СтраницаНа Красноармейской

Брянск. На Красноармейской.

Сейчас уже с трудом вспо­минаются времена, когда болыиую часть первых этажей жилых домов централь­ных улиц Брянска занимали не магазины, а обычные квартиры. Все изменилось.

Торгово-развлекательные центры растут, как грибы по­сле дождя, центральные улицы превращаются в непрерывную череду бутиков. Таковой стала и Красноармейская. Особенно много магазинов сосредоточено на участке от площади Партизан до переулка им. Фрунзе. И пре­тендовать бы ей на звание брян­ской «золотой мили» — места скопления элитных магазинов для зажиточных людей, если бы не ряд особенностей.

Прогулка по улице Красноар­мейской оставляет впечатление эдакого «Шанхая», только устро­енного на современный манер.

Вот достаточно дорогой обу­вной бутик, продавцы которого большую часть времени тоску­ют в ожидании посетителей. А рядом магазин для среднего класса с вроде доступными це­нами. Улыбчивые продавщицы знакомят с хитроумными систе­мами скидок. Занимательная получается арифметика: три одновременно купленные вещи могут обойтись дешевле, чем одна. Правда, нужно купить не­пременно три и именно сегодня. Кто устоит?

Маленькие магазинчики на площадях, бывших квартирами, перемежаются с юридически­ми, туристическими и прочими агентствами. Затем этот ком­пактный ряд резко обрывается. И открываются знакомые виды на автовокзал и рынок с их страшноватыми чебуречными и плохо одетыми торговцами ве­щами разной степени ненужно­сти — «все по 36».

Одолев подземный пере­ход, минуя вездесущих рас­пространителей рекламных листовок, оказываешься перед двумя брянскими торговыми «монстрам»-: ТРЦ Тимошковых и «Мельни­ца», расположенными друг на­против друга.

Почему они так близко, за­чем? Вспомнилось, что «Тимош­ки» вроде и строили без «пра­вильного» разрешения. Может, их обладатели просто решили устроить показательный пи­щевой сеанс, кто кого съест, то бишь, разорит? В любом случае на узкой улице это соседство только «уплотнило» автомо­бильные пробки.

С другой стороны, налицо яр­кий пример конкуренции, кото­рая, вроде, должна бы способ­ствовать повышению качества обслуживания и снижению цен до бесконечности. Правда, пока, при поверхностном наблюдении, подобных тенденций не обнару­живается.

Очевидным минусом «Мель­ницы» многие считают ее плани­ровку. Непонятное ответвление и странная дробная нумерация этажей делают торговый центр похожим на лабиринт, забредя в который думаешь не столько о покупках, сколько о том, как от­туда выбраться.

В планировке «Тимошков» ло­гики, вроде, больше. И не только логики. В частности, эскалаторы устроены так, чтобы покупателю на переходах с этажа на этаж по­палось, как можно больше мага­зинов.

— Как много стало бутиков фирмы «SALE» — шутит моло­дой человек, обращаясь к своей подруге. А та уже устремилась к вывеске с этим волшебным сло­вом, как бабочка на огонек. Жен­щина средних лет спрашивает у продавщиц, что же это слово означает. Выяснив, делает заме­чание: написали бы по-русски, — больше было бы покупателей. Однако есть мнение, что фра­за «Распродажа со скидками» звучит не так красиво, слишком по-провинциальному. Не пото­му ли и у многих магазинчиков в торговых центрах, и у бутиков на Красноармейской многие на­звания написаны «по иностран­ному», эдакий «мейдиннеунас». Непонятно, но как же красиво!

В одном из многочисленных отсеков в «Тимошках» продав­щицы предлагают привередли­вой покупательнице уже деся­тый по счету наряд. Терпеливо пытаются угодить на вкус и цвет. Нелегкое это занятие — торгов­ля. После очередной неудачной примерки придирчивой дамы ее спутник, утомленный дол­гим шопингом, лишь обреченно вздыхает.

Чем выше этаж, тем меньше покупателей. Салоны мебели на верхних этажах, на мой взгляд, вообще больше напоминают му­зей с редкими и ценными экспо­натами.

Что касается самой улицы Красноармейской, то единствен­ный сектор с магазинами, кото­рый хоть как-то может претендо­вать на звание если не «золотой мили», то хотя бы «серебряных ярдов» — это бутики в Доме с часами и в соседнем с ним доме. Оно и понятно, элитным жильцам — элитные магазины. Но и там товаров всемирно извест­ных торговых марок не сыскать. А есть ли в Брянске вообще эти известные бренды? И нужны ли они нашему городу?

Моя знакомая, проработавшая какое-то время в одном из бути­ков, уверена, что даже состоя­тельные брянцы предпочитают одеваться в обычных магазинах, доступных и среднеобеспечен­ным жителям. А за громкими брендами отправляются в Мо­скву или за рубеж.

Брянск — город «торговых са­раев». Такой нелестный коммен­тарий к новости о возможном строительстве очередного торгово-развлекательного центра оставил один из брянских Интернет-пользователей. Обидное, скажем прямо, сравнение. Но доля правды в нем все-таки есть.

Согласно исследованию рынка торговой недвижимости Брян­ска, проведенному в 2011 году, на 1000 жителей города прихо­дится 623 квадратных метра тор­говых площадей. Это в 1,5 раза больше, чем в городе-миллион- нике Екатеринбурге. И судя по всему, это еще не предел.

Удачных нам всем покупок.