Страницаноябрь

 4 ноября - День народного единства. Брянская область.

А что, собственно, нас, граждан России, объединяет - кроме русского языка и паспорта с двуглавым орлом?

Этим летом правительство ут­вердило федеральную целевую программу на 2014-2020 гг., ко­торая так и называется: «Укреп­ление единства российской нации...». Цена вопроса - 4,6 млрд бюджетных рублей. Но не окажется ли программа очеред­ным бюрократическим пшиком, пустой тратой денег на «фести­вали дружбы народов» и т. п.? И вообще, понимает ли власть, что именно нас, россиян, сегодня разделяет - кроме пресловутого «национального вопроса», вста­ющего ребром то в Кондопоге, то в Пугачёве, то в Бирюлёве? Ка­ких «скреп» не хватает народу? Об этом нам повествуют известные писатели и публицисты.

Эдуард ЛИМОНОВ: «У нас две страны»

  • Больше все­го нас разъеди­няет социаль­ное расслоение. У нас по сути две страны. Од­на - маленькая, уютная и хорошо защищённая - для богатых. Это район «Золо­той мили» в Москве, Рублёвка, Барвиха ... А с другой стороны, есть бирюлёвская Рос­сия - спальные районы, кото­рые постепенно превращаются в гетто для бедных. Что делать? Сменить экономический и по­литический курс. У нас 71% всех национальных богатств принадлежит менее чем 1 % населения. Это вопиющее зверство! Даже в какой-нибудь Индии «золотой процент» населения владеет все­го 49% богатств. Мы - чемпионы мира по неравенству! И пока оно сохраняется, единства нации не будет. А будут только Бирюлёво и народные бунты.

Дмитрий ГУБИН:

  • Какой НА­ЦИОНАЛЬ­НОЙ идеей можно объеди­нить бурят, мор­дву, русских и чеченцев? Для такого объединения нужны дру­гие, НАДнациональные идеи. Их поиском занимаются. Но чаще всего находят самое пре­лое, что приходит в голову, - это единство на основе ненависти. Ненависти к какому-то внутреннему или внешнему врагу.

Но возможны ведь и другие варианты. Например, ничто так не способствует укреплению нации, как внутренний туризм. Сегодня в стране всего окало 80 азропортов - меньше, чем субъектов Федерации.

Нам нужна программа нацио­нального единства, направлен­ная на строительство местных аэродромов, скоростных же­лезных и автомобильных дорог.

Потому как бездорожье нас очень сильно разъединяет! В се­годняшней России я не видел ни одного автобана, если не считать кольцевую дорогу и новый ско­ростной диаметр в Петербурге. Скажем, чтобы жителю Москвы поехать в Суздаль на выходные (200 км с хвостиком), ему надо потратить часов пять. А если бы он тратил на такое рассто­яние меньше двух часов, как, например, житель Франции, это весьма способствовало бы единству России. Точно так же, как хорошие автобаны способс­твуют единству Франции: любой француз может сесть в машину и поехать на Атлантику. А у нас, если ты куда-то далеко едешь, это будет мучение и скрежет зу­бовный...

«Нет великой задачи" Александр ПРОХАНОВ:

- Сегодняш­няя Россия - это остаток великой советской гео­политической архитектуры. Руины Колизея, которым не хватает стен. Наша территория и сейчас «дышит», рискует развалиться... Поэто­му первая залача великой территории ощущение целостности. Отсюда путинский Евразийский союз - стремление воссоздать, хотя бы отчасти, . утраченное единство.

Второе: советский народ был соединён не только общей исто­рией, общей Победой, но и мощ­ным образом будущего, общей мечтой построения идеального общества. Сегодня, когда у стра­ны нет такой огромной задачи, нет общего порыва в грядущее, одной пропагандой патриотизма и народными песнями с пляска­ми ничего не сделаешь. Необхо­димо опять устремить Россию в развитие, в напряжённую рабо­ту по выводу страны на новую цивилизационную ступень. И в этой работе найдут себе место все: и дагестанцы, и кабардинцы, и евреи, и татары, и русские.