СтраницаПочепский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Почепский район. 

Село Красный Рог Почепского района. Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Богородицы. Красный Рог. Почепский р-н. 1777 г. Рис. В.Н. Городкова. 1980 г.

В трёхстах метрах от шоссе Брянск - Гомель в центре старинного села Красный Рог расположена Успенская церковь.

В первой половине XVIII века село называлось Вышним Рогом. Кра­сивые окрестные места дали повод для изменения названия села. Леса и дубравы, сохранившиеся до нашего времени по соседству с селом, - это остатки великого Брянского леса, в который вдавался восточной частью Почепский край с Красным Рогом. Эти места служили укромной дорогой для «бегавших» в Малороссию брянских крестьян, спасавшихся от помещичьего ига.

Краснорогская усадьба с давних пор входила в состав владений На­рышкиных, позже принадлежала вместе с Почепом А.Д. Меншикову, а затем Разумовским.

Кирилл Разумовский - последний гетман Украины - построил здесь «охотничий замок» и разбил парк. По соседству с усадьбой замка в 1777 году была построена Успенская церковь.

При подъезде к Красному Рогу со стороны Брянска церковь как-то неожиданно близко возникает справа, когда зритель еще не успел ото­рвать взор от зелёной картины парка, развернувшейся над серебристой змейкой Рожка.

Унаследовавший от Перовских - родственников А.К. Толстого по линии матери - усадьбу с «замком» поэт в середине XIX века расширил церковь пристройкой по боковым сторонам двух приделов с трапезны­ми, а также диаконником и жертвенником - небольшими помещениями слева и справа от алтаря. Первоначально традиционно-вытянутая по продольной оси композиция превратилась после объединения вну­треннего пространства посредством широких портальных проемов, заменивших старые боковые стены, в трёхнефную.

Объёмная композиция напоминает украинские «трёхбанные» церкви. Выстроившиеся по продольной оси пологошатровые заверше­ния - самостоятельные над алтарем, церковью и притвором (нижний ярус колокольни) - своими формами близки архитектуре украинского барокко. 

Успенская церковь удивительно уютно расположилась в пейзаже, по­пробуйте мысленно её убрать, как мало художественно-выразительного, одухотворённого искусством останется в нём. Её верхи господствуют над рядом стоящими старинными липами и лиственницами. У её стен, в нескольких шагах от алтарного придела, стоит постройка, похожая на ушедшую в землю маленькую часовенку с луковкой-главкой. Это склеп-усыпальница поэта, драматурга и романиста Алексея Константиновича Толстого и его жены Софьи Андреевны. Поклониться их памяти сюда приходят многие почитатели таланта замечательного художника слова.

Всё это вместе - церковь, усыпальница, небольшая лужайка, окру­жённая вековыми деревьями, составляет единый трогательный своей поэзией, волнующий историческими и литературными воспоминаниями ансамбль.

«Я не знаю, в чём очарование мест, связанных с памятью замеча­тельных людей. Но оно бесспорно. В нём соединяются гордость за силу человеческого духа, чтение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет. И, наконец, радостное созна­ние необыкновенного блеска и мужества мысли, оставленной нам в наследство прекрасным предшественником...» (К.Г. Паустовский. «Ветер странствий»).

В одном километре от церкви расположена мемориальная усадьба А.К. Толстого. В старинном толстовском парке сохранился деревянный флигель, в котором размещалась библиотека поэта, где он любил рабо­тать над своими произведениями. Во флигеле открыт музей.

Флигель сохранил объемно-пространственную композицию и неко­торые черты внешней архитектуры, которые пока удалось восстановить реставраторам из-под многих наслоений последних десятилетий.

Неподалеку от флигеля еще один неприметный, прижавшийся к ограде парка свидетель времен А.К. Толстого - деревянная сторожка. Конечно, с точки зрения искусства архитектуры - эта небольшая из­бенка особого интереса не представляет. Но, тем не менее, её следует реставрировать и сохранить как штрих исторической картины.

Село Первомайское Почепского района Церковь Крестовоздвиженская.

 Крестовоздвиженская церковь построена в 1837 году на средства прихожан, но, по-видимому, во второй половине XIX века «поновлялась» - архитектурные формы и детали фасадов выполнены в духе «сино­дального стиля» - рекомендованных Синодом «образцовых» проектов.

Церковь деревянная, рубленая, на кирпичном цоколе, в плане кре­стовидная. Прямоугольная собственно церковь расположена поперёк продольной оси здания. Алтарь равновелик церкви, боковые приделы квадратные, во входящих восточных углах креста плана помещены не­большие квадратные диаконникижертвенник. Трапезная прямоугольная, вытянута по продольной оси здания. Через нее - выделенный портиком на четырёх фигурных столбах - главный вход. Объёмная композиция пред­ставляет довольно красивую игру разновеликих объёмов при главенстве центрального четверика, возвышающегося над остальными. Какое было завершение и была ли колокольня - пока не установлено.

Наружная отделка - обшивка тёсом горизонтально и вертикально, окна с накладными наличниками и треугольными бровками, карнизы в форме каменных, упрощённых, карниз высокого четверика с резным подзором. Внутри потолок собственно церкви имеет форму усечённой пирамиды, оклеен холстом, на котором была масляная роспись, следы её сохранились. Памятник в удовлетворительном состоянии и может быть сохранён при современном рациональном использовании.

Село Чопово Почепского района Церковь Иоанна Богослова

На главной улице села в окружении лип стоит церковь, своей празд­нично-нарядной композицией, состоящей из комбинации четких и строгих параллелепипедов, покрытых двухскатными и четырехскат­ными крышами, привлекающая внимание как доминирующий элемент застройки села. План ее крещатыи равноконечный, к западному концу креста примыкает колокольня. Все четко, явно, просто, традиционно. Все помещения внутри широкими проемами-порталами открыты в главный зал.

В объеме этот зал вдвое выше остальных, покрыт довольно крутой четырехскатной крышей, на вершину которой посажен глухой восьме­рик с купольной крышей и великолепным ажурным крестом. Четверик прорезан в верхней части боковых стен большими полуциркульными окнами, украшенными трехчастными замковыми «камнями». Он имеет венчающий карниз с плоскими модульонами. Такой же карниз и на верх­нем ярусе колокольни. Карнизы других объемов и завершений, хорошо разработанные в деталях, имитируют каменные формы.

В перспективе четкие горизонтальные и наклонные карнизы совмест­но с ребрами четырехскатных крыш четверика и колокольни создают интересные динамичные, полные зрительных движений ракурсы.

Архитектура памятника принадлежит двум эпохам: концу XVIII века и первой половине XIX века. В1843 году она перестроена и, по-видимому, получила тогда ампирную внешность. Внутренняя отделка ее простая.

При небольших размерах памятник не лишён монументальности. Его архитектура вызывает чувство радости встречи с чистой красотой, навевает жизнерадостное настроение. Эта постройка является украше­нием села и очень масштабна его застройке.

Село Губостово Почепского района Церковь Покрова Богородицы

Здание церкви обогащает сельский ландшафт, организуя простран­ство изящной и выразительной объёмной композицией,устремленными в небо вертикалями своих завершений.

Церковь построена в 1891 году на средства жителя села Якова Лине-ева местными мастерами. План обычный, крещатый. Стены, рубленные из брёвен, покоятся на кирпичном цоколе, кровли железные по дере­вянным стропилам скатов и шатров.

Пространственная композиция при традиционной схеме несет черты своеобразия и радует взор хорошо найденными соотношениями основ­ных масс и отдельных элементов.

Над приподнятыми выше остальных объёмов четвериками возвы­шаются два восьмерика: более широкий световой церкви и узкий звона колокольни. Оба они покрыты - первый пологим, второй более высоким и крутым - шатром. Завершение шатра церкви более сложное и бога­тое. На восьмигранной, с рельефным орнаментом-бегунцом трибунке-короне шатра установлена восьмигранная высокая шея с удлинённой фигурной главой, с яблоком на вазочке и крестом. 

По четыре грани каждого восьмерика острыми щипцами-стрелами, поддержанными внизу фронтонами и наличниками, своими устремлен­ными формами ведут взор зрителя вверх, заставляя его познать эффект вертикалей композиции памятника. Междуярусные карнизы, наклонные линии щипцов, разнообразная обшивка стен тесом, рельефные орнамен­тальные порезки пилястр восьмериков, наличники окон, живописная игра объёмов - всё это создает весьма нарядный свето-теневой узор памятника, вносит художественность в его композицию, придаёт ей радостный, оптимистический настрой.

Стилевой характер архитектуры памятника не выходит за пределы широко распространённого в конце века псевдорусского стиля. Но из рук местных отличных мастеров получил задушевность и мягкость благодаря любовному использованию благодатного материала -дерева, который сохранил природную теплоту и красоту.

Покровская церковь в селе Губостове является ценным, художествен­но-выразительным произведением деревянного зодчества конца XIX века, это один из лучших, озарённых искусством, памятников архитек­туры Брянской области.

Село Селище Почепского района Церковь Троицкая

Расположена в центре села на холме. С утратой шатрового завер­шения церкви и колокольни потеряла доминирующее положение в застройке, которое ранее принадлежало ей по праву самого высокого и богатого силуэтом здания села.

Построена в 1895 году местными мастерами на средства прихожан.

Традиционные плановое и объёмно-планировочное решения.Также материалы и конструкции здания.

Архитектурные формы и детали типичны для «синодальной» архи­тектуры культовых зданий конца XIX века.

Церковь потеряла значение памятника архитектуры и воспринима­ется просто как некое старое общественное здание села.

Почепский район

В селе Рубча и в деревне Третъяки, на окраине, у дорог в поле рас­положены ветряные мельницы. Они похожи друг на друга как близнецы. Даже состояние их примерно одинаковое: полуразрушенные крылья (но все-таки крылья! В других местах их уже не увидеть), отверстия в обшивке, заброшенность... Мельница в Рубче обладает более «острым» силуэтом - ее основной объём значительнее, чем в других мельницах, утоняется вверху- ширина его верха вдвое меньше ширины основания. Ширина грани восьмерика внизу равна трём метрам. Весь восьмерик вписывается в квадрат со стороной семь метров.

Обе мельницы построены на рубеже XIX и XX веков.

Село Баклань Почепского района Церковь Спасо-Преображенская

Спасо-Преображенская церковь. Баклань. Почепский р-н. Нач. XX в.

Построена в начале XX века на высоком берегу Судости. Сложным, многоглавым, вонзающимся в небо силуэтом выделяется из окружающей застройки, повелевает пространством надречного ландшафта.

Значительная по размерам для деревянных церквей (общие размеры 21,5 на 30,4 метра), имеет в основе крещатый план, дополненный между ветвей креста четырьмя одинаковыми квадратными помещениями: диа-конником и жертвенником на восточной стороне и двумя папертями приделов со входами с запада.

Стены, рубленные из бревен «в лапу», обшиты тесом снаружи и вну­три, стоят на кирпичном цоколе. Крыши скатные и шатровые, кровли из стали.

Пространственная композиция богата игрой объемов и вертикалями шатровых завершений. Эта живописная группа по верху нижнего яруса объединена нарядным орнаментированным рельефным поясом. Выше пояса, над чёткими горизонтальными карнизами шести четвериков, це­лая симфония островерхих щипцов. Точно короны со стрельчатыми вен­цами, они завершают пять стройных восьмериков церкви и восьмерик колокольни. Все восьмерики покрыты шатрами, плавно переходящими в высокие восьмигранные шейки с луковицами главок.

Ниже восьмериков мотив стрельчатых завершений поддерживается треугольными фронтонами боковых приделов и портиков входов. Выше их - выражается в шатрах покрытий.

Форма стрел является ведущей и в декоре фасадов. Она в виде бровок оформляет грани всех восьмериков, непрерывным бегунцом заполняет рельефный пояс нижнего яруса всей композиции. Она отражается в родственных формах килевидных наверший, что украшают окна, и в огранённых проёмах звонов колокольни.

единство в композицию памятника. Контуры форм ведут глаз от плоско­сти к объёмам, от меньших объемов к большим, сообщая всей компози­ции динамику. Интерьер церкви представляет сложное, устремленное вверх пространство, объединённое широкими арочными проёмами в одно целое из восьми разновеликих внутренних объёмов помещений. Внутренняя отделка простая. Иконостас выполнен в XIX веке.