Страницаорфей

Детский музыкальный театр "Орфей".

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ОРФЕЙ»,
РУКОВОДИТЕЛЬ Н.Е. ВАНЧУГОВА
Театр был создан Надеждой Ефимовной Ванчуговой при школе искусств № 1 им. Глинки в 1994 г. В мае 1996 г. на сцене ДК БМЗ впервые был показан мюзикл «Хочу Луну». Этот спектакль определил основной жанр театра - мюзикл. Спектакль несколько раз транслировался по телевидению. В коллективе 70 человек. В сентябре 1996 г. коллектив театра переехал в Центр внешкольной работы Бежицкого района, где зал вмещает 200 зрителей. В 1997 г. осуществлена постановка «Спящей красавицы». К новому 1998 г. «Орфей» подготовил новый мюзикл - «Ночь накануне Рождества». В мае 1998 г. на Всероссийском фестивале детских музыкальных театров «Синяя птица» в Москве «Орфей» получил звание дипломанта, а в 2000 г. на фестивале «Волшебство сказки» в Сочи мюзикл «Ночь накануне Рождества», музыку к которому написала Н.Е. Ванчугова, получил первую премию. Театр приглашен на IV Международный фестиваль 2001 г. В театре работают талантливые солисты Кирилл Камарзин (учится в музыкальном училище), Наташа Ефименкова, Маша Дударь, Валя Фисюм, хорошо исполняет танцы Катя Ильченко.

**************************************

Юные актеры, на которых с восторгом смотрят ровесники из зала, каких-нибудь 4-5 лет назад были самыми обык­новенными детьми — стесни­тельными, немного скованными (можно сказать, «деревянными»). Но опытные педагоги и кон­цертмейстеры помогли рас­крыться их таланту. Произошло это, конечно, не в одночасье. Потребовались годы упорного труда (почти ежедневные ин­дивидуальные и групповые за­нятия по вокалу, хореографии, актерскому мастерству), чтобы из тихого шестилетки получил­ся настоящий лицедей.

 

Приказано: не нагружать!

Спущенная сверху дирек­тива не переутомлять детей — как гром среди ясного неба! Чиновники от образования и врачи-гигиенисты уверены: внешкольные занятия - это до­полнительная нагрузка к обще­образовательной программе, ко­торая и без того очень сложная. Потому и принят новый Сан- ПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнитель­ного образования». Есть там и пункт, который гласит: «Посе­щение ребенком занятий более чем в двух объединениях (сек­циях, студиях) не рекомендует­ся». Заниматься в неделю можно лишь дважды: хореографией от 30 до 45 минут  и литературным творчеством по 45 минут. Об­щая продолжительность заня­тий в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в каникулы - 3 часа. Вот, оказывает­ся, как просто загнать в рамки творческую энергию - светлую энергию души. А ведь чем она сильнее, чем шире человек от­крывает свою душу, тем боль­ший она излучает свет. Этот свет притягивает других, спаса­ет от негативного воздействия, дарит гармонию и счастье. Но санитарно-гигиеническая нау­ка далека от этих возвышенных категорий.

Между тем создание мю­зикла - процесс непростой и долгий. Необходимо потратить немало времени и сил, чтобы получилось яркое и зрелищное представление. Поэтому ни один детский музыкальный те­атр в СанПиН не укладывается. Вот план известного московско­го коллектива «Домисолька», чьи воспитанники блистают на экранах ТВ. На групповые за­нятия по вокалу здесь отводит­ся от 1 до 3 часов, на индиви­дуальные - от 0,5 до 2 часов (плюс занятия в ансамбле); на хореографию - от 1 до 2 часов, индивидуальную - 1 час. Еще по часу - на сольфеджио, ак­терское мастерство, сцениче­скую речь.

В Самарском музыкальном театре «Доброе утро» дети пер­вого года обучения занимают­ся не менее 4 часов в неделю. У ребят постарше количество предметов и часов увеличива­ется. Прибавьте к этому репе­тиции и прогоны, где сводятся вместе, как в мозаике, все эле­менты спектакля. А в год здесь выпускают от 1 до 3 постановок, в которых участвуют все без ис­ключения. Устают ли? Никто не жалуется. Театр для ребят - место встреч с друзьями, место игр, настоящая отдушина.

Писатель Михаил Пришвин отмечал: «Первая ступень твор­чества есть самозабвенье». В «Орфее» тоже уверены: чем боль­ше занят ребенок музыкально- драматическим творчеством, тем он свободнее от влияния улицы. Театр - отлич­ная альтернатива многочасо­вым посиделкам у компьютера или вечерним бдениям с пивом в подворотне. В том, и в другом проку немного, но СанПиН, как и чиновники, тут бессилен.

 

Выхода нет?

Пытаясь спасти театр, в «Ор­фее» решили переработать про­грамму, сократив количество групповых занятий и часов. Од­нако руководство Бежицкого центра внешкольной работы, где базируется «Орфей», на уступ­ки идти не хочет. С формальной точки зрения оно право (Сан­ПиН необходимо соблюдать), а по существу — нет!

Впрочем, чтобы все было в норме, педагогам «Орфея» пред­лагают разбиться на отдельные кружки. Но тогда будет разру­шен единый организм, созда­вавшийся годами. О постановке мюзиклов и речи быть не мо­жет. Стоило ли развиваться от кружка к театру, повышать про­фессионализм, создавать шко­лу чтобы вернутся к тому, с чего начинали?!