СтраницаНовозыбковский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Новозыбковский район. 

В городе Новозыбкове на улице Нижней сохранился один из первых домов слободы Зыбкой - места, откуда «пошёл город». Документальных свидетельств о времени постройки этого уникального памятника пока не обнаружено. Поэтому памятник датируется предположительно кон­цом XVII века.

Дом является редким образцом древнего крестьянского жилья. По своему типу-это клетская изба, представляющая собой четырёхстенный прямоугольный сруб с деревянной двухскатной крышей. Дом состоит из одной комнаты длиной в 4,87 и шириной 4,84 метра. Почти четверть его площади занята русской печью. Фундамент дома кирпичный, но это кон­струкция, конечно, более поздняя. Стены рублены из брёвен толщиной 32-37 сантиметров. Рублены с остатком - «в обло». Его фасады лишены украшений. Первым поселенцам будущего города Новозыбкова пришлось вести тяжёлую борьбу за освоение места среди вековечных лесов, в глухой болотистой местности. И архитектура этого дома отражает своим суровым и мужественным обликом ту далёкую и трудную жизнь.

Новозыбков Церковь Рождества Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы. Новозыбков. 1754 г.

Современное расположение - в ряду застройки улицы Дыбенко, посёлка Людково - выделяется несколько возвышенным участком и венцом деревьев вокруг. Подчиняет себе застройку и обогащает её пла­стичной игрой объемов, слагающих интересную композицию. Церковь построена в 1754 году. Имеет крестовидный план, удлиненный по про­дольной оси. Собственно церковь - это кубический четверик, покрытый купольной, на широкой основе, крышей с декоративным барабанчиком, завершённым полусферой и небольшой главкой с крупным ажурным крестом. К востоку к четверику примыкает граненая аспида алтаря, с запада - трапезная с приставленной к ней трехъярусной колокольней, а с севера и с юга - небольшие низкие приделы с четырёхколонными портиками боковых входов. Объёмное построение чёткое и ясное, при обходе вокруг для зрителя возникают интересные ракурсы. Очень красиво завершение колокольни, контрастирующее с глухим вторым ярусом лёгкостью и нарядностью своих форм. С чисто классицистиче­скими формами завершений и карнизов соседствует характерная вер­тикальная дощатая с нащельниками украинская обшивка стен и простые наличники проёмов. Интерьер хранит несколько икон в иконостасе, остальное оформление и оборудование утрачено.

Новадыбков Церковь Рождественско-Никольская (староверческая) С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.

В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.

В «Истории русского искусства» ИЗ. Грабаря Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры ста­рообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Воз­несения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского дере­вянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.

На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная компо­зиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляю­щее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).

Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рож­дество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.

Село Старый Кривец Новозыбковского района Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа. 1795 г. Ст. Кривец. Новозыбковский р-н

На берегах Кривуши (ранее Кривца, иначе Сновки) - притоке Снова после изгнания польских захватчиков землями завладел Михаил Рубец, у которого их отнял Коровка, чтобы отдать своим сыновьям. Позже их владельцем царской грамотой был утверждён бунчуковый товарищ Семён Савич, он построил здесь до 1781 года «дом жилой, положение имеющий на острове реки Сновы и притока Кривца, в двух связях (ше-стистенный. -В.Г.) о семнадцати покоях, деревянной, с садом регулярно рассаженным и при роще хорошей». В это время в селе уже было «64 двора, 75 хат и 23 бездворных хаты».

В 1795 году Анастасией Савичевой построена дерезянная церковь. Она расположена на открытом участке в центре села, по соседству с прудом, и хорошо украшает местный пейзаж. Позже, уже в XIX веке к её длинной трапезной пристроена двухъярусная колокольня.

Над крестообразным невысоким объемом, срубленным из брёвен «в лапу» возвышается четверик собственно церкви. Он увенчан мощным восьмигранным световым барабаном с четырьмя окнами, прорезан­ными в широких гранях по сторонам света. Барабан покрыт восьми-лотковой купольной крышей с поясом по карнизу небольшого выноса. Над крышей маленький восьмерик- шея луковичной главы, завершает эту трехъярусную композицию красивый ажурно-прорезной крест на полумесяце, цепями укрепленный на главе.

Двухскатная крыша алтаря завершена вогнуто-шатровой главой на толстой восьмигранной шее, установленной на прямоугольном пьеде­стале, врезанном в конек крыши.

Колокольня - на четверике восьмерик под граненым шатром с главкой. Внешний декор очень прост. Все стены обшиты тесом, с на-щельниками из реек. Такая обшивка придает облику церкви сходство с украинскими церквами. Сравнительно небольшие окна сообщают массивность стенам и общую суровость зданию. Радом с жилыми до­мами оно выглядит монументально.

Памятник находится в удовлетворительном состоянии, но исполь­зование его под склад и механическую мастерскую совершенно не допустимо. Почти двухсотлетняя постройка должна найти лучшее куль­турно-общественное применение. Она вносит исторический колорит в современную застройку, свидетельствует о седой истории села.

Село Лысое Новозыбковского района Церковь Успения Богородицы

Село Лысое находится в восьми километрах от города Злынки. Оно существует с середины XVII века. Первые поселяне его - беглые крепост­ные люди. Екатериной I! эти земли были «пожалованы» графу Румянцеву, а впоследствии принадлежали другим помещикам.

По сведениям сельских краеведов, Успенская церковь построена в 1830 году местными мастерами по заказу помещика Козина. Боковые приделэ были пристроены в 1887 году помещицей Козихой. Тогда же с правой стороны пятистенной апсиды алтаря пристроен и небольшой объ­ем жертвенника, нарушивший симметричное решение крещатого плана.

Объемная композиция выдержана в простых лаконичных формах прямоугольных трапезной и приделов и ограненной апсиды. Все они подчинены высокому кубу «настоящей церкви», покрытой восьми­гранной плоскокупольной крышей на широкой палице. Завершение купола, так же как и двухъярусная колокольня, продолжавшая объём трапезной, не сохранилась. Декор фасадов выражается в «украинской» вертикальной обшивке с нащельниками-рейками и в скромных налич­никах с сандриками-полками на прямоугольных окнах. Раньше стены белились, а главки имели позолоту.

В интерьере восьмигранный сомкнутый свод и паруса расписаны изображениями святых, ангелов и серафимов. Портал алтарного проема украшен плоским резным узором барочного характера.

Техническое состояние памятника удовлетворительное.

Размещенная на пригорке в центре села, у пересечения трех дорог, в окружении крупных деревьев, при небольшом озеленении села цер­ковь служит архитектурным ориентиром и доминирует в застройке. Является неплохим примером самодеятельного сельского зодчества первой половины Х!Х века.

Новозыбков Церковь Спасо-Преображенская.

Спасо-Преображенская церковь. Новозыбков. 1910 г

Спасо-Преображенская церковь расположена в центра города, её высотная композиция замыкает перспективу многих улиц, что свиде­тельствует о ее важном градостроительном значении.

Церковь построена в 1909 году по заказу купца Кублицкого местной артелью строителей. Образцом для Спасо-Преображенской церкви служила ранее построенная в городе церковь (сгорела в 1930 году). По свидетельству старожилов города, с неё просто скопирована, «без чертежей», Спасо-Преображенская церковь.

Возможно, что это так. В архитектурном решении церкви много от старообрядческих церквей Клинцов, ныне утраченных, своеобразных и выразительных. Церковь построена кораблём. По продольной оси расположены с запада на восток: притвор с ризницей и лестницей на колокольню, квадратная в плане трапезная, собственно церковь и пяти­стенный алтарь. Входы с трёх сторон - с запада через притвор - папертьи два боковых непосредственно в церковь. Доминирующим объёмом композиции является собственно церковь - «восьмерик на четверике», усложнённый пятиглавием. По углам четверика расположены четыре высоких параллелепипеда -трибуны с грушевидными ребристыми ку­полами и главками с крестами на фигурных шейках. Их высота достигает карниза главного светового восьмерика. Карниз завершён цепью деко­ративных кокошников и увенчан восьмигранной купольной крышей. Вверху на двухъярусной трибуне шаровидная глава с высоким крестом.

Эта объёмная группа завершений четверика - компактная и полная красивых плавных линий - очень живописна и скульптурно-вырази­тельна.

Четверик колокольни вытянут поперёк продольной оси. Он имеет меньшую высоту, чем четверик церкви. Над его средней частью - над папертью - расположен второй четверик. В верхней части он перехо­дит в невысокий восьмерик, чётко отделённый карнизом и полицей от стройного восьмерика яруса звона колокольни.

Колокольня покрыта грушевидным куполом с восемью рельефными рёбрами. Завершение колокольни в уменьшенном виде повторяет за­вершение купола церкви.

Большую роль в объёмной композиции церкви играют крыльца входов, расположенные с трёх сторон. Их высокие покрытия «бочкой» - со срезанным килем и миниатюрными главками завершений - увели­чивают общую украшенность композиции криволинейными плавными линиями, поверхностями и объёмами. Такую же роль играют лучковые, полуциркульные и килевидные навершия окон и проёмов.

Фактура поверхностей стен оживлена различной обшивкой стен: горизонтальной, вертикальной и «в ёлку». Под венчающими и между­ярусными карнизами фризы украшены накладной рельефной обшив­кой - крестовидной и вертикальной. Углы стен оформлены узкими пилястрами. Покрытие куполов железом «в шапку» логично дополняет тонкий декор поверхностей стен. Окраска стен в светло-зеленый цвет с белыми архитектурными деталями увеличивает народность внешнего облика памятника.

Интерьер церкви вполне соответствует её богатому экстерьеру. Он прекрасно освещен и блистает трёхъярусным резным с позолотой ико­ностасом. Паруса сводчатого перекрытия, затянутые холстом, покрытыизображениями святых. Много икон старого письма - местные жители передают свои домашние иконы церкви. Есть чеканные кресты, складни и мелкая пластика. Спасо-Преображенская церковь является соборной церковью старообрядческой веры.

Техническое состояние её очень хорошее.

Памятник имеет ценность для изучения своеобразной ветви - старо­обрядческой - развития архитектуры в Брянском крае, особенно после утраты трех крупных древних церквей, отзвуки архитектуры которых он донёс до наших дней.

Село Святск Новозыбковского района Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения. Святск. Новозыбковский р-н. 1910 г.

Старинное село Святск было раньше посадом. Здесь происходили крупные ярмарки, было много торговых лавок и мастерских. В селе находилось около десятка церквей. Из их числа сохранилась одна де­ревянная Успенская церковь старообрядческой общины. Она постро­ена в 1910 роду на пожертвования верующих. Постройку вёл заезжий подрядчик. Церковь стоит в ста метрах от дороги, недалеко от парка. Она хорошо видна и из центра села и из округи. Являясь единственным высоким и крупным зданием, она занимает господствующее положение в застройке и в сельском пейзаже.

План церкви в виде креста, несколько вытянутого в продольном направлении вместительной трапезной и папертью под колокольней. Узкие боковые приделы имеют входы с западной стороны, как и главный. Алтарь пятистенный.

Стены рубленые, обшиты тёсом горизонтально, цоколь кирпичный, крыша железная. Объёмная композиция основана на равновесии двух, почти одинаковых стройных вертикалей - «восьмерик на четверике» церкви с колокольней.

Восьмерики заканчиваются остроломанными венцами стрел-щипцов, завершены гранеными куполами, над которыми возвышаются почти гранёные главы на двухъярусных шеях.

Объём церкви главенствует в композиции здания, его центральное положение и значительность подчёркнуты ещё одной небольшой вер­тикалью - главкой алтарной апсиды и боковыми приделами, «подпи­рающими» высокий четверик с двух сторон. Вместе с апсидой приделысоздают ступенчатость основного объёма, которая, нарастая к центру, ведёт глаз вверх к архитектурно богатому восьмерику с куполом.

Традиционная композиция, скупая декором, но выразительная объ­ёмно, производит хорошее впечатление логикой построения, удачно найденными пропорциями всех элементов и членений, масштабностью своей архитектуры и прочной принадлежностью к природному и архи­тектурному окружению.

Внутри главный зал и примыкающие к нему помещения образуют единое пространство, возвышенное в центре световым восьмериком. Восьмерик перекрыт потолком в форме пирамиды. Горизонтальная об­шивка тёсом стен органично продолжается в потолке до верхней грани пирамиды. Здесь живописное изображение Спасителя. По сообщению В.Н. Смирнова, священника церкви, иконостас в Успенскую церковь перенесён из Новозыбковской церкви, сгоревшей в 1930 году. Архи­тектурные формы его, однако, не древние. Это - «византийский стиль» последней трети Х!Х века. В церкви много старых икон. Самая древняя имеет якобы «возраст» в 260 лет.

Успенская церковь является характерным примером культовой ар­хитектуры последней трети XIX века, хотя и построена несколько позже.

Особняк Осипова. Арх. И.П. Шмаков. Новозыбков. 1898 год

Церковь Рождественско-Никольская. Новозыбков. 1782 г