Страницамирные

1919 год В МИРНЫЕ ДНИ БРЯНСК

Еще в конце 1919 года на VII съезде Советов В. И. Ленин говорил, что теперь «позади лежит главная полоса гражданских войн... впереди — главная полоса того мирного строительства, которое всех нас привлекает, которого мы хотим, которое мы должны творить и которому мы посвятим все свои усилия и всю свою жизнь» (1).

Начинать мирное строительство приходилось в неимоверно тяжелых условиях. Производство крупной промышленности сократилось в семь раз. Экономика страны была отброшена к уровню середины XIX века, а производство чугуна — к эпохе царствования Екатерины II. Иностранная военная интервенция и экономическая блокада унесли не менее четверти национального богатства, которым страна располагала до 1918 года. К разрухе добавлялись массовые эпидемии и голод. Валовая продукция сельского хозяйства уменьшилась вдвое, а товарная — вчетверо.

Брянск и Бежица, как и многие промышленные центры в то время, наполовину опустели. Производство сократилось почти вчетыре раза, тысячи семей, чтобы как-то прокормиться, перебрались в деревню. В городе месяцами не выдавали никаких продуктов, и все же наиболее активная и сознательная часть рабочих выполняла свой долг. В 1921 году Брянский завод продолжал работать на оборону, работал мехзавод (бывший Арсенал), Радицкий вагоностроительный. Действовал железнодорожный узел. Газета «Гудок» сообщала 16 февраля 1921 года о жизни восьмитысячного коллектива железнодорожников:

«Вообще нужно отметить сознательность брянцев: с сентября до 15 ноября, ввиду отсутствия продовольствия, им не выдавался паек, но эксцессов и срыва работ не наблюдалось ни разу, выполнение программы также шло без перерыва.

Брянцы за все время совершенно не получали никакой одежды, рабочие ходят босыми и в лохмотьях, но большого процента невыходов на работу не наблюдается».

Партия принимала меры к тому, чтобы ускорить восстановление экономики страны. Состоявшийся в марте 1921 года X съезд принял разработанную В.И. Лениным новую экономическую политику. В осуществлении ее свою роль должны были сыграть и брянские рабочие. Им предстояло, в частности, внести большой вклад в снабжение деревни орудиями труда. На предприятиях города налаживается выпуск плугов, борон, жаток. В начале 1921 года постановлением Совета Труда и Обороны за подписью В.И. Ленина Брянский завод был включен в группу предприятий, которым поручалось изготовить опытную партию электроплугов. Коллектив завода воспринял это задание как почетный ленинский заказ. Старый рабочий П. И. Прошкин вспоминал те дни:

«Почетный ленинский заказ обрадовал и глубоко взволновал коллектив. Этот плуг являлся новинкой, поучиться, как его делать, было не у кого. Hе хватало металла, топлива. Но трудности нас не остановили. Топливо мы заготовляли в лесу, разыскали металл, быстро привели в порядок разлаженное оборудование. Люди трудились, не считаясь со временем: ковали лемехи, отвалы, гнули рамы, монтировали электрооборудование. К каждой детали прикреплялся ярлык «К плугам по заданию Ленина».

Владимир Ильич высоко оценил труд брянских рабочих. 10 ноября 1921 года он писал управляющему делами Совнаркома:

«Рабочие и служащие Брянского завода изготовили 7 электроплугов. До 1.1.1922 изготовят 20.

Трудности при этом были невероятно велики. Поэтому необходимо особо вознаградить до 70 человек рабочих и служащих. Это удостоверяет директор Брянского завода тов. Желтов.

Прошу поставить вопрос завтра в СТО, обсудив вместе с т. Желтовым виды вознаграждения (орден Трудового Знамени, денежное и натуральное)» (1).

Годы восстановления дают немало примеров самоотверженного и бескорыстного труда тысяч и тысяч брянцев. В 1922 году встал вопрос о закрытии из-за ветхости оборудования городского лесозавода № 1. Тогда сами рабочие взялись пустить бездействовавший много лет лесозавод № 2. Платить им за восстановление зданий и ремонт оборудования было нечем. Да они и не требовали платы. Несколько месяцев шло восстановление. К пятой годовщине Октября рабочие пустили завод, заявив, что это их подарок стране.

1 мая 1923 года в Брянске состоялся торжественный пуск нового шиферного завода. Раньше на этом месте был старый шиферный завод «Террофазерит». В 1921 году он сгорел. Руководители Мальцевского государственного треста, которому принадлежало это предприятие, и не помышляли о его восстановлении, т.к. денег в кассе треста не было. Но рабочие завода на собрании приняли решение восстановить его своими силами. Каждый день приходили они на территорию бывшего завода, работали по 10—13 часов, а зарплаты почти не получали. И завод поднялся.

Осенью 1923 года в стране разразился хозяйственный кризис. Причиной его явилось несоответствие в уровнях восстановления промышленности и сельского хозяйства. Сельскохозяйственных товаров на рынок поступало вдвое больше, чем промышленных, что в условиях свободного товарооборота привело к резкому падению цен на сельскохозяйственные продукты и удорожанию изделий промышленности. Сказывалась также неправильная политика цен. На заводах Брянска скопилось много продукции, не находившей сбыта. Только на складах завода «Красный профинтерн», как с лета 1923 года стал называться Брянский завод, скопилось 50 тысяч плугов.

Партия и правительство приняли срочные меры для исправления создавшегося положения. Были снижены цены на изделия промышленности, развернулась борьба за рационализацию и удешевление производства. В частности, решено было сконцентрировать выпуск промышленной продукции на крупных предприятиях, а не обеспеченные заказами заводы законсервировать. Из брянских заводов законсервировали Радицкий вагоностроительный, что позволило увеличить загрузку «Красного профинтерна».

Экономика страны была напряжена чрезвычайно. На ремонт предприятий, на замену оборудования денег почти не отпускалось. И тем не менее рабоче-крестьянское государство даже в этих условиях считало необходимым выделять из своих скудных ресурсов максимум возможного для улучшения быта и культуры трудящихся. В 1922 году в Бежице открывается рабфак. 180 человек, из них 144 рабочих, пришли сюда на подготовку для поступления в вузы. Здесь действовал рабочий клуб, в Брянске Дом просвещения, в Бежице и Брянске работали научно-технические клубы. Налаживается строительство жилья на кооперативных началах. Первыми начали железнодорожники. Их кооператив организовал строительство поселка «Жилстрой». В Бежице начали закладку тридцати одноэтажных и четырех двухэтажных домов. Свои дома отдыха создают «Профинтерн» и мехзавод. До 10 процентов работающих получили возможность проводить свои отпуска в домах отдыха и санаториях. Улучшалось постепенно продовольственное снабжение. В связи с нэпом увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, оживилась торговля. К концу 1923 года в городе насчитывалось 859 торговых заведений. Из них 787 принадлежали частникам. Действовали четыре потребительских кооператива.

К 1924 году в промышленности сложилось такое положение, что рост заработной платы опережал рост производительности труда. Это, как отметил Пленум ЦК РКП(б) в августе 1924 года, было неизбежно и закономерно для полного удовлетворения потребностей рабочих. Однако длительное сохранение такого соотношения между зарплатой и выработкой угрожало интересам государства. Пленум указал, что лозунгом дня должно стать увеличение производительности, расширение производства, удешевление изделий.

На заводах Брянска и Бежицы производительность труда в это время не достигла и половины довоенной, а заработная плата составляла 65—75 процентов от довоенной. Обсудив сложившееся положение, коммунисты Брянска и Бежицы развернули работу по выявлению и использованию резервов производства. Зачинателями движения за повышение производительности труда в городе выступили рабочие мехзавода. Накануне седьмой годовщины Октября сборщики Р. Синегубов и А. Григорьев обратились в заводоуправление с просьбой увеличить им нормы выработки на 50 процентов, т. к. они хорошо освоили сборку новых изделий. Их примеру последовали еще 14 человек, а затем и многие другие рабочие. Движение за повышение норм выработки перекинулось и на другие предприятия. Это было совершенно новое, невозможное в дореволюционные годы явление. Оно было порождено новым, социалистическим отношением людей к производству. В 1924 году первыми в городе довоенный уровень производительности труда превзошли железнодорожники. Сказалось обновление парка паровозов и вагонов, Из 124 локомотивов большинство было новыми. Резко улучшилось состояние подвижного состава. Это позволило повысить скорости движения. В этом же году, после реконструкции, в два с половиной раза поднялась производительность труда на Брянской пенькопрядильной фабрике. На «Профинтерне» пустили гвоздильный цех, строился цех большегрузных вагонов, заменялась часть оборудования. Совершенствовалось производство на мехзаводе, Радицком вагоностроительном и других. В этой перестройке активно участвовали сами рабочие. Они вносили рационализаторские предложения, совершенствовали производство.

Пневматические рубильные молотки ввозились, в страну из-за границы, «Профинтерн», например, получал их из Швеции по 150 золотых рублен за каждый. Слесарь завода Устинов после долгих поисков создал пневматический рубильный молоток, более надежный и простой в изготовлении, чем шведский. Направляя свое предложение руководству завода, Устинов писал: «Ввиду того, что на «Профинтерне» имеют громадное применение пневматические рубильные молотки, я решил изготовить молоток совершенно новый, и мне, стоящему на этом деле около 20 лет, известно, что самая лучшая фирма — «Атлас», а поэтому я изготовил по ней, внеся доступное изменение в изготовление, а, главное, для того, чтобы не катать советские рубли в Швецию, если будет приемлемо на благо республики.

На заводе наладили выпуск устиновских молотков. Обходились они втрое дешевле привозных. «Профинтерн» снабжал ими другие предприятия. Так брянский рабочий освободил страну от дорогостоящих закупок за границей. Им руководило пробудившееся чувство хозяина страны.

В 1926 году усиленными темпами продолжалось восстановление промышленности. Появилась возможность выделить значительные средства на жилищно-коммунальное и культурное строительство. Началось сооружение Дома Советов, театра, нескольких многоэтажных жилых домов. Пошли по городу первые автобусы, связавшие центр с вокзалами и Бежицей. В нынешнем Советском районе Брянска в то время насчитывалось 27 тысяч жителей, в Володарском — 10 тысяч, в Фокинском — 9 тысяч и в Бежицком — 31 тысяча жителей. За три года, по сравнению с 1923 годом, население Брянска и Бежицы увеличилось на 18 тысяч человек.

Внешне город оставался почти таким, каким он был до революции. 90 процентов всех построек были деревянными. Только восемь процентов зданий имели два этажа и больше. Лишь двенадцать процентов улиц было замощено и толыко в одном из десяти домов жители пользовались водопроводом. Зато в духовной и социальной жизни города произошли огромные изменения.

В Брянске действовало 10 школ, в них занималось 3600 учащихся. Начали работать 5 школ для взрослых, три пункта ликбеза, пять детских садов, два профтехучилища, счетоводно-бухгалтерские курсы, школа фабзавуча, индустриальный, медицинский и музыкальный техникумы, рабочий университет, курсы по подготовке в вузы, три библиотеки, пять клубов, два кинотеатра. Большим событием в жизни города было открытие в канун девятой годовщины Октября здания театра.

В 1927 году в развитии промышленности и городского хозяйства был сделан новый шаг вперед. Закладывается фундамент дальнейшего подъема промышленного производства — начинается строительство Брянской ГРЭС. Строится Дом банков ипромышленности, Дворец культуры в Бежице, новые многоэтажные жилые дома в Брянске и Бежице, прокладывается водопровод в Фокинском поселке, благоустраиваются улицы. Затем начинается строительство больницы, поликлиники, клубов. Брянск и Бежица преображались.

Грандиозная программа экономических и социальных преобразований, которую предстояло осуществить советскому народу, чтобы построить социализм, требовала четкой и ясной перспективы в практических делах. Необходимо было плановое начало в народном хозяйстве, сочетание текущего и перспективного планирования,

XVI партийная конференция, проходившая в апреле 1929 года, приняла первый пятилетний план. В нем содержалась программа развернутого наступления социализма по всему фронту. Она была рассчитана на построение фундамента социалистической экономики и дальнейшее вытеснение капиталистических элементов с целью их полной ликвидации.

Первая пятилетка с огромной заинтересованностью обсуждалась коллективами предприятий Брянска и Бежицы. Бригады, цехи намечали свои рубежи, разрабатывали встречные планы. За пятилетку заводы и фабрики города должны были увеличить выпуск продукции в два-три с половиной раза. Для старых брянских заводов это были высокие задания. Но рабочие, инженерно-технические работники считали их вполне осуществимыми. В этом убеждал опыт предыдущих лет. Ведь к началу первой пятилетки удалось почти в полтора раза увеличить объем производства в городе по сравнению с 1913 годом. И это в основном на старом оборудовании, при небольших в общем-то капитальных вложениях на модернизацию и расширение заводов. Теперь же пятилетним планом намечались крупные ассигнования на переоборудование предприятий, на создание энергетической базы.

С начала пятилетки с большим размахом развернулось строительство Брянской ГРЭС. Партийные организации, рабочие коллективы взяли шефство над стройкой, они помогали рабочей силой, материалами. Главное машинное здание было сооружено еще в 1929 году. В 1930 году пустили два турбогенератора по 11 тысяч киловатт, но строительство продолжалось.,

Одновременно началось сооружение ряда новых предприятий. Весной 1930 года в густом лесу на окраине Бежицы появились строители. Они приступили к закладке сталелитейного завода, который должен был снабжать литьем вагоностроителей Брянска и Бежицы. Почти одновременно на противоположной окраине города началось строительство мясокомбината, по тому времени одного из крупнейших в стране. Велось строительство Полпинского фосфоритного завода, тоже крупнейшего в то время предприятия производительностью в 150 тысяч тонн удобрений в год. Началось сооружение комплексно-механизированной швейной фабрики в Брянске, завода силикатного кирпича в Бежице.

Крупные суммы были ассигнованы на техническую реконструкцию предприятий города. На заводе «Красный профинтерн» за годы первой пятилетки было установлено около тысячи новых станков. Если в 1928 году капиталовложения на расширение и реконструкцию производства этого предприятия составили 3,2 миллиона рублей, то в 1929 — 4,5, в 1930 — 4,8, 1931—7,4, 1932 — 8,6, 1933 году — 11 миллионов рублей. Была расширена инструментальная база, что дало возможность значительно улучшить обеспечение цехов инструментам и отказаться от завоза некоторых его видов лэ-за границы.

Техническое перевооружение предприятий создавало условия для быстрого роста производства, повышения производительности труда. Так, Брянский шиферный завод только за 1931 год дал 83 процента прироста выпуска продукции. Особенно бурно росло производство на «Красном профинтерне». Вот характерные цифры: с 1928 по 1932 год завод поставил железным дорогам 1417 вагонов, а в 1933 году — 2350. В этом была большая заслуга инженера М. Т. Мержанова, ставшего позже профессором Брянского института транспортного машиностроения. По его проекту на заводе было налажено поточное производство большегрузных вагонов, каждые два часа из цеха выходил вагон.

«Красный профинтерн» выпускал самую разнообразную продукцию: плуги, жатки, бурильное оборудование, краны, пневматические молоты, вагоны, паровозы, холодильное оборудование и многое другое. Это, несомненно, мешало совершенствованию производства. И партийная организация настойчиво ставила вопрос о специализации завода. К концу пятилетки этого удалось добиться. В общем объеме производства вагоны и паровозы заняли 90 процентов. Пятилетка заводом была выполнена за 4 года. Объем производства за пять лет возрос более чем в четыре раза.

Но к коллективу этого и других предприятий города, также успешно завершивших первую пятилетку, этот результат пришел не сразу. За первые два года пятилетки в промышленности произошло значительное отставание от контрольных цифр роста производительности труда и снижения себестоимости продукции. Положение стало меняться, когда партийные организации Брянска и Бежицы направили усилия на организацию массового социалистического соревнования за достижение лучших результатов в труде.

На предприятиях широко развернулось патриотическое движение за добровольное повышение норм выработки, за снижение расценок. Социалистическое соревнование неразрывно связывалось с конкретными задачами борьбы за пятилетку — за выполнение и перевыполнение промфинплана, снижение себестоимости, повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины и т. д.

Борьба за дальнейшее повышение производительности труда требовала лучшего овладения техникой. Коммунистическая партия и Советское правительство развернули огромную работу, чтобы помочь рабочему классу получить необходимые для этого знания.

Из рядов рабочих заводов имени Урицкого, «Красного профинтерна», мехзавода, фабрик сотни передовиков уходили в вузы, техникумы, рабфаки. Бывший губонинокий рабочий поселок Бежица в годы первой пятилетки превратился в город учащихся. К концу первой пятилетки открыли двери машиностроительный институт им. И. Фокина на 750 студентов, машиностроительный техникум на 650 учащихся, медицинский техникум на 200 человек, рабфак для 270 слушателей, школа ФЗУ на 1500 человек, 19 общеобразовательных школ. Значительно расширилась сеть учебных заведений и в Брянске, в частности, открылся лесохозяйственный институт. На деле осуществлялся лозунг: «Большевики должны овладеть техникой!».

Рождались и другие формы овладения техникой. Так, в июле 1931 года на мехзаводе организуется общезаводское бюро «Технику— в массы», первыми шагами которого явилась организация технических кружков в цехах. В овладении техникой, в повышении профессионального мастерства рабочих большую роль играло ударничество и шефство опытных производственников над молодыми рабочими. Это шефство оформлялось специальными договорами. Вот что писал, например, в своем договоре рабочий «Красного профинтерна» И. Луговой:

«Я, старый кадровик кузнечного цеха Луговой И. И., беру шефство над вновь поступающим рабочим Игнатовым Н. И. и даю обязательство: воспитать в нем социалистическое отношение к труду, вовлечь в работу производственных совещаний, сделать его ударником производства, обучить профессии и передать ему свой опыт работы, вовлечь его в марксистско-ленинскую учебу».

Н. Игнатов отвечал ему: «Я, рабочий Игнатов Н. И., вновь поступивший в цех, даю взаимное обязательство кадровику Луговому, что буду сознательно относиться к производству. Не сделаю ни одного прогула, опоздания. Внимательно буду относиться к порученной работе, окончательно ликвидирую зависящий от меня брак. Буду выполнять все поручения по общественной работе, принимать активное участие в работе производственных совещаний, повышать свой политический и технический уровень. Обязуюсь выполнять все указания по работе тов. Лугового. С сего числа объявляю себя ударником производства» (1).

Инициатива масс породила такие формы соревнования, как «общественный буксир» для подтягивания отстающих, сквозные и хозрасчетные бригады. Итогом всей этой борьбы явилось досрочное выполнение пятилетнего плана большинством рабочих коллективов города.

Объединенный Пленум ЦК и ЦКК партии в январе 1933 года отметил, что «СССР из страны аграрной превратился в страну индустриальную, что укрепило экономическую независимость страны, ибо СССР получил возможность решающую часть необходимого оборудования производить на своих собственных предприятиях» (2).

Свой немалый вклад в это внесли рабочие Брянска и Бежицы. За пятилетку объем производства увеличился в 2,5 раза, выпуск продукции — более чем в 3,5 раза превысил уровень 1913 года.

Вместе с заводами и фабриками росли, хорошели в первойпятилетке Брянск и Бежица. Хотя с 1929 года, в связи с ликвидацией Брянской губернии, Брянск стал сначала окружным, а затем районным центром, государство отпускало ему большие средства на строительство и благоустройство. В Брянске строятся кинотеатры, клубы, создаются новые библиотеки, школы, В Бежице возводится Дворец культуры с театральным залом на 1000 мест и лекционным — на 250 мест, с двумя библиотеками для взрослых и детей. Организуется Дом техники, Дом физкультуры, входит в строй фабрика-кухня. В Бежице и Брянске за пятилетку было построено немало многоэтажных жилых домов.

Одной из больших побед, достигнутых трудящимися Брянска в первой пятилетке, было то, что все предприятия стали работать рентабельно. Во второй пятилетке важнейшей задачей партийных и хозяйственных организаций города стало дальнейшее увеличение социалистических накоплений. Решению этой задачи способствовала реконструкция предприятий, внедрение новой техники.

За годы первой и второй пятилеток в промышленное строительство Урицкого завода было вложено 4736 тысяч рублей. Цехи завода пополнились новым оборудованием. Совершенствовались техника и технология на заводах «Красный профинтерн», механическом. В сентябре 1935 года дал первую плавку мартеновский цех Бежицкого сталелитейного завода. В этом же году был пущен Брянский мясокомбинат.

В решении проблемы роста накоплений важнейшую роль играло ударничество и особенно стахановское движение. Это движение получило широкое распространение в городе. В сентябре 1935 года рабочий вагоностроительного завода им. Урицкого Лихорадов выработал 550 процентов дневной нормы. Его достижением заинтересовался М. И. Калинин. На Брянской швейной фабрике первой в это движение включилась работница цеха № 6 Майская, выполнившая норму на 200 процентов. На «Красном профинтерне» знамя этого движения первыми подняли рабочие Шаховская, Морозов, Давыдкин. А за ними по-стахановски стали работать целые бригады, смены, отделы.

Большую работу, связанную с развитием стахановского движения, провела парторганизация мехзавода. К середине 1936 года здесь насчитывалось около двух тысяч стахановцев. Многие из них, такие, как Архипов, Несмачный, Корин, Алешкин, Яшин, Рыжакин, работали на двух и трех станках. Увеличилось число рационализаторов. В последний год второй пятилетки они внесли более 1600 предложений, внедрили 570 и дали почти полмиллиона рублей экономии. Творческий подъем способствовал тому, что за пятилетку объем производства на заводе возрос в 4 раза, а производительность труда — в 2,7 раза.

Стахановское движение представляло собой новый этап в социалистическом соревновании масс. Оно было неразрывно связано с утверждением социалистических производственных отношений, с коренным изменением взглядов на труд. Стахановцы не довольствовались личными высокими показателями. Они вели за собой товарищей, передавая им опыт, знания. Г. Лихорадов научил своим приемам работы десятки товарищей на родном заводе, он выезжал для обмена опытом на Калининский, Усть-Катавский и Ленинградский им. Егорова заводы. Кузнец «Красного профинтерна» Петряев, замечательный мастер своего дела, в те годы неоднократно выходил победителем в соревновании кузнецов Брянского и Коломенского заводов. Он обучил своим методам большую группу рабочих своего и Коломенского заводов. В паровозомеханическом цехе первым целиком стахановским стал цилиндровый отдел. А началось с того, что строгальщик Карпов, разработавший свои очень эффективные приемы, обучил им строгальщикав цилиндрового отдела. И отдел стал выполнять месячные задания на 130—140 процентов, тогда как раньше нередко не справлялся с планом.

Стахановское движение заставляло людей настойчиво искать пути повышения производительности труда. И когда эти поиски увенчивались успехом — это давало большой толчок росту производства.

В один из дней лета 1936 года молодой электросварщик «Красного профинтерна» Борисов установил рекорд. Через несколько дней комсомолец Демидов перекрыл достижение товарища. Сварщики поделились опытом со своими коллегами, и вскоре один из них — Сосков опередил Демидова. Подтянулись и остальные, что дало возможность повысить нормы выработки.

Отдельные передовики устанавливали и всесоюзные рекорды. Кузнец молотового цеха «Красного профинтерна» Глухов 5 октября 1936 года на 2,5-тонном молоте отковал за смену 100 вагонных осей. Несколько дней спустя бригада слесарей Яковлева из вагономехаиического цеха собрала за смену 40 вагонных тележек вместо 10 по норме.

Брянские железнодорожники в годы второй пятилетки энергично боролись за повышение скоростей движения, внедряли новую технику, новые методы труда. Широкое развитие получило движение тяжеловесников, начатое машинистами Я. Брызгаловым, Н. Рыжковым, А. Сидоренко.

Вторая пятилетка, как и первая, большинством предприятий Брянска была завершена досрочно. Успешно выполнил все задания коллектив мехзавода. Завод имени Урицкого план 1935 года закончил 23 сентября и дал стране 4500 платформ. За это ему было вручено переходящее Красное Знамя Западного обкома ВКП(б) и облсовпрофа. А стахановец Г. Лихорадов постановлением ЦИК СССР был награжден орденом Ленина.

«Красный профинтерн» во второй пятилетке выпустил вагонов вдвое больше, чем в первой. Впервые в Союзе он стал делать вагоны с автосцепкой, которую ему поставлял стальзавод.

На высоком техническом и организационном уровне велось производство паровозов. Брянские паровозы серии ЭМ считались наиболее надежными и экономичными. В 1936 году коллектив приступил к производству паровозов серии СО, стоявших на уровне лучших мировых образцов. В первый же год завод дал транспорту 25 таких локомотивов. Чтобы еще больше повысить экономичность локомотива, на заводе разработали конструкцию паровоза с тендером-конденсатором. Конструкторы предполагали, что эта машина будет проходить 1000 километров без набора воды. Но паровозники-практики доказали, что ату цифру можно почти удвоить. С трибуны XVIII съезда партии было доложено, что машина проходит 1700 километров без набора воды и экономит 25 процентов топлива. Съезд постановил, что «конденсационные паровозы в ближайшие годы должны занять ведущее место в грузовом парке паровозов».

XVIII съезд партии утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.). Партия рассматривала третий пятилетний план как крупный шаг вперед в завершении строительства социалистического общества.

В эти годы социалистическое соревнование на предприятиях становилось все более массовым. Получили широкое распространение такие его формы, как многостаночное обслуживание, скоростные методы работы, совмещение профессий, соревнование за экономию сырья, материалов, электроэнергии, сокращение непроизводительных расходов и т.п. Соревнование приносило замечательные результаты. На заводе «Красный профинтерн» бригадам кузнецов В. Я. Орлова и Д. Н. Петряева удалось вдвое уплотнить рабочий день. Быстро стали расти ряды многостаночников. В цехах завода «Красный профинтерн» к концу августа 1939 года насчитывалось 70 многостаночников, к январю 1940 года — 362, к осени 1940 года — 500 человек. То же было и на других предприятиях. К примеру, в апреле 1940 года на многостаночную работу на заводе имени Урицкого перешел целиком механический цех. Усилилась борьба за экономию сырья, электроэнергии, материалов. На заводе «Красный профинтерн» рабочий И. К. Ермаков из цеха большегрузных вагонов за 1939 год сумел сэкономить 50000 рублей. Всего же за этот год от рабочих и служащих завода поступило 4672 рационализаторских предложения. Треть их была внедрена и дала свыше двух миллионов рублей экономии. За первую половину 1940 года предложения дали столько экономии, сколько за весь 1939 год.

Увеличению выпуска продукции способствовало продолжавшееся техническое переоснащение производства. В 1938 году капиталовложения по Брянской швейной фабрике составили 638 тысяч рублей, что позволило в 1939 году досрочно выполнить повышенную годовую программу и сверх годового плана выпустить швейной продукции на 100 тысяч рублей. Бежицкий завод силикатного кирпича давал в 1940 году 55 процентов всего кирпича, выпускавшегося на Брянщине—20 миллионов штук. К 1940 году Бежицкий стальзавод увеличил выплавку стали в 5,5 раза по сравнению с 1936 годом.

Железнодорожники узла Брянск-II своими силами механизировали Западную сортировочную горку и за этот счет резко увеличили переработку вагонов. Паровозники депо Брянск-II только за 1940 год перевезли в тяжеловесных составах дополнительно 400 тысяч тонн грузов.

В предвоенные годы Брянск и Бежица стали крупными промышленными и культурными центрами. К 1941 году население каждого из них приближалось к 100 тысячам человек. В Брянске действовало около 160 предприятий и в Бежице — около 70. Выпуск промышленной продукции почти в 15 раз превышал уровень 1913 года. Брянск давал стране изделий на 201 миллион рублей и Бежица — на 235 миллионов рублей в неизменных ценах 1926/27 гг. Ежегодно из ворот заводов выходило до 150 паровозов, почти три тысячи большегрузных вагонов, более четырех тысяч платформ, около 2500 цистерн, более 6000 комплектов автосцепки и много других изделий.

Неизмеримо поднялись культура и благосостояние населения, изменился облик городов. Уездный захолустный Брянск и заводской поселок Бежица стали цветущими социалистическими городами. Накануне войны в них было два института с 1300 студентами, десять техникумов с 5000 учащимися, два рабфака на 350 человек, 45 школ с 31 тысячей учеников. В городах действовало 40 детских садов на 300 мест, 25 яслей на 1700 мест, 15 больниц и родильных домов, 23 поликлиники и амбулатории. Было открыто около 50 библиотек с полумиллионным книжным фондом, работало 20 киноустановок, в домах действовало 16500 радиоточек.

За годы Советской власти для трудящихся города было построено около 300 тысяч квадратных метров жилья, водопроводная сеть достигла 110 километров, а канализационная сеть — 15 километров. Из года в год рос товарооборот. Накануне войны он превышал 300 миллионов рублей.

Перед Брянском и Бежицей открывались большие перспективы дальнейшего экономического и культурного роста.