СтраницаПогарский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Погарский район. 

Село Синие Погарского района Церковь Николая Угодника

Церковь Николая Угодника. Синин. Погарский р-н

Село Синин на реке Вабле относятся к домонгольским поселениям. Это одно из древнейших сел области. Оно упомянуто в летописи 1155 года. По описанию 1781 года село «положение имеет на гористых местах, с коих на одной прочих высшей имеется весьма древний не­большой городок с земляным валом, в коем ныне церковь».

На вершину холма наложены крест-на-крест срубы-блоки, над их пересечением выступает невысокий восьмерик с купольной крышей и над одним из блоков небольшая колокольня. Простая, но монументальная композиция, продолжая холм, воспринимается его составной частью. Несколько групп деревьев, окружающих церковь зрительной зелёной цепью, крепко связывают её с природой. Так выглядит эта картина издалека. Чем-то эпическим веет от неё и наводит на думы.

По церковной традиции на месте обветшавшей или сгоревшей церкви возобновляли церковь того же посвящения. 

Сколько «поколений» церквей сменилось на Сининском холме, установить невозможно. И конечно, уж облик самой первоначальной невосстановим.

Но что это?

Интересная метаморфоза происходит с памятником при прибли­жении к нему. То, что выглядело монументальным в общей картине на расстоянии, вблизи оказывается небольшой, компактной, полной живописности и лиризма церквушкой. Велика сила единения с мону­ментальным пейзажем. И велико понимание этого единения мастерами, строившими её.

Архитектура Никольской церкви, ныне так естественно увенчива­ющей исторический холм, сама подсказывает дату постройки - это последняя четверть XVIII века.

Архитектурные формы фасадов в дереве имитируют детали каменной архитектуры классицизма.Точно также, как это имело место вТроицкой церкви в Понуровке, Рождества Богородицы в Гудове, Михаила Архан­гела в Могилевцах - памятниках, датировка которых известна из доку­ментов. Никольская церковь весьма близка к этой группе памятников, что и даёт основание считать её постройку в последней четверти XVIII века впредь до уточнения, если будут найдены документы.

В плане церковь крещатая. Но против обыкновения поперечные ветви креста значительно более развиты, чем продольные. В этом уже проявлено своеобразие, внесенное в традиционную схему плана. Пропорции этого прямоугольника составляют три квадрата - средний, подкупольный, это собственно церковь. Во всю ширину он открыт в боковые придельные квадраты и в небольшой квадратный алтарь. Таким образом церковь развита в ширину и посетители приближены к алтарю. От миниатюрной трапезной церковь отделена стеной с дверью. А дальше следует помещение паперти под колокольней.

Все три входа в церковь сделаны с запада. Главный вход выделен четырёхколонным портиком, боковые - крытыми крыльцами на двух парах стоек. Двухскатные крыши с четырёх сторон упираются в грани невысокого восьмерика церкви, их коньки приходятся под карнизом восьмерика. Световые проемы - маленькие круглые окна - прорезаны лишь в его диагональных гранях. Это решение придаёт какую-то не­расторжимую плотность композиции объёмов.

В характере всех остальных частей церкви решена ее колокольня. Она просто водружена над папертью, которая снаружи никак не отделена от трапезной. Колокольня представляет собой несколько возвышенных кубов, прорезанных с четырех сторон арками звона. Как и восьмерик церкви, куб покрыт восьмигранной сомкнуто-сводчатой крышей. Над ней типичный для своего времени шпиль с яблоком и крестом наверху.

Можно отметить, что наряду с очень тщательно выполненными то­сканскими колоннами и портиком главного входа (в 1972 году оставалась на месте одна из четырех колонн, а остальные были «представлены» лишь капителями на софите антаблемента), карнизами и фронтонами, близкими к классическим формам, крыльца боковых входов решены по мотивам народного творчества. Колонны-стойки их в верхней части украшены резными розетками, по фризу проложена накладная резьба, подзоры карнизов убраны прорезной резьбой. Эти крыльца придают церкви интимный характер, сближают её с архитектурой жилых домов села. В интерьере сохранились отдельные иконы, написанные маслом по грубому холсту, наклеенному на доски. Сведений об их написании нет. Возможно, есть древние, достойные сохранения.

Церковь никак не используется. В этом причина ее разрушения и предстоящей скоро гибели. Памятник является любопытным примером деревянного сельского зодчества эпохи классицизма. Село потеряет многое в своём облике с утратой этого скромного, но органично со­единённого с пейзажем памятника.

Село Балыкино Погарского района Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца. 1802 г. Балыкино. Погарский р-н

На вершине холма, оставшегося от осыпи крепостного городка XVII века - времен Северной войны, словно страж села и большой округи, стоит церковь Николая Чудотворца. Её монументальный и скульптур-но-вылепленный выразительный облик по праву подчиняет себе про­странство застройки села и окаймляющих его золотистых полей.

Церковь закончена постройкой в 1802 году. В её композиции пре­обладают элементы последней трети предшествующего века - тради­ционная схема плана «кораблём»: последовательное расположение по продольной оси с запада на восток всех помещений - паперти, трапез­ной, собственно церкви и алтаря, чётко выявленные боковые входы в храмовый зал и общее объёмное построение с выделением объёма храмового зала церкви.

Но есть и большое своеобразие. Оригинально решён главный узел объемно-пространственной композиции. В этой церкви он состоит из трёх частей: восьмигранного главного храмового зала в соседствующих с ним алтарной апсиды и второго зала. Внутри форма последних двух помещений сделана одинаковой: пятистенной апсиде отвечает такой же второй зал, у которого скошены два угла - симметрично соответствую­щий граням алтаря. Эта три помещения связаны широкими, во всю смеж­ную стену, проёмами, объединяющими их внутреннее пространство.

А в объеме они являют мощную трёхкупольную композицию, сим­метричную поперечной оси церкви, с плотно составленными, даже со­прикасающимися барабанами второго зала и алтаря с восьмигранником главного храмового зала. 

Трапезная, как очень небольшая пауза, отделяет главный узел объёмной композиции от двухъярусной - «четверик на четверике» -колокольни. Нижний из них - тяжёлый и почти «глухой», с аттиком, вы­равнивающим его высоту с барабанами куполов, - несёт значительно меньший, красиво расчленённый и прорезанный арками звонов второй четверик. Малый четверик покрыт восьмигранной купольной крышей, завершённой небольшим шпилем с яблоком и крестом вверху. Весь облик колокольни принадлежит XVIII веку и очень близок колокольням Гудова, Понуровки, Могилевцев и другим.

Новым, весьма важным качеством Никольской церкви в селе Балыки-но является её общий торжественно-монументальный характер архитек­туры и большая строгость в применении классических архитектурных форм. Все детали и пропорции тосканского ордера, а также остальные элементы архитектуры выполнены настолько тщательно, что если бы сохранилась шпаклёвка швов между досками обшивки стен, то фасады здания нельзя было бы заподозрить сделанными из дерева.

В интерьере церкви сохранилась алтарная преграда с иконостасом, сделанным в начале XX века. Среди его икон - икона Божьей Матери более старого письма. Имеется много утвари.

Памятник ценен своей оригинальной объёмно-пространственной композицией, сильно выявленной в его архитектуре монументальной торжественностью, которая в первой трети XIX века становится весьма важным свойством архитектуры классицизма, чрезвычайно высоким качеством выполнения в дереве элементов классической каменной архитектуры. Своим важным градостроительным положением он за­крепляет на историческом месте - крепости XVII века - композиционный центр современного села, осуществляет предметную связь времен.

Село Стечна Погарского района Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы. Стечна. Погарский р-н. 1 -я треть XIX в.

Село расположено в семи километрах восточнее города Погара.

На видном месте села находится церковь. Она и теперь ещё служит композиционным стержнем застройки, роднясь с нею своими формами, крутыми крышами и материалом стен. С ее потерей, которая близка ввиду безысходности, заброшенности и сугубо аварийного состояния, «облысеет» это место, и село потеряет архитектурный ориентир и ве­щественное свидетельство своей истории.

Церковь построена в первой трети XIX столетия, когда великий стиль русской архитектуры - классицизм ещё господствовал в строительстве, завершая последнюю стадию своего блестящего развития, получившую название «русский ампир». Скромным представителем этого стиля яв­ляется церковь в селе Стечня.

Ее план основан на равновесии двух осевых направлений, по кото­рым строится композиция: по поперечной оси расположена собственно церковь, полностью открытая к широкому алтарю. С другой стороны она непосредственно переходит в узкую, протяженную по продольной оси трапезную. К последней отдельным срубом приставлена колокольня. Нижний ярус её играет роль паперти.

Объемно-пространственная композиция представляет собой живо­писное и слаженное сочетание объемов: сравнительно низкая трапезная и боковые части алтаря объемно связывают несколько возвышенные над ними боковые части церкви, алтаря и нижнего яруса колокольни. 

два угла трапезной и на два внутренних столба. Четверик покрыт четы­рехскатной пирамидальной крышей. Она увенчана высокой стройной восьмигранной шеей с красивой главой. Этот центр композиции урав­новешивается вертикалью колокольни - её сравнительно невысоким четвериком звона с пирамидкой крыши, в миниатюре повторяющей крышу церкви. Высота колокольни не превышает высоты церкви, и колокольня является подчинённым элементом композиции.

Церковь рублена «в лапу» из окантованных бревен. Стены снаружи и внутри обшиты тесом с горизонтальной прибивкой досок. Углы оформ­лены вертикальными накладками. Крыши и глава из кровельной стали. Фундаменты - деревянные столбы.

Элементы внешнего и внутреннего декора очень скупы - это про­стые наличники-обкладки, треугольные с сегментными окнам фронтоны входов, подшивные «под камень» карнизы. Живопись и утварь не сохра­нились в здании. Церковь в Стечне является своеобразным памятником «деревянного ампира», каких не много в Брянском крае.

Село Любки Погарского района Церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова.

В центре старинного села Любки (ранее - Любков, Лобков), в восьми километрах от города Стародуба сохранился Покровский храм. Он воз­двигнут на месте древнего храма Покрова Богородицы, построенного в 1675 году сотником Лазарем Тимофеевичем Лазоренком. Об этом сооб­щала надпись на двери. По некоторым сведениям, до него существовала еще более древняя церковь на этом месте.

Существующая Покровская церковь построена в классицистических деревянных формах, что позволяет временем ее постройки считать первую треть XIX века.

Памятник в плане крестовидный, удлинен по продольной оси тра­пезной и папертью в западном и алтарем в восточном направлении. Боковые ветви креста плана образованы небольшими приделами с четырехколонными портиками.

В объёмной композиции решительно господствует высокий четверик собственно церкви. Он покрыт восьмигранным шатром, увенчанным не­большим восьмериком-фонариком с пологой пирамидальной крышкой и крестом (утрачен).

Этот главный, хороших пропорций объём формирует не только композицию церкви. Он является вертикальной, объёмно-выразитель­ной доминантой застройки всего села и прилегающей местности. Его монументальный силуэт хорошо сочетается с боковыми портиками и выступом алтаря. Эти элементы своим промежуточным масштабом связывают крупный объем с окружающей застройкой и с площадкой возвышения, на которой расположена церковь.

К сожалению, памятник утратил колокольню. Сохранившийся объем ее нижнего яруса остался без надлежащего завершения, а композиция в целом понесла невосполнимый урон в художественно-пластическом образе памятника. Здание построено из брёвен на кирпичном цоколе и фундаменте, стены обшиты снаружи и внутри горизонтально досками, крыша из кровельной стали по деревянными стропилам и обрешётке.

Архитектурные детали повторяют каменные формы классицисти­ческих построек первой трети XIX века. Красивы тосканские четырёх-колонные портики боковых пределов с тщательно выполненными колоннами и тонко профилированные карнизы. Интерьер объединён широкими проёмами; внутренняя отделка скромна, утварь и живопись не сохранились.

Памятник ценен своим объемно-пространственным построением, своеобразной архитектурой и важным градостроительным и ландшафт­ным значением.

Село Бобрик Погарского района Церковь Михаила Архистратига

В селе Бобрик при речке Вабле доминирующее положение в застрой­ке и ландшафте занимает церковь Михаила.

Она построена в начале второй половины XIX века по традиционно-крещатому плану. Однако в обязательную схему плана, как и в объемную композицию, внесены самобытные черты.

Главное помещение - «настоящая церковь» - не квадратное, как обычно, а прямоугольное, вытянутое по поперечнику. Его ещё более удлиняют боковые приделы, широкими проёмами открытые в «на­стоящую церковь». Над средней частью последней водружён невы­сокий восьмерик. В объёме всё это выглядит ступенчатой пирамидой, пересекающей как бы один объём, включающий алтарь, трапезную и нижний ярус колокольни. На конце трапезной для равновесия компо­зиции установлен восьмерик, звена колокольни. Он более строен, чем главный восьмерик и в отличие от него покрыт шатром, а не куполом. Шатёр увенчан более мощной шеей и главой на широкой полице, чем небольшая трибунка купола с крестом на шарике. Характерный элемент декора второй половины XIX века - треугольные фронтончики сплош­ной цепью окружают основание шатра. В миниатюре они повторяют фронтоны боковых пределов и нижнего яруса колокольни. Карнизы имитируют каменные формы.

Пространственная композиция богата объёмно, уравновешена в массах, имеет приятные пропорциональные отношения всех элементов. В интерьере отделка простая, живописи и предметов прикладного ис­кусства не сохранилось.

Погарский район

Наиболее богатый район ветряными мельницами, построенными в конце XIX столетия.

Здесь сохранились по две мельницы в сёлах Курово и Юдиново. В селе Курово одна переоборудована на электромоторную тягу, что потребова­ло пристройки к основному объёму и, таким образом, исказился облик памятника. Другая мельница не используется и обречена на разрушение.

Обе мельницы имеют восьмигранный объём со стороной восьми­гранника в 3,20 метра. Объёмная композиция традиционна для этих мест. Вертикальная устремлённость их объемов разнообразит и украшает облик села. В стороне от дороги на окраине села Юдинова расположен ансамбль из двух ветряных мельниц. В какой-то мере он даёт представ­ление о тех, порою больших группах ветряков, которые за околицей села создавали целые крылатые городки.

В Юдинове одна мельница стоит бескрылой башней, с переделанным навершием, убавленным по высоте и покрытым двухскатной крышей. Другая сохранила полтора крыла из четырёх и четыре поворотных ры­чага, окружающие монолитный объем ажурным сплетением решётки крыльев и жердей -воротил.

Юдиновский ансамбль доносит до нас черты старого облика села, вызывает исторические воспоминания о его ландшафте.

Ветряная мельница. Курово. Погарский район. Конец XIX в.