СтраницаПочеп

Почеп Брянщина

Когда после тихого, скромного Красного Рога мы попадаем в Почеп, то его памятники да и его история создают совсем иное настроение.

Екатерина II поначалу недоверчиво относилась к став­ленникам своей предшественницы Елизаветы. Но все­сильные Разумовские, в том числе и гетман Кирилл, были людьми ловкими и сумели сохранить свое особое положение при дворе. В 1764 году Кирилл Разумов­ский, как он писал в прошении на имя Екатерины, «ут­рудившись в рассуждении пространства многотрудных дел  малороссийских, равно  как  и других  велвкороесийских не менее важных упражнений», лишился титула гетмана Украины. Взамен же он получил звание гене­рал-фельдмаршала (он не был военным и никогда никем не командовал), а заодно и новые огромные поместья. На­до отдать ему справедливость: он любил строить и по­нимал архитектуру. Будучи гетманом, он пригласил крупнейших архитекторов для строительства в Батурине, а теперь начал устраивать другие пожалованные ему име­ния, главным образом Почеп, необъятные земли вокруг которого также принадлежали ему (в том числе и Крас­ный Рог, Баклань и многие другие).

Привыкший жить в роскоши, Разумовский построил в своих владениях дворцы и церкви по проектам знамени­тых архитекторов, устроил отличные парки. Время и мно­голетние войны многое уничтожили из этого былого вели­колепия, но кое-что сохранилось до наших дней, глав-ым образом в Почепе, который в свое время был собст-енностью Скоропадского, а затем Меншикова.

То, что крупнейшие магнаты и царские сподвижники так старались завладеть Почепом, не было случайностью. История города мало изучена, существуют разные мне­ния о времени его основания. Некоторые историки утвер­ждают, что Почеп известен еще с домонгольских вре­мен и во время нашествия монголов в XIII веке он был разрушен. Существует также мнение, что новый, после-татарский Почеп был возрожден несколько в стороне от прежнего древнего Почепа.

С XVI века Почеп становится городом-крепостью, при­крывавшим южные окраины Русского государства. Кре­пость была сооружена из двух дубовых срубов, засыпан­ных землей. Протяженность крепости по периметру дости­гала семисот сорока саженей.

В описи за 1654 год о Почепе сказано так: «Город По­чеп стоит на реке Судости: в том городе на посаде по­ставлены две церкви деревянные: церковь во имя Спаса, а другая церковь во имя святого пророка Ильи. Да в том же Почепе над рекою Судостью, на горе, поставлен горо­док, огорожен стоячим острогом. В том остроге сделаны ворота проезжие; на воротах башня; глухих и науголь­ных пять башен. Около того городка ров, и в том рву стоит вода летнею порою».

Однако время шло и делало свое дело: военные укреп­ления теряли свое прежнее значение и постепенно раз­рушались. Через сто с лишним лет в описи 1781 года о Почепе записано: «В сем городе имеется крепость, обне­сенная земляным валом, который от ветхости так осы­пался, что едва оного знаки видно».

Во время польско-литовской интервенции в 1610 году у стен этой тогда еще грозной крепости пало смертью храбрых около четырех тысяч ее защитников. Во время войны со шведами русские войска под командованием Шереметева и Меншикова значительно укрепили су­ществующую крепость, и, кроме того, на левом берегу реки Судости был возведен новый земляной редут. Мощ­ные очертания его видны и сейчас с возвышенности, на которой стоит Ильинская церковь.

Укрепления Почепа были рассчитаны на то, чтобы пре­градить шведам путь на Москву, и оказались столь вну­шительными, что войска Карла XII не решились на них напасть, отказались от похода на Москву и поверну­ли на юг, к Полтаве, где я нашли свою бесславную ги­бель.

От древнейших периодов в Почепе памятников не со­хранилось. До нас дошли только памятники XVIII века.

Наиболее значительными сооружениями Почепа бы­ли дворец и Воскресенская церковь. Оба эти здания по­строены местным архитектором Яновским по проектам известного петербургского архитектора Деламота в 1765—1775 годах. Дворец в перестроенном виде сущест­вовал до Великой Отечественной войны и был разрушен фашистами. Воскресенская церковь пережила все невзго­ды двух столетий и в хорошем состоянии дошла до на­ших дней.

Изысканные, гармоничные формы этой церкви с тон­ко прорисованными деталями кажутся особенно необыч­ными и выразительными в условиях скромного, по су­ществу, сельского окружения. Какая простота и скром­ность памятников Красного Рога, и какая пышная, изы­сканная архитектура памятников в Почепе! (К сожале­нию, любоваться этим первоклассным памятником ме­шают выросшие вокруг него огромные деревья.)

ДЕЛАМОТ В ПОЧЕПЕ. По плану Воскресенская цер­ковь представляет собой так называемый латинский крест с закругленными концами. Основной массив зда­ния не квадратный, как обычно, а крестообразной фор­мы. На этом массиве водружен купол, кажущийся не­значительным по сравнению с объемом всего здания. В куполе устроены, световые окна — люкарны, а венчает его высокий стройный барабан, также имеющий световые проемы.

Храм двухэтажный. Пол первого этажа выстлан чугун­ными плитами художественной работы. Основным поме­щением храма является второй этаж, поражающий про­стором и обилием света, проникающего не только через световые проемы купола и барабана, но и через боль­шие продолговатые окна второго этажа, которые придают зданию гражданский вид.

С запада к церкви вплотную примыкает четырехъярус­ная колокольня с высоким шпилем, покоящимся на ха­рактерном кубовидном основании.

Обходя церковь вокруг, испытываешь высокое наслаж­дение от гармоничности его форм. С каким артистизмом убраны точно найденными деталями стены, выступаю­щие полукружия, венчающие части! Характерно, напри­мер, что снаружи основные объемы здания не имеют прямых углов, все они сглажены полукруглыми кривыми, которые к тому же подчеркнуты ограничивающими их пилястрами.   Все  эти   детали   особенно     очаровательно

выглядят при ярком солнечном освещении, когда они подчеркиваются светотенью. Сочетание приемов барокко и классицизма осуществлено здесь поистине    мастерски.

Пожалуй, фон Гун был прав, когда в своих записках писал, что это церковь, «отличающаяся как своей ар­хитектурой, так и совершенною соразмерностью и, может быть, не много имеет себе подобных даже в Моск­ве».

Если же мы поднимемся на второй этаж, то наш взор привлечет иконостас в восточной стороне, а на противо­положной, западной стороне — надпись, гласящая, что «основан храм сей Воскресения Господня 1765 года июня 4 дня, а за совершением освятися 1771 апреля 17 собст­венным коштом господина генерал-фельдмаршала сена­тора и разных орденов кавалера сиятельнейшего графа Кирилла Григорьевича Разумовского».

Иконостас в основном сохранился; правда, есть утра­ты и повреждения отдельных частей.

Иконостас почепского памятника выдержан в бароч­ном стиле, в нем много объемной скульптуры. Между витых золоченых колонн вставлены иконы, также вы­держанные в стиле барокко. Вероятно, они принадлежат кисти художника Григория Стеценко, который своей жи­вописью украшал церкви, построенные Разумовским.

ДРУГИЕ ПАМЯТНИКИ И ПАРКИ ГОРОДА. В Почепе сохранилось два архитектурных памятника в стиле клас­сицизма. Объемно-плановое построение их довольно свое­образно и интересно.

Один из них — расположенная на возвышенной части города Ильинская церковь, она относится к началу XIX века и представляет собой бесстолпную центриче­скую композицию (колокольня на западном приделе воз­ведена позже) с тремя выступающими ветвями креста. С восточной же -тороны выступают полукружия трех апсид, очень красиво и логично скомпонованных с основ­ным массивом. Возвышающийся восьмерик с четырех сто­рон усложнен слегка выступающими своеобразными пор­тиками и завершен куполом и небольшим фонарем на нем. Памятник в отличном состоянии, и при ярком сол­нечном освещении его сверкающие белизной формы осо­бенно выразительны.

Отсюда открывается красивый вид на Почеп и его окрестности. За рекой Судостью хорошо видны мощные рвы и валы укреплений, возведенных русскими вой­сками для отражения войск Карла XII.

К этому же примерно времени относится второй памят­ник — Антониевская церковь, по существу, часовня, рас­положенная на территории городского кладбища (исполь­зуется под архив). Она небольшая, да к тому же ее формы закрываются ветвями растущих вокруг больших деревьев. План здания церкви оригинален: круглая в плане центральная   часть    представляет собой цилиндр, увенчанный куполом с люкарнами. К этому круглому объему крестообразно примыкают четыре пониженные пристройки, заканчивающиеся фронтонами с парными пилястрами и колоннами утяжеленных пропорций. Хо­тя церковка незначительна по размерам, но благодаря своим грузным формам она кажется внушительной и хорошо вписывается в окружение. Ее авторы умело ис­пользовали приемы ампирной архитектуры.

Примечательными местами современного Почепа явля­ются два парка. Один из них называется нижним и рас­положен по соседству с Воскресенской церковью. Здесь же видны остатки фундаментов и подвальных помеще­ний разрушенного дворца Разумовских. Фон Гун писал, что «сад перед домом велик, расположен в голландском вкусе».

Второй парк — верхний, он занимает довольно боль­шую площадь в возвышенной части города, где преобла­дает сильный рельеф. Оба эти парка существуют давно, они сильно разрослись и похожи на участки леса. От первоначального их вида, вероятно, ничего не осталось. Видимо, нижний парк был регулярный, а верхний в анг­лийском стиле; живописно разбросанные группы могучих лип, кленов и ясеней соседствуют с участками регуляр­ного сада, изрядно поредевшего и местами высохшего и одичавшего. Впрочем, в подобных запущенных парках есть своя прелесть.

Не дошедший до нас дворец Разумовского подробно описан Гуном, который писал, что он представлял собой «великолепное каменное здание необъятных пространств... Во всем фасаде двадцать пять окон, и я должен был пройти сто тридцать шагов, когда хотел смерить весь ряд комнат нижнего этажа главного корпуса... План прожек-тирован в Петербурге архитектором Де ла Моттом, а про­изведен здешним архитектором г. Яновским».

Дотошный фон Гун описал не только памятники Поче­па, но также и усадьбы в селах Новые Ивантенки и Бак-лани, расположенные в двадцати-тридцати километрах западнее Почепа. Новые Ивантенки в то время принад­лежали генералу Гудовичу, а Баклань — Разумовским. Эти усадьбы были очень живописны, архитектура зда­ний умело сочеталась с искусно устроенными парками, о чем можно судить по гравюрам в книге Гуна. Сейчас мимо этих сел проходит автомагистраль Брянск — Ново-зыбков. Проезжая по ней, в Новых Ивантенках можно заметить остатки старого парка.