Памятники деревянного зодчества Брянского края. Почепский район.
Село Красный Рог Почепского района. Церковь Успения Богородицы
Церковь Успения Богородицы. Красный Рог. Почепский р-н. 1777 г. Рис. В.Н. Городкова. 1980 г.
В трёхстах метрах от шоссе Брянск - Гомель в центре старинного села Красный Рог расположена Успенская церковь.
В первой половине XVIII века село называлось Вышним Рогом. Красивые окрестные места дали повод для изменения названия села. Леса и дубравы, сохранившиеся до нашего времени по соседству с селом, - это остатки великого Брянского леса, в который вдавался восточной частью Почепский край с Красным Рогом. Эти места служили укромной дорогой для «бегавших» в Малороссию брянских крестьян, спасавшихся от помещичьего ига.
Краснорогская усадьба с давних пор входила в состав владений Нарышкиных, позже принадлежала вместе с Почепом А.Д. Меншикову, а затем Разумовским.
Кирилл Разумовский - последний гетман Украины - построил здесь «охотничий замок» и разбил парк. По соседству с усадьбой замка в 1777 году была построена Успенская церковь.
При подъезде к Красному Рогу со стороны Брянска церковь как-то неожиданно близко возникает справа, когда зритель еще не успел оторвать взор от зелёной картины парка, развернувшейся над серебристой змейкой Рожка.
Унаследовавший от Перовских - родственников А.К. Толстого по линии матери - усадьбу с «замком» поэт в середине XIX века расширил церковь пристройкой по боковым сторонам двух приделов с трапезными, а также диаконником и жертвенником - небольшими помещениями слева и справа от алтаря. Первоначально традиционно-вытянутая по продольной оси композиция превратилась после объединения внутреннего пространства посредством широких портальных проемов, заменивших старые боковые стены, в трёхнефную.
Объёмная композиция напоминает украинские «трёхбанные» церкви. Выстроившиеся по продольной оси пологошатровые завершения - самостоятельные над алтарем, церковью и притвором (нижний ярус колокольни) - своими формами близки архитектуре украинского барокко.
Успенская церковь удивительно уютно расположилась в пейзаже, попробуйте мысленно её убрать, как мало художественно-выразительного, одухотворённого искусством останется в нём. Её верхи господствуют над рядом стоящими старинными липами и лиственницами. У её стен, в нескольких шагах от алтарного придела, стоит постройка, похожая на ушедшую в землю маленькую часовенку с луковкой-главкой. Это склеп-усыпальница поэта, драматурга и романиста Алексея Константиновича Толстого и его жены Софьи Андреевны. Поклониться их памяти сюда приходят многие почитатели таланта замечательного художника слова.
Всё это вместе - церковь, усыпальница, небольшая лужайка, окружённая вековыми деревьями, составляет единый трогательный своей поэзией, волнующий историческими и литературными воспоминаниями ансамбль.
«Я не знаю, в чём очарование мест, связанных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нём соединяются гордость за силу человеческого духа, чтение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет. И, наконец, радостное сознание необыкновенного блеска и мужества мысли, оставленной нам в наследство прекрасным предшественником...» (К.Г. Паустовский. «Ветер странствий»).
В одном километре от церкви расположена мемориальная усадьба А.К. Толстого. В старинном толстовском парке сохранился деревянный флигель, в котором размещалась библиотека поэта, где он любил работать над своими произведениями. Во флигеле открыт музей.
Флигель сохранил объемно-пространственную композицию и некоторые черты внешней архитектуры, которые пока удалось восстановить реставраторам из-под многих наслоений последних десятилетий.
Неподалеку от флигеля еще один неприметный, прижавшийся к ограде парка свидетель времен А.К. Толстого - деревянная сторожка. Конечно, с точки зрения искусства архитектуры - эта небольшая избенка особого интереса не представляет. Но, тем не менее, её следует реставрировать и сохранить как штрих исторической картины.
Село Первомайское Почепского района Церковь Крестовоздвиженская.
Крестовоздвиженская церковь построена в 1837 году на средства прихожан, но, по-видимому, во второй половине XIX века «поновлялась» - архитектурные формы и детали фасадов выполнены в духе «синодального стиля» - рекомендованных Синодом «образцовых» проектов.
Церковь деревянная, рубленая, на кирпичном цоколе, в плане крестовидная. Прямоугольная собственно церковь расположена поперёк продольной оси здания. Алтарь равновелик церкви, боковые приделы квадратные, во входящих восточных углах креста плана помещены небольшие квадратные диаконникижертвенник. Трапезная прямоугольная, вытянута по продольной оси здания. Через нее - выделенный портиком на четырёх фигурных столбах - главный вход. Объёмная композиция представляет довольно красивую игру разновеликих объёмов при главенстве центрального четверика, возвышающегося над остальными. Какое было завершение и была ли колокольня - пока не установлено.
Наружная отделка - обшивка тёсом горизонтально и вертикально, окна с накладными наличниками и треугольными бровками, карнизы в форме каменных, упрощённых, карниз высокого четверика с резным подзором. Внутри потолок собственно церкви имеет форму усечённой пирамиды, оклеен холстом, на котором была масляная роспись, следы её сохранились. Памятник в удовлетворительном состоянии и может быть сохранён при современном рациональном использовании.
Село Чопово Почепского района Церковь Иоанна Богослова
На главной улице села в окружении лип стоит церковь, своей празднично-нарядной композицией, состоящей из комбинации четких и строгих параллелепипедов, покрытых двухскатными и четырехскатными крышами, привлекающая внимание как доминирующий элемент застройки села. План ее крещатыи равноконечный, к западному концу креста примыкает колокольня. Все четко, явно, просто, традиционно. Все помещения внутри широкими проемами-порталами открыты в главный зал.
В объеме этот зал вдвое выше остальных, покрыт довольно крутой четырехскатной крышей, на вершину которой посажен глухой восьмерик с купольной крышей и великолепным ажурным крестом. Четверик прорезан в верхней части боковых стен большими полуциркульными окнами, украшенными трехчастными замковыми «камнями». Он имеет венчающий карниз с плоскими модульонами. Такой же карниз и на верхнем ярусе колокольни. Карнизы других объемов и завершений, хорошо разработанные в деталях, имитируют каменные формы.
В перспективе четкие горизонтальные и наклонные карнизы совместно с ребрами четырехскатных крыш четверика и колокольни создают интересные динамичные, полные зрительных движений ракурсы.
Архитектура памятника принадлежит двум эпохам: концу XVIII века и первой половине XIX века. В1843 году она перестроена и, по-видимому, получила тогда ампирную внешность. Внутренняя отделка ее простая.
При небольших размерах памятник не лишён монументальности. Его архитектура вызывает чувство радости встречи с чистой красотой, навевает жизнерадостное настроение. Эта постройка является украшением села и очень масштабна его застройке.
Село Губостово Почепского района Церковь Покрова Богородицы
Здание церкви обогащает сельский ландшафт, организуя пространство изящной и выразительной объёмной композицией,устремленными в небо вертикалями своих завершений.
Церковь построена в 1891 году на средства жителя села Якова Лине-ева местными мастерами. План обычный, крещатый. Стены, рубленные из брёвен, покоятся на кирпичном цоколе, кровли железные по деревянным стропилам скатов и шатров.
Пространственная композиция при традиционной схеме несет черты своеобразия и радует взор хорошо найденными соотношениями основных масс и отдельных элементов.
Над приподнятыми выше остальных объёмов четвериками возвышаются два восьмерика: более широкий световой церкви и узкий звона колокольни. Оба они покрыты - первый пологим, второй более высоким и крутым - шатром. Завершение шатра церкви более сложное и богатое. На восьмигранной, с рельефным орнаментом-бегунцом трибунке-короне шатра установлена восьмигранная высокая шея с удлинённой фигурной главой, с яблоком на вазочке и крестом.
По четыре грани каждого восьмерика острыми щипцами-стрелами, поддержанными внизу фронтонами и наличниками, своими устремленными формами ведут взор зрителя вверх, заставляя его познать эффект вертикалей композиции памятника. Междуярусные карнизы, наклонные линии щипцов, разнообразная обшивка стен тесом, рельефные орнаментальные порезки пилястр восьмериков, наличники окон, живописная игра объёмов - всё это создает весьма нарядный свето-теневой узор памятника, вносит художественность в его композицию, придаёт ей радостный, оптимистический настрой.
Стилевой характер архитектуры памятника не выходит за пределы широко распространённого в конце века псевдорусского стиля. Но из рук местных отличных мастеров получил задушевность и мягкость благодаря любовному использованию благодатного материала -дерева, который сохранил природную теплоту и красоту.
Покровская церковь в селе Губостове является ценным, художественно-выразительным произведением деревянного зодчества конца XIX века, это один из лучших, озарённых искусством, памятников архитектуры Брянской области.
Село Селище Почепского района Церковь Троицкая
Расположена в центре села на холме. С утратой шатрового завершения церкви и колокольни потеряла доминирующее положение в застройке, которое ранее принадлежало ей по праву самого высокого и богатого силуэтом здания села.
Построена в 1895 году местными мастерами на средства прихожан.
Традиционные плановое и объёмно-планировочное решения.Также материалы и конструкции здания.
Архитектурные формы и детали типичны для «синодальной» архитектуры культовых зданий конца XIX века.
Церковь потеряла значение памятника архитектуры и воспринимается просто как некое старое общественное здание села.
Почепский район
В селе Рубча и в деревне Третъяки, на окраине, у дорог в поле расположены ветряные мельницы. Они похожи друг на друга как близнецы. Даже состояние их примерно одинаковое: полуразрушенные крылья (но все-таки крылья! В других местах их уже не увидеть), отверстия в обшивке, заброшенность... Мельница в Рубче обладает более «острым» силуэтом - ее основной объём значительнее, чем в других мельницах, утоняется вверху- ширина его верха вдвое меньше ширины основания. Ширина грани восьмерика внизу равна трём метрам. Весь восьмерик вписывается в квадрат со стороной семь метров.
Обе мельницы построены на рубеже XIX и XX веков.
Село Баклань Почепского района Церковь Спасо-Преображенская
Спасо-Преображенская церковь. Баклань. Почепский р-н. Нач. XX в.
Построена в начале XX века на высоком берегу Судости. Сложным, многоглавым, вонзающимся в небо силуэтом выделяется из окружающей застройки, повелевает пространством надречного ландшафта.
Значительная по размерам для деревянных церквей (общие размеры 21,5 на 30,4 метра), имеет в основе крещатый план, дополненный между ветвей креста четырьмя одинаковыми квадратными помещениями: диа-конником и жертвенником на восточной стороне и двумя папертями приделов со входами с запада.
Стены, рубленные из бревен «в лапу», обшиты тесом снаружи и внутри, стоят на кирпичном цоколе. Крыши скатные и шатровые, кровли из стали.
Пространственная композиция богата игрой объемов и вертикалями шатровых завершений. Эта живописная группа по верху нижнего яруса объединена нарядным орнаментированным рельефным поясом. Выше пояса, над чёткими горизонтальными карнизами шести четвериков, целая симфония островерхих щипцов. Точно короны со стрельчатыми венцами, они завершают пять стройных восьмериков церкви и восьмерик колокольни. Все восьмерики покрыты шатрами, плавно переходящими в высокие восьмигранные шейки с луковицами главок.
Ниже восьмериков мотив стрельчатых завершений поддерживается треугольными фронтонами боковых приделов и портиков входов. Выше их - выражается в шатрах покрытий.
Форма стрел является ведущей и в декоре фасадов. Она в виде бровок оформляет грани всех восьмериков, непрерывным бегунцом заполняет рельефный пояс нижнего яруса всей композиции. Она отражается в родственных формах килевидных наверший, что украшают окна, и в огранённых проёмах звонов колокольни.
единство в композицию памятника. Контуры форм ведут глаз от плоскости к объёмам, от меньших объемов к большим, сообщая всей композиции динамику. Интерьер церкви представляет сложное, устремленное вверх пространство, объединённое широкими арочными проёмами в одно целое из восьми разновеликих внутренних объёмов помещений. Внутренняя отделка простая. Иконостас выполнен в XIX веке.