Страницаначало

1886 год Начало театральной жизни в Брянске

Исторические документы свидетельствуют, что заезжая актерская труппа посетила город Брянск в 1881 году. Она дважды пыталась дать «представ­кой ление спектаклей и водевилей». Список пьес долго рассматривался в Пе­тербурге, и актеры вынуждены были уехать. Через шесть лет история повтори­лась. Спектакли профессиональных актеров брянцы смогли увидеть в 1886 году. Все лето гастролировала опереточная труппа. В 1887 году приехала драма... В девятнадцатом — начале двадцатого века в Брянске стали активно зарождаться любительские театральные студии, кружки...

Одно из зданий, где ставились спектакли, находилось в саду общественного собрания. К.Г. Паустовский в книге «Далекие годы» писал: «Театр был деревян­ный, старый, покрытый облупившейся розовой краской. На стенах его годами клеили афиши. Выцветшая от дождей бумага висела толстыми клочьями...»

Спектакли показывали и в помещении офицерского собрания. Проходили они иногда и в кинотеатре «Художественный».

Какое-то время в Брянске существовал ярмарочный праздничный балаган­ный театр «Петрушка».

В двадцатые годы XX века в Брянске предпринимаются попытки по откры­тию своего театра. При губернском наробразе была создана театральная секция. Возглавил ее И.И. Утянский. Режиссер В.В. Адашев руководил труппой актеров при клубе имени И. Фокина. В ней было пять актеров, получающих зарплату, и сорок пять студентов. Они показывали восемь — десять спектаклей в месяц. Ре­пертуар был разнообразен. Просуществовала труппа не так долго. На смену ей пришла новая под названием «Первый советский театр». Возник и «Театр мини­атюр»... Деревянное здание кинематографа «Художественный», где ставились спектакли, в 1923 году сгорело. Это был удар по театрам.

«Стремясь создать истинно народный театр и привлечь к созданию тако­го театра широкие пролетарские круги, с одной стороны, с другой — считая театр могучим культурным фактором в смысле эстетического воспитания на­родных масс, культпросвет завкома совместно с отделом народного образо­вания решил открыть в Бежице театральную студию», — сообщало в начале 1921 года объявление завкома Брянского завода. Студийцы получили отде­льное здание. Ими за четыре года было подготовлено более двадцати постано­вок и дано свыше ста спектаклей: «Младость» Л. Андреева, «Сверчок на печи» Ч. Диккенса, «На дне» М. Горького, «Гроза» А. Островского, «Жан и Мадлена» О. Мирбо, «Стенька Разин» Ю. Юрьева, «Принцесса Турандот» К. Гоцци... Ру­ководил студией М.А. Губин.

«Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ не изобретал, как для усовершенствования, так и для очищения нра­вов...» — отмечал французский писатель и философ Вольтер. Позднее русский писатель Н.В. Гоголь писал: «Театр — это такая кафедра, с которой можно мно­го сказать миру добра».

Я. Соколов