Страницапепла

Брянск 1943 год ГОРОД ВСТАЕТ ИЗ ПЕПЛА

Страшную картину являл собой Брянск осенью 1943 года: всюду развалины, пепелища. Фокинский район фашисты сравняли с землей. Здесь уцелело около двух десятков домов у кромки леса да здание железнодорожного техникума, которое было заминировано, но немцы не успели его взорвать. Ничего не осталось от Володарского района. Сожжены были все многоэтажные здания в Советском и Бежицком районах.

Из 751 тысячи метров жилья, которыми располагали Брянск и Бежица до войны, полностью уничтожено было около 400 тысяч квадратных метров. Взорванными оказались очистные сооружения, водонапорные башни, все мосты.

В руинах лежали корпуса заводов. Полностью были уничтожены мясокомбинат, вагоностроительный завод, фосфоритный, шиферный, завод противопожарного оборудования. Общая сумма ущерба, причиненного Брянску и Бежице, составила почти 10 миллиардов рублей.

С запада еще доносился грохот канонады, а тысячи жителей с кирками и лопатами вышли на расчистку завалов, взялись за восстановление железнодорожного узла, жилых домов, предприятий. На помощь брянцам пришли трудящиеся городов далекого тыла.

Шефами брянских железнодорожников стал коллектив Алма-Атинского узла. Швейники Алма-Аты помогли восстанавливать Брянскую швейную фабрику. Семипалатинские рабочие взяли обязательство помочь восстановлению мясокомбината. Все они слали необходимый инструмент, оборудование.

С третьего октября начались еженедельные массовые выходы населения на воскресники. Кроме того, каждый работающий обязался отработать несколько сот часов в неурочное время на восстановлении своего предприятия. Быстро шло восстановление узла, являвшегося важным звеном снабжения фронта. Паровозники, вагонники, движенцы, связисты работали без счета часов, не жалея сил. Жить им приходилось в грузовых вагонах, в землянках. Трудно было с продовольствием. Но каждый думал прежде всего о том, как ускорить продвижение поездов к фронту. Самоотверженным трудом брянцы уже в декабре 1943 года завоевали переходящее Красное Знамя Наркомата путей сообщения. В конце октября 1943 года в Брянске состоялось собрание городского партийного актива. Обсуждался ход восстановительных работ. Такое собрание прошло и в Бежице. Коммунисты определили первоочередные объекты, наметили меры для ускорения работ.

Успешно велось восстановление «Красного профинтерна». Уже через три дня после освобождения города возле проходных завода появилась табличка «Отдел кадров».

Чтобы дать жизнь заводу, следовало прежде всего восстановить электростанцию. За это дело взялись главный энергетик коммунист Захарин, инженер Тупицын, коммунисты Чубыкин, Орлов, Федюшин и другие. Через одиннадцать суток вспыхнули лампочки в цехах. А еще через четыре дня был пущен первый паровой котел. 21 октября над городом разнесся басовитый гудок. Он извещал о том, что завод ожил.

В цехах не было ни одного станка. Группа слесарей разыскала на свалке старую станину, нашли другие узлы. Вручную расточили подшипники. Потом с помощью главного механика Петрова собрали и опробовали первый станок. Так возник на заводе цех восстановления оборудования.

Чугунолитейщики, их было совсем немного, собрались у своего цеха. Расчистили пролет и взялись восстанавливать вагранку. Почти месяц ушел на это. В годовщину Октября родилась мысль отлить из первого металла бюст В. И. Ленина. Единственный бюст вождя, который был спрятан на время оккупации и теперь, стоял в горкоме партии, послужил моделью формовщикам. 9 ноября вагранка была пущена, а еще накануне формовщики М. Игнатов, Б. Прокопов и А. Митичев изготовили форму. Волновались. Боялись, что ничего не выйдет. Ведь им давно не приходилось заниматься своим делом. Вагранщик М. Савкин то и дело брал пробы металла. Наконец он кивнул мастеру В. Сазонкину:

— Давай!

Рабочие подхватили ковш с металлом, потащили его к форме.

Когда бюст извлекли из земли, очистили его, на рабочих глянуло простое, знакомое до мельчайших деталей лицо Ильича.

А в мартеновском цехе в полном разгаре шли восстановительные работы. Сталевары М. Мирошкин, Е. Локтюхов, П. Гаврилов, П. Лобачев, каменщики Г. Кучевинов, М. Гришин и десятки других выбирали из развалин огнеупорный кирпич, выкладывали печь. До войны на разборку мартена ставили 100 человек. Они работали 28 дней. В октябре 1943 года эту работу сделали за 22 дня 40 человек. На выбивку шлаковиков по довоенным нормам полагалось 70 человеко-дней. На этот раз работа была выполнена вдвое быстрее.

Так же самоотверженно восстанавливали свое предприятие рабочие завода имени Кирова. Первыми в полуразрушенные цехи пришли партизаны Гришин, Абросимов, Головин, Шишкин, Трубин, Новосельцев. И. Рябов и В. Селаков сколотили бригаду из 15 человек и стали восстанавливать котлы. Рабочие разыскали к ним паровые насосы и дали тепло в цехи. Завод освещался коптилками. Рабочий Алексей Бовин добыл неисправный движок, его отремонтировали, и в цехах появился электрический свет. От темна и до темна работал каменщик Н. Снигирев. Владея специальностью штукатура, плотника и печника, он шел туда, где был в эту минуту нужен.

На Бежицком стальзаводе энтузиастами восстановления стали, «ак и повсюду, коммунисты. Бывшие партизаны П. Маляров, Д. Пуклин, И. Бычков, С. Мартынов, П. Савкин работали не щадя себя, проявляя упорство, находчивость. Мастер Королев сколотил бригаду из девяти подростков, обучил их слесарному делу и с ними взялся восстанавливать два мостовых крана, которые валялись во взорванном цехе. Сами разыскали инструмент, нашли и отремонтировали лебедку. Работали от темна и до темна и пустили краны. Мастер Фомин с бригадой женщин за короткий срок восстановили 10 километров железнодорожных путей, 50 вагонов и платформ.

Трудный участок достался заместителю секретаря заводской парторганизации Г. Пызину. Его назначили старшим мастером «узницы. Но ни рабочих, ни самой кузницы не было. С чего начинать? В городе людей не найти. Поехал в родную деревню и привез оттуда несколько пареньков и с ними деда-кузнеца. Старик соорудил примитивный горн и начал делать инструмент, а заодно учить ребят своему ремеслу. А Пызин добывал в развалинах металл, оборудование. Вскоре кузница получила срочный фронтовой заказ на 75 тысяч скоб и 25 тысяч «ершей». Сделали. Потом стали готовить детали для восстанавливаемых цехов. Когда весною 1944 года плохи оказались дела в заводском подсобном хозяйстве, Пызин, как бывший председатель колхоза, взялся поправить там положение. С людьми своего цеха изготовил плуги, бороны, организовал труд на пахоте и севе.

В конце 1943 — в начале 1944 гг. были пущены первые цехи горпромкомбината, горпищекомбината, открылась несколько столовых, стали работать клубы.

Из эвакуации возвратились два брянских института: машиностроительный и лесной. В городе начала работать театральная труппа. В ее репертуаре были «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Васса Железнова» М. Горького, «Песня о черноморцах» Б. Лавренева и другие пьесы.

Жизнь города налаживалась, хотя ночами над Брянском нередко еще кружили вражеские самолеты. В одну из летних ночей 1944 года несколько десятков бомбардировщиков совершили массированный налет на железнодорожный узел Брянск-II. Они сбросили сотни бомб в надежде хоть на несколько дней парализовать важную артерию снабжения фронта. Но наутро тысячи брянцев со всех концов города двинулись к узлу. Уже к полдню был восстановлен главный ход. И то нему на фронт пошли эшелоны. В течение нескольких дней все разрушенное было восстановлено.
5 июня 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Брянская область. Брянск стал областным центром.

В августе состоялось собрание городского партийного актива, на котором разговор шел о задачах партийной организации по восстановлению Брянска. В 1944 году предстояло выполнить капитальных работ на 24 миллиона рублей: восстановить Дом Советов и жилые дома площадью 24 тысячи квадратных метров, построить 100 стандартных домов на 10 тысяч квадратных метров, расширить городскую гостиницу до 150 мест, восстановить водонапорную башню и мощность насосных станций довести до 9300 кубометров воды в сутки, смонтировать 40 водоразборных колонок, пустить две бани, построить Октябрьский мост дерез Десну, отремонтировать 2,5 тысячи квадратных метров асфальтированных дорог и тротуаров, посадить осенью 15 тысяч деревьев. Намечено было также организовать мебельную фабрику, пустить пивзавод, макаронную фабрику, обувную мастерскую, первую очередь хлебзавода, две столовых, два овощехранилища, расширить телефонную станцию в Брянске до 500 номеров и в Бежице до 200 номеров, организовать радиовещание. Аплодисментами было встречено сообщение о том, что правительство выделило городу семь грузовиков для организации пассажирского сообщения с вокзалами и Бежицей.

На собрании актива были намечены большие, в сравнении с возможностями города, планы культурного строительства. Предстояло к 1 января 1945 года восстановить театр и начать восстановление кинотеатра на 500 мест, открыть кинотеатр им. Фокина на Петровской горе, создать областную и детскую библиотеки с фондом не менее 35 тысяч книг, открыть городскую поликлинику, противотуберкулезный диспансер.

Выполнить намеченное только силами строителей было невозможно. Прежде всего потому, что рабочих не хватало. У них не было никаких механизмов. Не было транспорта... «Мы должны,— говорил на собрании первый секретарь обкома партии А. П. Матвеев,— мобилизовать на работы по восстановлению Брянска 2000 человек и 500 подвод, а также получить для нужд городского хозяйства 200 лошадей. Однако этого будет недостаточно. Для быстрейшего восстановления города надо организовать его население, всех — от малого до старого»...

Несколько дней спустя в цехах завода «Красный профинтерн» состоялись собрания. На них рабочие брали обязательства принять активное участие в восстановлении города. Коллектив завода обратился к жителям Брянска и Бежицы с призывом включиться в восстановление. В ответ железнодорожники узла Брянск-I обязались за лето отработать на стройках по 24 часа. Паровозники депо Брянск-II дали слово отработать по 50 часов каждому.

13 августа в Брянске в воскреснике приняли участие 7000 человек, 20 августа — 7500 человек, 27 августа — 8000. На предприятиях и в учреждениях города было создано 56 комсомольско-молодежных бригад, 13 таких бригад возникло на заводе имени Кирова. Оставаясь после работы, члены бригад ежедневно по 2—4 часа разбирали завалы, выбирали из них кирпич. Комсомольцы и молодежь города в течение года отработали на восстановлении 18 тысяч человеко-дней, собрали, очистили и уложили в штабеля 350 тысяч кирпичей, собрали 2500 тонн металлолома. По инициативе домохозяек улицы Красноармейской в городе возникло 66 добровольческих женских строительно-восстановительных бригад. Два дня в неделю они работали на восстанавливаемых объектах. Бригады домохозяек, которыми руководили тт. Стукошина, Кострикова, Собаченкова, Степаненко и другие, только за полгода отработали 5000 человеко-дней. Они очистили территорию Дома Советов, строили школы №№ 6 и 10, привели в порядок четыре сквера. Не было извести. Тогда женщины сами построили примитивную обжиговую печь и стали снабжать строителей известью.

В восстановлении городского хозяйства большую помощь брянцам продолжали оказывать жители многих городов страны. Так, коллектив Московской городской телефонной сети во внеурочное время изготовил для Брянска телефонную станцию на 650 номеров. Москвичи прислали своих специалистов, много провода, инструмента.

В 1944 году значительный сдвиг произошел в восстановлении промышленности. В Бежице на эти цели было израсходовано более 50 миллионов рублей. На стальзаводе удалось пустить деревообделочный, инструментальный и модельный цехи. На машиностроительном — цех локомотивостроения, модельный. Машиностроители перевыполнили задание по повышению производительности труда, экономии топлива, восстановлению жилплощади и в сентябре завоевали третье место во Всесоюзном соревновании. В Брянске выпускали продукцию 11 предприятий. В число действующих с октября вошла швейная фабрика. Было восстановлено 840 домов. В них вселили 16000 человек. Работали институт, школы, две больницы, три бани.

Однако, как отмечалось на X городской партийной конференции, состоявшейся 19 января 1945 года, восстановление Брянской ГРЭС, завода им. Кирова, хлебокомбината и ряда культурно-бытовых объектов велось недостаточными темпами. Средства не осваивались. Главная причина тому — нехватка материалов, особенно кирпича. До войны в Брянске его производилось до 30 миллионов штук в год, а на 1945 год Наркомат промстройматериалов планировал довести выпуск только до двух миллионов штук. Это ставило под угрозу план восстановления города. Вопрос этот был поднят депутатом К.З. Шуршиной на XI сессии Верховного Совета СССР. Впоследствии удалось добиться более высоких темпов роста городской промышленности стройматериалов.

Зима 1945 года была трудной для брянцев. Не хватало топлива, в цехах, школах, в учреждениях, в квартирах стоял холод. Тяжело было с продовольствием, с одеждой. Из глубокого тыла приезжали тысячи семей, а размещать их было негде. Но все ожидали близкой победы, мирной жизни и ради этого скорого будущего готовы были вынести любые лишения, любые невзгоды.

Еще шла война, еще множество было совершенно неотложных дел, связанных с восстановлением промышленности и коммунального хозяйства, а брянцы уже начали заботиться о внешнем облике своего города. Городской бюджет был невелик: в 1944 году около 9 миллионов рублей, а в 1945 — 15 миллионов. Но и из этих скромных средств кое-что выделялось на озеленение и благоустройство. Денег, конечно, далеко не хватало. И горожане решили своими силами сделать все возможное. Застрельщиками выступили дормашевцы и работники областной конторы Госбанка. Они заявили, что каждый отработает 100 часов на благоустройстве. Горком партии одобрил эту инициативу. Начинание подхватили и в других коллективах. С апреля 1945 года каждое воскресенье и по вечерам после рабочего дня тысячи горожан выходили на улицы, площади, в скверы приводить их в порядок. В апреле состоялось значительное событие в жизни города — началось строительство мостов через овраги Верхний и Нижний Судки. О необходимости этого строительства ставился вопрос еще до войны. Но осуществить проект не удавалось. И вот теперь, наконец, город, разрезанный оврагами на три части, соединялся.

Мосты строились деревянные, длиною в 215 и 193 метра, шириной 17 метров. Наибольшая высота опор достигала 25 метров. На закладке мостов председатель горисполкома И. П. Тюрин сообщил, что в ближайшие годы город получит перспективный план развития, что за разработку его взялся московский институт «Гипрогор». Война еще продолжалась, но надо было уже думать о завтрашних мирных днях.

Весть о великой победе пришла в Брянск в два часа ночи 9 мая. И сразу же в небо полетели ракеты, улицы, площади заполял народ. Всю эту ночь город не спал. В 2 часа дня около 30 тысяч человек собрались на стадионе. Митинг, парад колонны рабочих и учащихся, музыка, песни, ликование. Победа!

Вот и пришел на истерзанную войной советскую землю мир. Но жизнь в разоренном войной городе по-прежнему оставалась суровой. Со времени освобождения Брянщины удалось сделать многое, если исходить из возможностей города, и совсем немноroe, если учитывать его нужды, потребности.

Одной из важнейших проблем, от решения которой во многом зависели темпы восстановления промышленности и народного хозяйства, являлась проблема энергоснабжения. Нужно было ускорить строительство Брянской ГРЭС.
Восстановление ее началось сразу после освобождения. То, что увидели здесь пришедшие первыми партизаны, не могло не посеять уныния. Огромные глыбы бетона, оголенная арматура — вот и все, что осталось от электростанции — детища ГОЭЛРО.

К этим развалинам трудно было подступиться, так как они оказались заминированными. Тем не менее уже в конце 1943 года группа коммунистов стала организовывать восстановительные работы. Коммунист Машков возглавил стройучасток, который возводил жилье и бытовые объекты стройки. Коммунист Аржакин руководил строительством лесозавода. Инженер Лапшнн собирал и комплектовал оборудование, а также руководил разминированием. На этой работе он и погиб. Трудности у восстановителей БРЭС были огромными. Три с лишним месяца разбирали завал в машинном зале. Ежедневно здесь работало по 30—40 человек. 30 тонн взрывчатки израсходовали, чтобы раздробить бетонные глыбы. Механизмов не было. Все делалось вручную. Не хватало даже простого инструмента. На бригаду плотников из 20 человек на первых порах приходилось всего пять топоров. Не было тока. Тогда приспособили в качестве движка автомашину. Потом собрали небольшой дизель. А когда, наконец, прибыл энергопоезд, радости строителей не было предела.

Темпы восстановления особенно усилились с начала 1945 года. Борясь за ускорение работ, бригада Прокошина удлинила рабочий день на 4 часа и благодаря этому стала выполнять дневные нормы на 200 процентов. Когда монтаж турбины и котла уже завершался, выяснилось, что на бежицкой подстанции, через которую должен был передаваться ток, не выполнен большой объем работ. По мнению специалистов, дел было не меньше, чем на три месяца. Ускорить там работы было поручено коммунистам Колоскову и Машкову. Отличные организаторы, они так поставили дело, что через месяц подстанция была готова.

В восстановлении БРЭС участвовал весь город. Брянская парторганизация прислала сюда на четыре месяца с 1 января по первое мая 1945 года пятьдесят коммунистов и 250 комсомольцев, а в апреле из Брянска и Бежицы на стройку прибыло еще 400 человек. Стальзавод, Дормаш, «Красный профинтерн» поставляли детали, арматуру, инструмент. «Красный профинтерн» в самые напряженные дни монтажа послал 16 квалифицированных монтажников, выделил из своих скудных резервов токарный станок, давал ежедневно стройке до 200 киловатт электроэнергии. Однажды завод получил срочный заказ — сделать для БРЭС четыре катка. Пригодный для этого станок был один, на нем работал карусельщик С. Зубов. По норме на обработку деталей полагалось 40 часов. Но катки требовались немедленно. Ровно сутки не выходил рабочий из цеха. И через 24 часа детали были готовы.

Второе рождение Брянской ГРЭС состоялось в конце июня 1945 года. Ярче засветились окна цехов, домов. Город получил энергетическую базу.

В течение 1945 года продолжалось восстановление других предприятий. 25 декабря дала плавку первая мартеновская печь стальзавода. На «Красном профинтерне» пустили в эксплуатацию первую очередь цеха краностроения, инструментального, подготовили под монтаж оборудования кузнечно-прессовый, прокатный, паровозо-механический цехи. За год на восстановление было израсходовано 54 миллиона рублей — на 13 миллионов больше, чем в предыдущем. А продукции завод дал только на 17 миллионов рублей, из них на пять миллионов для собственных нужд. Для других предприятий делали тележки для мульд, коксотушильные вагоны, ковши. Был изготовлен опытный мотовоз узкой колеи с двумя автомобильными двигателями.

В течение года в Брянске и Бежице было восстановлено и вновь построено около 60 тысяч квадратных метров жилья. Однако жилищный кризис обострялся, т. к. население быстро увеличивалось за счет приезжавших из тыла и за счет приходивших в город из деревень. Всего в Брянске в конце 1945 года в землянках жило 884 семьи. Тысячи семей ютились во времянках, наспех сколоченных из досок.

1 ноября 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов. В их числе был и Брянск. Резко возросли ассигнования на жилищное и культурно-бытовое строительство. На эти цели в четвертом квартале 1945 и в 1946 году Брянску было отпущено 45 миллионов рублей и Бежице —15 миллионов. Намечалась большая программа работ. Для ее выполнения помимо треста Наркомгражданстрой был образован ремонтностроительный трест Наркомхоза. Строительным организациям города правительство разрешило набрать в районах области тысячу человек. Кроме того, Совнарком обязал облисполком направить в строительство 500 человек из числа рабочих, не полностью загруженных на предприятиях союзной и местной промышленности. В городе организуются управления жилищного хозяйства, коммунальных предприятий, благоустройства.

В течение 1946 года предстояло построить 34 тысячи квадратных метров жилья, четыре школы, четыре больницы, две поликлиники, восемь детских садов, мосты через овраги, несколько бань, гостиницу, две библиотеки, театр и т. д.

В 1946 году Верховный Совет СССР принял план четвертой пятилетки. Основная хозяйственно-политическая задача его состояла в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, достигнуть довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства. Пятилетний план определил перспективы восстановления промышленности и городского хозяйства. Брянску на восстановление предприятий выделялось на пятилетку 179 миллионоврублей и на развитие городского хозяйства—104 миллиона рублей. Бежицкая промышленность получала 450 миллионов рублей, а город — 35 миллионов.

Осуществление пятилетнего плана шло нелегко и непросто, особенно в первые два года. Темпы восстановления и развития промышленности и городского хозяйства в решающей степени определялись ходом строительных работ. А строительные организации были слабыми, их возможности далеко не отвечали потребностям городов.

Не простым делом оказалось завербовать, разместить, снабдить инструментом, обучить профессии строителя полторы тысячи человек. Квалифицированных рабочих не хватало. На строительных площадках почти не было механизмов, транспорта. Считалось, что у строителей имеется 103 автомашины. А на ходу в среднем было только 25 машин. Особенно скверным оставалось положение с кирпичом. И не предвиделось скорого улучшения, т. к. Бежицкий силикатный завод только начали восстанавливать. Не удивительно, что в Брянске план работ по восстановлению городского хозяйства был выполнен только на 62 процента. Почти 20 миллионов рублей использовать не удалось. Лишь 44 процента отпущенных средств реализовали в Бежице. Недостроенными остались все объекты здравоохранения, театр, кинотеатр, десятки домов. Вместе с тем в течение года в Брянске и Бежице получили жилье полторы тысячи семей, утроилось, по сравнению с 1945 годом, потребление электроэнергии, в довоенном объеме восстановили водопроводную сеть.

Не выполнялись планы промышленного строительства. В 1946 году освоено было только немногим более половины отпущенных средств. В следующем, 1947, году трест «Брянскстрой» выполнил всего 54 процента плана работ, горремстройтрест — 37 процентов, БРЭСстрой — 77 %. Это предопределило отставание в выполнении пятилетнего плана развития промышленности города. С опозданием, в мае 1948 года вошла вторая очередь БРЭС, много позднее намеченного срока было налажено поточное производство паровозов, грейдеров и другой продукции.

Но все-таки в восстановлении и развитии промышленности удалось добиться многого. С первых дней осуществления нового пятилетнего плана на предприятиях и стройках развернулось движение под девизом «Пятилетку — досрочно!». Разрабатывались планы оргтехмероприятий, заключались договора на соревнование между заводами, цехами, отдельными рабочими. Инициатива трудящихся рождала новые формы труда. В 1946 году брянские железнодорожники, стремясь увеличить пропускную способность узла, ввели метод двухстороннего формирования поездов. Три года спустя маневровый диспетчер Владимир Никитин выступил с инициативой отправлять поезда с узловой маркой, гарантирующей их отличное качество. Почин брянцев подхватили на всей сети дорог Союза. Возрождалось движение мастеров скоростного резания металла, многостаночников, что способствовало росту производительности труда, досрочному выполнению плановых заданий.

В первые два года пятилетки на заводах и фабриках шел процесс специализации и расширения производства. Предприятием дорожного машиностроения становился завод имени Кирова, расширялась сталеплавильная и литейная база на стальзаводе. Из небольших мастерских вырастал мотороремонтный завод, расширялся железнодорожный узел, появлялись многочисленные предприятия местной промышленности.

Быстро восстанавливался «Красный профинтерн». Еще в конце 1945 года коллектив получил задание начать выпуск паровозных тендеров конструкции Коломенского завода. Начали новое дело, не имея не только необходимого оборудования, но даже инструмента, такого, как простые металлические линейки, угольники, резьбовые калибры. В апреле 1946 года (1) были изготовлены первые два тендера. И сразу новый заказ: разработать и изготовить тендер собственной конструкции. В очень сжатыйсрок конструкторы под руководством П. Аронова создали тендер. В начале этого же года брянским паровозостроителям было предложено начать освоение паровоза серии «А» мощностью 2200 лошадиных сил конструкции Коломенского завода. В апреле состоялась закладка паровозосборочного цеха в 40 тысяч квадратных метров.

Заданием предусматривалось выпустить первые паровозы уже в третьем квартале 1946 года. Сроки были исключительно жесткие, а если учитывать плохую оснащенность цехов, недостаток квалифицированных кадров — нереальные. Но люди понимали, что такие сроки диктовала сама обстановка в стране: транспорт задыхался из-за нехватки локомотивов.

Всю вторую половину 1946 года коллектив жил и работал с огромным напряжением. На партийных и профсоюзных собраниях, на планерках у директора, в цехах все разговоры были только о том, как идет сборка первого паровоза. Конструкторы, технологи, руководители отделов заводоуправления уже с сентября начинали и заканчивали свой рабочий день в цехах, где шла обработка деталей и сборка узлов первенца.

Чудеса трудового героизма проявляли рабочие. Случилось так, что кузнечно-прессовый цех не смог уложиться в график выпуска одной из деталей — тяг. Тогда кузнец Василий Низовский на двое суток остался в цехе. Тяги были поданы на сборку вовремя.

В конце декабря 1946 года первый послевоенный паровоз Брянского паровозостроительного завода успешно прошел обкатку. Освоение локомотива свидетельствовало о том, что завод поднимался на новую ступень технического прогресса. Ведь паровоз «Л» был более экономичным, более мощным, более надежным, чем паровоз «СО», который выпускался до войны.

Резкий сдвиг в темпах восстановления и развития промышленности и городского хозяйства Брянска и Бежицы произошел в 1948 году. К этому времени благодаря целому ряду мер, предпринятых областной и городской парторганизациями, улучшилась работа строительных организаций. В частности, было налажено снабжение кирпичом. Восстановленный в начале пятилетки завод силикатного кирпича быстро наращивал мощности. В 1949 году его коллектив завершил свою пятилетку, выпустив 21 миллион штук кирпича. Улучшилось обеспечение строек механизмами, больше стало квалифицированных кадров. Все это позволило ввести в строй ряд важных объектов на заводах и увеличить их мощности. На стальзаводе в 1948 году удвоили выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом. Завод дорожных машин увеличил производство грейдеров в 2,5 раза, паровозостроители почти утроили выпуск паровозов. В 1949 году сталелитейщики утроили, а дормашевцы удвоили объем производства. Паровозостроители увеличили выпуск паровозов в 1,9 раза, в такой же мере возросло производство проката. Силикатного кирпича было выпущено вчетверо больше, чем в предыдущем году. А строители освоили средств на 25 процентов больше, чем в 1948 году.

В 1950 году темп роста производства несколько снизился. Но все равно оставался высоким. Предприятия города наладили выпуск новых изделий, в том числе изотермических вагонов, резко возросло производство многоковшовых погрузчиков, битумных насосов, автосцепки, проката.

В 1950 году выпуск валовой продукции промышленностью Брянска и Бежицы вплотную приблизился к довоенному. Таким образом, важнейшая задача пятилетки была решена.

В восстановлении городского хозяйства тоже удалось сделать многое.

За пятилетку на развитие Брянска израсходовали 100 миллионов рублей. Вошло в строй 73 тысячи квадратных метров жилья, пять школ, две бани, стадион, спортзал, мосты через Верхний и Нижний Судки, театр. Число детских садов и клубов удвоилось. Число библиотек возросло с 17 до 23, а их книжный фонд увеличился наполовину, были открыты кинотеатры «Октябрь» и имени Д. Бедного, количество киноустановок достигло десяти.

В Бежице за пятилетку на развитие городского хозяйства израсходовали 20 .миллионов рублей, кроме средств, вложенных на эти же цели заводами. Было построено 61 тысяча квадратных метров жилья, четыре школы, пять лечебных учреждений, двухзальный кинотеатр, клубная часть Дворца культуры. Число библиотек увеличилось втрое. Их насчитывалось 39, книжный фонд возрос в четыре раза. Электрическую и канализационную сеть восстановили в довоенных размерах.

За годы пятилетки восстановление городского хозяйства было, в основном, завершено. Брянск и Бежица поднялись из руин и пепла.

Завершив восстановление хозяйства, трудящиеся Брянска и Бежицы под руководством партийных организаций с неослабевающей энергией взялись за дальнейшее развитие и подъем экономики и культуры. Характерной особенностью второй послевоенной пятилетки был бурный рост промышленного строительства в городе. Вложения в капитальное строительство только по Брянску возросли с 30 миллионов рублей в 1951 году до 100 миллионов рублей в 1955 году. Столь же высокими были темпы роста капитального строительства в Бежице. В 1954 году вошли в строй бисквитная и макаронная фабрики, маслобаза с цехом плавленых сыров на 1000 тонн в год, завод красного ржаного солода, который уже в первый год своего существования дал 6300 тонн солода. В 1955 году начал действовать Брянский фосфоритный завод. Построенный на месте довоенного Полпинского, он превосходил его по мощности в два с половиной раза, был оснащен новейшими многоковшовыми экскаваторами, доставка руды производилась электровозами в саморазгружающихся 35-тонных вагонах. В корне менялась технология. До войны на заводе осуществлялся только помол руды, без обогащения. На новом заводе впервые в практике фосфоритной промышленности нашей страны наладили флотацию руды, ее обогащение.

В конце второй послевоенной пятилетки в Брянске началось строительство фабрики клавишных инструментов «Десна», автомобильного завода, камвольного комбината, завода «Строммашина». Исключительную роль для развития промышленности Брянска и городского хозяйства, для улучшения быта трудящихся имело строительство газопровода Дашава— Брянск — Москва, развернувшееся во второй послевоенной пятилетке. Промышленность и коммунальное хозяйство получили современную топливную базу.

Огромный объем строительства потребовал серьезного укрепления его тыла — промышленности строительных материалов. Следует отметить, что за всю вторую пятилетку, как и первую, не было такого года, когда бы полностью осваивались ассигнования на капитальное строительство. В первой послевоенной пятилетке удалось укрепить строительные организации, с начала второй пятилетки улучшилось оснащение их механизмами. Но снабжение стройматериалами оставалось неудовлетворительным. Происходило это из-за несоответствия в планировании темпов роста объема строительства и производства стройматериалов, а также из-за отсталости технологии строительства.

В годы второй пятилетки партийные, советские, хозяйственные органы города и области, коллективы предприятий и строек предпринимали поистине героические усилия, чтобы устранить диспропорции, образовавшиеся между тылом и фронтомстроительства. Брянские силикатчики на тех же площадях установили дополнительное оборудование и за пять лет в четыре раза увеличили выпуск кирпича. Инициатором соревнования за увеличение производительности прессов выступила В. В. Максимова. При норме 19 тысяч штук кирпича за смену она прессовала по 25—30 тысяч штук.

Реконструировался Брянский кирпично-известковый комбинат. Здесь были построены искусственные сушилки, что позволило работать круглый год. Выпуск кирпича с 5 миллионов штук в 1950 году возрос до 20 миллионов в 1955 году.

Ускорению темпов строительства в значительной мере способствовало внедрение сборного железобетона. В 1953—54 годах в городе началось сооружение комбината «Стройдеталь» треста № 15, который вел промышленное строительство комбината подсобных предприятий треста «Брянскстрой» и завода «Стройдеталь» треста «Москиевтрансстрой». Ввод в строй этих предприятий положил начало коренным переменам в технологии строительного дела в городе. Комбинат «Стройдеталь», в частности, имел бетонный завод мощностью в 150 тысяч кубометров бетона и 50 тысяч кубометров раствора в год, цех железобетона на 55 тысяч кубометров изделий в год. В 1955 году на стройках города на каждый миллион рублей работ уже применялось 110—120 кубометров сборного железобетона.

Все это, вместе с техническим и организационным укреплением строительных организаций, позволило резко повысить темпы строительства. Трест «Брянскстрой», например, который вел жилищное и культурно-бытовое строительство в Брянске, увеличил объем работ с 7,5 миллиона рублей в 1951 году до 30 миллионов рублей в 1955 году.

В годы второй пятилетки на предприятиях города было нaлажено производство новых прогрессивных машин и механизмов. Начало новой пятилетки совпало с частичным изменением профиля Брянского паровозостроительного завода. Было решено прекратить производство паровозов, организовав на тех же площадях выпуск турбин. Турбостроение стало важным этапом в жизни коллектива (1). Новое строительство требовало более высокой культуры труда, более глубоких знаний. Пришлось срочно пополнить конструкторское бюро специалистами нового профиля, а другим переучиваться. В механообрабатывающих цехах появилось оборудование значительно более высокого класса точности. Выплавку новых марок металлов пришлось осваивать металлургам. Изготовление наиболее ответственных узлов турбины и сборку ее брянцы изучали на других заводах страны.

25 сентября 1951 года была сделана первая турбина ОК-12 мощностью 12 тысяч киловатт. С этого времени Брянский машиностроительный завод стал одним из центров энерговооружения страны. Девять лет, до 1960 года, он строил турбины. Общая мощность их значительно превысила общую мощность электростанций, намеченных к сооружению планом ГОЭЛРО, рассчитанным на 10—15 лет.

Параллельно с турбостроением на заводе с 1954 года организуется производство передвижных паровых электростанций — энергопоездов мощностью 4 тысячи киловатт. Это был новый для нашей страны вид продукции. Созданные коллективом конструкторов под руководством П. Аронова энергопоезда хорошо зарекомендовали себя на стройках в отдаленных районах страны. Каждый из них мог обеспечить энергией промышленный город с 50-тысячным населением. Правда, энергия обходилась дороже, чем та, которую .получали бы на стационарных электростанциях подобной же мощности. Но этот недостаток перекрывался выгодами, которые давал ускоренный ввод новых промышленных объектов, и еще тем, что затраты на строительство стационарной электростанции той же мощности были бы выше, а строить ее пришлось бы 2-3 года.

В 1954 году завод дал стране четыре таких электростанции, в 1955 — 10, а к началу семилетки — более 100.

В годы второй послевоенной пятилетки быстро росла программа по вагоностроению. Народное хозяйство требовало все больше изотермических вагонов разного назначения. И брянские машиностроители давали их стране. Были разработаны различные модификации: для перевозки молока в бидонах, живой рыбы, фруктов, изотермический вагон узкой колеи, вагон с потолочными приборами охлаждения.

Вторую послевоенную пятилетку завод завершил досрочно. А план последнего, 1955 года был выполнен к 1 декабря.

Социалистическое соревнование широко было развито на предприятиях города. На заводе дорожных машин в нем участвовало до 90 процентов рабочих. Предприятие систематически выходило победителем в соревновании заводов, успешно выполняло срочные правительственные заказы. С 1953 года завод перешел на выпуск автогрейдеров. В последнем году пятилетки он дал их 665 штук и подготовился к тому, чтобы через год удвоить, а потом утроить их выпуск. Пятилетку завод выполнил на три месяца, раньше срока.

В трудных условиях приходилось работать бежицким сталелитейщикам. Цехи были плохо оборудованы, не хватало механизмов. Тем не менее за пятилетку выпуск стали на одного рабочего здесь возрос на 20 процентов, а себестоимость ее снизилась в 1,8 раза.

За пять лет объем производства на промышленных предприятиях города удвоился. В 1955 году валовая продукция брянских заводов и фабрик составляла в ценах тех лет 1481 миллион рублей.

Произошли определенные перемены в городском хозяйстве, в культуре. В быт горожан вошел газ. За пятилетку в Брянске и Бежице газифицировали три тысячи квартир и 50 котельных, проложили 80 километров электролиний, потребление электроэнергии возросло с 26,6 млн. киловатт в 1950 году до 42,6 млн. киловатт в 1955 году, среднесуточная подача воды увеличилась с 6,5 до 9,5 тысячи кубометров, торговая сеть увеличилась на 86 предприятий и насчитывала 268 магазинов, 70 столовых, кафе и ресторанов. Построили ряд учреждений культуры, в том числе Дворец культуры железнодорожников, Дом культуры энергетиков, клуб им. Горького в Володарском районе. Всего на социально-бытовое строительство в городе за пятилетку израсходовали 250 миллионов рублей.

Однако этих средств было недостаточно для удовлетворения нужд растущих городов.

Такое положение не могло не тревожить партийную организацию, всех трудящихся Брянска. Горком партии, горисполком обратились к правительству Российской Федерации с просьбой оказать помощь в развитии городского хозяйства. Это было тем более необходимо, что планом новой пятилетки предусматривался быстрый рост промышленного производства в городе за счет ввода в действие значительного числа новых предприятий. Положительному решению поднятых городскими властями вопросов способствовали решения состоявшегося в феврале 1956 года XX съезда КПСС. Съезд поставил задачу на основе роста промышленности и сельскохозяйственного производства обеспечить значительблагосостояния и культурного уровня советского народа. Была повышена заработная плата низкооплачиваемым рабочим и служащим, сокращен рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни без снижения зарплаты, увеличена продолжительность отпусков женщинам по беременности и родам, для подростков установлен сокращенный рабочий день, увеличены пенсии по старости, резко возросли ассигнования на жилищное строительство, на благоустройство городов.

В июле 1956 года правительство приняло постановление о мерах помощи по развитию городского хозяйства и благоустройства г. Брянска. Отныне Брянск и Бежица объединялись в единый город.

В новых границах он занимал площадь в 22 тысячи гектаров. Жителей насчитывалось 197 тысяч. 79 предприятий выпускали изделий на 1590 миллионов рублей. 48 процентов продукции давали предприятия машиностроения. Жилой фонд составлял 857 тысяч квадратных метров. В 49 школах, рассчитанных на 14 тысяч учащихся, занималось 27 тысяч человек. Имелось 36 детских садов на 3200 мест, 15 яслей на 870 мест, два института с 2800 студентами, восемь техникумов с 3500 учащимися, 14 школ, 4 училища профтехобразования на 3700 учащихся. В 20 лечебных учреждениях работало 526 врачей. В городе действовал драматический театр, четыре кинотеатра на 1900 мест, два Дворца культуры на 2000 мест, 19 клубов, 44 красных уголка, 56 библиотек с фондом 872 тысячи книг.

Городское хозяйство характеризовалось такими цифрами: протяженность 577 улиц составляла 497 километров. Имелось линий электропаредач 690 километров, освещалось 76 километров улиц, водопровода было 151 километр, канализационных сетей — 28 километров, газовых сетей — 47 километров, газифицированных квартир 3163. Городской зеленый массив составлял 3900 гектаров, в том числе в черте города 424 гектара. В городе работало 12 бань, две прачечных. Телефонная сеть имела 3075 абонентов, в том числе 597 квартирных телефонов. Горожан обслуживали 98 автобусов на 2800 мест, 52 легковых и 30 грузовых такси. Товарооборот розничной торговли составлял 888 миллионов рублей. На объединительной партийной конференции говорилось о том, что в новой пятилетке город должен сделать в своем развития крупный шаг вперед. Объем промышленного производства планировалось увеличить в 2,5 раза, а капитальные вложения почти в три раза.

Уже в 1956 году был пущен первый цех нового завода по производству оборудования для промышленности строительных материалов — «Строммашнна». Здесь начали выпускать винтовые конвейеры, голендеры, рекуператоры, бегуны. Вступает в строй фабрика «Десна», которая уже в первый год дала 114 пианино. 17 сентября ткачихи М. Лазарева, В. Латышева, В. Бичева и Л. Новикова соткали первые метры тканей с маркой Брянского камвольного комбината. В ближайшие годы здесь предстояло довести выпуск камвольных тканей до 6,2 миллиона метров в год. В 1957 году начал работать шлакоблочный и хлебный заводы, новый турбогенератор БРЭС. В 1958 году из цехов автомобильного завода вышла первая промышленная партия тракторов Т-140, стал работать молококомбинат производительностью 100 тонн молока в смену, комбикормовый завод мелькомбината, (для картинки) Там, где ныне собирают эти громадные машины для рытья каналов, двести лет назад стоял небольшой железоделательный завод крепостника Гончарова. Потом на этом месте находился вагоностроительный завод Мальцевского акционерного общества. Во время войны 1941—1945 гг. завод был уничтожен. Ныне здесь выросли светлые, просторные корпуса завода ирригационных машин.сталелитейный цех завода «Строммашина». Важное значение для энергоснабжения города имело завершение строительства линии электропередачи Черепеть — Цементный, т. к. отныне Брянская энергосистема подключалась к Центральной. Всвязи с завершением строительства газопровода Шебелинка — Брянск улучшилось снабжение города газом.

В 1956—58 гг. новые мощности вводились на действующих предприятиях, осваивалось производство новой техники. Входят в строй новые литейные цехи на стальзаводе и заводе дорожных машин, тепловозостроительный цех на машиностроительном заводе. Машиностроители наладили выпуск турбин «ВР-12» высокого давления с противодавлением. Спроектированная с учетом новейших достижений мирового турбостроения, она оказалась легче, надежнее и на четыре процента экономичнее лучших образцов турбин того же типа. Значительно улучшилась конструкция парового энергопоезда, и помимо паровых завод стал снабжать народное хозяйство передвижными дизельными электростанциями. В 1957 году был запущен в серию цельнометаллический изотермический вагон «B-41». Вес его остался прежним — 32 тонны, а грузоподъемность увеличилась с 30 до 50 тонн. В 1958 году железнодорожники страны получили первые брянские тяжелые маневровые тепловозы «ТЭМ-1» мощностью 1000 лошадиных сил. Строители дорожных машин налаживали производство нового автогрейдера «Д-448», который требовал металла на одну треть меньше, чем его предшественник «Д-256», и был на 30 процентов производительнее. Испытывались новые дорожные фрезы, предназначенные для механизированной подготовки оснований автодорог, высокопроизводительный грунтосмеситель, выпускался распределитель цемента. На Брюссельскую выставку завод отправил свой грейдер-элеватор. На сталелитейном заводе реконструировали мартеновские печи по методу инженера Сосницкого и Панфилова, позволявшему без больших затрат на 20 процентов повысить часовую производительность мартенов, начали выпуск новой продукции — траков к тракторам «ДТ-54». Бывший ремонтный завод становился предприятием сельскохозяйственного машиностроения. Здесь наладили производство льнотрепальных машин и начали готовиться к выпуску зерносушилок.

Успешно осуществлялись планы развития городского хозяйства. В 1957 и 1958 годах ввод в эксплуатацию жилья в городе удвоился по сравнению с 1956 годом, за три года автобусный парк вырос с 98 до 207 машин. В значительно больших размерах, чем прежде, велось асфальтирование улиц, строительство водопровода, канализации. Сооружался целый ряд важных объектов, в том числе таких, как телевизионный центр (он начал передачи 7 ноября 1958 года), областная библиотека, Дом книги, Дом пионеров, два кинотеатра, два клуба, больница фосфоритного завода. После долгого перерыва возобновилось строительство школ. Началось возведение первых железобетонных мостов через Десну, которые должны были обеспечить надежную связь центрального в городе Советского района с Фокинским и Володарским.

Промышленность и городское хозяйство Брянска набирали разгон для резкого скачка вперед в предстоявшей семилетке.