СтраницаПартизанский

Партизанский мемориальный комплекс д. Смелиж Суземский район Брянской областиа

Партизанский мемориальный комплекс, памятное место в 300 м от д. Смелиж, сооруженное в честь коллективного подвига авиаторов и партизан на бывшем полевом аэродроме в 1942-1943 гг.

Обелиск на месте бывшего аэродрома, д. Смелиж. Обелиск из 3-х частей: 2 треугольника высотой 8 м. ширина у основания 6 м. Между ними помещен пилон высотой 5 м., ширина у основания 1,6×0,9 м. На пилоне помещен пропеллер самолета. Под пропеллером имеется мраморная доска с текстом: «Вечная Слава, героям! Обелиск воздвигнут на месте бывшего партизанского аэродрома, действовавшего в годе ВОВ советского народа с немецко-фашисткими захватчиками 1941—1945 гг.

ЛЕСНЫЕ АЭРОДРОМЫ

Смелиж называли во время Великой Отечественной войны партизанской столицей и не зря. Небольшая лесная деревня, находящаяся в двадцати пяти километ­рах от Суземки, стала центром обширной парти­занской зоны. Возле Смелижа размещался штаб объ­единенных партизанских отрядов. Здесь действовал гос­питаль. В мае сорок второго была открыта воздушная трасса Москва—Смелиж. Самолеты, регулярно прилетав­шие с Большой земли, приземлялись на просторной ровной площадке — партизанском аэродроме. Они достав­ляли народным мстителям газеты, письма, медикамен­ты, оружие, боеприпасы, взрывчатку, а в особо трудные периоды и продовольствие. Партизаны, местное население узнавали правду о ходе войны, о положении на фрон­тах. Из Смелижа самолеты увозили тяжелораненых, де­тей, важные документы, захваченные у врага, а порой и фашистских офицеров, плененных партизанами.

Почва под Смелижем песчаная. Поэтому даже после сильного дождя вода быстро уходила в землю. Площад­ка таким образом была пригодна для посадки и взлета самолетов при любой погоде. Первым на партизанский аэродром посадил краснозвездную машину В. А. Яро-шевич. До войны он работал в санитарной авиации. Подчас приходилось тогда самому выискивать место для посадки. Эти навыки пригодились Владимиру Алексан­дровичу. По выложенным партизанами кострам он успеш­но приземлялся. Надо ли говорить, с каким ликова­нием встречали его партизаны! Обнимали, целовали, ка­чали, требовали  свежих газет.

Самолеты курсировали, разумеется, только ночью. От пилотов требовалось немало мастерства и мужества, чтобы обеспечить бесперебойную связь с партизанами. А народные мстители в свою очередь прилагали огромные усилия для быстрой разгрузки и загрузки самолетов. В ко­роткие летние ночи сделать это было не так просто. Но партизаны управлялись. Они даже успевали до рас­света отправить в отряды поступившие грузы. Словом, делалось все для того, чтобы не дать возможности вражеской авиации обнаружить партизанский аэрод­ром.

Брянский чекист В. А. Засухин (ныне покойный) в очерке, напечатанном в сборнике «Фронт без линии фронта» вспоминает: «Как руководитель группы, я вылетел последним. Самым неприятным оказался момент пересе­чения линии фронта. На высоте около полутора километров гитлеровцы обрушили на нас шквал огня. Пилат ма­неврировал: самолет то снижался, то быстро подни­мался вверх.

С юго-восточной стороны брянского леса мы увидели сигнальные костры. Я обрадовался.

— Это ложные сигналы!— крикнул летчик.— Их тут фашисты зажигают каждую ночь. Только нас не прове­дут. У партизанских костров иной рисунок.

Наконец показались костры партизан. Самолет сделал круг и пошел на снижение.

Землянки и шалаши находились недалеко от поса­дочной площадки. Мы еще не успели добежать до них, как гитлеровцы начали бить из орудий. Снаряды стали падать в расположение лагеря. Лагерь партизан был обна­ружен фашистами, поэтому нам пришлось в ту же ночь перебраться в другое место, совершив марш в пятнадцать километров». Аэродром возле Смелижа был оснащен всем необходимым оборудованием и имел опытных специа­листов.

Иногда случалось так, что самолеты сразу не уле­тали после разгрузки на Большую землю, оставались у партизан. Скажем, для неотложного ремонта. Тогда их до рассвета трофейным тягачом или «тридцатьчетверкой» затягивали под сосны, в укрытия. А в следующую ночь по просьбе народных мстителей эти машины бомбили не­мецкие гарнизоны в деревнях, переправы через Десну, железнодорожные мосты.

Обслуживавшие партизан самолеты использовались и для других целей. Например, в начале ноября 1942 года самолет доставил в тыл врага первого секре­таря Орловского обкома партии, члена Военного совета Брянского фронта, начальника штаба партизанского дви­жения А. П. Матвеева. Он прилетел к народным мсти­телям, чтобы в день 25-й годовщины Великого Октября вручить ордена и медали тем, кто особо отличился в боях с фашистами.

Накануне этой знаменательной даты в Смелиж при­был также известный поэт и драматург А. В. Соф-ронов. Он привез текст песни «Шумел сурово Брянский лес», которую создал совместно с композитором С.  А.   Кацсм.  Здесь,   в  Смелиже,   песня   была   впервые исполнена под аккомпанемент слепого гармониста. Она очень понравилась партизанам.

С октября 1942 года аэродром у Смелижа стал выполнять функции промежуточного — там летевшие в дальние партизанские отряды (к Медведеву и др.) самолеты делали посадку для заправки.

Кроме аэродрома возле Смелижа, в Брянских ле­сах в разное время действовал еще ряд аэродромов: в районе Любохны и Фокино в Дятьковском районе, около Салтановки — Ворки и у с. Вздружное в Нав-линском районе, неподалеку от с. Мамаевка Клетнян-ского района, у с. Гуры в Трубчевском и у с. Сушаны в Климовском районах.

Раньше других — в конце марта 1942 года — были открыты аэродромы в Дятьковском  партизанском  крае.

Аэродром у с. Вздружное начал действовать 27 мая 1942 года. Там производили посадку крупные тран­спортные самолеты.

Летом 1942 года командира 101-го авиаполка даль­него действия Героя Советского Союза В. С. Гризо­дубову вызвали в Центральный штаб партизанского движения и объявили, что летчикам ее полка поручено летать к партизанам. Первый полет назначили на 28 июля. Вылетело четыре самолета: экипажи Янышевского, Лунца, Васильченко, Мипенкова. Первые три сбросили грузы благополучно, а самолет Миненкова был подбит вражес­кими истребителями. Экипаж погиб. Грузы доставлялись на площадку возле сел   Салтановка — Ворки.

Командование брянских партизан стало просить лет­чиков сделать посадку и забрать раненых партизан. Была подготовлена площадка, и в ночь на 11 августа 1942 года произвел посадку самолет Георгия Чсрнопя-това. Он вывез 26 раненых партизан. Так начались полеты наших самолетов в Навлинский район. На аэродроме Салтановка — Ворки они приземлялись все чаще и чаще. Примечательно, что именно летчики 101-го полка в конце августа вывезли в Москву на совещание парти­занских командиров Бринщины и Украины. Там их принял Верховный Главнокомандующий. Наиболее отличившиеся вернулись в свои отряды с Золотыми Звездами Героев Советского Союза.

Перед рейдами соединений Ковпака и Сабурова парти­занские аэродромы принимали до 30 транспортных само­летов. Следует сказать и о площадках, на которые самолеты не садились, а сбрасывали грузы. Это делалось в районе К.летни, Стародуба, Деньгубовки и других местах.

На самолетах народным мстителям были доставлены десятки тонн боеприпасов, оружия, других грузов.

Из Брянских лесов на самолетах было вывезено 8716 человек, в том числе раненых и больных партизан 3031, членов их семей 4116, детей 1567.

В 1972 году в канун Дня Победы в полутора кило­метрах от Смелижа, там, где в годы Великой Оте­чественной войны был партизанский аэродром, поднялся обелиск. Два десятиметровых пилона напоминают издали крылья самолета, а между ними пропеллер.

Фотография митинга, посвященного открытию памятника летчикам в д.Смелиж Суземского района Брянской области.

Памятник партизанам

Смелиж — деревня партизанской славы  

Партизанский аэродром

Смелиж

на перекрёстке памятник жителям д. Смелиж и д. Чухраи, погибшим в годы ВОВ.