Брянск. На Красноармейской.
Сейчас уже с трудом вспоминаются времена, когда болыиую часть первых этажей жилых домов центральных улиц Брянска занимали не магазины, а обычные квартиры. Все изменилось.
Торгово-развлекательные центры растут, как грибы после дождя, центральные улицы превращаются в непрерывную череду бутиков. Таковой стала и Красноармейская. Особенно много магазинов сосредоточено на участке от площади Партизан до переулка им. Фрунзе. И претендовать бы ей на звание брянской «золотой мили» — места скопления элитных магазинов для зажиточных людей, если бы не ряд особенностей.
Прогулка по улице Красноармейской оставляет впечатление эдакого «Шанхая», только устроенного на современный манер.
Вот достаточно дорогой обувной бутик, продавцы которого большую часть времени тоскуют в ожидании посетителей. А рядом магазин для среднего класса с вроде доступными ценами. Улыбчивые продавщицы знакомят с хитроумными системами скидок. Занимательная получается арифметика: три одновременно купленные вещи могут обойтись дешевле, чем одна. Правда, нужно купить непременно три и именно сегодня. Кто устоит?
Маленькие магазинчики на площадях, бывших квартирами, перемежаются с юридическими, туристическими и прочими агентствами. Затем этот компактный ряд резко обрывается. И открываются знакомые виды на автовокзал и рынок с их страшноватыми чебуречными и плохо одетыми торговцами вещами разной степени ненужности — «все по 36».
Одолев подземный переход, минуя вездесущих распространителей рекламных листовок, оказываешься перед двумя брянскими торговыми «монстрам»-: ТРЦ Тимошковых и «Мельница», расположенными друг напротив друга.
Почему они так близко, зачем? Вспомнилось, что «Тимошки» вроде и строили без «правильного» разрешения. Может, их обладатели просто решили устроить показательный пищевой сеанс, кто кого съест, то бишь, разорит? В любом случае на узкой улице это соседство только «уплотнило» автомобильные пробки.
С другой стороны, налицо яркий пример конкуренции, которая, вроде, должна бы способствовать повышению качества обслуживания и снижению цен до бесконечности. Правда, пока, при поверхностном наблюдении, подобных тенденций не обнаруживается.
Очевидным минусом «Мельницы» многие считают ее планировку. Непонятное ответвление и странная дробная нумерация этажей делают торговый центр похожим на лабиринт, забредя в который думаешь не столько о покупках, сколько о том, как оттуда выбраться.
В планировке «Тимошков» логики, вроде, больше. И не только логики. В частности, эскалаторы устроены так, чтобы покупателю на переходах с этажа на этаж попалось, как можно больше магазинов.
— Как много стало бутиков фирмы «SALE» — шутит молодой человек, обращаясь к своей подруге. А та уже устремилась к вывеске с этим волшебным словом, как бабочка на огонек. Женщина средних лет спрашивает у продавщиц, что же это слово означает. Выяснив, делает замечание: написали бы по-русски, — больше было бы покупателей. Однако есть мнение, что фраза «Распродажа со скидками» звучит не так красиво, слишком по-провинциальному. Не потому ли и у многих магазинчиков в торговых центрах, и у бутиков на Красноармейской многие названия написаны «по иностранному», эдакий «мейдиннеунас». Непонятно, но как же красиво!
В одном из многочисленных отсеков в «Тимошках» продавщицы предлагают привередливой покупательнице уже десятый по счету наряд. Терпеливо пытаются угодить на вкус и цвет. Нелегкое это занятие — торговля. После очередной неудачной примерки придирчивой дамы ее спутник, утомленный долгим шопингом, лишь обреченно вздыхает.
Чем выше этаж, тем меньше покупателей. Салоны мебели на верхних этажах, на мой взгляд, вообще больше напоминают музей с редкими и ценными экспонатами.
Что касается самой улицы Красноармейской, то единственный сектор с магазинами, который хоть как-то может претендовать на звание если не «золотой мили», то хотя бы «серебряных ярдов» — это бутики в Доме с часами и в соседнем с ним доме. Оно и понятно, элитным жильцам — элитные магазины. Но и там товаров всемирно известных торговых марок не сыскать. А есть ли в Брянске вообще эти известные бренды? И нужны ли они нашему городу?
Моя знакомая, проработавшая какое-то время в одном из бутиков, уверена, что даже состоятельные брянцы предпочитают одеваться в обычных магазинах, доступных и среднеобеспеченным жителям. А за громкими брендами отправляются в Москву или за рубеж.
Брянск — город «торговых сараев». Такой нелестный комментарий к новости о возможном строительстве очередного торгово-развлекательного центра оставил один из брянских Интернет-пользователей. Обидное, скажем прямо, сравнение. Но доля правды в нем все-таки есть.
Согласно исследованию рынка торговой недвижимости Брянска, проведенному в 2011 году, на 1000 жителей города приходится 623 квадратных метра торговых площадей. Это в 1,5 раза больше, чем в городе-миллион- нике Екатеринбурге. И судя по всему, это еще не предел.
Удачных нам всем покупок.