СтраницаМ.К. Тенишевой

Межпоколенческий опыт в общественной деятельности М.К. Тенишевой. Брянская земля.

Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине.
М.К. Тенишева

Общественная деятельность княгини М. К. Тенишевой была весьма
разнообразна и направлена была на разрешение ключевых проблем в жизни
человека в сферах культуры, образования и здоровья.
Детство Марии прошло в стенах аристократического особняка в Петер-
бурге, в полном одиночестве, с матерью, тяжелый характер которой разру-
шил всякий контакт между ними. Клеймо «чужой», «незаконнорожденной»
наложило отпечаток на характер девочки. Наверное, это давало удивитель-
ные для аристократки сострадательность, зоркость во взгляде на устройство
жизни тех, кто более всего нуждался в помощи: рабочих и крестьян.
Впервые о жизни людей низшего сословия княгиня Тенишева задума-
лась, живя вместе с мужем долгие четыре года в городке Бежеце (орфография
М. К. Тенишевой) под Брянском. Здесь В. Н. Тенишев руководил рельсопро-
катным заводом.
В книге «Воспоминания моей жизни» Мария Клавдиевна вспоминает:
« …Общественной жизни на заводе не существовало, и только мужчины
где-то собирались небольшими кучками, чтобы пить и проигрывать нажи-
тое».
Пытаясь изменить сложившийся уклад, княгиня Тенишева проделала
огромную работу. Были открыты потребительское общество с доступными
ценами на товары достойного качества, народная столовая, благотворитель-
ное общество для оказания помощи сиротам и вдовам. С глубоким понимани-
ем необходимости повышать культурный уровень, организовать досуг не
только рабочих, но и заводских руководителей среднего и высшего звена, в
качестве альтернативы пьянству и праздности Мария Клавдиевна иницииро-
вала и принимала самое горячее участие в открытии Общественного собра-
ния, где проходили спектакли организованного ею театра, вечера и концерты
приглашенных артистов.
Но самая большая и, пожалуй, сложная работа была связана с тем, что-
бы изменить отношения в семье: между детьми и родителями, не способны-
ми в сложившихся обстоятельствах транслировать следующим поколениям
положительный межпоколенческий опыт.
«Дома детям было тесно, душно, нехорошо. Зачастую под пьяную руку
на них сыпались побои и пинки … Матери прогоняли детей на улицу, чтобы
избавиться от шума и рева. Да они и сами охотно бежали от тесноты и
дурного обращения и слонялись весь день на свободе, одичалые, огрубелые,
развивая в себе Бог весть какие пороки. Жаль было смотреть на ребятишек
12-14 лет, день-деньской болтающихся толпами по широким немощеным
улицам завода … Трудно сказать, что было лучше для ребенка: жизнь ли ди-
каря разрушителя или вредные примеры и нравственная грязь, царившая у
них дома? … Все это пагубно действовало на нравственность малолетних,
беспощадно губя ее в самом раннем возрасте».
Для решения этих проблем Марией Клавдиевной было предпринято
несколько шагов: став сначала попечительницей единственной в Бежице шко-
лы, она увидела множество проблем, связанных уже с передачей опыта в рам-
ках образовательного учреждения. В результате княгиней Тенишевой было
создано ремесленное училище для подростков, ремесленная школа для дево-
чек, где они обучались тому, что должны были бы передать им старшие жен-
щины в семье: матери, бабушки – рукоделию, кройке, шитью. В результате
большая часть детского населения города была охвачена обучением и по-
лезными занятиями. Параллельно с устройством образовательного процесса
Тенишевой приходилось отстаивать права своих учеников. Предоставляя им
возможность полноценно учиться, она приложила немало усилий к тому,
чтобы на заводе перестали использовать труд юношей моложе 17 лет.
«… какую метаморфозу произвело это училище в моих учениках! Какое
чудо!.. какие милые, приветливые лица встречали меня в училище, какие
светлые глаза глядели с благодарностью… О дикарях уже не было и помину.
Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с
рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело…»
Наблюдая за жизнью рабочих завода, Мария Клавдиевна обратила вни-
мание на то, как пагубно для нравственности сожительство нескольких се-
мейств в одной квартире, когда теряются не только нормы приличия, но и раз-
рушаются внутрисемейные связи между поколениями. Она предложила руко-
водству завода расселить рабочих, уступив им по найму или на праве
арендного пользования пустующие земли вокруг завода. В результате нача-
лась плановая застройка домов в Бежице и расселение рабочих семей. Через
несколько лет «в праздник на крылечках и балкончиках мелькали трогатель-
ные семейные сценки: отцы нянчили ребят, … целым обществом сидели за
самоваром… Все, что было забито, обезличено казармой, на свободе разом
пробудилось, приняв жизненную, нормальную форму. Проявились индивиду-
альности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чи-
стой обстановке».
Когда В. Н. Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья
уезжает в Санкт-Петербург, где М. Тенишевой совместно с И. Репиным орга-
низованы рисовальные школы по подготовке к высшему художественному
образованию. В это время Мария Клавдиевна поддерживает многих молодых
талантливых, но еще непризнанных художников. Параллельно открывает
рисовальную школу в Смоленске. Она становится одной их основателей
журнала «Мир искусства», сыгравшего большую роль в обновлении русского
искусства.
Способы решения проблемы просветительства среди народа Мария
Клавдиевна выбирала с мудростью и в соответствии с потребностями кон-
кретных людей: ею было открыто несколько начальных народных школ в Бе-
жице, Петербурге и Смоленске, открыты курсы для подготовки учителей.
Княгиня Тенишева видела, что крестьяне – большая часть населения
России – живут в темноте и убожестве. Само устройство русской деревни,
способ ведения сельского хозяйства требовали коренных преобразований.
«… их скот, лошади, обработка земли — одно отчаяние... Все вместе было
что-то безнадежное. Соседство культурного имения мало влияло на них. На
благоустроенное имение они смотрели как на господскую затею, к ним не-
приемлемую...» Благодаря усилиям М. К. Тенишевой была создана сельско-
хозяйственная школа первого разряда во Фленово близ Талашкино под Смо-
ленском с целью «…под неприглядной корой … разыскать душу, отмыть
то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хоро-
шей почве взрастить семя…». И это благотворно повлияло на передачу луч-
шего крестьянского трудового, социального опыта от поколения к поколению.
Выпускников школы готовили к индивидуальному фермерскому хозяй-
ству. В большинстве своем именно они стали лучшими в крае специалистами
– универсалами. Сельскохозяйственная экономия Талашкина была прооб-
разом идеальной модели столыпинской фермы. В период кризиса традицион-
ной русской крестьянской культуры М. К. Тенишева искала новый путь «под-
готовки сельских специалистов, патриотически-настроенных», для которых
духовные потребности стали бы ведущими, «засветился бы свет в глазах
крестьянских детей». В результате система обучения и воспитания в Талаш-
кино дала толчок к совершенствованию всей системы образования в России.
В это время Тенишева записывает в своем дневнике: «Деревенская об-
становка темна, дети видят иногда дурные примеры, пьянство, драки, во-
ровство… Как может иметь облагораживающее влияние школа и как мо-
гут укрепиться всякие житейские правила порядочности в крестьянском ре-
бенке, если он уходит на долгое время в свою среду, где видит и слышит все
то, против чего школа борется и от чего старается его отлучить и огра-
дить?»
Мария Клавдиевна ясно осознавала необходимость взаимопонимания и
взаимодействия между школой и семьей. «Обеднели мы красотою. Из жи-
лищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое… Стыдно: в
каменном веке лучше понимали значение украшений, их оригинальность, бес-
конечное разнообразие. Не от столиц ждать красоты… Не от торжищ ис-
кусства. В этих истоках грязнится живая вода, а бьет она нежданная из
тишины и покоя, от самой земли». Княгиня Тенишева делала многое, чтобы
показать крестьянам положительные примеры крестьянского труда, быта, се-
мейных отношений. Каналами трансляции опыта предыдущих поколений яв-
ляются музеи. И не случайно именно в Талашкино была открыта «Скрыня»
- первый на Смоленщине и в России музей этнографии и русского декоратив-
но-прикладного искусства, полагая, что наличие такого музея вблизи школы
облагородит вкус учащихся и пробудит их генетическую память. В. Рябу-
шинская, современница событий, писала о школе в Талашкино: «Все было
приурочено к художественному, духовному и вместе с тем практическому
развитию деревенского молодого поколения». Серьезно занимаясь собира-
тельством предметов русской старины, этнографии, археологии, Мария Клав-
диевна собрала самую крупную коллекцию древнерусского прикладного ис-
кусства, насчитывавшую более 10 000 уникальных предметов. Ею были орга-
низованы экспедиции в разные уголки России. А в 1905 г. Мария Клавдиевна
передала коллекцию филиалу Московского археологического общества в
Смоленске, финансировав постройку для музея большого здания.
«У священного очага, вдали от городской заразы, творит народ вновь
обдуманные предметы, без рабского уродства, без фабричного клейма, тво-
рит любезно и дружно. Видно, душевной потребностью, сознанием твердой
и прочной почвы двинулось дело талашкинских школ и музея».
О роли Талашкино, где «не просто общаются передовые и просвещен-
ные люди… объединяются, насыщаются общими идеями», но и «работают,
делают, созидают» для общественного блага пишет В. Солоухин в книге
«Продолжение времени». «Национальное самосознание должно отныне
крепнуть в России. Художественные изделия „Талашкина“ – опыт воскреше-
ния народного вкуса. Они доказывают жизненность народной красоты…»
События 1905 года в России вынудили Тенишевых выехать за границу.
«Три года, проведенные в Париже не прошли даром в смысле служения Рос-
сии», - пишет княгиня Тенишева в своих воспоминаниях. И там она занима-
ется активной общественной деятельностью, организуя музыкальные вече-
ра, встречи, пропагандирующие русскую культуру. А еще – что весьма экзо-
тично для женщины – она материально поддерживает в это время творче-
скую деятельность Бенуа, Дягилева и других выдающихся художников Сере-
бряного века.
М.К. Тенишева не просто распоряжается своими деньгами как благо-
творитель. Она с жаром выдвигает и реализует необходимые обществу проек-
ты, принимая в их осуществлении самое активное участие. Во время войны
она много помогает воинам, вдовам и сиротам: организует благотворительное
общество, для оказания помощи перечисляются сборы от спектаклей, бала-
лаечных концертов в Талашкино. В домике Малютина устраивается лазарет
на 10 коек, где при выписке каждый выздоравливающий получает денежную
помощь. А в 1908 году этот дом передан под земскую больницу. В 1914 году
в Смоленске открыт лазарет для тяжелобольных на 30 коек, который оснащен
рентген-кабинетом, единственным в округе, и автомобилем. И даже в этой де-
ятельности она не забывает о сохранении семейных отношений: в лазарет
имеют доступ родственники раненых воинов: родители, жены, дети, - кото-
рым тоже оказывается необходимая помощь.
Общественная деятельность М.К. Тенишевой, на мой взгляд, не закон-
чилась и сейчас, после смерти княгини. Ее имя, ее дела, пережившие не одно
десятилетие, - не только повод современным общественным деятелям оце-
нить свой труд для дела созидания и благоустройства жизни в России, но и
задуматься, что же будет оставлено для следующих поколений.

М.Н. Понкратова, старший преподаватель Брянского филиала ОРАГС

Историко-архитектурный комплекс "Теремок" расположен в бывшем имении М.К. Тенишевой Талашкино, что в 18 километрах от Смоленска.