Страницанестор

Откуда есть пошла русская земля?

Злободневность решения проблемы происхождения, воз­никновения и развития Русской земли и ее государственности заключается не только в естественной потребности в знании россиянами собственных корней. Ответ на поставленный Не­стором вопрос «Откуда есть пошла русская земля?» позволяет во многом понять исторический путь России, ее место и роль в общечеловеческой цивилизации. Впрочем, Россия - это не только государство, имеющее предшественников, которые на протяжении целого тысячелетия до его образования существо­вали на просторах Восточно-Европейской равнины. Россия -это и сами россияне, ее жители со своими языками и обычая­ми, которых объединяет добровольное признание России своей Родиной, общность культуры, сформировавшейся за сотни, ты­сячи лет. Прошлое этих народов, ставшее их совместной исто­рией, и есть фундамент Российского государства, залог его на­дежности и долговечности.

Итак, Русская земля - это нечто большее, чем государство Русь, Московия или Россия. Это пространственно-временной ареал Родины - родной земли для сотен миллионов ушедших, нынешних и будущих поколений людей многонациональной Русской земли.

Роль славян в ее истории велика, хотя и не исключительна.

Так о чем же писал Нестор? -

«...начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет.

И достался восток Симу... Хаму же достался юг...

Иафету же достались северные страны и западные... Ду­най, Днестр, Кавкасийские горы, т. е. Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, му­рома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимгола, корсъ, летгола, либь. Ляхи лее и прус­сы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому морю си­дят варяги: отсюда к востоку - до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу - до земли английской и волош-ской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, гэнуэзцы и прочие...».

Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 205-206.

Более конкретно о размещении праславян (венетов) писал свидетель этого процесса, историк VI в., секретарь аланского полководца остгот Иордан, вычленяя из общего славянского этноса склавинов и антов:

«У левого их (Карпат) склона, спускающегося к северу, на­чиная от места рождения реки Вистулы (Вислы), на без­мерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами и антами. Склавины живут от города Новистуна и озера именуемого Мурсианским, а на север - до Висклы, вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих - распро­страняются от Данастра (Днестра) до Данапра (Днепра), там где Понтийское (Черное) море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих перехо­дов».

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960. С. 71-72.

Иордан же упомянул и о первом известном в истории не­долговечном вхождении славянских племен в государственное объединение готов (IV в.):

«После герулов Германарих направил оружие против ве­нетов (славян), которые хотя и не внушали уважения, своим вооружением, но были богаты численностью. Сперва они пытались сопротивляться, но потом все служили власти Германариха».

Цит. по: Милюков П.Н. Очерки по истории русской культу­ры: в 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 351.

О прошлом единстве склавинов и антов сообщали также ви­зантийские историки VI в.

Прокопий (Кесарийский):

«...некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами (''рассеян­ными"), думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они зкивут на большей части берега Истра, по ту сторону реки (Дуная)».

Цит. по: Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. // Вестник древней истории. 1941, Т. 1. С. 237.

Маврикий (Псевдо):

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе; их никоим обра­зом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... Находящихся у них в плену они не держат в раб­стве, как прочие племена, в течение неограниченного вре­мени, но, ограничивая (срок рабства) определенным време­нем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на поло­жении свободных и друзей?..

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не счи­тая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследст­вие случающихся с ними, что и естественно, опасностей...

Сражаться со своими врагами они любят в местах, по­росших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хит­ростями, и днем и ночью изобретая много (разнообразных) способов...

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя...».

Цит. по: Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. // Вестник древней истории. 1941. Т. 1. С. 253-254.

То, что именно в VI в. сведения о славянах стали довольно многочисленными и подробными - не случайно. Испытав мощ­нейший удар со стороны авар (обров) на землях Прикарпатья, славяне пришли в движение и начали переселяться в самых разных направлениях, прежде всего, разумеется, на территории редко заселенные.

Нестор:

«Спустя много времени сели перь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разо­шлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте... Когда дунайских... то славяне эти пришли и сели на Висле...

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назва­лись полянами, а другие -древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и на­звались дреговичами, иные сели по Двине и назвались поло-чанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильме­ня, прозвались своим именем - славянами, и построили го-

род, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота называлась "славянская"».

Повесть временных лет... С. 207.

Многовековое расселение привело к тому, что праславян-ская общность распалась на территориально-племенные объе­динения, которые приобрели собственный исторический опыт и разный уровень «цивилизованности». В «Повести времен­ных лет» читаем:

«Все они (славянские территориально-племенные объеди­нения) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые -свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и се­страми, матерями и родителями; перед свекровями и деве-рями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обы­чай... А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А родимичи, вяти­чи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало... если кто умирал, то устраивали по ним тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, складывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обы­чая держались и кривичи, и прдчие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон».

Там же. С. 211.

Различия между славянскими территориально-племенными объединениями, конечно же, складывались не только в силу природно-географических особенностей мест их поселения. Несомненно, значительное влияние на пришельцев оказывало

и местное население (летто-литовское, угро-финское и т. д). Жившие здесь издавна племена волей-неволей стали состав­ляющей процесса «коренизации» отдельных славянских пле­мен. По мнению академика Н.Я. Марра, «в формировании ме­стного славянина, конкретного русского, как, впрочем, по всей видимости, и финнов, действительное доисторическое население должно учитываться не как источник влияния, а как творческая материальная сила формирования» (Марр Н.Я. Избранные работы. М.; Л., 1935. Т. 5. С. 314). На дальней же восточной окраине славянского расселения, считал акаде­мик М.Н. Покровский, численное преобладание местных пле­мен даже через 600-700 лет было столь значительным, что в итоге «в жилах великороссов течет 80% их (финно-угров) крови» (Покровский М.Н. Историческая наука и борьба клас­сов. М.; Л., Вып. 1. 1933. С. 284).

Поэтому крупный отечественный историк XIX в. Н.И. Кос­томаров сделал вывод: «Чтобы определить "общеславян­ское", нужен гигантский труд, нужно в истории всех сла­вян отделить то, что входило к славянам от других наро­дов, потом исключить то, что составляло историческую принадлежность быта только некоторых из славянских племен и было чуждо другим, и потом уже собрать в сово­купность и привести в порядок то, что окажется в равной степени присущим всем вообще славянам. Но такой труд еще никем не совершен, и едва ли результат его в надлежа­щей степени может быть когда-либо достигнут: своеоб­разное и повсеместное, национальное и заимствованное так перепутываются между собой, что очень часто нет воз­можности явно отделить и обозначить то и другое».

(Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследова­ния. М., 1989. Кн. 1.С. 19).

Таким образом, можно констатировать, что к своей государ­ственности племена, жившие во второй половине первого ты­сячелетия н. э. на огромной территории востока Европы, пришли совместно, ведя между собой борьбу («усобицу») за гла­венство в нарождающейся державе.

Середина IX в. стала переломным моментом в истории вос­точноевропейских племен, ибо отсутствие у них государствен­ного единства, организованности, угрожало потерей независи­мости.

Вновь обратимся к «Повести временных лет»:

«В год 6367 (859 г.). Варяги из заморья взимали дань с чу­ди и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной моне­те и по белке от дыма...

В год 6370 (862 г.). Изгнали варяг за море и не дали им да­ни, и начали сами собой владеть. И не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усобица и стали вое­вать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свей (шведы), а иные норманы и анг­лы, а еще готландцы, — вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и вла­деть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русъ, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а тре­тий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Рус­ская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах наход-ники, а коренное население в Новгороде - славяне, в Полот-ске - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме -мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Повесть временных лет... С. 213-214.

Итак, по свидетельству Нестора, в создании ядра будущего древнерусского государства в районе Приильменья участвова­ли два славянских, два финно-угорских и одно скандинавское племя. То есть с самого начала, с самого своего зарождения Русь складывалась как государство, состоявшее из разных эт­носов.

Что же касается «иноземности» названия новой державы, то для эпохи раннего европейского Средневековья подобная ситуа­ция не была диковинкой. Подтверждение тому - наименования таких стран как Франция, Болгария и др. Поэтому вряд ли ныне сохраняется необходимость политического характера (как это имело место в середине XVIII и в середине - второй половине XX вв., о чем уже упоминалось выше) во что бы то ни стало ис­кать и находить исключительно славянские корни Руси.

Слово свидетелям событий того времени.

Ибн-Даста (Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Руста - араб­ский географ конца IX - начала X вв.):

«Что касается do Pycuu, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они (Русы), занимает пространство трех дней пути; покрыт он лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит на­ступить ногой на землю, она уже трясется по причине оби­лия в ней воды. Они имеют царя, который зовется хакан-Рус (князь-Русь). Они производят набеги на Славян, подъез­жают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (Славян) в плен, отвозят в Хазран (Хазарию) и Булгар (Камскую Бул-гарию) и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян...

Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего; наси­луют побежденных и обращают их в рабство. Они высоко­рослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях».

Цит. по: Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил Л.Я. Гаркави. СПб., 1870. С. 267-269.

Нестор:

«В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варя­гов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев - и нанял печенегов, и заложников у них цзял, и пошел на греков в ладьях и на конях...».

Повесть временных лет... С. 230.

Лаутпранд Кремонтский (писатель X в.):

«...греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos - no месту жительства».

Цит. по: Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. СПб., 1993. Т. 1.С. 96.

Даже в XIV в. восточные авторы различали этническую принадлежность терминов «русские» и «славяне» примени­тельно к Восточной Европе:

«Эта река (Волга) ...по ней плавают большие суда и ез­дят к Русским и Славянам. Начало этой реки также в зем­ле Славян».

Цит. по: Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. Т. 1.С. 2.41.

Как видим, ни на Востоке, ни на самой Руси, ни на Западе племена «русь» и «славяне» не путали. Не путали их и истори­ки XIX - начала XX вв. Исходя из письменных и археологиче­ских источников крупнейший знаток летописей А.А. Шахма­тов считал, что «Русь - это те же норманны, те же скан­динавы; русь - это древнейший слой варягов, первые выход­цы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном леси­стом и болотистом славянском севере».

Цит. по: Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории...

С. 97.

В этих же южных (приазовско-черноморских) пределах раз­мещал русов и крупный отечественный историк Г.В. Вернад­ский. Оказались ведь здесь в Причерноморье за тысячи лет до этого скандинавы-готы и даже создали тут в IV в. свое собст­венное государство (см. выше). Еще за 10 лет до «призвания» Рюрика в Приильменье, по словам Нестора:

«В год 6360 (852) ... когда начал царствовать Михаил (ви­зантийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград...».

Повесть временных лет... С. 213.

Предположить, что в 852 г. на Царьград (Константинополь) напали славяне, жившие на р. Рось около Киева, т. е. поляне (как это трактуется в ряде трудов историков), трудно, посколь­ку в те времена они вряд ли были способны угрожать столице Византийской империи, т. к. сами являлись данниками хазар­ского кагана. Да и описание Нестором ситуации в среднем Приднепровье - уже после того, как Рюрик «сел» в Новгороде - не позволяет допустить такую возможность:

«И было у него (Рюрика) два мужа, не родственники его, но бояре, и отправились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?" Та­мошние же жители ответили: "Было три брата Кий, Щек и Харив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хозарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много ва­рягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде».

Однако «заморское» происхождение Рюрика и его руси мо­жет иметь и такое объяснение, которое значительно разряжает атмосферу политико-научных споров об образовании первого русского государства. «Призван» Рюрик был из Ладоги, что на берегу озера Нево (Ладожского). Для людей того времени оно вполне могло восприниматься как море. Тем более что по дан­ным археологических раскопок в районе среднего Поволжья (Ярославль, Кострома), по утверждению историка П.Н. Милю­кова, здесь уже в первой половине IX в. существовал «нор-манский каганат», павший в 30-е гг. под ударами угров (см.: Милюков П.Н. Указ. соч. Т. 1. С. 420-426). Именно об этих ру-сах писали и Ибн-Даста (см. выше), и Ибн-Фадлан (Ахмед ибн Аббас-арабский писатель и дипломатX в.):

«...я видел Русое, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль (Волга)... Каждый из них имеет при себе неразлучно меч, нож и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные, клинки франкской работы. Начиная от конца ногтя каждого из них до его шеи (выта­туированы) зеленые деревья, изображения и другие вещи. <...> Они приходят из своей страны и бросают якорь в Итиль, которая есть большая река, и строят на ее берегу большие деревянные дома; в одном же доме собирается их десять, двадцать, также менее или более».

Цит. по.* Сказания мусульманских писателей о славянах и русских... С. 93-94.

Предположить, что в Итиле (столице Хазарского каганата) Ибн-Фадлан видел «киевских» славян-полян с реки Рось, очень сложно, поскольку даже проехать с берегов Днепра до Волги в ее нижнем течении в то время считалось подвигом богатыр­ского масштаба.

Споры о происхождении названий «Русь», «Русская земля», видимо, к сожалению, еще долго будут продолжаться. Что же касается вопроса, поставленного Нестором, «откуда есть по­шла Русская земля?» - то очевидно: Русь - это государство,возникшее в IX в. благодаря совместным усилиям разных пле­мен, принадлежавших к разным этносам. Русь - это государст­во, земля РУССКИХ ЛЮДЕЙ, т. е. тех, кто жил на этой земле, кто был подданным Руси, кто оборонял свою страну от врага, строил города и пахал землю. Такой подход к предыстории и истории Руси, Московского государства (Московии), России для нас значительно более убедителен и привлекателен, чем противопоставление одних этносов другим, чем попытки во что бы то ни стало вручить пальму первенства и главенство в создании и развитии русской государственности какому-либо одному народу.