СтраницаОбъединились

Брянск. Объединились поселки в район Володарский.

С вершины Кургана Бессмертия, возведенного в центральном городском парке, открывается замечательный вид. За голубой лентой Десны и зеленой поймой раскинулся как на ладони этот район. В дымке возникают мощные кор­пуса заводов, прекрасный железнодорожный вокзал и многоэтажные здания... «Володарка... Это небольшая частица родного города, частица моего сердца — моя малая родина. Здесь я родилась, отсюда начала свой жизненный путь. Всем сердцем люблю все, чем она жила, чем живет сейчас...» — так писала когда-то в одном из своих сочинений девятиклассница Галина Ахременко из пятьдесят восьмой школы. Ее одноклассница Ольга Мишакина свою письменную работу, посвященную родному району, выполнила в стихах:

...За что люблю я Володарку?

За то, что школа здесь и дом.

И нет мне лучшего подарка,

Как только жить в краю родном!..

В начале двадцатого столетия на территории нынешнего Володарского райо­на сложилось два крупных железнодорожных узла: Брянск-Риго-Орловский и Брянск-Полесский. Возникшие возле железной дороги населенные пункты в первые годы советской власти были переименованы: Полесская слобода в Толс­товский поселок, Мальцовская слобода стала носить имя Урицкого, Новая Пост­ройка — Боровского, Привокзальная — Володарского.

Володарский, комиссар по делам печати, пропаганды и агитации Петрогра­да, был убит в 1918 году.

В апреле 1921 года постановлением Президиума ВЦИК, Володарский поселок был присоединен к городу Брянску. Нужно отметить, что в Брянском государ­ственном архиве имеется журнал заседания городского налогового присутствия, где есть запись об определении границ Брянска в сентябре 1915 года. Там говорит­ся, что присутствие согласилось с мнением председателя о необходимости включе­ния в пределы городской площади кроме собственно городского поселения слобод — Новая Постройка, Мальцовская, Привокзальная, Полесская, Полпинский высе­лок, поселок при станции Раздельная Общества мальцовских заводов, Паровозная Радица — и определило поставить эти предложения «на распоряжение Орловско­го губернского по государственному налогу с городских недвижимых имуществ присутствия». Безусловно, поселки эти с каждым годом развивались. Появлялись и новые. «В семистах метрах от депо Брянск I вырос поселок из девяти просторных, светлых домов по две семейных квартиры в каждом. Здания построены ударни­ками депо за средства, отпущенные начальником дороги. Поселку присвоено имя наркома7I.M. Кагановича», — писала газета «Брянский железнодорожник» 4 нояб­ря 1935 года. Далее сообщалось, что в новые квартиры уже перешли слесарь Чиня-ков, машинисты Гришин, Эквист, Морозов, Федоткин...

В тридцатых годах XX века наметилась реконструкция Брянска. В 1926 году был утвержден пятилетний ориентировочный план строительных работ и бла­гоустройства. Город разбили на пять строительных зон. В центральной части разрешалось возводить только каменные здания не менее чем в три этажа. Уже в то время предполагалось, что в будущем Брянск и Бежица должны объеди­ниться в единый город. «Брянск, Бежица и Урицкий поселок еще не объеди­нены административно, но в бытовом и экономическом отношениях они давно уже живут общей жизнью и представляют единый живой организм», — писала газета «Брянский рабочий» 19 мая 1929 года. Началась работа по составлению плана их развития на 25-летнюю перспективу. На территории нынешнего Воло­дарского района в те годы действовало два самостоятельных районных Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов — Урицкий и Володарско-Толстовский. На территории Урицкого райсовета проживало почти три тысячи шестьсот человек. Из предприятий самым крупным был Урицкий вагоностро­ительный завод Мальцовского комбината. Здесь находилась торговая контора, снабжающая различные предприятия и ведущая продажу изделий предпри­ятий комбината. Действовали паровая мельница, хлебопекарня, размещались различные склады, Радицкое лесничество... Административные органы и со­циально-культурные учреждения были представлены почтой, милицией, боль­ницей, театром пожарного общества, тремя клубами, двумя школами, детским приемником, парикмахерской, торговля велась в десяти ларьках...

В Володарско-Толстовском райсовете проживало 9650 человек. Здесь также имелись шесть школ, сад-театр, клуб, библиотека-читальня, три амбулатории, пожарная команда и т.д.

В эти годы происходил бурный рост промышленности. Начали действовать новые заводы: фосфоритный, кирпичный, противопожарного оборудования... Была создана ремонтная база, которая вела ремонт и модернизацию бронепоез­дов, автодрезин, другой боевой техники для Красной армии. Наращивал свою мощность машиностроительный завод имени Урицкого. Хорошая работа про­мышленности, безусловно, отразилась и на дальнейшем социально-культурном развитии Володарки.

Володарский наш, Володарский,

Ты живи и цвети, как день майский.

Твою радость и боль в веках

Сохраним мы в наших сердцах,

поется в песне о Володарском районе, созданной молодым композитором Сергеем Шачневым.

Сегодня Володарский район раскинулся на площади более двух тысяч гекта­ров. Число жителей свыше восьмидесяти тысяч.

На 127 улицах общей протяженностью свыше 65 километров разместилось более шести тысяч различных строений. Жилая площадь — под миллион квадратных метров... В районе представлены многие отрасли промышленно­сти. Гордостью района и в целом Брянска является железнодорожная станция Брянск-Орловский с прекрасным зданием пассажирского вокзала. Жизнь на станции не замирает ни на минуту ни днем, ни ночью.

На Десне среди трав и лесов,

Средь каштанов и тополей

Начинается счет веков

Первых брянских железных путей.

Начинать ведь всегда нелегко:

Много славных сменилось имен.

То начало уже далеко,

И теперь перед нами район.

А начиналось все с железной дороги, первой на Брянской земле. Мало-по­малу рос узел, росли поселки, рос район.

Все изведал он, все испытал

На тернистом, великом пути.

Потому хлебом-солью встречал

Тех, кто с честью мог смело идти.

День за днем пролетают года,

Это летопись, гордость времен.

И ты в землю родную всегда

Тоже будь неизменно влюблен.

Я. Соколов