви. Они не спорят между собой. Внушительный двухсветный четверик церкви несет меньший по высоте световой восьмерик, покрытый гранёной купольной крышей, в вершине ее стоит небольшой глухой восьмерик, со своим ку­полком и прорезным крестом на шаре. Сравнительно низкая трапезная соединяет этот основной объём с колокольней. Её ступенчатый силуэт уводит взор высоко в небо. Колокольня состоит из последовательно уменьшающихся трех четвериков (верхний из них прорезан четырьмя арочными звонами) и двух восьмериков: с куполом нижний, с граненой главой и крестом на шаре - верхний.

Стены четверика и восьмерика церкви, боковые стены трапезной прорезаны просто обрамлёнными прямоугольными окнами. Алтарный придел украшен трёхчастным «итальянским» («полладианским») окном с полуциркульным завершением средней части. Это окно, а также не­большое полукруглое окно второго яруса и проёмы звонов третьего яруса колокольни, карнизы, фронтоны портиков боковых приделов и главного входа (этот портик не сохранился) выдают модное в то время стремление в дереве следовать каменным формам классицизма.

Памятник является прекрасным образцом деревянного зодчества второй половины XVIII века, примером мастерской компоновки много­объемного сооружения, согласованного во всех своих частях.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Высокоселище)

Церковь Покрова поставлена на окраине села на живописном пригорке. Построена в 1761 г. по заказу "бунчукового товарища" С. Есимонтовского; в 1822 г. перестроена, получив колокольню, а также новую обшивку и ряд деталей. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Хороший образец деревянной зодчества Брянщины сер. 18 в. (декор здания после перестройки приобрел ампирную трактовку).

О нём в документе  1719 года сказано « … на селище Высоком, над ручьём  Пискавкою слободку  з десяток три или больше се людьми  заграничными  до воли и ласки высочайшей и власти  рейментарской, осадили».

Храм был построен в 1761 году, в 1822 году перестроен, устроена колокольня. Стены рублены из бревен и обшиты тесом. В советский период здание храма использовалось колхозом как зернохранилище. Богослужения в храме были возобновлены в 1998 году. В настоящее время храм частично возстановлен.

Поставлена на окраине села на живописном пригорке. Построена в 1761 г. по заказу "бунчукового товарища" С. Есимонтовского; в 1822 г. перестроена, получив колокольню, а также новую обшивку и ряд деталей. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Хороший образец деревянного зодчества Брянщины сер. 18 в. (декор здания после перестройки приобрел ампирную трактовку). Принадлежит к распространенным в 17-18 вв. в западной части области храмам типа восьмерик на четверике, с крестообразным построением плана и поздней ярусной колокольней. В композиции господствуют вертикальные объемы храма и колокольни, соединенные сравнительно низкой трапезной. Основной двусветный четверик намного возвышается над пониженными прямоугольными боковыми прирубами и более крупным алтарем такой же формы. Он несет меньший световой восьмерик с узкими диагональными гранями и крутой купольной кровлей, завершенной небольшим восьмигранным барабанчиком с миниатюрной главкой и крестом. Над западной частью удлиненной трапезной поставлена колокольня: два последовательно сокращающихся в размеpax четверика (один глухой, а другой с арочными проемами звона) и глухой восьмерик, также с узкими диагональными гранями и купольной кровлей, увенчанной главой на восьмигранной шейке. В новой обработке фасадов храма заметно стремление воссоздать каменные формы стиля ампир: тонко профилированные карнизы всех объемов, ныне утраченные колонные портики с фронтонами на западном фасаде и боковых прирубах, трехчастное итальянское окно и фронтон алтаря, арочные проемы звона колокольни и пр. В интерьере высокая центральная часть храма с плоскими парусами при переходе к восьмерику завершена восьмигранным куполом. Она соединена широкими арочными проемами с боковыми прирубами, алтарем и трапезной. Западная обособленная часть трапезной под колокольней служила притвором. Кроме главного входа в торцах рукавов были устроены боковые дверные проемы.