Села, деревни и острожки. Брянщина.
Хотя именно в городах вершились государственные дела, строились шедевры зодчества, завязывалась торговля с купцами Европы и Востока, но подавляющее большинство населения Московского государства жило в сельской местности. Только в Комарицкой волости Севского уезда по данным на 1654 год находилось 23 села и 69 деревень, а к 1667 году было уже 63 села и 155 деревень. Сёла основывались землевладельцами. Здесь находился господский двор, где жил хозяин, или его ключник, приказчик. Барские хоромы вместе с церковью обычно располагались в центре села. Это отличие села от деревни закрепилось как раз в XVI—XVII веках. Сёла были узловыми пунктами боярских или монастырских земель, к ним тяготели и близлежащие деревни. Только в XVII веке в селах появилась уличная планировка.
Русские крестьяне XVII века (из книги Адама Олеария «Путешествие в Московию»)
Крестьяне Брянского края за пользование казёнными (государевыми) землями платили оброк. Основной повинностью была поставка хлеба - ржи и овса в Брянск, Севск и некоторые другие города. Хлеб крестьяне доставляли в города на собственных подводах. Кроме того, государевыми людьми и землевладельцами собирался с крестьян в качестве податей «медный оброк», оброк с мельниц, оброк «с рыбных ловель». Кроме выплаты оброка, крестьяне по одному человеку от двора должны были служить в войске, участвовать в строительстве крепостей, дорог, мостов.
Брянская земля была, несмотря на пограничное положение, густонаселенной. Она давала приют и многочисленным беглым людям, опальным боярам и дворянам (иных сюда, на окраину государства, даже ссылали по царскому повелению). В начале XVII столетия можно оценить население только Комарицкой волости примерно в 20 тысяч крестьян - мужчин и женщин. В 1646 году в волости там стояло уже более 5 тысяч дворов, что составляло не менее 40 тысяч человек. Населенность Брянских земель создавала немалый соблазн для крымских татар, стремившихся сюда для захвата полона.
Одним из способов противодействия этой угрозе было возведение небольших укрепленных острожков, за стенами которых могло укрываться сельское население. Ограда острожков, в отличие от срубных стен городков, состояла из вертикально или наклонно укрепленных бревен, заостренных наверху, то есть представляла собой тын или частокол. Обычно тын был окружен еще и рвом. По документам и археологическим свидетельствам на территории Брянского края известны такие острожки, как Быховский, Ивандинский, Краснопольский, Чемлыжский, Литижский и ряд других. Размеры острожков были невелики - это площадки поперечником до 50 метров. Однако о том, сколько людей могло укрываться за стенами такого острожка, можно судить по следующему факту: в августе 1644 г. татары захватили Краснопольский острожек, в котором пленили 1000 уездных людей.
Острожек
Наряду с крестьянами существовала еще такая группа населения как холопы. Если законы в какой-то степени защищали право на жизнь и некоторые другие права крестьян от произвола господ, то холоп был бесправным рабом, которого господин мог даже убить. Были холопы-страдники (от «страда» - сельскохозяйственные работы), основной обязанностью которых была обработка господской пашни, и кабальные холопы - люди, не имеющие средств существования и вынужденные идти в служилую кабалу, взяв у хозяина денежную ссуду с обязательством пожизненно служить за это. Такие холопы могли освободиться лишь после смерти хозяина. Германский посол Сигизмунд Герберштейн отмечал в начале XVI в., что в Московии «все домашние работы делаются руками рабов». Холопы были самой бесправной частью населения, и, одновременно, самой бунтарской.
Беглый холоп Хлопко Косолап поднял крестьянское восстание во время голода 1602 года. Восстание началось в Комарицкой волости Брянского уезда. В 1603 году Хлопко повел разбойничью шайку из полутысячи человек в сторону Москвы. Узнав, что навстречу направлена рать с воеводой И.Ф. Басмановым во главе, шайка устроила засаду, в которой храбрец-воевода был убит. Однако и тяжело раненый в бою атаман Хлопко был пленён, а затем повешен вместе со своими приближенными.
Атаман Хлопко Косолап со своими разбойниками (современный рисунок)