4 ноября - День народного единства. Брянская область.
А что, собственно, нас, граждан России, объединяет - кроме русского языка и паспорта с двуглавым орлом?
Этим летом правительство утвердило федеральную целевую программу на 2014-2020 гг., которая так и называется: «Укрепление единства российской нации...». Цена вопроса - 4,6 млрд бюджетных рублей. Но не окажется ли программа очередным бюрократическим пшиком, пустой тратой денег на «фестивали дружбы народов» и т. п.? И вообще, понимает ли власть, что именно нас, россиян, сегодня разделяет - кроме пресловутого «национального вопроса», встающего ребром то в Кондопоге, то в Пугачёве, то в Бирюлёве? Каких «скреп» не хватает народу? Об этом нам повествуют известные писатели и публицисты.
Эдуард ЛИМОНОВ: «У нас две страны»
- Больше всего нас разъединяет социальное расслоение. У нас по сути две страны. Одна - маленькая, уютная и хорошо защищённая - для богатых. Это район «Золотой мили» в Москве, Рублёвка, Барвиха ... А с другой стороны, есть бирюлёвская Россия - спальные районы, которые постепенно превращаются в гетто для бедных. Что делать? Сменить экономический и политический курс. У нас 71% всех национальных богатств принадлежит менее чем 1 % населения. Это вопиющее зверство! Даже в какой-нибудь Индии «золотой процент» населения владеет всего 49% богатств. Мы - чемпионы мира по неравенству! И пока оно сохраняется, единства нации не будет. А будут только Бирюлёво и народные бунты.
Дмитрий ГУБИН:
- Какой НАЦИОНАЛЬНОЙ идеей можно объединить бурят, мордву, русских и чеченцев? Для такого объединения нужны другие, НАДнациональные идеи. Их поиском занимаются. Но чаще всего находят самое прелое, что приходит в голову, - это единство на основе ненависти. Ненависти к какому-то внутреннему или внешнему врагу.
Но возможны ведь и другие варианты. Например, ничто так не способствует укреплению нации, как внутренний туризм. Сегодня в стране всего окало 80 азропортов - меньше, чем субъектов Федерации.
Нам нужна программа национального единства, направленная на строительство местных аэродромов, скоростных железных и автомобильных дорог.
Потому как бездорожье нас очень сильно разъединяет! В сегодняшней России я не видел ни одного автобана, если не считать кольцевую дорогу и новый скоростной диаметр в Петербурге. Скажем, чтобы жителю Москвы поехать в Суздаль на выходные (200 км с хвостиком), ему надо потратить часов пять. А если бы он тратил на такое расстояние меньше двух часов, как, например, житель Франции, это весьма способствовало бы единству России. Точно так же, как хорошие автобаны способствуют единству Франции: любой француз может сесть в машину и поехать на Атлантику. А у нас, если ты куда-то далеко едешь, это будет мучение и скрежет зубовный...
«Нет великой задачи" Александр ПРОХАНОВ:
- Сегодняшняя Россия - это остаток великой советской геополитической архитектуры. Руины Колизея, которым не хватает стен. Наша территория и сейчас «дышит», рискует развалиться... Поэтому первая залача великой территории ощущение целостности. Отсюда путинский Евразийский союз - стремление воссоздать, хотя бы отчасти, . утраченное единство.
Второе: советский народ был соединён не только общей историей, общей Победой, но и мощным образом будущего, общей мечтой построения идеального общества. Сегодня, когда у страны нет такой огромной задачи, нет общего порыва в грядущее, одной пропагандой патриотизма и народными песнями с плясками ничего не сделаешь. Необходимо опять устремить Россию в развитие, в напряжённую работу по выводу страны на новую цивилизационную ступень. И в этой работе найдут себе место все: и дагестанцы, и кабардинцы, и евреи, и татары, и русские.