ПАПСУЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ Брянск
Всякий раз, как только заходит речь о военных летчиках Великой Отечественной, многие вспоминают героя горьковской "Песни о Соколе". Особенно вот эти слова: "О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много сильных сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер... Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы славу!"
Гордый Сокол стал примером для сотен парней тридцатых-соро-ковых годов. Они рвались в небо. И вот - война, суровый экзамен на мужество и умение, реальная возможность на практике проявить свой патриотический порыв. И каждый из них мог сказать: "Я храбро бился. Я видел небо..."
Многие не вернулись с той войны. Вечная им память! Наш же рассказ о летчике, который вернулся. Целым и невредимым. И не столько благодаря госпоже Удаче, сколько необычной стойкости, отличным знаниям, умению на сто процентов использовать технические качества наших самолетов и слабые стороны авиации врага, а также богатому опыту, приобретенному еще до войны с германскими фашистами, которую он встретил в Измаиле. Это небольшой город Одесской области, порт на Ки-лийском рукаве Дуная, в восьмидесяти километрах от Черного моря. Славился Измаил уникальным музеем А.В. Суворова. Именно войсками Суворова эта крепость была взята штурмом во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Любопытно, что Измайловский музей пополнился материалами 6-го полка пикирующих бомбардировщиков, среди которых есть и экспонаты, связанные с боевыми подвигами М.М. Папсуева.
Роса еще дремала на лафете, Когда под громом вздрогнул Измаил. Трубач полка - у штаба - на рассвете В холодный горн тревогу затрубил. Набата звук, кинжальный, резкий, плотный, Летел к Одессе, за Троянский вал, Как будто он не гарнизон пехотный, А всю Россию к бою поднимал!
Измаил отмечен в истории Великой Отечественной не только тем, что подвергся налету вражеской авиации в первый день войны, о чем и пишет поэт-фронтовик Алексей Недогонов. Но именно отсюда 22 июня 1941 года поднялась в небо наша эскадрилья пикирующих бомбардировщиков "Петляков-2" и взяла курс на румынский город Галац, где гитлеровцы оборудовали крупный военный аэродром. Надо ли говорить о том, что враг меньше всего ожидал в тот день налета советской авиации. У них шла деловая подготовка к очередному воздушному походу, самолеты открыто стояли на летном поле.
Вел эскадрилью наш земляк М.М. Папсуев. "Пе-2" спикировали прямо на вражеский аэродром и с первого же захода уничтожили несколько бензозаправщиков и два самолета, разрушили ангар. По распоряжению ведущего эскадрилья сделала еще три захода. Итог? Сгорело 16 бомбардировщиков, разлетелся в щепки склад горюче-смазочных материалов, разрушена взлетно-посадочная полоса. Важный для гитлеровцев аэродром вблизи границ СССР перестал существовать. Безумству храбрых поем мы славу!
Михаилу Михайловичу восемьдесят восемь. Но он помнит все свои вылеты до мельчайших подробностей. И не только свои. Он склоняет голову перед памятью павших товарищей. Его никак не назовешь стариком. Закаленный в горниле войны, этот человек и по сей день крепок духом. Его темно-карие глаза живо передают все состояние души: решимость и радость, печаль и грусть. А то полыхнут в них веселые искорки, когда вспомнит о том, как шутили в полку офицеры.
В смысле физическом он обходится без посторонней помощи. Здоровье, считает Михаил Михайлович, в руках самого человека. Вот он берет тетрадный листок и читает: "Если сделать добрым и чистым сердце человека, удалить у него все сомнения, думы, несбыточные желания и злые намерения, то многие болезни пройдут сами по себе".
- Так считали древние китайские медики, - говорит Михаил Михайлович.
Но почему древнее и почему китайское изречение взял как панацею полковник Папсуев?
Родился Михаил в Почепе, после семилетки учился в Малоярославском ФЗУ - хотел стать машинистом паровоза. В тридцать шестом призвали в армию, определили в школу младших авиаспециалистов, зачислили на специальность воздушного стрелка-радиста. Затем продолжал учение в Калинине, на курсах АОН (армия особого назначения). Учился отлично. Сам себе удивлялся: оказывается, его стихия - воздух! Недоумевал, почему же не все стремятся в небо? Но... "рожденный ползать летать не может!" Он же, Михаил Папсуев, может. Играючи справлялся со всеми программами, не страшась даже летать с юными летчиками-новичками.
Однажды его вызвал командир бригады:
- Стреляешь по мишеням хорошо. А что, если пошлем тебя на настоящую войну?
- Поеду, - ответил молодой курсант.
- Таких набралось несколько человек, - рассказывает Михаил Михайлович. - Переодели, переобули нас во все новенькое, гражданское. Экипировались мы, одним словом, с иголочки - вплоть до носового платка. Все, конечно, думали, что направляемся в Испанию. Там тогда шла гражданская война, и СССР одной стороне оказывал интернациональную помощь. Но улетели мы совеем в другую сторону - в Алма-Ату, оттуда - в Китай.
Японские милитаристы вели там жестокие бои. Страна нуждалась в поддержке со стороны. И она пришла - из Америки, из многих стран Европы. И даже теперь, когда рассекретили, кажется, все секреты, не каждый знает, что тогда в Китай, кроме большого числа грузовиков и пулеметов, Советский Союз поставил 985 самолетов, 82 танка, более 1300 пушек, предоставил огромный денежный кредит.
М.М. Папсуев вспоминает:
- В первом добровольческом отряде (мы все считались "добро
вольцами") были летчики-истребители Брянской авиабригады. А в состав
бомбардировочной группы входили брянские комсомольцы, которые учи
лись в Калинине. Когда мы приземлились в Ланьджоу, китайцы с любо
пытством и восхищением рассматривали наши И-16 и СБ - скоростные бомбардировщики - у них-то вся авиатехника была устаревших типов.
В тяжелом положении находилась тогда братская страна. Японские захватчики взяли Нанкин - в то время столицу Китая. Народная армия отступала. Вот тогда-то в воздух взвились наши самолеты, экипажи которых храбро вступали в бой с японскими истребителями, расстреливали вражеские корабли, громили аэродромы.
Стрелку-радисту Михаилу Папсуеву не повезло: в первом же бою при бомбежке шанхайского порта его СБ был подбит. Но летчик и штурман сумели посадить машину на одном моторе посреди рисового поля. Все остались живы и потом в течение десяти месяцев воевали умело и результативно. Не все вернулись. Навеки остались в китайской земле десятки русских парней...
Глаза Михаила Михайловича еще больше потемнели, в них застыла боль. Он рассказывал:
- Когда сбили самолет моего товарища Петра Костина, японцы срезали с его головы русые пряди и доказывали в иностранных посольствах, что воюют против них не китайцы, а коммунисты из Европы.
В местах боев установлены в Китае памятники. На одном их них высечены такие слова: "Кровь, пролитая погибшими геройской смертью советскими летчиками-добровольцами за дело освобождения китайского народа, слилась с кровью, пролитой китайским народом".
Воспоминания, воспоминания. Одна картина воздушного боя сменяется другой. Однажды не пошла к земле бомба - значит, машину не посадить. Тогда М. Папсуев из своего помещения в хвосте добрался до бомбы и открутил контровочные болты. Безумству храбрых поем мы славу! Помнит он и страшный бой в день рождения японского императора. Тогда 54 бомбардировщика враг бросил на Ухань. Но их смело встретили наши новые самолеты "Чайки" не меньшим числом. Праздника у врага не получилось. Сокрушили наши воины японских захватчиков и у озера Ха-сан, и у реки Халхин-Гол...
В апреле 1938 года прислали экипажу замену. Думал Михаил Папсуев вернуться на паровоз. Однако судьба распорядилась по-другому, да и небо крепко держало молодого человека. Его рекомендовали в Оренбургскую школу летчиков. А перед этим лейтенанта Папсуева пригласили в Кремль и сам "всесоюзный староста" М.И. Калинин вручил ему за войну в Китае орден Красного Знамени. За что конкретно? В Указе значилось: "За выполнение особо важного задания". Добровольцы не имели на руках документов, давали подписку "о неразглашении". Когда запрет сняли, Михаил Михайлович направил запрос в военный архив, откуда и получил вот такой документ:
"В списке экипажей, командируемых по линии "Z" от 8 октября 1937 года значится стрелок-радист 18-й авиаэскадрильи младший командир Папсуев Михаил Михайлович, член ВЛКСМ с 1932 года. В списках ком. и нач. состава, перегоняющих корабли скоростных бомбардировщиков... от 17 октября 1937 г. и 10 ноября 1937 г. значится стрелок-радист, мл. комвзвода Папсуев Михаил Михайлович... За отличное выполнение боевых заданий и личную храбрость, проявленную в боях с японской авиацией, представлен к награждению орденом Красного Знамени". Подтвердила справка и факт присвоения М.М. Папсуеву очередного воинского звания - "лейтенант".
В Белгород-Днестровский полк Папсуев был направлен после ; окончания Оренбургского училища. Тот налет на фашистский аэродром в Румынии показал, что новую войну наш земляк встретил в полной боевой готовности. В составе Южного фронта М.М. Папсуев успешно бомбил вражеские переправы в верховьях Днепра, помогал с воздуха защитникам Одессы, Ростова-на-Дону... После Сталинграда старшего лейтенанта направили переучиваться-осваивать секреты штурмовой авиации. И Михаил Папсуев овладел ими в совершенстве и стал одним из асов среди летчиков Первого Прибалтийского фронта, проявил себя одаренным воздушным бойцом.
Высокая выучка штурмана, его мастерство помогали в сложнейшей обстановке безошибочно отыскивать важные наземные объекты врага и метко бомбить. Он уничтожал немецкие танки, артиллерийские и минометные батареи, фашистских солдат. И все это в условиях ожесточенных боев, ибо гитлеровцы яростно сопротивлялись. К чести Михаила Папсуева надо сказать, что в такой напряженной боевой обстановке он не допускал ошибок, умел мгновенно сориентироваться в быстро и неожиданно меняющейся обстановке, в азарте боя не терял самоконтроля.
Проблемой была борьба с вражескими танками: с воздуха их было трудно обнаружить. И наше командование нашло выход. В июле сорок четвертого капитана Папсуева, как опытного авиационного командира, направили в 19-й танковый корпус. "Задача офицера, — писал в своих воспоминаниях генерал С. Александров, — состояла в том, чтобы наводить штурмовики на цель, информировать по радио летчиков о фактической воздушной и наземной обстановке. В его распоряжении выделили бронетранспортер с радиостанцией и зенитной установкой крупнокалиберных пулеметов". И капитан отлично справился с заданием, безошибочно указывая точечные цели - от танков противника осталась груда искореженного железа. Безумству храбрых поем мы славу!
Вполне заслуженно они получали благодарность от пехотинцев, которые, в свою очередь, заверяли летчиков, что будут "бить фашистскую сволочь по-гвардейски, до победного конца". Помнит Михаил Михайлович и о других письмах. Одно из них - от 23-летней старшины медицинской службы, вынесшей с поля боя более 120 раненых бойцов, причем с их личным;оружием. Однажды в момент атаки девушка притворилась мертвой. Так фашисты это безжизненное тело стали топтать, бить прикладами. "Вот уже 15 месяцев, — говорилось в письме, — я прикована к госпитальной койке... У меня нет ни рук, ни ног. Это сделали немцы. И вот я прошу вас, мои родные, когда пойдете в атаку, вспомните меня и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их, как бешеных псов. Отомстите им за меня... У меня есть брат, но он не может мстить за меня - он тоже остался без рук".
Когда читали в полку это письмо в присутствии молодого поколения, все едва сдерживали закипавшие в душе крики от боли и гнева. А потом вновь прибывшие экипажи проходили церемонию боевого крещения. Кавалер уже трех орденов Красного Знамени капитан М.М. Папсуев вынес на старт боевое знамя части. И новички поклялись биться с врагом умело и мужественно.
Война продолжалась и для нашего именитого земляка. Он громил гитлеровцев в небе Белоруссии и Прибалтики. В боях за Полоцк вновь особо отличился и ему вручили четвертый орден - Отечественной войны I степени. Надо сказать, чтобы подавить активность вражеской авиации, штурмовику Папсуеву приходилось действовать как истребителю и вести воздушные бои. Не азарт, а трезвый расчет руководил опытным летчиком, когда он, сбросив бомбы на цель, выходил из пикирования и ударял по огневым точкам врага из пулемета и пушки. Один из немногих выполнял боевые задания в любых метеорологических условиях: при низкой облачности, при сильном дожде и снежной круговерти.
- Авиационное оборудование тогда было плохое, - рассказывает
Михаил Михайлович. - Многого из того, чем оснащены современные бо
евые машины, не было. Как садились? Визуально определяли свой аэро
дром. Подашь условный знак фарами - получай посадку.
Так, оказывается, просто! А ведь летчик возвращался к своим, мастерски разбомбив гарнизон или форт фашистов, уничтожив технику и живую силу противника, подавив его артиллерийский расчет или потопив вражеские суда в море... Безумству храбрых поем мы славу!
7 мая сорок пятого штурмовая авиационная дивизия получила приказ о передислокации на один из полевых аэродромов. На редкость для Прибалтики солнечным утром 8 мая самолеты выдвинулись на подавление яростного сопротивления курляндской группировки фашистов. Наши самолеты буквально закрыли над ней небо.
- И вот я слышу приказ командующего армией: "Я 0-4! Прекра
тить выполнение задания! Всем вернуться! Война закончена! Бомбы
сбросить в озеро!" - вспоминает старый боец. - А я привел "домой" свой
штурмовик с бомбами...
Это был редчайший случай. Посадка с бомбой из-за опасности взрыва была запрещена. Но Михаил Папсуев ни у кого разрешения не спрашивал (раз все кончено, к чему лишние жертвы?) и, уверенный в своем мастерстве, посадил машину плавно, мягко. Никто его не ругал, напротив, все восхищались его умением и смелостью. Безумству храбрых поем мы славу!
После войны крепко тосковал по небу. "На земле низковато было", пока не попал в Оренбургское военное училище. Учил молодых соколов штурманскому делу. И был у него один особый курсант - Юрий Гагарин. Однажды, рассказывает, его даже хотели исключить... за неуспеваемость: не всегда удавалось точно приземлить "МиГ-15". Жалко было парня. Стал старший штурман Папсуев вместе с командиром полка анализировать и нашли причину - низкий рост курсанта. Придумали выход - и Юрий Гагарин закончил училище по первому разряду! Михаил Михайлович гордится, что его ученик проложил человечеству дорогу в космос. Безумству храбрых поем мы славу!
Надежда ДЕНИСОВА