Памятники деревянного зодчества Брянского края. Погарский район.
Село Синие Погарского района Церковь Николая Угодника
Церковь Николая Угодника. Синин. Погарский р-н
Село Синин на реке Вабле относятся к домонгольским поселениям. Это одно из древнейших сел области. Оно упомянуто в летописи 1155 года. По описанию 1781 года село «положение имеет на гористых местах, с коих на одной прочих высшей имеется весьма древний небольшой городок с земляным валом, в коем ныне церковь».
На вершину холма наложены крест-на-крест срубы-блоки, над их пересечением выступает невысокий восьмерик с купольной крышей и над одним из блоков небольшая колокольня. Простая, но монументальная композиция, продолжая холм, воспринимается его составной частью. Несколько групп деревьев, окружающих церковь зрительной зелёной цепью, крепко связывают её с природой. Так выглядит эта картина издалека. Чем-то эпическим веет от неё и наводит на думы.
По церковной традиции на месте обветшавшей или сгоревшей церкви возобновляли церковь того же посвящения.
Сколько «поколений» церквей сменилось на Сининском холме, установить невозможно. И конечно, уж облик самой первоначальной невосстановим.
Но что это?
Интересная метаморфоза происходит с памятником при приближении к нему. То, что выглядело монументальным в общей картине на расстоянии, вблизи оказывается небольшой, компактной, полной живописности и лиризма церквушкой. Велика сила единения с монументальным пейзажем. И велико понимание этого единения мастерами, строившими её.
Архитектура Никольской церкви, ныне так естественно увенчивающей исторический холм, сама подсказывает дату постройки - это последняя четверть XVIII века.
Архитектурные формы фасадов в дереве имитируют детали каменной архитектуры классицизма.Точно также, как это имело место вТроицкой церкви в Понуровке, Рождества Богородицы в Гудове, Михаила Архангела в Могилевцах - памятниках, датировка которых известна из документов. Никольская церковь весьма близка к этой группе памятников, что и даёт основание считать её постройку в последней четверти XVIII века впредь до уточнения, если будут найдены документы.
В плане церковь крещатая. Но против обыкновения поперечные ветви креста значительно более развиты, чем продольные. В этом уже проявлено своеобразие, внесенное в традиционную схему плана. Пропорции этого прямоугольника составляют три квадрата - средний, подкупольный, это собственно церковь. Во всю ширину он открыт в боковые придельные квадраты и в небольшой квадратный алтарь. Таким образом церковь развита в ширину и посетители приближены к алтарю. От миниатюрной трапезной церковь отделена стеной с дверью. А дальше следует помещение паперти под колокольней.
Все три входа в церковь сделаны с запада. Главный вход выделен четырёхколонным портиком, боковые - крытыми крыльцами на двух парах стоек. Двухскатные крыши с четырёх сторон упираются в грани невысокого восьмерика церкви, их коньки приходятся под карнизом восьмерика. Световые проемы - маленькие круглые окна - прорезаны лишь в его диагональных гранях. Это решение придаёт какую-то нерасторжимую плотность композиции объёмов.
В характере всех остальных частей церкви решена ее колокольня. Она просто водружена над папертью, которая снаружи никак не отделена от трапезной. Колокольня представляет собой несколько возвышенных кубов, прорезанных с четырех сторон арками звона. Как и восьмерик церкви, куб покрыт восьмигранной сомкнуто-сводчатой крышей. Над ней типичный для своего времени шпиль с яблоком и крестом наверху.
Можно отметить, что наряду с очень тщательно выполненными тосканскими колоннами и портиком главного входа (в 1972 году оставалась на месте одна из четырех колонн, а остальные были «представлены» лишь капителями на софите антаблемента), карнизами и фронтонами, близкими к классическим формам, крыльца боковых входов решены по мотивам народного творчества. Колонны-стойки их в верхней части украшены резными розетками, по фризу проложена накладная резьба, подзоры карнизов убраны прорезной резьбой. Эти крыльца придают церкви интимный характер, сближают её с архитектурой жилых домов села. В интерьере сохранились отдельные иконы, написанные маслом по грубому холсту, наклеенному на доски. Сведений об их написании нет. Возможно, есть древние, достойные сохранения.
Церковь никак не используется. В этом причина ее разрушения и предстоящей скоро гибели. Памятник является любопытным примером деревянного сельского зодчества эпохи классицизма. Село потеряет многое в своём облике с утратой этого скромного, но органично соединённого с пейзажем памятника.
Село Балыкино Погарского района Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца. 1802 г. Балыкино. Погарский р-н
На вершине холма, оставшегося от осыпи крепостного городка XVII века - времен Северной войны, словно страж села и большой округи, стоит церковь Николая Чудотворца. Её монументальный и скульптур-но-вылепленный выразительный облик по праву подчиняет себе пространство застройки села и окаймляющих его золотистых полей.
Церковь закончена постройкой в 1802 году. В её композиции преобладают элементы последней трети предшествующего века - традиционная схема плана «кораблём»: последовательное расположение по продольной оси с запада на восток всех помещений - паперти, трапезной, собственно церкви и алтаря, чётко выявленные боковые входы в храмовый зал и общее объёмное построение с выделением объёма храмового зала церкви.
Но есть и большое своеобразие. Оригинально решён главный узел объемно-пространственной композиции. В этой церкви он состоит из трёх частей: восьмигранного главного храмового зала в соседствующих с ним алтарной апсиды и второго зала. Внутри форма последних двух помещений сделана одинаковой: пятистенной апсиде отвечает такой же второй зал, у которого скошены два угла - симметрично соответствующий граням алтаря. Эта три помещения связаны широкими, во всю смежную стену, проёмами, объединяющими их внутреннее пространство.
А в объеме они являют мощную трёхкупольную композицию, симметричную поперечной оси церкви, с плотно составленными, даже соприкасающимися барабанами второго зала и алтаря с восьмигранником главного храмового зала.
Трапезная, как очень небольшая пауза, отделяет главный узел объёмной композиции от двухъярусной - «четверик на четверике» -колокольни. Нижний из них - тяжёлый и почти «глухой», с аттиком, выравнивающим его высоту с барабанами куполов, - несёт значительно меньший, красиво расчленённый и прорезанный арками звонов второй четверик. Малый четверик покрыт восьмигранной купольной крышей, завершённой небольшим шпилем с яблоком и крестом вверху. Весь облик колокольни принадлежит XVIII веку и очень близок колокольням Гудова, Понуровки, Могилевцев и другим.
Новым, весьма важным качеством Никольской церкви в селе Балыки-но является её общий торжественно-монументальный характер архитектуры и большая строгость в применении классических архитектурных форм. Все детали и пропорции тосканского ордера, а также остальные элементы архитектуры выполнены настолько тщательно, что если бы сохранилась шпаклёвка швов между досками обшивки стен, то фасады здания нельзя было бы заподозрить сделанными из дерева.
В интерьере церкви сохранилась алтарная преграда с иконостасом, сделанным в начале XX века. Среди его икон - икона Божьей Матери более старого письма. Имеется много утвари.
Памятник ценен своей оригинальной объёмно-пространственной композицией, сильно выявленной в его архитектуре монументальной торжественностью, которая в первой трети XIX века становится весьма важным свойством архитектуры классицизма, чрезвычайно высоким качеством выполнения в дереве элементов классической каменной архитектуры. Своим важным градостроительным положением он закрепляет на историческом месте - крепости XVII века - композиционный центр современного села, осуществляет предметную связь времен.
Село Стечна Погарского района Церковь Рождества Богородицы
Церковь Рождества Богородицы. Стечна. Погарский р-н. 1 -я треть XIX в.
Село расположено в семи километрах восточнее города Погара.
На видном месте села находится церковь. Она и теперь ещё служит композиционным стержнем застройки, роднясь с нею своими формами, крутыми крышами и материалом стен. С ее потерей, которая близка ввиду безысходности, заброшенности и сугубо аварийного состояния, «облысеет» это место, и село потеряет архитектурный ориентир и вещественное свидетельство своей истории.
Церковь построена в первой трети XIX столетия, когда великий стиль русской архитектуры - классицизм ещё господствовал в строительстве, завершая последнюю стадию своего блестящего развития, получившую название «русский ампир». Скромным представителем этого стиля является церковь в селе Стечня.
Ее план основан на равновесии двух осевых направлений, по которым строится композиция: по поперечной оси расположена собственно церковь, полностью открытая к широкому алтарю. С другой стороны она непосредственно переходит в узкую, протяженную по продольной оси трапезную. К последней отдельным срубом приставлена колокольня. Нижний ярус её играет роль паперти.
Объемно-пространственная композиция представляет собой живописное и слаженное сочетание объемов: сравнительно низкая трапезная и боковые части алтаря объемно связывают несколько возвышенные над ними боковые части церкви, алтаря и нижнего яруса колокольни.
два угла трапезной и на два внутренних столба. Четверик покрыт четырехскатной пирамидальной крышей. Она увенчана высокой стройной восьмигранной шеей с красивой главой. Этот центр композиции уравновешивается вертикалью колокольни - её сравнительно невысоким четвериком звона с пирамидкой крыши, в миниатюре повторяющей крышу церкви. Высота колокольни не превышает высоты церкви, и колокольня является подчинённым элементом композиции.
Церковь рублена «в лапу» из окантованных бревен. Стены снаружи и внутри обшиты тесом с горизонтальной прибивкой досок. Углы оформлены вертикальными накладками. Крыши и глава из кровельной стали. Фундаменты - деревянные столбы.
Элементы внешнего и внутреннего декора очень скупы - это простые наличники-обкладки, треугольные с сегментными окнам фронтоны входов, подшивные «под камень» карнизы. Живопись и утварь не сохранились в здании. Церковь в Стечне является своеобразным памятником «деревянного ампира», каких не много в Брянском крае.
Село Любки Погарского района Церковь Покрова Богородицы
Церковь Покрова.
В центре старинного села Любки (ранее - Любков, Лобков), в восьми километрах от города Стародуба сохранился Покровский храм. Он воздвигнут на месте древнего храма Покрова Богородицы, построенного в 1675 году сотником Лазарем Тимофеевичем Лазоренком. Об этом сообщала надпись на двери. По некоторым сведениям, до него существовала еще более древняя церковь на этом месте.
Существующая Покровская церковь построена в классицистических деревянных формах, что позволяет временем ее постройки считать первую треть XIX века.
Памятник в плане крестовидный, удлинен по продольной оси трапезной и папертью в западном и алтарем в восточном направлении. Боковые ветви креста плана образованы небольшими приделами с четырехколонными портиками.
В объёмной композиции решительно господствует высокий четверик собственно церкви. Он покрыт восьмигранным шатром, увенчанным небольшим восьмериком-фонариком с пологой пирамидальной крышкой и крестом (утрачен).
Этот главный, хороших пропорций объём формирует не только композицию церкви. Он является вертикальной, объёмно-выразительной доминантой застройки всего села и прилегающей местности. Его монументальный силуэт хорошо сочетается с боковыми портиками и выступом алтаря. Эти элементы своим промежуточным масштабом связывают крупный объем с окружающей застройкой и с площадкой возвышения, на которой расположена церковь.
К сожалению, памятник утратил колокольню. Сохранившийся объем ее нижнего яруса остался без надлежащего завершения, а композиция в целом понесла невосполнимый урон в художественно-пластическом образе памятника. Здание построено из брёвен на кирпичном цоколе и фундаменте, стены обшиты снаружи и внутри горизонтально досками, крыша из кровельной стали по деревянными стропилам и обрешётке.
Архитектурные детали повторяют каменные формы классицистических построек первой трети XIX века. Красивы тосканские четырёх-колонные портики боковых пределов с тщательно выполненными колоннами и тонко профилированные карнизы. Интерьер объединён широкими проёмами; внутренняя отделка скромна, утварь и живопись не сохранились.
Памятник ценен своим объемно-пространственным построением, своеобразной архитектурой и важным градостроительным и ландшафтным значением.
Село Бобрик Погарского района Церковь Михаила Архистратига
В селе Бобрик при речке Вабле доминирующее положение в застройке и ландшафте занимает церковь Михаила.
Она построена в начале второй половины XIX века по традиционно-крещатому плану. Однако в обязательную схему плана, как и в объемную композицию, внесены самобытные черты.
Главное помещение - «настоящая церковь» - не квадратное, как обычно, а прямоугольное, вытянутое по поперечнику. Его ещё более удлиняют боковые приделы, широкими проёмами открытые в «настоящую церковь». Над средней частью последней водружён невысокий восьмерик. В объёме всё это выглядит ступенчатой пирамидой, пересекающей как бы один объём, включающий алтарь, трапезную и нижний ярус колокольни. На конце трапезной для равновесия композиции установлен восьмерик, звена колокольни. Он более строен, чем главный восьмерик и в отличие от него покрыт шатром, а не куполом. Шатёр увенчан более мощной шеей и главой на широкой полице, чем небольшая трибунка купола с крестом на шарике. Характерный элемент декора второй половины XIX века - треугольные фронтончики сплошной цепью окружают основание шатра. В миниатюре они повторяют фронтоны боковых пределов и нижнего яруса колокольни. Карнизы имитируют каменные формы.
Пространственная композиция богата объёмно, уравновешена в массах, имеет приятные пропорциональные отношения всех элементов. В интерьере отделка простая, живописи и предметов прикладного искусства не сохранилось.
Погарский район
Наиболее богатый район ветряными мельницами, построенными в конце XIX столетия.
Здесь сохранились по две мельницы в сёлах Курово и Юдиново. В селе Курово одна переоборудована на электромоторную тягу, что потребовало пристройки к основному объёму и, таким образом, исказился облик памятника. Другая мельница не используется и обречена на разрушение.
Обе мельницы имеют восьмигранный объём со стороной восьмигранника в 3,20 метра. Объёмная композиция традиционна для этих мест. Вертикальная устремлённость их объемов разнообразит и украшает облик села. В стороне от дороги на окраине села Юдинова расположен ансамбль из двух ветряных мельниц. В какой-то мере он даёт представление о тех, порою больших группах ветряков, которые за околицей села создавали целые крылатые городки.
В Юдинове одна мельница стоит бескрылой башней, с переделанным навершием, убавленным по высоте и покрытым двухскатной крышей. Другая сохранила полтора крыла из четырёх и четыре поворотных рычага, окружающие монолитный объем ажурным сплетением решётки крыльев и жердей -воротил.
Юдиновский ансамбль доносит до нас черты старого облика села, вызывает исторические воспоминания о его ландшафте.
Ветряная мельница. Курово. Погарский район. Конец XIX в.