СтраницаПлощанская

Казанская Богородицкая Площанская пустынь Брасовский район Брянской области

Площанская Богородице-Казанская мужская Пустынь

Казанская Богородицкая Площанская пустынь (действующий мужской монастырь)

В пустыни жили многие духовные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), св. Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил в обители уже в XX  веке.

Казанская Богородицкая Площанская пустынь (г. Локоть)

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь находится на р. Березке в 12 км от с.Брасово. Расположена на возвышенном плоском месте, на берегу живописного озера. Свое название она получила по главному храму в честь Казанской Пресвятой Богородицы, а также, по наименованию Площанского озера.

Площанский Богородицкий мона­стырь — одна из знаменитых древних обителей Брянщины, основанная в XVI в. как мужская пустынь. В период Смуты (нач. XVII в.) он был разорен и затем восстановлен. В середине XVIII и в XIX веках здесь развернулось обшир­ное каменное строительство: возведе­ны главный храм обители — Казанский собор, трапезный корпус и церковь Покрова, а затем церковь Святого Духа

С церкви Святого Духа началось возрождение монастыря

Казанская Богородицкая площанская мужская пустынь — одна из знаменитых древних обителей Брянщины. Фото 2006 г.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".
После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де
при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий".
Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек.
"Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни,
разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и
получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.
Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка.

В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного
корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и
духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.
После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года.
В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону
обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Монастырь Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь расположен почти посередине между Москвой и Киевом (438 км Киевского шоссе), под Брянском. По архивным данным, она была образована еще в XV веке. Основные храмы были возведены в середине ХVII -- начале XIX века. Здесь жили старцы Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), свт. Игнатий (Брянчанинов). В 1924 году монастырь был ликвидирован. Один из монахов при закрытии пустыни спас чудотворную икону Казанской Божией Матери и завещал ее монастырю. Икона вернулась в родную обитель в 1996 году, а возрождение ее началось двумя годами ранее. В настоящее время идет активное возрождение монастыря. На праздники в обитель приезжает до полутысячи паломников из Брянска и окрестных населенных пунктов. Первый наркозависимый появился в монастыре 7 лет назад. Опыт реабилитации оказался удачным. Сегодня в монастыре постоянно находится до 12-14 наркозависимых. Преимущественно это молодые мужчины 18-28 лет.

Пустынь «на плоском месте» существовала уже в XV в. После литовского разорения возобновлена около 1620 г. по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия с разрешения царя Михаила Феодоровича и с благословения Патриарха Филарета. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери - вклад царя, сюда же перенесли из часовни резное на дереве изображение святителя Николая, явленное в этих местах. Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии построен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь.
        Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью. Кажется, вот-вот заклубится над безбрежными полями пыль, засверкают доспехи, появятся развевающиеся на ветру хоругви - вихрем пронесется княжеская конница.
        После 1917 года здесь была организована коммуна \"Пчела\". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.
        Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов.
        Адрес: Россия, 242331, Брянская обл., Брасовский район, п. Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь , тел. 9-51-76.
        Проезд: Трасса Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем "Монастырь Площанская пустынь", далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки "Пост ДПС "Локоть".

Развалины Казанского собора на территории Площанской Пустыни. Казанский собор-один из 4 храмов Площанской Пустыни. Храм был разрушен после 17 года 20 века. Основанная киево-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская Пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь находится в Брянской области в п. Пчела Брасовского района.

Копия литографии, отпечатанной в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1873 году с изображение Казанского собора среди прочих построек монастыря

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Сошествия Святого Духа.

Церковь Святого Духа в Площанской пустыни (Брасовский район) построена в стиле зрелого классицизма в начале XIX века

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Всех Святых.

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Часовня Николая Чудотворца.

Очень интересно было узнать историю этого храма, истории жизни монахов и иноков, истории исцеления людей, которые  приходили за помощью в храм. ...Лечат души в Пустыни не столько словом, сколько личным примером.

            Все это нам рассказал монах Зосима, который уже много лет живет  в храме. Во время экскурсии по территории мы собирали целебные травы в лесу, окружающем храм, и узнали от каких болезней какая трава помогает.

            После  мы отправились в трапезную, где помогали  накрывать на стол для всех паломников.  Подкрепившись, мы отправились на святой источник. Взрослые паломники рассказывали нашим ребятам как правильно  окунаться в святые воды.

            По пути домой, также как и по пути в храм, вместе с нашими руководителями и другими  паломниками мы читали молитвы. Очень необычной и интересной стала для нас эта поездка.

Лариса Абрамченкова, 5 «В» класс, клуб «Паломник»

Богородицкой Площанской мужской пустыни

вокруг восстанавливаемого Казанского собора был совершен многолюдный Крестный ход с еще одной старинной Казанской иконой Божией Матери, написанной в XVIII столетии.

Богородицкая Площанская пустынь - один из
знаменитых древних монастырей Брянщины.
Богородицкая Площанская мужская пустынь находится на
р.Березке в 12 км от с.Брасово. Расположена на возвышенном
плоском месте, на берегу живописного озера. Свое название она
получила по главному храму в честь Казанской Пресвятой
Богородицы, а также, по наименованию Площанского озера.
Единственным источником по древнейшей истории
монастыря служат устные предания, записанные игуменом
Серапионом в 70-гг. 18 в. Монастырь, по этим устным
преданиям, существовал еще в 16 в., но в Смутное время (нач.
17 в.) был полностью разорен и возобновлен по царской и
патриаршей грамотам иеромонахом Киево-Печерской лавры
Прокопием ок. 1620 г.
Восстановление и яркий расцвет Площанской пустыни
пришлись на 18-19 вв. Это была одна из знаменитейших
обителей дореволюционной России. До второй трети 18 в. все
строения монастыря были деревянными, но уже в 1740-1750 гг.
в нем было развернуто обширное каменное строительство. В
1741-1746 гг. был возведен главный храм обители - Казанский
собор. Высота его колокольни достигала 59 метров.
Знаменитой святыней пустыни является чудотворная
икона Казанской Божьей Матери, подаренная царем Михаилом
Федоровичем (1613-1645 гг.) и патриархом Филаретом (1619-
1633 гг.).
Площанская пустынь была известным центром духовного
развития России. Помолиться и духовно отдохнуть в
Площанскую пустынь приезжали многие известные люди, в том
числе и представители царской семьи.
Но не столько внешней красотой и богатством была
известна обитель. Большую славу принесли ей знаменитые
старцы - Паисий Величковский, иеромонах Василий Кишкин
, схимонах Афанасий Захаров.
История монастыря была прервана после революции 1917
г. 2 августа 1924 г. монастырь был ликвидирован как духовно-
культурный центр , иноки были разогнаны , бесследно исчезли
святые иконы.
Казанский собор просуществовал до 1961 г., а
монастырские постройки были сломаны на кирпич. В
настоящее время от огромного собора остались лишь руины
нижних ярусов его колокольни.
До последних лет уцелевшие два здания монастыря
использовались под хозяйственные нужды, в келейном корпусе
располагалась школа.
22 октября 1994 г. Площанская пустынь была возвращена
Русской Православной церкви. Настоятель игумен отец Сергий
и пять иноков пришли сюда, чтобы восстановить внешний вид
и духовную значимость знаменитой обители.
19 марта 1995 года Богородице-Площанская пустынь была
освящена архиепископом Брянским и Севским
Мелхиседеком.
Весть об открытии и восстановлении монастыря облетела
весь православный мир. В Площанской пустыни появляются
первые паломники. Они приезжают не только поклониться
святым местам, но и оказать посильную помощь в
восстановлении обители.

 Богородицкая Площанская мужская пустынь. Брянская область, Брасовский район.

Вид монастыря до разрушений

КОММУНА ПЧЕЛА

МОНАСТЫРЬ ПЛОЩАНСКИЙ БО-ГОРОДИЦКИЙ, 18 - 1-я пол. 19 в.

Расположен в южной части поселка, на возвышенном берегу Площанского озера. Основан в 16 в. как мужская пустынь. В период Смуты (нач. 17 в.) был разорен и возобновлен по царской и патриаршей грамотам иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием ок. 1620 г. До 2-й трети 18 в. все строе­ния монастыря были деревянными. В 1740-50-х гг. в нем развернулось об­ширное каменное строительство: возведены Казанский собор (1741-48), тра­пезный корпус и церковь Покрова (1752-54). До кон. 18 в. сооружаются ог­рада и надвратная церковь Всех Святых (1780-83), хозяйственный корпус с ква­соварней, бондарней, а также новая тра­пезная с поварней и хлебней и ряд брат­ских келий. К началу следующего сто­летия относятся теплая церковь Св. Ду­ха (между 1810 и 1815) и корпус брат­ских келий (1813-16); между 1818 и 1826 гг. сооружены настоятельские ке­льи к югу от собора, а Покровская цер­ковь перестроена, в результате чего по­лучила приделы и новый более высокий купол. До 1834 г. был перестроен и со­бор, а между 1826 и 1834 гг. сооружен двухэтажный корпус братских келий.

Один из интереснейших крупных мо­настырских комплексов на Брянщине, архитектура которого была выдержана преимущественно в стиле классицизма. Территория была окружена невысокой прямоугольной в плане оградой с ба­шенками на углах. В центре возвышал­ся большой позднеклассицистический Казанский собор с приделами Николая Чудотворца и Кипрской Богоматери, высокая колокольня которого господ­ствовала в обширной панораме ансамб­ля. К западу от собора находилась дру­гая высотная доминанта - надвратная церковь Всех Святых, поставленная над главным входом в обитель, а к югу — Духовская церковь. Жилые и хозяйствен­ные корпуса в основном располагались вдоль обращенной к озеру восточной стены монастыря, а также в юго-запад­ном углу его территории. Часть хозяй­ственных построек была вынесена за ограду и образовала особый двор у юж­ной стены. У озера, при впадении не­большого ручья, стояла водяная мель­ница.

В настоящее время от этого обшир­ного комплекса осталась только часть построек, среди которых главной явля­ется Духовская церковь. От монастыр­ской ограды сохранились обращенная к дороге западная стена с башней на юж­ном углу и хозяйственными воротами, а также отдельные прясла южной и вос­точной стен с башней возле трапезной. Из жилых и хозяйственных корпусов ныне существуют дом игумена и про­сфорная, расположенные у хозяйствен­ных ворот друг против друга, встроенная в стену восточной ограды трапез­ная и один из корпусов келий в северо­восточном углу ансамбля. От огромно­го собора остались лишь руины нижних ярусов его колокольни.

Общий вид монастыря до разруиипшй

Церковь Св. Духа. Построена на средства помещиков Веревкиных (нача­та между 1810 и 1813 гг. и освящена в 1815 г.) из кирпича и оштукатурена. Один из лучших в области образцов монастырского культового зодчества 1-й трети 19 в. представляет собой бес-столпный однокупольный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся своеобразной композицией. Основной объем - сильно вытянутый по попереч­ной оси двусветный четверик с крупным полукруглым равновысоким алтарем -украшен на торцах портиками с фрон­тонами; над его центром поставлен мощный цилиндрический барабан с ку­полом, прежде завершенным малень­кой главкой. К обширной квадратной вплане трапезной примыкает с запада не­высокая колокольня в два яруса: ниж­ний четверик с закругленными углами несет глухой цилиндр с купольной кров­лей, над которой ранее возвышался шпиль.

В строгом и нарядном декоре фаса­дов главную роль играют портики хра­ма с шестью композитными, сдвоенны­ми по краям полуколоннами, имеющи­ми необычного рисунка капители с во­лютами, листьями и гирляндами. Пор­тики повторены в меньшем масштабе и с иным положением колонн (сдвоены средние) в центре боковых сторон тра­пезной. Мотив парных колонн исполь­зован также в убранстве нижнего яруса колокольни, а парные пилястры укра­шают ее верхний ярус, апсиду храма и барабан с лепными гирляндами над ок­нами. Под лишенными обрамлений ок­нами здания помещены плоские прямо­угольные киши, а над ними - круглые, вместо которых в портиках устроены круглые проемы второго света. От пер­воначальных росписей в тимпанах фронтонов и внутри портиков сохрани­лись незначительные фрагменты.

Внутри квадратная в плане централь­ная часть храма перекрыта более позд­ним сомкнутым сводом, полностью от­делившим барабан с куполом. Широкие арки связывают ее с боковыми частями, имеющими, так же как трапезная и ап­сида, плоские перекрытия. В нижнем четверике колокольни слева от входа расположена лестница на второй ярус. От прежнего убранства интерьера оста­лись фрагменты настенных клеевых росписей (ныне частично забелены).

Братские кельи. Построены между 1826 и 1834 гг. и представляют собой большой двухэтажный корпус с валь-мовой кровлей, скромная архитектура которого выдержана в стиле позднего классицизма. Здание кирпичное, сна­ружи побеленное. Главный фасад с ме­ждуэтажной и подоконной тягами и мелко профилированным завершаю­щим карнизом членят крупные пиляст­ры; они расположены по сторонам двух входных крылец соответственно внутренним поперечным стенам. Пря­моугольные оконные проемы заклю­чены в рамочные наличники с узкими лежачими нишками под ними в первом этаже. Крыльца с лестницами имеют характерные для классицизма метал­лические зонты на консолях.

Ограда с башнями. Хороший пример монастырской ограды кон. 18 в. с баш­нями на углах, сохранившейся лишь ча­стично. Невысокую кирпичную стену с карнизом и рустованными пилястрами украшают крупные восьмигранные фи­ленки с ромбами в центре. Против ко­локольни собора западная стена полу­кругом отступала внутрь, к стоявшим здесь прежде Святым воротам с над-вратной церковью. Существующие в южной части этой же стены хозяйствен­ные ворота состоят из широкого цент­рального проезда с лучковой перемыч­кой, отделенного рустованными устоя­ми от узких арочных проходов.

Небольшая круглая в плане башенка на юго-западном углу ограды с цоколем и полувалом вверху не сохранила преж­него покрытия. Более мощно выгляди восьмигранная башня возле трапезно­го корпуса, построенная, видимо, во 2-й пол. 19 в. Нижний ярус башни отделен от верхнего, более крупного пояском; уг­лы граней украшены широкими лопатка­ми; окна с лучковыми перемычками. Пер­воначальный шатровый верх утрачен.

Колокольня. Построена вместе с со­бором между 1818 и 1834 гг.; примыкала с запада к его трапезной. Представ­ляла собой высокое четырехъярусное сооружение с куполом и шпилем, вы­полненное в формах позднего класси­цизма. В настоящее время частично со­хранились лишь два нижних четырех­гранных яруса, кирпичные и снаружи оштукатуренные. Широкий первый, прорезанный арочным проходом по оси восток-запад, имел с боковых сто­рон сводчатые помещения с нишами (не сохр.). Второй ярус с небольшими арочными окнами (заложены) и прямо­угольными нишами украшают плоские пилястры и простой карниз.

Описание... 1885; Пясецкий, 1889а, с. 76, 130-135, 179-186; 1899. е. 130-135, 179-180; Бло-хин, 1890а. с. 15-16; Зверинский. 1892. с. 272; Ми-саил, 1897; Денисов, с. 638-639.