Страницаодежда

Одежда крестьян Трубчевского уезда 1909 год. Брянская земля.

В конце XIX-начале XX вв. в состав Трубчевского уезда частично входили территории современных Выгоничского, Навлинского, Суземского, Брянского, Погарского, Почепского, Жирятинского, Брасовского районов. В этот период изучением старинной крестьянской одежды Трубчевского уезда занимались П.И.Якоби, Д.О.Святский, Н.И.Лебедева.
В этнографическом исследовании «Вятичи Орловской губернии» П.И.Якоби описал головной убор крестьянки северной части Трубчевского уезда, который бытовал там ещё в крепостное время. «Это своеобразная шапка: … род цилиндрической или слегка конической коробки, узкой и длинной, поставленной стоймя на голове, над которой она возвышалась на 6, 8 и даже более вершков. Обыкновенно она сделана из бересты, обшита и украшена более или менее дорогой тканью, с вышивками и галунами. Со времени освобождения крестьян такие шапки более не носятся и сохраняются в сундуках, а их заменила низенькая рогатая шапочка точно так же вышитая и изукрашенная. Головной убор называется сорока. Все называли его «срамной», «стыдной…». [4, с.151-152].
Прошло всего четыре десятилетия, и этот головной убор тоже ушёл в прошлое. Отказаться от него помогали даже священники. В некоторых сёлах крестьянок в рогатой кичке просто не пускали в церковь и не давали причащаться. «С рогами, а идёшь в церковь», – говорили они. Особенно радовались этому мужчины, так как в былые времена на женский головной убор приходилось «тратить по 100 рублей и более» [3; с.9-10].

В начале XX в. в Суземке женщины уже носили «повойник». Он представлял собой круглую плоскую шапочку, надевавшуюся на обруч, из материи алого цвета, стёганой геометрическим простым узором. Поверх повойника повязывали фабричный платок. Праздничный повойник расшивали большими малиновыми узорами в виде махровых цветов, а также жёлтой и серебряной нитью, и иногда надевали его на будничный. Такие головные уборы шили в местечке Середина-Буда Новгород-Северского уезда. Встречались повойники, верхушка которых была вышита разноцветной шерстью, с крупным растительным орнаментом. Их приносили богомолки из Киева.

Старинные и новые понёвы Трубчевского Подесенья были очень похожи на понёвы Севского уезда, районов р.Ипути и верховьев Днепра. Носили здесь и нагрудник – «саян», известный на западе с XV в. (влияние Смоленщины).
Передники в этом районе назывались «запанами». Их шили из одного полотнища холста, перегнутого по утку, с разрезом посередине для продевания головы. Боковые кромки сшивали вместе, оставляя проёмы для рук. Сзади, в центре полотнища вырезали полоску в ¾ длины запана, чтобы его можно было надеть. В более ранние времена запаны носили девочки с 7 лет, причем, с понёвой. В Рябчевске, Орельске передники украшались браными узорами «солдаты», «яблоки», «пальчики», «клинушки», «узорчики», «костыли». Как новый вид украшения в конце 19-начале 20 века использовали вышивку крестом.
Головной убор женщин здесь назывался «позявкин». В Рябчевске он состоял из одного полотенца. Полотенце складывали вчетверо по длине и клали на лоб так, чтобы его концы шли назад, где переплетались и вновь возвращались на лоб. Здесь концы закладывались так, что затканные части покрывали лоб и виски. Для головного убора использовали и покупные полотенца из миткаля с затканками и вырезами. Девушки носили платки.

Для этих мест были характерны лапти-«рачки» и московского типа с черными шерстяными, ткаными и ременными оборами. Перед первой мировой войной в моду вошли сарафаны с лифом, можно было увидеть и полосатые домотканые юбки. Мужчины носили рубахи с косыми воротами и перетыками, с вышитыми косяками на груди; белые валяные шляпы, порты. И женщины, и мужчины ходили в белых зипунах.
Бывшие апраксинские крестьянки сёл Глинное, Вздружное, Салтановка, Зеленухово, Пролысово, Сытенки шили рубахи с прямыми поликами и отложными воротниками, носили котелкообразные кички, кокошники, чепцы, понёвы-разнополки, лапти-«рачки» и московского типа, сарафаны из прямых полотнищ, мужские рубахи в качестве нагрудников, пушки на висках, которые уже редко можно было увидеть. Зипуны и мужские колпаки-валянки были такие же, как и в вышеперечисленных населенных пунктах.
В селениях Сосновое Болото, Уручье, Милечь, Рясное, Колодное, Павловка (Подлинева Слобода) женщины-крестьянки носили рубахи с косыми поликами, запаны, нагрудники, понёвы-разнополки, рогатые кички с бисерными позатыльниками, чепцы; девушки  сложенный платок, повязываемый по лбу; лапти-«рачки», «щербаки» и московского типа; оборы черные шерстяные, дёрганные на пальцах. В начале XX в. в моду вошли кофты и юбки.
Мужская одежда этих населённых пунктов  рубаха-косоворотка с вышитыми косяками на груди, с перетыками на подоле, на рукавах; пояса с бисером, белые клинастые зипуны, белые колпаки и кожаные мешочки «саке» на поясе.

Одежда крестьян Трубчевского уезда в конце XIX - начале XX веков.

Н.В. Печикина (Брянск)