Брянск. Объединились поселки в район Володарский.
С вершины Кургана Бессмертия, возведенного в центральном городском парке, открывается замечательный вид. За голубой лентой Десны и зеленой поймой раскинулся как на ладони этот район. В дымке возникают мощные корпуса заводов, прекрасный железнодорожный вокзал и многоэтажные здания... «Володарка... Это небольшая частица родного города, частица моего сердца — моя малая родина. Здесь я родилась, отсюда начала свой жизненный путь. Всем сердцем люблю все, чем она жила, чем живет сейчас...» — так писала когда-то в одном из своих сочинений девятиклассница Галина Ахременко из пятьдесят восьмой школы. Ее одноклассница Ольга Мишакина свою письменную работу, посвященную родному району, выполнила в стихах:
...За что люблю я Володарку?
За то, что школа здесь и дом.
И нет мне лучшего подарка,
Как только жить в краю родном!..
В начале двадцатого столетия на территории нынешнего Володарского района сложилось два крупных железнодорожных узла: Брянск-Риго-Орловский и Брянск-Полесский. Возникшие возле железной дороги населенные пункты в первые годы советской власти были переименованы: Полесская слобода в Толстовский поселок, Мальцовская слобода стала носить имя Урицкого, Новая Постройка — Боровского, Привокзальная — Володарского.
Володарский, комиссар по делам печати, пропаганды и агитации Петрограда, был убит в 1918 году.
В апреле 1921 года постановлением Президиума ВЦИК, Володарский поселок был присоединен к городу Брянску. Нужно отметить, что в Брянском государственном архиве имеется журнал заседания городского налогового присутствия, где есть запись об определении границ Брянска в сентябре 1915 года. Там говорится, что присутствие согласилось с мнением председателя о необходимости включения в пределы городской площади кроме собственно городского поселения слобод — Новая Постройка, Мальцовская, Привокзальная, Полесская, Полпинский выселок, поселок при станции Раздельная Общества мальцовских заводов, Паровозная Радица — и определило поставить эти предложения «на распоряжение Орловского губернского по государственному налогу с городских недвижимых имуществ присутствия». Безусловно, поселки эти с каждым годом развивались. Появлялись и новые. «В семистах метрах от депо Брянск I вырос поселок из девяти просторных, светлых домов по две семейных квартиры в каждом. Здания построены ударниками депо за средства, отпущенные начальником дороги. Поселку присвоено имя наркома7I.M. Кагановича», — писала газета «Брянский железнодорожник» 4 ноября 1935 года. Далее сообщалось, что в новые квартиры уже перешли слесарь Чиня-ков, машинисты Гришин, Эквист, Морозов, Федоткин...
В тридцатых годах XX века наметилась реконструкция Брянска. В 1926 году был утвержден пятилетний ориентировочный план строительных работ и благоустройства. Город разбили на пять строительных зон. В центральной части разрешалось возводить только каменные здания не менее чем в три этажа. Уже в то время предполагалось, что в будущем Брянск и Бежица должны объединиться в единый город. «Брянск, Бежица и Урицкий поселок еще не объединены административно, но в бытовом и экономическом отношениях они давно уже живут общей жизнью и представляют единый живой организм», — писала газета «Брянский рабочий» 19 мая 1929 года. Началась работа по составлению плана их развития на 25-летнюю перспективу. На территории нынешнего Володарского района в те годы действовало два самостоятельных районных Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов — Урицкий и Володарско-Толстовский. На территории Урицкого райсовета проживало почти три тысячи шестьсот человек. Из предприятий самым крупным был Урицкий вагоностроительный завод Мальцовского комбината. Здесь находилась торговая контора, снабжающая различные предприятия и ведущая продажу изделий предприятий комбината. Действовали паровая мельница, хлебопекарня, размещались различные склады, Радицкое лесничество... Административные органы и социально-культурные учреждения были представлены почтой, милицией, больницей, театром пожарного общества, тремя клубами, двумя школами, детским приемником, парикмахерской, торговля велась в десяти ларьках...
В Володарско-Толстовском райсовете проживало 9650 человек. Здесь также имелись шесть школ, сад-театр, клуб, библиотека-читальня, три амбулатории, пожарная команда и т.д.
В эти годы происходил бурный рост промышленности. Начали действовать новые заводы: фосфоритный, кирпичный, противопожарного оборудования... Была создана ремонтная база, которая вела ремонт и модернизацию бронепоездов, автодрезин, другой боевой техники для Красной армии. Наращивал свою мощность машиностроительный завод имени Урицкого. Хорошая работа промышленности, безусловно, отразилась и на дальнейшем социально-культурном развитии Володарки.
Володарский наш, Володарский,
Ты живи и цвети, как день майский.
Твою радость и боль в веках
Сохраним мы в наших сердцах, —
поется в песне о Володарском районе, созданной молодым композитором Сергеем Шачневым.
Сегодня Володарский район раскинулся на площади более двух тысяч гектаров. Число жителей свыше восьмидесяти тысяч.
На 127 улицах общей протяженностью свыше 65 километров разместилось более шести тысяч различных строений. Жилая площадь — под миллион квадратных метров... В районе представлены многие отрасли промышленности. Гордостью района и в целом Брянска является железнодорожная станция Брянск-Орловский с прекрасным зданием пассажирского вокзала. Жизнь на станции не замирает ни на минуту ни днем, ни ночью.
На Десне среди трав и лесов,
Средь каштанов и тополей
Начинается счет веков
Первых брянских железных путей.
Начинать ведь всегда нелегко:
Много славных сменилось имен.
То начало уже далеко,
И теперь перед нами район.
А начиналось все с железной дороги, первой на Брянской земле. Мало-помалу рос узел, росли поселки, рос район.
Все изведал он, все испытал
На тернистом, великом пути.
Потому хлебом-солью встречал
Тех, кто с честью мог смело идти.
День за днем пролетают года,
Это летопись, гордость времен.
И ты в землю родную всегда
Тоже будь неизменно влюблен.
Я. Соколов