Страницапамятник

памятник Василию Клинцову

В 2007 году жители города Клинцы Брянской области установили памятник Василию Клинцову, крестьянину из Даниловской волости Костромского уезда, основавшему в 1707 году слободу Клинцы. Каждый памятник отражает историю, в которой невидимыми нитями соединены и переплетены судьбы людей, пространство и время. Жители костромских и ярославских земель уже с XVI века обнаружили страсть к перемене места жительства. Причины тому были, и в разное время разные. С годами менялись и направления переселенческих потоков. В конце XVII – начале XVIII века возник мощный поток переселенцев на запад, к польско-литовской границе и за границу. Крестьяне бежали не только от поборов и рекрутчины, их, как магнитом, притягивала относительная свобода вероисповедания старого церковного обряда в Польше и в Малороссии. За границей быстро выросла густонаселенная старообрядческая провинция под названием Ветка, а по соседству с Веткой, по эту сторону границы, в Малороссии, провинция Стародубье, не уступавшая Ветке по численности населения, весу торгового капитала, духовному и культурному влиянию в старообрядческом мире. История заселения Стародубья выходцами из Костромской и Ярославской земли волновала не одно поколение краеведов города Клинцы и Новозыбкова Брянской области. В 2004 году я опубликовал книгу “Клинцовский летописец”, а в 2012-м – “Посад Ардонь”, где по материалам переписи 1729 года изучил и представил разные истоки потоков беглых крестьян из России в Стародубье. Оказалось, что мощный переселенческий поток в Стародубье шел из Даниловской волости. Из 800 семей старообрядцев, проживавших в 1729 году в Стародубье, 95 семей были переселенцами из Даниловской волости – бывшие дворцовые и владельческие крестьяне. Более всего даниловцев проживало в слободе Зыбкой – 44, в Лужках – 15 и в Клинцах – 13 семей. Две слободы были основаны даниловцами. В 1684 году жителем дворцового села Даниловского Костромского уезда Мелентием Пановым была осажена слобода Еленка. А в 1707 году крестьянин из приселка Николы Хабарова дворцовой государевой Даниловской волости Василий Афанасьев сын Клинцов (Клинец) с братьями начал осаживать слободу Клинцы. На самом деле поток переселенцев был намного мощнее. Помимо даниловских крестьян в Стародубье бежали крестьяне из Ярославской и из Костромской волостей, из Пошехонья, а также посадские люди из Костромы и Ярославля. Только малая часть переселенцев осела в Стародубье, еще большее число беглецов прошло через Стародубье за границу, на Ветку. В 1997 году город Клинцы готовился отметить 290-летие своего рождения. Тогда же родилась мысль встретить следующий, 300-летний юбилей сооружением памятника основателю города и всем переселенцам из Даниловской волости. Этой мыслью я поделился со старообрядцами, прихожанами церкви во имя Преображения Господня. Клинцовские старообрядцы законно считают себя потомками первых поселенцев. Общиной в те годы управлял уставщик Александр Иосифович Перлов. Мы общались, я собирал материал по истории общины и церкви. Идея запечатлеть в камне или в бронзе молящегося крестьянина-старообрядца понравилась прихожанам. Но возникли сомнения. Прихожане, приученные богоборческой властью не требовать возвращения законных вероисповедальных прав, сомневались, разрешат ли власти города поставить памятник молящемуся старообрядцу. Ведь в стране в начале 1990-х годов не было ни одного памятника молящемуся человеку, да, пожалуй, и до сих пор нет. Религиозная тематика в монументальном искусстве даже в годы перестройки казалась недопустимой, инерция запретов в сознании людей не была еще преодолена. Сказать по правде, я тоже сомневался в возможности воплотить свою задумку. Вместе с Александром Перловым, подавляя внутренние сомнения, мы написали от имени старообрядческой общины черновик “Обращения” к клинчанам с предложением увековечить память первых поселенцев возведением памятника к 300-летнему юбилею города. Я вернулся в Москву, а “Обращение” после одобрения собранием прихожан Александр Перлов отнес в местную газету “Труд”. К моему удивлению, “Обращением” старообрядцев заинтересовались в городском Совете. Депутатам понравилась мысль установить памятник, но предложение изобразить основателя города в виде молящегося крестьянина вызвало разногласие. Тогда депутаты приняли соломоново решение: установить в день празднования 290-летия города закладной камень на месте будущего памятника, а работу над проектом памятника продолжить. Впереди было еще десять лет. В ноябре 1997 года я выступил в газете с обоснованием своего проекта, призвав клинчан присылать в редакцию “Труда” конкурсные предложения иного содержания и с иной идеей памятника. Но других предложений, проработанных и обоснованных, так и не последовало. Идея памятника захватила всех клинчан, даже тех, кто навсегда покинул родной город. К этой идее потянулись те, в чьих душах живет неизгладимое чувство любви к своей малой родине и неоплатного долга перед ней, такие люди помогали нам бескорыстно. Даже не пришлось искать скульптора для столь серьезной работы. Скульптор Александр Смирнов приехал в Клинцы навестить родителей, узнал из газеты о затее старообрядцев и не раздумывая предложил главе города Александру Долгову свои услуги по созданию памятника бесплатно. Я отыскал Смирнова в Москве, мы познакомились, и началась многолетняя работа. Скульптор сразу согласился с моим предложением изобразить молящегося крестьянина. Сначала появился эскиз из пластилина. Крестьянин в долгополом одеянии, с котомкой за плечами и топором за поясом, обнажил голову, перед тем как обратиться к Господу, правая рука крестьянина в крестном знамении занесена к левому плечу. Шаг за шагом проект памятника наполнялся новыми идеями, порой нас обуревали сомнения, возникали продолжительные перерывы в работе. Затем явился образ памятника в гипсе, в глине и, наконец, в бронзе. Следует сказать, что к 2000 году Александр Смирнов уже сформировался как ваятель, работающий преимущественно с малыми скульптурными формами. Основная тема его работ была посвящена церковной тематике: “монах”, “сомневающийся”, “грешник”, “кающийся”, “спотыкающийся”, “прозревающий”, образы святых и преподобных старцев. Крупная монументальная работа Смирнова “Патриарх Тихон” из белого камня уже стояла в парке перед выставочным залом Третьяковской галереи у Крымского моста. А в Нижнем Новгороде – памятник Андрею Рублеву. Мне понравилось предложение скульптора создать композицию, чтобы семья – отец, мать и сын с молитвой – воздвигала на высоком холме 8-конечный крест как олицетворение серьезности намерений даниловских крестьян и как свидетельство неиссякаемой и вечно возрождаемой в поколениях традиции древнерусской старины. Следующим предложением скульптора стал постамент в виде высокого холма, стилизованного под колокол. Такая форма постамента позволила претворить в жизнь другую мою задумку – рельефно запечатлеть на памятнике клинцовские старообрядческие храмы, некогда украшавшие панораму города. Работа над рельефами потребовала еще нескольких месяцев напряженного труда. По фотографиям и рисункам из моего архива скульптором были созданы изображения фасадов жилых и общественных зданий, церквей, колоколен и фабрик, ковром покрывающие холм-колокол по всему периметру. Торжественное открытие памятника состоялось 7 сентября 2007 года. Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий в приветственном слове отметил, что “Василий Клинцов не искал житейских выгод или легкой жизни – он искал спасения и желал веровать в Бога по своей совести и жить в благословенных трудах”… “Господь щедро благословил христианское усердие Василия Клинцова: имя его вошло в историю”. Проходят годы, а интерес к памятнику не угасает. С годами происходит осознание глубинного замысла и смысла запечатленного и прописанного в бронзе. Крестьянин молит Господа о даровании потомкам, будущим жителям города Клинцы и жителям будущей России, мира и благополучия на века. Богоспасаемый город Клинцы, пережив все страдания, выпадавшие на долю народа, твердо стоит на холме, растет и хорошеет. Холм-колокол выполняет духовную работу вселенского масштаба. Колокол не молчит – он звучит, он усиливает молитву крестьянина, он разносит по всей Русской земле спасительную весть о том, что древнерусское православие усердием наших предков сохранено, оно живо, существует, оно неиссякаемо. Памятник, задуманный для жителей одного маленького городка, значительно перерос первоначальный замысел и своей всеохватывающей идеей созидания и спасения вышел за его границы, чтобы стать культурным достоянием русского народа. В молитвах о России На Брянщине установлен памятник крестьянину Даниловской волости Самыми ярыми противниками петровских реформ были раскольники, движение которых сначала государь поддерживал. Когда он узнал, что раскольники состоят в заговоре с царевичем Алексеем Михайловичем, чтобы совершить дворцовый переворот путем его убийства, он сразу изменил свое отношение к раскольникам – приверженцам “древлего благочестия”. Духовные вожди старой веры призывали раскольников: “Уходите братцы в леса, в болота топкие, подальше от антихриста и карающей руки новообрядцев, молитесь отцу и сыну от избавления Руси от ереси, блюдите старую веру”. Жесточайшие карательные меры вынудили раскольников, или старообрядцев, спасаться в Сибири, Запорожье и в Стародубье. Предпочтение отдавалось последнему, расположенному возле западных границ русского государства. К тому же здешние природные условия позволяли надежно скрываться от преследований. Кроме того, юго-западные районы Брянщины славились процветающими староверческими монастырями, где были сосредоточены духовные силы Церкви и где имелась возможность совершать духовные дела. Духовных центров в истории старообрядчества было несколько. Наиболее прославились Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Из исторических документов известно, что в начале ХVIII века переселенцы-староверы из ярославских земель и Костромского уезда массово селились в местности, расположенной вокруг г. Стародуба на Брянщине, и в местечке Ветка, у реки Сож, где образовалось около 20 старообрядческих слобод (ныне г. Ветка, Ветковский район, Гомельская область, Республика Беларусь). Петр Великий обращал внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не мог поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабело, русское правительство с императрицей Анной Иоанновной решило разорить Ветку в 1735 году. С 1680 года на Ветке, в слободе Елеонка обитало несколько костромских семей староверов. В одной из них был войтом старик Мелентий Панов. Может, он и посоветовал весточкой своим землякам, братьям Василию и Павлу Афанасьевичу Клинцам, из приселка Николы Хабарова, дворцовой, Государевой Даниловской волости Костромского уезда (ныне г. Данилов, Даниловского района, Ярославской области), переселиться к польской границе от преследования костромских церковных и светских властей. Возможно, он и посоветовал землякам, где подобрать более удобное место, на котором можно осесть, чтобы оно было ближе к Польше, богато дарами природы – рыбой, дичью, бортьевыми пчелами, ягодами и грибами, да чтобы рядом была река и питьевые источники. Может, самостоятельно братья Клинцы и их спутники отыскали нужное место для своего поселения, но существует исторический документ: слободу Клинцы осаживали у реки Туросны преодолевшие 900 верст крестьяне-старообрядцы братья Клинцы в 1707 году. Уже в 1729 году, по данным переписи, произведенной капитаном Брянчаниновым, было установлено, что на слободе Клинцы находилось 17 дворов. Население занималось исключительно промыслами (восемь дворов, в том числе и 62-летний холостяк Василий Клинец, торговали конопляным маслом, три двора выделывали деревянные ложки и прочие предметы из дерева, два шили рукавицы и один – столярничал). – Может и не расти бы Клинцовской слободе далее, если бы через 6 лет после этой переписи не случилось одно важное событие в 100 верстах, в торговой слободе Ветка, принадлежащей польскому пану Халецкому, – “Ветковская Выгонка”. Императрица Анна и предложила всем старообрядцам вернуться в Российскую империю, но ветковцы отказались. В 1735–1736 годах последовал жесточайший разгром слободы с сожжением всех построек, что дало слободе Клинцы новых переселенцев. Особенно выросла слобода после второй “Ветковской Выгонки”, предпринятой Екатериной II в 1763 году. В ней тогда уже проживало 1200 душ. В настоящее время Клинцы являются вторым по величине промышленным и культурным центром Брянской области – после самого Брянска – здесь проживают около 65 тыс. жителей. Являют собой на географической карте России единственный город, носящий свое имя от фамилии крестьянина, его основавшего. В 2007 году, во время празднования 300-летнего юбилея основания Клинцов даниловскими крестьянами, благодарными потомками открыт величественный бронзовый памятник первопоселенцам в виде колокола с крестом и тремя фигурами: мужчины, женщины и ребенка (главный спонсор – АО “Клинцовский автокрановый завод”). Ежегодно в г. Клинцы в конце сентября проводится приуроченный ко Дню освобождения города от немецко-фашистской оккупации День города Клинцы. Близится дата четырех юбилеев в 2022 году: 315-летие основания города даниловскими крестьянами; 240-летний юбилей обретения слободой Клинцы статуса посада (т.е. поселка городского типа), своеобразного промышленного центра, полученного согласно указу Екатерины II от 1782 года; 100-летие обретения уездным посадом Клинцы статуса уездного города в 1922 году на основании постановления председателя первого советского правительства РСФСР; 245-летие обретения городского статуса селом Даниловским (ныне г. Данилов Даниловского района Ярославской области) на основании указа Екатерины II от 1777 года – откуда вышли в 1707 году основатели поселения у польского рубежа. Самое время узнать чуть больше друг о друге и наладить культурные и торговые связи между тремя родственными, историческими городами ЦФО: Клинцами, Даниловом и Костромой! Валерий СОКОЛОВ, бывший житель г. Клинцы, ныне костромич.