Детский музыкальный театр "Орфей".
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ОРФЕЙ»,
РУКОВОДИТЕЛЬ Н.Е. ВАНЧУГОВА
Театр был создан Надеждой Ефимовной Ванчуговой при школе искусств № 1 им. Глинки в 1994 г. В мае 1996 г. на сцене ДК БМЗ впервые был показан мюзикл «Хочу Луну». Этот спектакль определил основной жанр театра - мюзикл. Спектакль несколько раз транслировался по телевидению. В коллективе 70 человек. В сентябре 1996 г. коллектив театра переехал в Центр внешкольной работы Бежицкого района, где зал вмещает 200 зрителей. В 1997 г. осуществлена постановка «Спящей красавицы». К новому 1998 г. «Орфей» подготовил новый мюзикл - «Ночь накануне Рождества». В мае 1998 г. на Всероссийском фестивале детских музыкальных театров «Синяя птица» в Москве «Орфей» получил звание дипломанта, а в 2000 г. на фестивале «Волшебство сказки» в Сочи мюзикл «Ночь накануне Рождества», музыку к которому написала Н.Е. Ванчугова, получил первую премию. Театр приглашен на IV Международный фестиваль 2001 г. В театре работают талантливые солисты Кирилл Камарзин (учится в музыкальном училище), Наташа Ефименкова, Маша Дударь, Валя Фисюм, хорошо исполняет танцы Катя Ильченко.
**************************************
Юные актеры, на которых с восторгом смотрят ровесники из зала, каких-нибудь 4-5 лет назад были самыми обыкновенными детьми — стеснительными, немного скованными (можно сказать, «деревянными»). Но опытные педагоги и концертмейстеры помогли раскрыться их таланту. Произошло это, конечно, не в одночасье. Потребовались годы упорного труда (почти ежедневные индивидуальные и групповые занятия по вокалу, хореографии, актерскому мастерству), чтобы из тихого шестилетки получился настоящий лицедей.
Приказано: не нагружать!
Спущенная сверху директива не переутомлять детей — как гром среди ясного неба! Чиновники от образования и врачи-гигиенисты уверены: внешкольные занятия - это дополнительная нагрузка к общеобразовательной программе, которая и без того очень сложная. Потому и принят новый Сан- ПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования». Есть там и пункт, который гласит: «Посещение ребенком занятий более чем в двух объединениях (секциях, студиях) не рекомендуется». Заниматься в неделю можно лишь дважды: хореографией от 30 до 45 минут и литературным творчеством по 45 минут. Общая продолжительность занятий в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в каникулы - 3 часа. Вот, оказывается, как просто загнать в рамки творческую энергию - светлую энергию души. А ведь чем она сильнее, чем шире человек открывает свою душу, тем больший она излучает свет. Этот свет притягивает других, спасает от негативного воздействия, дарит гармонию и счастье. Но санитарно-гигиеническая наука далека от этих возвышенных категорий.
Между тем создание мюзикла - процесс непростой и долгий. Необходимо потратить немало времени и сил, чтобы получилось яркое и зрелищное представление. Поэтому ни один детский музыкальный театр в СанПиН не укладывается. Вот план известного московского коллектива «Домисолька», чьи воспитанники блистают на экранах ТВ. На групповые занятия по вокалу здесь отводится от 1 до 3 часов, на индивидуальные - от 0,5 до 2 часов (плюс занятия в ансамбле); на хореографию - от 1 до 2 часов, индивидуальную - 1 час. Еще по часу - на сольфеджио, актерское мастерство, сценическую речь.
В Самарском музыкальном театре «Доброе утро» дети первого года обучения занимаются не менее 4 часов в неделю. У ребят постарше количество предметов и часов увеличивается. Прибавьте к этому репетиции и прогоны, где сводятся вместе, как в мозаике, все элементы спектакля. А в год здесь выпускают от 1 до 3 постановок, в которых участвуют все без исключения. Устают ли? Никто не жалуется. Театр для ребят - место встреч с друзьями, место игр, настоящая отдушина.
Писатель Михаил Пришвин отмечал: «Первая ступень творчества есть самозабвенье». В «Орфее» тоже уверены: чем больше занят ребенок музыкально- драматическим творчеством, тем он свободнее от влияния улицы. Театр - отличная альтернатива многочасовым посиделкам у компьютера или вечерним бдениям с пивом в подворотне. В том, и в другом проку немного, но СанПиН, как и чиновники, тут бессилен.
Выхода нет?
Пытаясь спасти театр, в «Орфее» решили переработать программу, сократив количество групповых занятий и часов. Однако руководство Бежицкого центра внешкольной работы, где базируется «Орфей», на уступки идти не хочет. С формальной точки зрения оно право (СанПиН необходимо соблюдать), а по существу — нет!
Впрочем, чтобы все было в норме, педагогам «Орфея» предлагают разбиться на отдельные кружки. Но тогда будет разрушен единый организм, создававшийся годами. О постановке мюзиклов и речи быть не может. Стоило ли развиваться от кружка к театру, повышать профессионализм, создавать школу чтобы вернутся к тому, с чего начинали?!