Страницапамятники

Брянск. Бедные памятники.

Первый уличный памятник в Брянске поставили по решению городской Думы в 1915 году — купцу Павлу Семеновичу Могилевцеву. Большую часть своего состояния Павел Могилевцев перечислил на нужды города.

Памятник поставили в специально устроенном сквере, которому дали название Павловский, сто­ил памятник 4000 рублей (это цена хорошего дома в Брянске) и представлял из себя большой бронзо­вый бюст Могилевцева со скульптурой гимназист­ки с букетом у постамента. Братья Могилевцевы построили в Брянске на свои деньги и подарили городу женскую гимназию.

После революции заслуги благодетеля-купца как эксплуататора трудового народа подверглись пролетарской ревизии. Бюст купца вместе с мел­кобуржуазной гимназисткой были уничтожены. На освободившемся пьедестале вначале установи­ли типовой бюст красноармейца с ружьем, затем — красного наркома Ворошилова, а в 1958 году — бюст брянского Героя партизана Кравцова. И сквер теперь носит его имя.

Из дореволюционных памятников еще можно вспомнить скульптуру Самсона на фонтане у Вве­денской церкви. Ее трактором своротили в 60-е годы в очередную кампанию борьбы с религиозным дурманом. Самсон по всем меркам был язычником, но это его не спасло.

С 30-х годов Брянск наводнили памятники но­вого типа — гипсовые сталевары, пограничники с собаками, девушки с веслами, дискоболисты и дис- коболистки, крупные животные (особой любовью почему-то пользовались лоси и олени). Их в мас­совом порядке завозили из Москвы. Считалось, что, прогуливаясь в публичных местах и любуясь данными скульптурами, пролетариат будет непре­менно расти культурно. Время, осадки и бурсацкие забавы практически напрочь извели то наивное и простодушное искусство. Остались разве только несколько гипсовых штуковин в глубинах брян­ских скверов.

В парке, который ныне носит имя Алексея Тол­стого, а в прошлом был просто частью городского кладбища, стоял бюст Сталина. После смерти во­ждя народов, понятно, скульптуру Сталина забили в фанерный саван. Несколько лет местные власти выжидали, чем дело кончится. В конце концов во­ждя развенчали, и ночью скульптура исчезла. На этом месте позже явились три противных деревян­ных черта на фонтане Чертова мельница. Впрочем, наступило второе пришествие православия, многие влиятельные коммунисты тут же с шумом окрести­лись и чертей в 2009 году извели.

Скульптурные изображения Ленина в Брянске особенно размножились после смерти его верного ученика Сталина. К 90-м годам в Брянске насчитывалось более 30 памятников Ленину. Среди них есть очень качественные, вроде того, что стоит на центральной площади, но есть и совсем халтурные произведения. Например, до сих пор на площади станции Брянск I пугает прохожих совершенно жуткий памятник Ильичу. По причине непотреб­ства его в 50-е годы удалили из Брянского (ныне — Киевского вокзала) нашей столицы, а для Брянска ничего, сгодился.

В Большом Полпино под воздействием кислот­ных дождей и ежегодного поновления памятник Ленину вообще утратил свои первородные черты. Маленькие дети ныне его зовут просто «страшный дядя». В 1993 году я присутствовал на заседании горсовета, где предложили убрать еще одного де­формировавшегося гипсового Ильича, в горкомхозе. Основные доводы: нехорошо, что Ильич стоит рядом с цехом гробов да и вообще он уже совсем не похож на Ильича. Но делегация коммунистов в Совете защитила памятник, а самым радикальным доводом стала фраза одной пенсионерки: «Пусть гробы от бюста унесут, а Ленина оставят». Его и оставили.

В городе есть несколько приличных памятников героям Отечественной войны. Однако куда больше в городе поставлено пушек, танков, военных само­летов. Они находятся в самых лучших местах, и чу­дится, что все еще воюют.

Мне очень нравится бюст Толстому в парке, да и новейший памятник Тютчеву напротив драмтеатра выглядит достойно. Зато костлявого и неодетого «черного педагога» перед Университетом, чье единственное богатство — книжка в руке, скорее, устрашишься, чем ему посочувствуешь. Правда, го­ворят, в том и была задумка отчаянного скульптора. А в целом, за редким исключением, все так: каков город — таковы и памятники.

Ю. Фаев.