1886 год Начало театральной жизни в Брянске
Исторические документы свидетельствуют, что заезжая актерская труппа посетила город Брянск в 1881 году. Она дважды пыталась дать «представкой ление спектаклей и водевилей». Список пьес долго рассматривался в Петербурге, и актеры вынуждены были уехать. Через шесть лет история повторилась. Спектакли профессиональных актеров брянцы смогли увидеть в 1886 году. Все лето гастролировала опереточная труппа. В 1887 году приехала драма... В девятнадцатом — начале двадцатого века в Брянске стали активно зарождаться любительские театральные студии, кружки...
Одно из зданий, где ставились спектакли, находилось в саду общественного собрания. К.Г. Паустовский в книге «Далекие годы» писал: «Театр был деревянный, старый, покрытый облупившейся розовой краской. На стенах его годами клеили афиши. Выцветшая от дождей бумага висела толстыми клочьями...»
Спектакли показывали и в помещении офицерского собрания. Проходили они иногда и в кинотеатре «Художественный».
Какое-то время в Брянске существовал ярмарочный праздничный балаганный театр «Петрушка».
В двадцатые годы XX века в Брянске предпринимаются попытки по открытию своего театра. При губернском наробразе была создана театральная секция. Возглавил ее И.И. Утянский. Режиссер В.В. Адашев руководил труппой актеров при клубе имени И. Фокина. В ней было пять актеров, получающих зарплату, и сорок пять студентов. Они показывали восемь — десять спектаклей в месяц. Репертуар был разнообразен. Просуществовала труппа не так долго. На смену ей пришла новая под названием «Первый советский театр». Возник и «Театр миниатюр»... Деревянное здание кинематографа «Художественный», где ставились спектакли, в 1923 году сгорело. Это был удар по театрам.
«Стремясь создать истинно народный театр и привлечь к созданию такого театра широкие пролетарские круги, с одной стороны, с другой — считая театр могучим культурным фактором в смысле эстетического воспитания народных масс, культпросвет завкома совместно с отделом народного образования решил открыть в Бежице театральную студию», — сообщало в начале 1921 года объявление завкома Брянского завода. Студийцы получили отдельное здание. Ими за четыре года было подготовлено более двадцати постановок и дано свыше ста спектаклей: «Младость» Л. Андреева, «Сверчок на печи» Ч. Диккенса, «На дне» М. Горького, «Гроза» А. Островского, «Жан и Мадлена» О. Мирбо, «Стенька Разин» Ю. Юрьева, «Принцесса Турандот» К. Гоцци... Руководил студией М.А. Губин.
«Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ не изобретал, как для усовершенствования, так и для очищения нравов...» — отмечал французский писатель и философ Вольтер. Позднее русский писатель Н.В. Гоголь писал: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Я. Соколов