Страницапавличи

Павличи Клинцовского района Брянской области

Автор: директор Павличского СДК Сиганов Виктор Иванович, заведующая Павличской сельской библиотекой Кацебо Светлана Ивановна .

Село Павличи расположено в юго-восточной части Клинцовского района. Его территория составляет 41,3 кв. километров. С юго-восточной стороны оно граничит со Стародубским и Унечским районами. Районный центр г. Клинцы находится на расстоянии 25 км. В 12 км к северу проходит железная дорога. Рядом с селом также проходит автотрасса Брянск-Гомель.

Общая земельная площадь в хозяйстве 4967 га. Всего сельхоз угодий 3441 га, из них пашни 2000 га. Сенокосных угодий 534 га, пастбищ - 845 га, лесов 912 га, прудов и водоёмов - 2 га. Приусадебных участков, садов и огородов в частном секторе 168 га. Осушенных земель - 1533 га.

Так кто же был первопоселенцем села и откуда его название «Павличи»? Как я предполагаю, это те славяне или Русичи. Вторая версия видимо ближе к истине: в конце XVI века в Стародубском полку (а наша территория в то время принадлежала Стародубскому уезду) появилось много раскольников и казаков, бежавших от преследований. Одного из них звали Павлом (русского), второго Павло (украинца). Вначале хутор прозвали Павлы, позже к названию прибавился слог «чи» - Павличи.

В областном архиве 15 лет тому назад мне удалось обнаружить пять метрических церковных книг (1851 - 1890 г.г.) Дмитриевской церкви села год постройки которой, к сожалению, точно неизвестен, примерно середина XVIII века, а также две книги (1880 - 1905 г.г.) Успенской церкви построенной в 1770г. Например, в соседних сёлах Зап-Халевичи, Душкино Стародубского уезда, Лыщичской волости. Черниговской губернии деревянные церковные постройки относятся к середине XVII века, точнее 1648 году, временам царствования А.М.Романова. Эти сёла старше Павлич, но не намного.

Интересна хронология посещения прихожанами церкви с. Павличи: в 1770 году посетило церковь 388 человек; в 1790 -415 человек; в 1810-379 человек; в 1830 - 580; в 1850 - 625; в 1860 - 690. Если анализировать эти стат. данные, то в 1810 было самоенаименьшее число посещений церкви прихожанами. Скорее всего это было связано со свирепствовавшими в те года голодом, холодом, болезнями, особенно такой страшной болезни как корь. В 1864 году в деревне родилось 114, а умерло 60 детей (что составило больше половины новорождённых). С 1850 по 1905 г.г. бессменным священником был Иоанн Храмцов. У него было два сына, которые служили в Стародубской земуправе. Они отличались скромностью и добротой, как и их отец Иоанн. Интересную запись удалось мне обнаружить в одной из метрических книг облархива. В акте о венчании записано, что в хуторской семье Якушенко забеременела девушка от парня из соседнего села Робчик. Тем не менее, батюшка их тайно обвенчал, а затем и крестил ребёнка. А помог этому парню сын батюшки Иоанна, с которым они дружили. По тем временам это был большой грех.

В 1939 году церковь была закрыта, переоборудована под клуб, сельский Совет, контору колхоза. В 1943 году при отступлении фашисты спалили её.

Во времена отмены крепостного права (1861 год) императором Александром II крестьяне села были раскрепощены и имели право быть свободными - казёнными, а до этого их, как и по всей России, называли дворовыми, т.е. постоянно прикреплёнными к дому, как дворовые собаки.

Помещика у нас не было, но в те далёкие времена на берегу речки Навозовки жил богатый человек по прозвищу Конон, который выплавлял железо, делал крестьянский инвентарь, наконечники для сохи, вилы, лопаты, зубья для борон. На другом конце этой реки жил ещё один мастер по выплавке металла, который разбогатев, возвёл там дом. Впоследствии поместье своё продал петербургскому князю Пескарю, где тот открыл небольшой завод по изготовлению пива. Местные крестьяне состояли у него на службе, зарабатывая тем самым на кусок хлеба.

Во времена Столыпинской реакции 40 семей общины стали жить хуторами, селились в основном возле рек, как и их предки. В хозяйствах имелось по 5 коров, 10 лошадей, много пчелиных семей. Земли обрабатывали с помощью лошадей и вручную (в семьях насчитывалось по 8-10 человек). Из техники появились молотилки с конным приводом, веялки, вместо сохи железные плуги. Однако в раздробленных хозяйствах единоличников в дальнейшем с появлением техники невозможно было внедрить широкую механизацию. Однако в то время Столыпинская реформа сыграла свою роль. Как мы знаем из истории в 1913 году Россия экспортировала 647 миллионов пудов хлеба, а большинство крестьян жили в бедности как и 300 лет тому назад, т.е. со дня прихода к власти дома Романовых.


повествование ведется от лица Сиганова В.И. (директора Павличского СДК)